ТЕМА 6. Страноведческий подход к изучению роли культуры, языка, религии, традиций, народного творчества. Массовая культура.




1. Страноведческий подход к изучению роли культуры в туризме

2.Язык как компонент культуры: основные понятия.

3. Религия в сфере туризма: основные понятия

- Христианство

- Католичество

- Православие

- Протестантство

4. Культура как компонент туризма.

5. Характеристика некоторых особенностей современного искусства

6. Традиции и народное творчество.

7. Массовая культура

Культура наряду с природой является важнейшим условием, определяющим развитие всех без исключения видов и направлений туризма. Понятие «культура», вероятно, одно из самых многогранных: культура различается по составным частям, видам, направлениям, формам проявления, носителям и т.д. Существует большое количество определений данного понятия в целом и по различным составляющим.

Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях. Это общее, философское определение культуры. Кроме него, существует еще несколько определений понятия «культура», каждое из них по-своему имеет преломление в туризме и значение для развития турбизнеса.

Термин «культура» употребляется для характеристики как определенных исторических эпох (античная культура) конкретных стран, государств, обществ, племен, так народов (культура индейцев майя), народностей и наций, а также специфических сфер деятельности человека или его жизни. Иначе говоря, может быть выделена культура: художественная; отдыха; лечения; образования; развлечения; поведения (общения); профессиональная; религиозная.

Дать полную туристскую характеристику культуры любой страны, всех ее особенностей по всем составляющим не представляется возможным в силу сложности проблемы. Поэтому приходится ограничиться определенными, главными направлениями, представляющими наибольшее значение. Культура отдыха и развлечения имеет очень большое значение, но, к сожалению, плохо изучена, теоретические концепции почти не разработаны, а информация по отдельным странам либо отсутствует, либо фрагментарна.

Художественная культура стран в отличие от других направлений представляет главный интерес для туризма. Во-первых, потому, что этот аспект культуры интересен для большинства людей. Во-вторых, в связи с тем, что художественная культура дает представление об особенностях страны на уровне конкретных объектов туристского показа: памятники архитектуры, спектакли, зрелища и праздники, обряды и ритуалы, храмы, музеи, центры ремесел и пр. В-третьих, потому, что разработана теория вопроса, и, что еще более важно, студенты и тем более профессионалы турбизнеса обладают необходимым базовым набором знаний (еще в школе изучается на протяжении ряда лет дисциплина «Мировая художественная культура»). Кроме того, студентам читается курс «Культурология», рассматривающий основные понятия по предмету.

Характеристика художественной культуры страны должна быть дополнена элементами этнографической культуры, и элементами религиозной культуры.

Под этнографической культурой понимается совокупность традиционных форм хозяйствования, укладов, обычаев, традиций, языка, кухни, поселений, народного творчества и других элементов традиционной (донациональной) культуры.

Религия является важным самостоятельным компонентом культуры любого народа в любой стране. Кроме того, религиозные воззрения часто оказывают существенное влияние на все остальные аспекты художественной культуры, прежде всего на искусство. В историческом прошлом это влияние было более значительным, о чем свидетельствуют многочисленные произведения народного творчества и искусства. Аспекты этого влияния и взаимодействия столь многогранны, что выходят за рамки данного учебного курса. Но при характеристике художественной культуры стран следует уделить внимание влиянию религиозных мотивов на развитие различных видов искусства.

 

2. Язык как компонент культуры: основные понятия

Высшим достижением народного творчества наряду с религией, художественным ремеслом и традициями является язык.

Существует несколько определений этого понятия в широком и узком (филологическом) смысле слова.

Язык - это совокупность всех слов, образов, представлений и понятий данного народа, служащая для передачи мыслей. Одновременно, это средство формирования мышления, менталитета этноса и способ существования индивидуального сознания человека, личности.

Язык есть высшая культура человечества. Мысли человека, его сознание формируются языком.

По мере развития речи формировались устные языки племен и народностей, но параллельно шло развитие письменности. Одновременно с появлением слова и речи у человека возникла потребность запечатлеть образы окружающего его мира и выразить свои представления о них на поверхности красками или линиями. Так появились архаичная живопись и графика. В дальнейшем необходимость передачи общего смысла выражений, действий и понятий привела к постепенному упрощению рисунков. Так возникли иероглифы, клинопись и другие письмена - идеограммы, обозначающие звук, слог, слово, выражение, абстрактное понятие. Именно они в результате дали начало всем современным алфавитам.

Язык - совокупность всех слов народа (словарь и природная грамматика) и верное их сочетание для передачи своих мыслей. Литературная письменная речь - это избавленная от излишеств и специально выстроенная разговорная речь. Время возникновения единого разговорного литературного языка различно у разных народов. Часто основой формирования становятся мифы и легенды (сказки), эпос, который унифицирует систему слов и выражений, делая их общеупотребительными. В формировании и развитии литературного письменного языка многих народов эпос также играет значительную роль с того момента, когда записанные и вновь воспроизводимые записи наиболее популярных текстов эпоса становятся общедоступными и читаемыми.

В большинстве стран датой рождения литературного письменного языка считается издание массовым тиражом (с учетом особенностей того времени) художественного произведения, написанного автором с использованием специальных оборотов разговорной речи. Язык любого народа - отражение его исторической судьбы, хранилище успехов и поражений, радости и горя, сомнений и надежд его носителей.

Каждый народ имеет свое лицо, свою душу, свой характер, свой язык. Так, английский язык - синоним английскости, т.е. принадлежности к истинным англичанам, а русский язык есть выражение русскости.

У каждого народа существует собственная (национальная, этническая) картина (образ) мира. Она состоит из специфических национальных (этнических) образов, которые воспринимаются по-разному, т.е. рождают различные ассоциации.

Языковое значение всех объектов и явлений внешне не только антропоцентрично (т.е. адресовано человеку), но и этноцентрично, т.е. ориентировано на определенный этнос. Наиболее ярко это проявляется в вербальном языке - речи. Кроме вербального языка большую роль в общении людей играют невербальные формы общения. Главными из них, повторим, являются жесты, мимика, поза. Все формы невербального общения - наглядное выявление мысли, часто это происходит на уровне эмоций и не всегда контролируется разумом. Это проявления языка чувств, настроения человека в момент речи. Именно потому, что формы невербального языка имеют рефлекторную природу, они также специфичны и неповторимы у разных этносов, в разных культурах. Тем не менее специалисты полагают, что более 50 % всей информации несут именно формы невербального общения. В некоторых культурах это значение, вероятно, еще больше.

Цвет тотема, раскраска идолов и человеческого тела, цветные татуировки играют большую роль в традиционных культурах и жизни людей во многих странах мира. Определенные цвета и оттенки цветовой гаммы имеют сакральное значение в современных религиях разных народов. Раскрашивание тела с помощью татуировки приобрело значительное место в массовой культуре современного общества. Символика цвета сопровождает человека от его рождения до смерти, каждый обряд, ритуал связан в нашем сознании с определенным цветовым символом-образом.

3. Религия в сфере туризма: основные понятия

Слово «религия» у разных народов переводится и объясняется по-разному. Считается, что оно происходит от латинского глагола «relegere» - «опять связывать, снова соединять, воссоединять». Сначала вера, затем религия возникают на определенных этапах развития человека. Появление религии, вероятно, связано с тем, что некоторые люди в любой стране стремились постичь неведомую силу, лежащую в основе существующего мира, и установить связь с ней. Таких людей у разных народов называли по-разному: пророки, прорицатели, шаманы, волхвы, жрецы, оракулы, маги и т.д. Послания из неведомого, сверхъестественного мира или личные прозрения и духовный опыт этих людей составляют основу большинства вероучений. Духовная сила и деяния этих людей привлекали учеников и последователей, которые составляли писания. Рассказы об этих людях и совершенных ими поступках превращались в предания и легенды. В честь этих людей и прославляемых ими богов или духов-покровителей строились святилища и храмы. При культовых сооружениях возникали группы профессиональных служителей. Они создавали систему правил и положений, регламентирующих жизнь и поведение верующих, систему вероучения, в том числе канон, символ веры и культ. Так возникала религия - организованное поклонение высшим силам (С.Н. Трубецкой, русский богослов).

Религия - это:

1) особое отношение человека к высшему Существу или высшим силам, которым он поклоняется; это поклонение (будь оно чувственным или духовным) предполагает несомненную для верующего сознания реальность того высшего Существа или высших сил, которые он чтит, а также веру и вероучение;

2) мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного.

Вероучение - это совокупность представлений о происхождении и природе Вселенной в результате творческого акта высшего Существа или высших сил. Основу вероучения могут составлять:

- набор сведений, представлений об окружающем мире и сверхчеловеческих (божественных, духовных) силах, управляющих этим миром;

- логос - духовное первоначало, божественный разум; система знаний, основанных на эмпирических представлениях и понятиях, выведенных путем логических рассуждений;

- теология и теософия - наука о Божестве и вере и богопознание путем мистического восприятия, через непосредственное общение (в состоянии экстаза) с божеством.
Первый уровень - это верования и культы, основанные на мифах, легендах, преданиях, так называемая естественная религия. Она типична для народов на уровне племени. Второй уровень - религия разума, отрицающая сверхъестественное откровение. Она характерна для ряда национальных религий, соответствующих традиционному типу мышления и культуры народов на стадии народности. Третий уровень - религия откровения, или позитивная, признает сверхъестественное откровение и строит свое учение в виде твердо установленных положений (догматов). Она типична для мировых и некоторых национальных религий, соответствует стадии нации.

Для третьего уровня в отличие от первого и второго наиболее характерной чертой является широкое распространение индивидуальных религиозных практик, связанное с актуализацией понятия «личности» на этом уровне.

Вера - признание чего-либо истинным, без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах; совокупность убеждений, религиозное настроение и возможность воздействовать на высшее Существо или высшие силы путем молитв, жертвоприношений и других форм культа. Вера как совокупность убеждений мощно воздействует на все стороны жизни и творчества человека. Наиболее полно это выражается в языке, произведениях искусства и народного творчества.

Культ - формы общественного или личного поклонения, почитания высшего Существа или высших сил, формы богослужений или религиозных практик.

Церковь - многоплановое понятие, означающее:
- организованное общество людей, соединенных единством вероучения и управления;
- собрание верующих для молитвы или других видов религиозного культа;

Храм:

- внутренние помещения культового сооружения, используемые для религиозного культа, в оформлении интерьера которых ярко и образно отражены основные положения и элементы вероучения;

- культовое сооружение соборного характера;

- символический образ, имеющий закодированный религиозный смысл (например, в католичестве и православии - это ковчег, устремленный к небесам).

Религии различаются между собой особенностями вероучений, церковной (конфессиональной) организации, внешней стороной культов, спецификой атрибутики во внешнем и внутреннем оформлении храмов и пр. Внешние проявления культа - первое, что бросается в глаза при знакомстве с той или иной религией. Религиозные обряды и ритуалы сопровождают человека на всем протяжении его жизни, начинаясь иногда еще до рождения, и продолжаются определенное время после смерти человека. В некоторых религиях такое посмертное сопровождение длительно и ритуалы призваны сопровождать душу умершего человека вплоть до его нового воплощения (реинкарнация). Религиозный культ может представлять коллективное или индивидуальное богослужение, медитацию или молитву. Формы отправления культа также разнообразны: литургия, месса, ритуальные шествия, танцы, песнопения, спектакли, трапезы.

Желание соединить свою обычную жизнь и священное подвигает людей совершать паломничества к святым местам или беседы со святыми людьми (наставниками, учителями, гуру). Иногда это особые обряды, таинства и церемонии, на которые допускается только узкий круг непосредственных участников церемонии. Во время таких особых обрядов совершаются мистерии, шаманские камлания, уединенные аскетические практики (у йогов) и жертвоприношения. Большинство ритуалов и церемоний проходят как грандиозные празднества. Их проведение предусматривает красочное оформление храмов и особую праздничную одежду священнослужителей, что оказывает глубокое воздействие на любого человека.

Главными факторами, привлекающими внимание, являются: во-первых, зрелищность ритуалов и обрядов религиозного культа, во-вторых, возможность личного участия в наиболее таинственной стороне культов (мистических и других религиозных практиках). Большая зрелищность культа (близкая к современному понятию «шоу») характерна для католицизма, индуизма, буддизма, у других религий она значительно меньше. Большая группа ритуалов и обрядов во всех религиях связана с различными датами: определенные дни календаря посвящены каким-либо богам, святым или особо значимым религиозным событиям, в такие дни совершаются особо торжественные церемонии.

Особый интерес представляют ритуальные игры, которые в наши дни утратили свое сакральное значение, но по-прежнему занимают в нашей жизни значительное место. К таким некогда «священным» играм относятся, например, олимпийские игры и коррида. Некоторые из основных положений содержатся во всех религиях, определяя духовную, культурную сущность понятия. Сходство этих положений приводит ученых к мысли о том, что существуют основные мировые этические принципы и положения, выраженные в религиозной форме.

Все религии, но каждая по-своему, ставят и решают главный вопрос - о смысле жизни. Другим важным положением является утверждение, что человек - любимое творение Бога, созданное им по своему образу и подобию, и одухотворен искрой божества или духа, которая не может быть разрушена. Конечное предназначение человека связывается с идеей спасения или бессмертия. В мире известно несколько десятков тысяч религиозных традиций и верований. Пестрота и разнообразие существующих религиозных традиций в сочетании с особенностями вероучения и церковной организации представляют собой естественные границы, разделяющие мир религий на группы: политеистические и монотеистические. Политеизм («многобожие») предполагает поклонение нескольким богам. Политеизм присущ традиционным, а также современным религиям, например, индуизму, синтоизму, даосизму и др.

Монотеизм («единобожие») - это поклонение одному Богу. Монотеизм характерен для иудаизма, христианства, ислама. Но это деление весьма условно.

Известны другие группировки религий: по региональному признаку - западные и восточные, связанные с различиями в менталитете, культуре, мировосприятии и мировоззрении представителей Востока и Запада. Традиционно считается, что восточный человек более созерцателен, а западный более импульсивен и деятелен. Но реалии конца XX - начала XXI в. опровергают это утверждение. Религии Востока находят в странах Запада множество приверженцев. Не так значительно, но проявляется и противоположная тенденция: религии Запада также находят на Востоке своих адептов. Все религии подразделяются на современные, традиционные и древние. К современным и традиционным относятся религии, которые в настоящее время имеют приверженцев, т. е. людей, исповедующих данную веру и соблюдающих все религиозные догматы и традиции данной конфессии.

К древним религиям относятся те, «боги которых умерли», т.е. в настоящее время у этих религий нет приверженцев, нет людей, желающих соблюдать данные догматы и традиции. Термин «традиционные религии» (аналогично традиционным формам хозяйствования и традиционным укладам) используется для обозначения архаических (как правило, племенных) религий и верований. В настоящее время насчитывается несколько десятков таких религий. Все они являются важной составной частью культуры в данной стране и мире в целом и, безусловно, представляют огромный интерес для туризма.

По этнической принадлежности религии подразделяются на мировые и национальные. Мировыми, или универсальными, религиями принято называть те, которые исповедуют многие народы, иногда живущие на разных континентах. Мировыми религиями являются буддизм, христианство и ислам. Национальными, или этническими, религиями называются религии, исповедуемые каким-то одним народом. Особое место в этой классификации занимают нетрадиционные религии. Этот термин появился в середине XX в., когда были «открыты» «новые» самостоятельные религии и верования вне известных конфессий. Тогда же стали подразделять религии на современные, традиционные и нетрадиционные, т.е. вне традиций известных религий.

К нетрадиционным религиям относятся: церковь Иисуса Христа святых последних дней, церковь Единения, общество «Сознания Кришны», «Карлос Кастанеда - путь воина» и др.

 

Буддизм - древнейшая из мировых религий. Название она получила от почетного титула своего основателя - «Будда» («Просветленный»), настоящее имя которого - Сиддхартха Гаутама (623 - 544 до н.э.). По преданию, он происходил из царского рода - племени шакьев в Северной Индии.

Буддизм, возникший в VI -V вв. до н. э., создал за тысячелетия своего существования сложную и разветвленную систему религиозных представлений и философию, оказав огромное влияние на народное творчество, язык, традиции, искусство и систему образования многих народов Азии. Можно сказать, что буддизм играет своеобразную связующую роль, соединяя столь разные, непохожие друг на друга цивилизации Востока.

Формы или направления буддизма зависят от того, где он распространился, поэтому он определяет образ жизни и тенденции развития культуры миллионов людей в этих странах. Китайский буддизм говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о главных ценностях жизни. Японский буддизм - сочетание элементов буддизма, синтоизма и японской национальной культуры. Буддизм не ломает и не отвергает разнообразные традиции народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а гармонично вписывается в окружающий его культурный ландшафт. Способность приспосабливаться позволила буддизму вобрать в себя множество местных верований, культов, идеологий, народных обрядов, художественных традиций.

Буддист может одновременно исповедовать любую другую «местную» религию (даосизм, индуизм, синтоизм или католичество). Эта склонность к компромиссам позволила буддизму стать «своей» религией и частью национальной культуры во всех этих странах. Важной особенностью является также тот факт, что буддизм в каждой из стран обращается к человеку не как к представителю определенного пола, социального слоя, политической партии, а как к личности, вне зависимости от материального положения.

Буддизм занимает промежуточное место среди религий, не являясь ни монотеистической, ни политеистической религией. Будда не Бог, а Учитель, но он обладает такими качествами, которые, по мнению людей, исповедующих другие религии, присущи богам: способность творить чудеса, менять облик, влиять на ход событий не только в этом мире, но и в других мирах. Кроме того, буддизм признает существование бесчисленного количества будд в разные промежутки времени и даже в одно и то же время. Это будды, олицетворяющие различные виды деятельности, например, будда врачевания и будда истины, будда калиграфии и будда воинского искусства. Но только один из них является Буддой - Учителем человечества.

Буддизм обещает людям избавление от всех невзгод, страданий, страха смерти, утверждая, что судьба человека зависит только от его собственных усилий в неустанной сознательной работе над собой. Буддизм - религия, потому что содержит веру в спасение (в «Просветление»), однако спасение - это результат собственных духовных усилий человека при помощи будд и бодхисаттв.

Прервать «колесо жизни» или перевоплощений по закону кармы (совокупность всех поступков, совершенных живым существом, и их последствий) - жить так, чтобы оставлять как можно меньше кармических следов. Буддист не должен зависеть от желаний (иметь желания) и привязанности к объектам желаний (иметь любые привязанности). Такое состояние свободы от внешнего мира и называется нирваной. Нирвана - это не смерть, а жизнь только в качестве совершенного свободного духа. Во многих направлениях буддизма вера является только предварительным условием вступления на путь самосовершенствования. Основной формой и условием движения по этому пути является медитация (приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности, отрешенность от внешних объектов).

Другими формами постижения истины являются: путь логических рассуждений, а также йога - постижение истины непосредственным мистическим опытом в ходе практики. В буддизме нет церкви, но есть община верующих - сангха, своеобразное духовное братство, не имеющее сложной иерархии и нацеленной на взаимную помощь в продвижении по буддийскому пути под руководством опытных наставников.

Основными культовыми сооружениями буддизма являются ступы, храмы, монастыри, пагоды, университеты, монументальные изваяния Будды или будд, колонны с надписями. Кроме того, объектами культового поклонения являются деревья, цветы и животные. Ступа (это санскритское слово означает «куча камней») - мемориальное сооружение, где хранятся различные останки Будды и другие реликвии, представляющие не только тело Будды, но и его учение. К ним совершаются паломничества, во время которых человек приобщается к Учению, а не сосредоточивается на проявлении Будды в этом мире. Последнее действие, иначе поклонение собственно Будде бесполезно, с точки зрения буддизма. В этом отличие паломничества в буддизме от других религиозных паломничеств. Кроме того, ступа - модель мироздания, символ горы, традиционный объект религиозного поклонения буддистов.

Монастыри обычно имеют форму квадрата, стороны которого представляют собой низкие постройки, часто двухэтажные, в которых живут монахи. В центре монастыря располагается самое большое здание-храм, также квадратной формы. Внешний вид монастыря обычно очень простой и строгий, но внутренность храма поражает великолепием.

Основными предметами внешней атрибутики культа являются предметы-символы, которыми украшаются алтари в храмах и монастырях, культовая одежда и утварь.

Набор счастливых символов включает восемь предметов, которые называют также «восемь драгоценностей», «восемь знаков счастья», «восемь жертв» и т.д. Это зонт, защищающий от злых помыслов, две рыбы, символизирующие единство и духовное освобождение, лотос - символ чистоты и спасения, узел - символ бесконечного цикла перерождений, колесо учения и др. Кроме этого буддисты используют множество других предметов и изображений, которые символически выражают все основные положения буддизма. К этим символам относятся все изображения богов, четки, ритуальные кинжалы, изображение лотоса, мандала и др. Особое место занимает мандала - горизонтальная модель вселенной, в отличие от ступы - модели вертикальной. Одновременно мандала - это магическая диаграмма и блюдо для сбора пожертвований.

Христианству столько же веков, сколько новой эре, которая исчисляется от Рождества Христова. Христианское вероучение было в основном сформулировано к IV-V вв. Свое название эта религия получила от слова «Христос» (это греч. слово означает «помазанник» Божий, мессия) от имени Богочеловека - Иисуса Христоса, принявшего за людские грехи мученическую смерть на кресте. Крест стал многозначным сакральным (от лат. sacer - священный) знаком: это символ конца и начала одновременно; символ акта искупления; сакральный жест приобщения к религиозному ритуалу или к христианской церкви в целом; символ пересечения мира духовного и материального (горнего и долинного), место нахождения человека в мире.

В результате внутренних противоречий в XI в. христианство разделилось на две самостоятельные конфессии: католичество и православие. В XVI в. произошел еще один раскол: внутри католической церкви, от которой отделилась значительная группа стран, образовав самостоятельную конфессию - протестантство. Каждая из конфессий имеет свой Символ веры (краткий свод основных положений вероучения), свой обряд и ритуал. Таким образом, в христианстве оформились три основных направления: Католическая церковь (Римская традиция), Протестантская Церковь (традиция Реформации XVI в.) и Православная церковь (Византийская традиция).

В настоящее время кроме этих трех основных направлений, в христианстве существует множество деноминаций - течений весьма сильно отличающихся друг от друга. Несмотря на существующие различия преобладающее большинство христиан всех направлений и деноминаций признают догмат о Святой Троице, верят в спасение через Иисуса Христа, признают единое Священное писание - Библию.

Христианство оказывает огромное влияние на все аспекты культуры тех стран, где население исповедует эту религию. Христианство лежит в основе Западной культуры, став одним из оплотов высокоразвитой Западной цивилизации, в которой христианские идеи и традиции до сих пор пронизывают все стороны культурной жизни и быта людей.

Особенности вероучения. В основе христианства лежит вера в то, что две тысячи лет тому назад Бог послал в мир своего Сына. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер распятым на кресте как человек, искупив своей смертью первородный грех всего человечества - бывшего, настоящего и будущего. Воскресение Иисуса Христа знаменует для христиан победу жизни над смертью и вновь обретенную возможность вечной жизни с Богом. Главное для христианства - сам Спаситель.

Библия состоит из Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет - это диалог Бога и людей, обращение Бога к людям, а также рассказ о том, как они воспринимали своего Творца. Новый Завет - это описание земной жизни Иисуса Христа; книги Деяний апостолов, Посланий апостолов, а также книга Апокалипсиса (Откровения). Христианство, как ни одна другая религия, основано на тайне. С точки зрения рационализма непостижимы представления о Святой Троице, рождении Сына Божьего от Пречистой Девы, о причащении и многое другое. Господь просветляет разум христианина, преобразует все его существо, давая возможность непосредственного видения духовной реальности. Еще одна особенность христианства заключается в том, что оно существует в форме Церкви. Слово «церковь» имеет в христианстве множество значений: она понимается как форма христианской веры, в этом случае смысловое значение слов «церковь» и «конфессия» одинаково; церковью принято называть здание храма, которое воспринимается как «дом Божий» - место, где совершаются таинства, обряды, а также совместные молитвы верующих; церковь - это также сообщество верующих во Христа, т.е. приход, объединенный одним священнослужителем, храмом, местом проживания.

Особое место в христианстве занимает храм. Храм - это символизирующий Землю образ мира, творения Божия, а купол храма - это символ неба, символ пламенности молитвы, устремленной к Богу. По церковным канонам вся жизнь христианина должна быть связана с храмом. Христианский храм обязательно увенчан крестом.

Католичество

Основные догматы: Троица, главенство и непогрешимость Папы римского - наместника Бога на земле, которому подчиняются кардиналы, епископы и рядовые священники. Монашество объединено в ордена.

Источники вероучения: Библия («Священное Писание») и «Священное предание» или религиозная традиция (энциклики - послания Папы римского всем католикам). Церковный год включает важнейшие события земной жизни Иисуса Христа и Божией Матери, а также дни памяти многих Святых.

Культовые сооружения. Католическая Церковь использует два основных типа культовых сооружений: храм и монастырь. Храм - это приходская церковь, кафедральный собор, часовня, баптистерий (крещальня) и монастырская церковь. В католичестве существует множество форм храмовой архитектуры. Это связано с разнообразием художественных стилей, направлений, методов и приемов, которые способствовали воплощению идеи и образа Бога в художественных произведениях. С начала XI до конца XV в. искусство было исключительно церковным прежде всего потому, что служило украшению мест религиозного служения. Это относится в полном объеме к двум стилям: романскому и готическому, которые передавали глубоко набожный дух христиан. В последующие века задача того или иного художественного стиля состояла, как правило, в показе величия и значимости Церкви как общественной организации.

При всем различии стилей католические храмы имеют общие архитектурные особенности. Основное пространство помещения разделено на две части: одна часть (пресбитерий) - для духовенства, совершающего богослужение; другая - для прихожан. Главными смысловыми элементами храма являются: алтарь и дарохранительница, находящиеся в пресбитерий, а также исповедальня и кафедра, находящиеся в помещении для прихожан. Алтарь - это стол («престол») для совершения таинства. Дарохранительница - это небольшой шкафчик или ниша с дверцей, в которой всегда находится Тело Христово в виде освященного хлеба. Кафедра - возвышение, с которого священнослужитель произносит проповедь.

В пространстве храма, предназначенном для прихожан, установлены скамьи или стулья для молящихся, которые сидят слушая службу. Предметы внешней атрибутики культа. Католические храмы обычно богато украшены скульптурой, рельефами, мозаикой и витражами; есть и живописные изображения (включая иконы в узком смысле этого слова), большинство которых представляют собой ценные произведения искусства или народного творчества, что производит большое эмоциональное впечатление на присутствующих в храме. Католическая церковь признает иконопочитание, но католики поклоняются именно священному изображению, а не самой иконе как особому виду церковной живописи.

Католики особенно почитают изображения распятого Христа и изображения Богоматери. В любом католическом храме вдоль стены расположен так называемый Крестный путь - 14 картин или рельефов, изображающих этапы крестных страданий Христа. Важнейшим элементом внешнего оформления богослужения является облачение духовенства. Совершая наиболее важные богослужения, священник облачается в длинную белую тогу - альбу, на плечи возлагается стола (длинный плат) или казула (длинное широкое полотно с отверстием для головы, надеваемое на плечи). Цвет облачения зависит от характера богослужения и времени церковного года. На Пасху, Рождество и другие радостные праздники духовенство облачается в белые одежды; в дни, посвященные страданиям и мученической смерти Христа, а также памяти святых мучеников - в красные; в дни скорби и покаяния - в фиолетовые, а в обычные дни - в зеленые. Типичным облачением является сутана - ряса с широким поясом из ткани, верхняя одежда, носимая вне богослужения. Священники носят черную сутану, епископы - фиолетовую, кардиналы - красную, папы - белую. Современные священники часто заменяют сутану костюмом темного цвета с белым воротником. Епископ совершает богослужения, надев особый позолоченный головной убор - митру.

Музыка также является важнейшим элементом богослужения. По традиции служба сопровождается органной музыкой и пением. В торжественных случаях приглашаются классические инструментальные ансамбли, пение хора чередуется с выступлением солистов, в особых случаях выступают целые оркестры. Исполняемые в храме музыкальные произведения производят глубокое впечатление на верующих, и это неудивительно, так как для католического богослужения написаны выдающимися композиторами великолепные произведения музыкального искусства. В последние годы в молодежных общинах стала исполняться современная популярная музыка в сопровождении соответствующих музыкальных инструментов.

Ритуалы и искусства. Главным объектом культового поклонения является Дева Мария, Мадонна, заступница людей перед Богом. Основу церковного культа составляют таинства - действия для блага и спасения людей, установленные Иисусом Христом. Символика таинств помогает верующим осознать любовь Бога к людям. Католическая церковь, как и Православная, признает семь таинств: крещение, миропомазание (или конфирмация, обряд приема подростков в церковную общину), евхаристия (причащение), покаяние, елеосвящение (соборование маслом), освященье, таинство брака.

Главное богослужение - месса, которая совершается по воскресным и праздничным дням на латинском или местном языке. Она отличается особой пышностью обрядов, сопровождающих Слово Божие, но не мешающих восприятию его смысла. В последние десятилетия XX в. католический клир стремится к упрощению ритуальности.

Помимо таинств, существует ряд других обрядов и ритуалов, которые оказывают большое воздействие как на участников, так и на зрителей. К числу наиболее ярких, красочных и эмоционально-насыщенных ритуалов относятся: шествия в честь Богоматери и местных святых и мистерии. Сценография мистерий настолько мастерски разработана, а сюжеты так ярки и драматичны, что заставляют зрителей сопереживать героям разворачивающихся действий.

Православие

Основные догматы: Троица, Патриарх - глава автокефальной церкви. Духовенство делится на белое (светское, обычно состоящее в браке) и черное (монашество, безбрачие). Патриарху подчиняются митрополиты, архиепископы, епископы, архиереи, протоиереи, настоятели, дьяконы.

Источники вероучения. Библия («Священное писание») и «Священное предание» или религиозная традиция (постанов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: