А). Греческий глагол «содзо» («спасать»), производные от него существительные «сотер» («спаситель») и «сотериа» («спасение») отчасти переняли смысловые оттенки соответствующего еврейского слова через Септуагинту, что расширило и видоизменило классическое значение слова. «Спасение» подразумевает избавление от физического заболевания (Мф.9:21-22), от одержимости (Лук.8:36), возвращение заблудших (Лук.19:10 – «погибшее» = «пропавшее»), спасение от греха (Мф.1:21) и от гнева Божьего (Рим.5:9). Но чаще всего этими словами обозначается духовное освобождение.
Б). Спасение избавляет от греха (греховности) вообще и от всех грехов в частности (Кол.1:14; Евр.9:26; 1 Ин.1:7).
В). Ветхозаветная надежда на спасение находит свое исполнение во Христе, который в Новом Завете неоднократно назван «Спаситель» (Лк.2:11; Ин.4:42; Деян.5:31; 2 Пет.1:11; Еф.5:23; 1 Тим.4:10 и др.).
Г). Инициатором и источником спасения является Бог, причем в спасении участвуют все три Лица Троицы (1 Фес.5:9; Ин.3:16, 17; 2 Фес.2:13; 1 Тим.1:15).
Спасение исходит от Отца через Сына посредством Святого Духа
Тит.3:4-7 - 4 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, 5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, 6 Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, 7 чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.
Д). Спасение даруется только через веру в Иисуса Христа (Рим.10:9; Деян.16:31). Христос – ключевая фигура в спасительном замысле Божьем; ни в ком ином нет спасения (Лук.2:11; Деян.4:12; 2 Тим.1:9; Евр.5:9).
Е). Через Христа Бог милостиво спасает людей от рабства греху и его ужасающих последствий (Мф.18:11; Ин.3:18; Рим.5:6-11; 6:6; 8:13; 1 Кор.3:15; Тит.2:14).
Ж). Спасение в Новом Завете охватывает человека полностью. Господь спасает и тело, и душу падшего человека (1 Пет.1:9; 1 Кор.5:5; 6:13-20; Рим.8:23).
З). Спасение имеет эсхатологический смысл. Спасение, уже обретенное (Рим.8:24; Еф.2:5; Тит.3:5), продолжается в жизни верующего (2 Кор.1:6; Фил.2:12) и в полной мере реализуется на небесах (1 Пет.1:5; Отк.21).
И). В отношении окончательных результатов спасения – они гарантированы, поскольку спасение застраховано от всех непредвиденных обстоятельств
1 Фес.5:23-24 - 23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. 24 Верен Призывающий вас, Который и сотворит [сие].
Рим. 8:28 - 28 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу.
1 Пет.1:3-5 - 3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, 4 к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, 5 силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время.
К). Спасение так или иначе касается всего мира (можно также сказать, имеет отношение ко всему миру).
Ин.1:29 - 29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира.
1 Тим.4:10 - 10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.
C. Вывод из свидетельств Писания
Обобщая имеющиеся в Писании данные с учетом прогрессирующего откровения, можно заключить, что «спасение» – это избавление Богом падшего человека через Христа от всего, что вредит его душе, искажает земную жизнь и лишает жизни вечной.
«Бриллиант» Божьего спасения
Как было отмечено выше, верующий в Иисуса Христа уже спасен, спасается и будет спасен. Однако величие Божьего спасения кроется не только во временном аспекте. Писание всесторонне раскрывает причины, способ, следствия спасения, оперируя при этом определенными терминами. Понимание и правильное применение этих терминов создает фундамент для верного целостного восприятия истины о спасении.
Термины, непосредственно относящиеся к спасению, перечислены в левом столбце нижеследующей таблицы.
Рим.3:24 | Благодать | Причина спасения | До уверования (подготовительная фаза) |
Рим.8:29 | Предузнание | ||
Еф.1:4 | Избрание | ||
Рим.8:29 | Предопределение | ||
Деян.3:26 | Обращение | Путь к спасению | В момент обретения веры (начало спасения) |
Рим.8:30 | Призвание | ||
Еф.2:8 | Вера | ||
Деян.2:38 | Покаяние | ||
Рим.8:30 | Оправдание | ||
Рим.12:5 | Союз с Христом | Следствия спасения | |
Иак.1:18 | Возрождение | ||
Галл.4:7 | Усыновление | ||
1 Кор.6:11 | Освящение (акт) | ||
1 Фес.4:3 | Освящение (процесс) | В процессе христианской жизни (сохранение спасения) | |
2 Фес.3:3 | Сохранение | ||
Рим.8:30 | Прославление | Вход в небеса (завершение спасения) |
D. Теории спасения
Причины появления различных теорий спасения
В процессе рассмотрения можно в очередной раз убедиться в том, что небиблейские взгляды на спасение человека проистекают из небиблейских предпосылок. Подавление истин, открытых в Писании, приводит к заблуждениям в различных направлениях человеческого знания и последующей деградации людей (Рим.1:18-32).
a. «Богословие освобождения»
Данная теория спасения распространяется на земные стороны жизни человека. Спасаться нужно от угнетения, дискриминации и бедности. Путь спасения видится в социальных реформах и изменении отношения людей друг к другу.
Хотя Писание и обращает внимание на равенство всех людей перед Богом, а также призывает их к заботе друг о друге, земная сфера бытия человека в вопросе спасения не является главной (1 Кор.15:19).
b. Экзистенциальное богословие
Человек находится во власти эгоистичного рационализма и своего прошлого негативного опыта. Спасение заключается в фундаментальном изменении отношения к жизни и самого поведения. Необходимо стать самим собой и обрести свою истинную судьбу. Для этого надо отказаться от эгоистических устремлений и поиска безопасности вне общения с Богом, положиться на Бога и смотреть в будущее без опаски. Вера есть освобождение от стремления к материальному и преходящему.
c. Евангельское богословие
Человек испорчен по природе и склонен к злу. Вследствие греховности отношения человека с Богом разорваны. Спасение заключается в изменении статуса человека пред Богом. Виновный объявляется невиновным. Путь к спасению – оправдание через веру в совершенный подвиг Христов, принятие Духа Святого, который возрождает человека, поселяется в нем и запечатлевает его на день искупления.