Характеристика методов исследования




ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ

Организация исследования

 

Данное исследование проводилось нами в 3 этапа с сентября 2011 года. В исследовании в качестве испытуемых принимали участие 20 девочек в возрасте 7-11 лет, занимающихся настольным теннисом, и тестировали их на протяжении 5-ти лет, в зависимости от годов обучения. Контрольные испытания проводились в начале года обучения разных этапах отбора: начальном (1, 2 и 3-го года обучения) и углубленной специализации (1 и 2-го года обучения).

На первом этапе исследования изучались литературные источники по данной теме, проводились беседы с тренерами и занимающимися, подготавливалась база для проведения педагогического эксперимента, подбирались тесты, изучалась программа подготовки девочек-теннисисток 7-11 лет на базе ДЮСШ по настольному теннису.

На втором этапе исследования проводился предварительный эксперимент. В эксперименте участвовали девочки 2001-2002 года рождения.

Количество тренировок для первого года обучения на этапе начальной подготовки составил: по 2 раза в неделю.

Количество тренировок для второго года обучения на этапе начальной подготовки составил: по 3 раза в неделю.

Количество тренировок для третьего года обучения на этапе начальной подготовки составил: по 3 раза в неделю.

Количество тренировок для первого года обучения на этапе углубленной специализации (учебно-тренировочный) составил: по 4 раза в неделю.

Количество тренировок для второго года обучения на этапе углубленной специализации (учебно-тренировочный) составил: по 5 раз в неделю.

Предварительное экспериментальное тестирование проводилось в конце сентября. Мы определили некоторые показатели физической подготовленности девочек с помощью тестов: бег 60 м., прыжок в длину с места, челночный бег по восьмерке, дальность отскока мяча, бег 6 минут (половина теста Купера), прыжки на скакалке за 45 секунд, набивание мяча на ракетке, и свойства нервной системы теппинг-тестом по психомоторным показателям Е.П. Ильина, быстрота простой двигательной реакции, гибкость.

Третий этап исследования включал анализ и сравнение данных. И на основании проведенного исследования, проводился математический подсчет данных, их обработка и обоснование, и разрабатывались соответствующие рекомендации для учителей и тренеров ДЮСШ, СДЮШОР.

Был проведен педагогический эксперимент. С целью выявления различия уровня физической подготовленности занимающихся, принимающих участие в эксперименте, проводилось тестирование в одной учебно-тренировочной группе. Также педагогический эксперимент позволил выявить наиболее высокие показатели, которые являются основными при отборе в настольном теннисе в каждой возрастной группе. Использовались следующие тесты:

- бег 60 метров,

- прыжок в длину с места,

- челночный бег по восьмерке,

- дальность отскока мяча,

- бег 6 минут (половина теста Купера),

- прыжки на скакалке за 45 секунд,

- набивание мяча на ракетке,

- свойства нервной системы теппинг-тестом по психомоторным показателям Е.П. Ильина,

- быстрота простой двигательной реакции

- гибкость.

 

Характеристика методов исследования

Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

В работе использованы следующие методы исследования:

1. Анализ литературных данных.

2. Педагогическое наблюдение и опрос.

3. Анкетирование.

4. Педагогический эксперимент.

5. Тестирование.

6. Математическая обработка данных.

Анализ и обобщение специальной и научно-методической литературы осуществлялся на протяжении всего исследования. Решение данных вопросов на теоретическом уровне осуществляется на изучении литературы по: теории и методики физического воспитания и спорта, воспитанию физических качеств, возрастная физиология.

Наблюдение и опрос. Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос (Бабанский Ю.К., Сластёнин В.А.; Петровский А.В., Ярошевский М.Г.; Рубинштейн С.Л.).

Основные методы исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных.

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внешнее наблюдение менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями). Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения.

Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю (Бабанский Ю.К., Сластёнин В.А.,1988; Рубинштейн С.Л. 1973).

Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. Стандартизированное наблюдение лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.

При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями. Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их: Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса (Петровский А.В., Ярошевский М.Г., 1998).

Письменный опрос - позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма – анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Анкетирование. Анкетирование - один из основных видов опроса, осуществляемого путем опосредованного общения социолога и респондента. Различают следующие виды анкетирования: а) по способу общения между исследователем и опрашиваемым - прессовый (вопросник печатают в газете, журнале); почтовый (рассылают анкеты по почте) и раздаточный (анкетер раздает их группе респондентов).

В первых двух случаях (заочное анкетирование) нет непосредственного контакта с респондентом. В третьем случае (очное анкетирование) анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, однако анкета заполняется респондентом самостоятельно; б) по месту проведения - анкетирование по месту жительства и по месту работы или учебы. В последнем случае он может быть групповым (или аудиторным); в) по уровню стандартизации - полностью или частично стандартизированным. Этот вид анкетирования определяется характером вопросов (закрытыми или полузакрытыми).

Анкетирование имеет как достоинства (оперативность, экономия средств и времени и др.), так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, ее достоверностью и т. д.

Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент создает возможность для воспроизведения изучаемых явлений. Это основной метод исследования. Ценность его заключается в том, в том, что, условия, в которых изучается то или иное исследование, создаются экспериментатором. Или могут, поэтому многократно повторяться, частично или полностью изменяться. Это позволит глубже и разностороннее познавать изучаемое явление.

Педагогический эксперимент проводился с учащимися 3-го класса. В экспериментальной группе использовалась специально разработанный комплекс подвижный игр и упражнений, направленных на физическое развитие детей младшего школьного возраста.

В эксперименте были использованы следующие тесты:

1. Челночный бег (по восьмерке). (тест для измерения скоростных способностей).

Процедура тестирования: Испытуемому предлагается пробежать восьмеркой (4 восьмерки) по заранее подготовленному квадрату размером 3х3 метра. Фиксируется время пробегания в секундах.

2. Бег 60 м. (тест для измерения скоростных способностей).

Процедура тестирования: По команде «На старт!» испытуемый подходит к линии старта занимает положение высокого старта. По команде «Внимание!» наклоняется вперед и по команде «Марш!» бежит к линии финиша (расстояние 60 м.) Время определяют с точностью до 0,1 с. Время бега фиксируется, а результат оценивается по специальной таблице 3 (приложение).

3. Завершающий удар на дальность отскока мяча.

Процедура тестирования: Перед спортсменом под углом 45 градусов устанавливается желоб длиной 40 см, по которому мячи скатываются и падают на стол в точку центральной линии стола на расстоянии 1/3 ее длины от задней линии. Мячи должны иметь высоту отскока примерно 50 см. Возможна подача мячей тренером или партнером при соблюдении этих же условий. Спортсмен выпол­няет завершающий удар справа в дальнюю зону противоположной стороны стола. После отскока мяча измеряется длина его полета до момента падения на пол. В зачет идет наилучший результат после трех ударов. Если спортсмен не выполнит ни одного удара, он получает 0 очков.

4. Прыжки со скакалкой одинарные.

Процедура тестирования: по сигналу судья включает секундомер, а спортсмен начинает прыжки. Считаются одинарные прыжки (1 оборот скакалки при 1 подскоке). Считается количество тех или иных прыжков за 45 с. Упражнение выполняется максимум 2 раза с перерывом 2 мин. В зачет идет лучший результат.

5. Набивание мяча на ракетке.

Процедура тестирования: Испытуемый поочередно набивает мяч ладонной и тыльной стороной ракетки до его потери. Результат оценивается и измеряется в количестве раз.

6. Теппинг-тест.

Процедура тестирования: При использовании графического способа регистрации Вам понадобятся стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203х283, А4), разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных прямоугольника, секундомер, карандаш.

Порядок простановки точек для правой и левой рук по отдельным полям – взаимно обратный: по и против часовой стрелки; поле №4 должно располагаться под полем №3.

Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 сек дает команду: «Следующий». По истечении 5 сек работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».

7. Быстрота простой двигательной реакции (на световой сигнал).

Процедура тестирования: Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип сигнала, и способ ответа (например, при загорании лампочки отпустить кнопку). По команде «Начали» испытуемый получает 10 световых сигналов, которые выдаются через различные (неодинаковые) промежутки времени и должен сразу коснуться пальцем пластины. Для оценки времени простой реакции используют не менее 10 попыток и определяют среднее время реагирования.

8. Гибкость. Подвижность позвоночного столба.

Процедура тестирования: Определяется по степени наклона туловища вперед. Испытуемый в положении сидя на полу наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается знаком «минус» (—), а если опускаются ниже нулевой отметки — знаком «плюс» (+). Наклон вперед из положения сидя на полу. На полу мелом проводится линия А-Б, а к ее середине перпендикулярная линия, которая размечается через каждый сантиметр. Ученик садится так, чтобы пятки оказались на линии А-Б. Расстояние между пятками 20-30 сантиметров, ступни вертикальны. Один или два партнера прижимают колени ученика к полу. Выполняется три разминочных наклона, а четвертый - зачетный, результат которого определяется по касанию сантиметровой разметки средним пальцем соединенных вместе рук.

9. "Прыжок в длину с места" (Для оценки скоростно-силовых качеств).

Процедура тестирования. И.п. – полуприсед с наклоном туловища, руки назад, ступни параллельно перед граничной линией на ширине таза. Учащийся резко отталкивается ногами вперёд-вверх с одновременным энергичным замахом рук, приземляясь на две ноги в глубокий присед. Критерием этих показателей служит максимальный результат.

10. 12-минутный беговой тест, разработанный американским врачом Купером, рассчитан на определение возможностей обследуемого человека в упражнениях на выносливость. Во время выполнения теста нужно преодолеть (пробежать или пройти) как можно большее расстояние. При этом не разрешается перенапрягаться и, если чувствуете одышку, нужно сбавить темп бега или перейти на ходьбу, а когда восстановится дыхание, можно снова бежать. Желательно тест проводить на беговой дорожке стадиона, где легко рассчитать пройденную дистанцию. С данным контингентом мы использовали 6-ти минутный тест. Результат определяется в количестве метров.

Метод математической статистики. Первичная обработка полученных экспериментальных данных произведена принятыми в педагогических исследованиях методами математической статистики.

При обработке полученных результатов вычислялись следующие показатели:

a. Показатели среднего арифметического Х

В работе мы использовали формулу для вычисления средней арифметической величины для каждой группы в отдельности:

(1)

 

где Хi – значение отдельного измерения; n – общее число измерений в группе.

b. Дисперсию по формуле:

(2)

c. Формулу для вычисления стандартной ошибки среднего арифметического значения (m) по формуле:

(3)

d. Из всех показателей вариации стандартное отклонение в наибольшей степени используется для проведения других видов статистического анализа. Это оценка точности, качества и др. Однако среднеквадратическое отклонение дает абсолютную оценку меры разбросанности значений и чтобы понять, насколько она велика относительно самих значений, требуется относительный показатель. Такой показатель существует и называется коэффициент вариации. Формула коэффициента вариации очень проста:

(4)

Как видно, это отношение стандартного отклонения к средней величине. Данный показатель измеряется в процентах (если умножить на 100%). Имея коэффициенты вариации, можно сравнивать однородность самых разных явлений независимо от их масштаба и единиц измерения. Данный факт и делает коэффициент вариации столь популярным.

В статистике принято, что, если значение коэффициента вариации менее 33%, то совокупность считается однородной, если больше 33%, то – неоднородной.

С помощью методов статистической обработки экспериментальных данных непосредственно проверяются, доказываются или опровергаются гипотезы, связанные с экспериментом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: