Практическое занятие – вид учебных занятий, при котором в результате предварительной работы над программным материалом преподавателя и студента, в обстановке активного общения решаются познавательные задачи. В основе подготовки к практическому занятию лежит самостоятельная работа студентов по планам, заранее выданным преподавателем, и работа с ФЗ «О прокуратуре» и литературой. Практическое занятие в отличие от лекции предполагает коллективное обсуждение студентами наиболее важных проблем изучаемого курса. Это не пересказ лекции или текста закона, а осмысление изучаемой проблемы и представление на обсуждение своих мыслей по содержанию материала. Задача практического занятия не только в том, чтобы изучить какой-то вопрос или ряд вопросов по конкретной теме. На таком занятии студенты обучаются излагать свою точку зрения перед аудиторией, отстаивать ее в научном споре, логично, аргументировано опровергать оппонентов, связывать теорию с практикой.
Практические занятия направлены на развитие у студентов навыков самостоятельной работы над литературными источниками, законами и иными правовыми актами, материалами судебной практики, коллективное обсуждение наиболее важных проблем изучаемого курса, решение практических задач и разбор конкретных жизненных ситуаций.
Такие ситуации излагаются в задачах, большинство которых имеют в своей основе рассмотренные судебные дела. Решение подобных задач позволяет добиться максимального приближения студентов к практической деятельности юриста.
Подготовка к практическим занятиям включает в себя изучение рекомендованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики, учебной и специальной литературы.
Решать практические задачи рекомендуется в следующей последовательности:
1. Внимательно прочитать условие задачи, сущность возникшего спора и все обстоятельства дела, проанализировать доводы сторон.
2. Если в задаче приведено решение суда или иного органа, требуется оценить его обоснованность и законность.
3. Определить знание, каких институтов жилищного права позволит ответить на поставленные вопросы.
4. Проанализировать нормативные акты, регулирующие данные отношения, и объяснить, почему именно их следует применять в указанных случаях.
Рекомендуется пользоваться возможностями СПС «Консультант плюс». Там же можно найти судебную практику.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Вся учебная деятельность студента – это различные виды, формы и уровни самостоятельной работы, поэтому она является ведущей формой обучения в вузе. Лекционно-семинарская система в вузе предполагает, что у студентов уже имеется определенный опыт учебно-познавательной деятельности, сформированы основные учебные навыки и, прежде всего, умение самостоятельно добывать знания, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, которая в дальнейшем становится объектом совместного обсуждения в ходе семинаров и практических занятий.
Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:
- логическое мышление, навыки создания научных работ гуманитарного направления, ведения научных дискуссий;
- развитие навыков работы с разноплановыми источниками;
- осуществление эффективного поиска информации и критики источников;
- получение, обработка и сохранение источников информации;
- преобразование информации в знание;
- формирование и аргументированное отстаивание собственной позиций по различным проблемам прокурорского надзора.
Для решения указанных задач студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу различные научные тексты. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных соответствующим по хронологии и проблематике вопросам истории. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работы.
Можно выделить следующие функции самостоятельной работы студентов в учебном процессе вуза:
- закрепление знаний и умений, полученных в рамках аудиторной работы;
- расширение и углубление знаний по отдельным темам;
- освоение следующих умений и навыков: принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством; давать квалифицированные юридические заключения и Для успешного решения учебных задач самостоятельной работы преподавателем в методических указаниях студентам перечисляются средства выполнения заданий, рекомендуется список нормативно-правовых актов и литературы, дается примерная оценка времени выполнения задания, определяются критерии оценки задания и срок выполнения.
Аудиторная самостоятельная работа проводится в ходе: 1) лекционных занятий; 2) практических занятий.
Самостоятельная работа студентов на лекции включает в себя умение слушать внимательно, выделять тезисы, которые составляют основу излагаемых проблем и логику доказательств основных положений изучаемой темы, выделять главное в содержании лекции, конспектировать.
Результатом самостоятельной работы студентов на лекционном занятии является написание конспекта лекции. Конспект лекции может включать основные блоки материла, проблемные вопросы к ним, ссылки на нормативные акты и судебную практику. Специфика конспектирования лекции заключается в особенностях обработки получаемой информации, в ее свертывании, что позволяет позднее восстановить коммуникативно-информационный процесс лекционного занятия.
Конспект лекции позволяет не только возвращаться к воспринятой ранее информации, но и совершенствовать ее, использовать на практике, расширять в ходе работы с рекомендованными нормативными актами и литературой. Конспект лекции позволяет хранить систему знаков, стимулирующих развертывание полученной информации.
После лекции самостоятельная работа студентов заключается в последующей работе над содержанием лекции (заметки на полях), составлением собственного плана изучения правового явления. К традиционным формам самостоятельной работы на практическом занятии относится: работа с текстом нормативных актов, заполнение таблиц, контрольные работы, развернутое оппонирование по теоретическим сообщениям, тестовые занятия различных уровней, вопросы для самопроверки.
К специфическим формам самостоятельной работы на практических занятиях относится: решение практических задач и казусов; обсуждение видеоситуаций; реферативный обзор статей в юридических журналах; подбор примеров и моделирование различных практических ситуаций.
Самоподготовку по определенной теме рекомендуется начинать с ознакомления с конспектом соответствующей лекции или разделом учебника. Затем следует изучить нормативно-правовые акты и судебную практику по вопросам, относящимся к данной теме. При работе с нормативными актами следует учитывать последние изменения и дополнения. Для этого следует использовать электронные ресурсы, такие как «Консультант Плюс».
Студенты дневного формы обучения готовят рефераты.
Методические указания по написанию реферата
Студенческий реферат – это творческая работа студента, в которой на основании краткого письменного изложения и оценки различных источников и литературы проводится самостоятельное исследование определенной темы, проблемы.
Рациональная организация реферирования предполагает те же этапы, что и работа над курсовой, а именно: выбор темы, отбор источников и литературы, составление плана, накопление фактического материала, письменное изложение результатов работы, оформление, устное выступление с рефератом.
Подготовка реферата включает в себя:
— прочтение необходимого раздела учебника и конспектов лекций;
— подбор литературы, нормативно-правовых актов и изучение основных источников;
— составление плана, отражающего тему работы;
— написание реферата и его оформление;
— составление списка использованных нормативно-правовых актов и литературы.
При выполнении реферата следует обращаться к официальным изданиям: «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов управления», «Бюллетень Верховного Суда РФ». Помимо нормативной базы и учебной литературы следует использовать монографии, авторефераты, научные статьи, опубликованные в журналах: «Хозяйство и право», «Закон», «Государство и право», «Правоведение» и др.
Реферат должен состоять из:
— титульного листа, с название вуза, кафедры, темы, ФИО студента; номера учебной группы;
ФИО, ученой степени научного руководителя;
— оглавления;
— введения, где определяются цели и задачи реферата, обосновывается актуальность и значимость выбранной темы;
— основной части, в которой на основе нормативного материала, специальной литературы,
судебной практики раскрывается рассматриваемый вопрос;
— заключения с выводами по освещенным проблемам реферата, предложениями и рекомендациями;
— списка использованных нормативных актов и литературы.
Приводимые в работе цитаты берутся в кавычки. Ссылки на цитируемые источники следует оформлять в виде подстрочных ссылок (с указанием фамилии и инициалов автора, названия цитируемого произведения, года издания, места издания и номера страницы, на которой расположен цитируемый фрагмент). Объем реферата не должен быть менее 6 страниц печатного текста и не более 15 страниц.
Для проверки результатов самостоятельной работы используются следующие формы контроля:
1. Устные опросы на практических занятиях.
2. Проверка решения практических задач (в устной форме на практическом занятии).
3. Проверка результатов контрольных срезов и тестов; 4. Заслушивание докладов и проверка рефератов.
В вузе устное выступление с рефератом чаще всего используется на семинарских занятиях с целью углубить и расширить знания по одному из рассматриваемых вопросов темы, обозначить в нем актуальную проблему, разные точки зрения на неё у исследователей. Исходя из этого, реферат заслушивается в контексте рассматриваемого в плане семинара вопроса в рамках регламента в 5-8 минут. Для этого необходимо не повторять азбучных истин, отбросить всё лишнее и логично, убедительно изложить цель проделанной работы, основные положения её содержания, сообщить мнения ученых и собственные выводы по исследуемой проблеме. Защищая ту или иную точку зрения, нужно тщательно подобрать систему аргументов с помощью фактов.
Можно иллюстрировать свое сообщение таблицами, схемами и т.п. Отвечать на вопросы нужно спокойно, обоснованно.
При выступлении следует избегать часто встречающихся ошибок:
─ злоупотребление иностранными словами, незнакомыми терминами и понятиями, а также большим количеством фактов и цитат;
─ наличие слов – паразитов: «так сказать», «ну», «вот», «как бы», «типа», «значит» и др;
─ преувеличенно эмоциональная, громкая или, напротив, скованная и невнятная речь;
─ искажение слова, его смысла или неверное ударение.
Основаниями для оценки могут служить:
─ актуальность проблемы исследования и степень раскрытия заявленной темы;
─ проявление студентом творческого подхода при решении поставленных задач;
─ способность студента кратко и грамотно изложить суть работы, вести дискуссию по проблеме, аргументировать выводы и суждения;
─ уровень общеисторической подготовки, проявленный при ответе на вопросы;
─ культура оформления реферата.
Подробные рекомендации содержатся в методических указаниях к выполнению курсовой работы данного пособия.
Методические рекомендации по подготовке к контрольной работе
Контрольная работа по дисциплине «Прокурорский надзор» выполняется студентами как полной (ЮЗ), так и сокращенной программы обучения (ЮЗВ, С)
Рекомендуется следующий алгоритм выполнения контрольной работы:
1. Выбор варианта.
2. Изучение методики ее написания и оформления.
3. Отбор и изучение рекомендованных нормативно-правовых актов и литературных источников.
4. Составление плана изложения материала.
5. Написание чернового варианта работы.
6. Тщательная литературная обработка и окончательное оформление текста.