Живое общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов, оказывает большое воспитательное воздействие — оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний. Основные словесные методы, используемые в дошкольном обучении.
Рассказы воспитателя
Основная задача этого метода — создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Воспитатель должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это даст педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования. Это имеет большое значение для последующего обучения в начальной школе.
Рассказы детей
Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.
Чтение художественных произведений детям
Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.
Беседы
Беседы применяются для уточнения, коррекции представлений, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации представлений, их дальнейшего углубления и осознания.
Методы повышения познавательной активности
- Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)
- Сравнение
- Метод моделирования и конструирования
- Метод вопросов
- Метод повторения
- Решение логических задач
- Экспериментирование и опыты
Методы повышения эмоциональной активности
- Игровые и воображаемые ситуации
- Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.
- Игры-драматизации
- Сюрпризные моменты
- Элементы творчества и новизны
- Юмор и шутка (учебные комиксы)
Методы обучения и развития творчества
- Эмоциональная насыщенность окружения
- Мотивирование детской деятельности
- Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование)
- Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее)
- Игровые приемы
- Юмор и шутка
- Экспериментирование
- Проблемные ситуации и задачи
- Неясные знания (догадки)
- Предположения (гипотезы)
ЗАНЯТИЕ
Для занятия как формы обучения характерен целый ряд признаков:
- на занятии идет освоение детьми определенного объема представлений, навыков и умений по тому или другому разделу обучения, предусмотренному учебной программой дошкольного образования;
- они проводятся со всеми детьми данной возрастной группы, с постоянным составом детей;
- они организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы и приемы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению представлений, умений, навыков.
Занятия являются основной формой обучения. Остальные формы используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению изложенного на занятии. Основные различия между уроком и занятием - в степени нагрузки, структуре, а также методах, используемых в ходе обучения.
Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высокая. Количество занятий возрастает постепенно, при переходе детей от группы к группе. При сочетании занятий учитывается степень трудности и характер деятельности детей на каждом из них.
Требования к занятию
1. Использование новейших достижений науки и практики.
2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.
3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.
4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.
5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).
6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.
7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).
8. Логика построения занятия, единая линия содержания.
9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).
10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.
11. Развитие умений детей самостоятельно добывать информацию.
12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.