Центры культурно-бытового обслуживания




В практике градостроитель­ства наряду со специализированными центрами города создается обширная сеть общественных зданий обслужи­вающего назначения. Сеть обслужи­вания представляет собой комплекс однородных по функции учреждений, равномерно расположенных по терри­тории города и обслуживающих от­дельные его элементы. Это, например, сети учреждений образования, здраво­охранения, торговли, общественного питания и т. д.

Здания, в которых размещают об­служивающие учреждения разного назначения, группируются в комплексы — общественные центры. Городские центры, центры жилых районов и микрорайонов; центры в местах приложения труда и зонах отдыха составляют систему центров, которая должна быть органически связана с архитектурно-планировочной структурой города. Организация об­служивания населения и создание стройной системы культурно-бытовых учреждений города составляют одну из важнейших проблем градостроительства. Ее решение создает наи­более комфортные условия прожива­ния в городе, позволяет удовлетворять разнообразные потребности населения при разумном использовании времени.

Учреждения обслуживания города должны быть организованы в единую систему, охватывающую селитебные территории, места приложения труда и зоны массового отдыха с учетом особенностей обслуживания в каждой из этих зон и их взаимосвязи.

В нашей стране культурно-бытовое обслуживание населения организуется по ступенчатой системе. На­селение пользуется теми или иными учреждениями повседневно, периоди­чески или эпизодически. В соответ­ствии с этим и характером учреж­дений определяются ступени обслу­живания, которые представляют собой взаимосвязанную систему общегород­ского, районного и микрорайонного обслуживания. Важнейший принцип ступенчатой организации об­служивания — совместное размещение учреждений в общественном центре.

Каждая ступень обслуживания, как правило, соответствует структуре городской застройки: повседневное об­служивание сосредоточивается в микрорайоне, периодическое — в жилом районе, эпизодическое имеет общегородское значение.

Первая ступень: учреждения повседневного обслуживания населения, которые размещаются в микрорайоне из расчета не свыше 5—7 мин ходьбы от наиболее отдаленных жи­лых домов, что соответствует пеше­ходной доступности в пределах 500 м или геометрическому радиусу обслу­живания около 500 м. К повседневному обслуживанию от­носятся: детские ясли-сад, общеобразовательная школа, столовая-кафе, продовольственный магазин с отделом промтоваров, жилищно-эксплуатационная контора, парикмахерская, мастерские мелкого ремонта, отделе­ние связи и сберкасса, аптека, разда­точный пункт детской молочной кухни, приемный пункт химчистки, комплекс физкультурных площадок и микрорайонный сад, тепловой узел, трансфор­маторные подстанции, стоянка легко­вых автомобилей и др.

Вторая ступень объединяет учрежде­ния периодического обслуживания на­селения, которые размещаются в жи­лом районе из расчета 15—20 мин ходь­бы, что соответствует пешеходной доступности в пределах 1500 м или геометрическому радиусу обслужива­ния около 1500 м. Районные административные учреждения, кинотеатры, клубы, спор­тивные сооружения, библиотеки, мага­зины и др.

Третья ступень — это учреждения эпи­зодического обслуживания общегород­ского значения, размещение которых ограничивается лишь временем транс­портной доступности. Учреждения эпизодического поль­зования обслуживают население всего города. Сюда относятся административно-де­ловые учреждения, театры, крупные кинотеатры и библиотеки, музеи, выста­вочные залы, специализированные ма­газины, крупные универмаги, салоны, дома моделей, рестораны и др. Время, затрачиваемое населением на поездки в эти учреждения, при составлении ге­неральных планов обычно лимитируют в пределах 30 мин. Учреждения эпи­зодического пользования, особенно в крупных и крупнейших городах, раз­мещают также в пригородных и зеленых зонах (спортивные сооружения, специализированные учреждения отды­ха и лечения, загородные музейно-выставочные комплексы и др.).

 

Подобная система обслуживания отличается достаточной гибкостью и легко трансформируется в зависимости от конкретных градостроительных ус­ловий.

Для удовлетворения потребностей человека необходимо наличие опреде­ленных видов культурно-бытового об­служивания. Каждый из этих видов, как правило, имеется на всех ступенях обслуживания. В пределах одного вида обслуживания каждой ступени соответ­ствуют свои учреждения, отличные от учреждений других ступеней.

 

В настоящее время учреждения эпи­зодического пользования все более тяготеют к транспортным коммуника­циям. Это прогрессивная тенденция, однако размещение общественных объектов вдоль магистралей требует обязательного разделения транспорт­ного и пешеходного движения.

В зависимости от конфигурации территории жилого района, ее размер может быть от 150 до 400 га. Размещение общественного центра в геометрическом центре тер­ритории обеспечивает максимальную зону обслуживания (150—400 га) жи­лых районов, но в конкретных усло­виях это не всегда возможно. При смещении общественного центра к периферии зона обслуживания в пре­делах того же радиуса обслуживания значительно сокращается.

Целесообразность эксцентрич­ного размещения центра возрастает в жилых районах с небольшой терри­торией.

Важнейшее условие правильного размещения общественного центра — наличие транспортной связи с соседни­ми районами и центром города, с промышленной зоной, зоной отдыха. Общественный центр реко­мендуется размещать вблизи точек вы­хода основных пешеходных путей рай­она к транспортным магистралям. Об­щественный центр следует размещать на расстоянии 40—60 м от жилых домов и отделять защитной полосой декоративной зелени.

Рис. 7 Система общественных центров селитебной территории.

Рис. 8 Пример выполнения курсовой работы. Схема транспортной структуры города. Масштаб 1:50 000.

Как видно из теоретической части работа над третьей схемой курсовой работы состоит из двух частей. Сначала студенту предлагается разработать транспортный костяк города (систему магистральных улиц и дорог), опираясь на вышеизложенные принципы и правила проектирования транспортной сети. Приветствуются интересные и необычные композиционные решения, отвечающие ранее созданной рельефной и ландшафтной ситуации.

Затем на эту структуру наносится сеть общественных центров города исходя из требований пешеходной доступности и рационального размещения на его территории.

Масштаб схемы увеличивается вдвое для возможности более детальной проработки.

На схеме соответствующими условными знаками обязательно выделить магистральные улицы районного и городского значения, все три уровня общественного обслуживания, указать радиусы обслуживания.

В пояснительной записке описывается транспортная структура и сеть обслуживания, даются пояснения к рациональности конкретного решения.

 

 

Рис. 9 Схемы построения уличных сетей.


Планировочная организация селитебной территории города.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: