Особенности детей с задержкой психического развития




СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Пояснения к реализации образовательных программ, адаптированных к особенностям детей с задержкой психического

развития……………………………………………………………………………3

1. Особенности детей с задержкой психического развития…………………....3

2. Организация и содержание обучения школьников с задержкой

психического развития……………………………………………………………4

3. Требования к качеству обучения школьников с задержкой психического развития……………………………………………………………………………..6

Раздел II. Пояснения к адаптированным программам для обучения школьников с задержкой психического развития………………………………8

2. 1. Английский язык……………………………………………………………..8

2. 2. Рекомендации по изучению лексического, грамматического

и синтаксического материала для детей с задержкой психического развития…………………………………………………………………………..10

5 класс…………………………………………………………………………….15

6 класс…………………………………………………………………………….16

7 класс…………………………………………………………………………….16

8 класс…………………………………………………………………………….16

9 класс…………………………………………………………………………….17

Список использованной литературы…………………………………………..19

Раздел I. Пояснения к реализации образовательных программ, адаптированных к особенностям детей с задержкой психического развития

Особенности детей с задержкой психического развития

Понятие “задержка психического развития” (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что делает невозможным овладение программой первого класса массовой школы.

Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, письме.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых этапах обучения в школе.

Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти.

Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности.

Характерным признаком семилетних детей с ЗПР является недостаточная готовность к школе.

Дети с задержкой психического развития составляют неоднородную группу, т.к. различными являются причины и степень выраженности отставания в их развитии. В связи с этим трудно построить психолого-педагогическую классификацию детей с ЗПР. Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей того же возраста. Поэтому дети с ЗПР, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.

2. Организация и содержание обучения школьников с задержкой психического развития

Вместе с тем, практика показывает, что обучение детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками дает хороший эффект в отношении личностного развития и социализации и той, и другой категории учащихся, а также соответствует нормам международного права и российского законодательства. Таким образом, интегрированное обучение детей с отклонениями в развитии при соответствующем обеспечении следует признать оптимальной формой организации учебно-воспитательного процесса.

Обучение детей с отклонениями в развитии, независимо от формы организации специального образования, должно проводиться в строгом соответствии с заключениями соответствующего лечебно-профилактического учреждения и/или ПМПК о форме обучения и рекомендованными образовательными программами. Существует три вида образовательных программ для детей с отклонениями в развитии: для умственно отсталых в степени дебильности - программа вспомогательной школы (специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида); для детей с задержкой психического развития (ЗПР) - программы для детей с ЗПР; для всех остальных детей - программы массовой школы [1].

Порядок приёма и формы организации обучения детей с отклонениями в развитии отражаются в уставе учреждения. Для детей с отклонениями в развитии, обучающихся вне специального (коррекционного) образовательного учреждения (класса), обучение ведётся по индивидуально ориентированным учебным планам и программам, разработанным педагогами классов, в которых обучаются дети с отклонениями в развитии, в соответствии с рекомендациями специалистов образовательного учреждения или психологической службы города, района с учётом структуры дефекта ребёнка. При составлении и реализации таких программ обязательно соблюдение принципов коррекционной направленности образовательного процесса и учёта динамики индивидуального развития [1].

Обучение детей с отклонениями в развитии заканчивается обязательной итоговой аттестацией. Дети, обучавшиеся по массовым образовательным программам и программам для детей с ЗПР, аттестуются в порядке, установленном для учащихся общеобразовательных школ, и при успешном прохождении итоговой аттестации получают документ государственного образца о получении основного общего образования [1].

Обучение школьников с задержкой психического развития осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом по образовательным программам, адаптированным под структуру дефекта ребенка. Адаптация образовательных программ начальной ступени образования осуществляется на основании коррекционных образовательных программ для детей с нарушениями VII вида, на основной ступени образования - методических материалов, разработанных институтом коррекционной педагогики Российской Академии образования.

Для учащихся, испытывающих трудности в усвоении учебной программы на уроках, организуются индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые имеют как общеразвивающую, так и предметную направленность.

Индивидуально-групповые коррекционные занятия и логопедические занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки учащихся. Указанное количество недельных часов, отводимых на эти занятия в каждом классе, вхо­дят в нагрузку не каждого отдельного ученика, а учителя. На долю каждого ученика приходится от 15 до 30 минут в неделю. Занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (2-3 ученика), уком­плектованных. на основе сходства корригируемых недостатков. Индивидуально-групповые коррекционные занятия с учащимися младших классов проводит основной учитель. В то время, когда он занимается с подгруппой, логопед и психолог работают с остальными детьми класса. В старших классах часы, отведенные на индивидуально-групповые занятия, распределяются между учителями предметниками. На этих занятиях восполняются пробелы в знаниях школьников и осуществляется подготовка к усвоению сложного учебного материала.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: