Вопрос 1. Понятие «образовательного права». Основные этапы становления и развития законодательства об образовании в Российской Федерации.




Семинар 1.

Тема: Образовательное право как самостоятельная отрасль российского права

Вопрос 1. Понятие «образовательного права». Основные этапы становления и развития законодательства об образовании в Российской Федерации.

Вопрос 2. Общая характеристика системы нормативно-правовых актов, образующих законодательство об образовании.

Вопрос 3. Нормы образовательного права: понятие, особенности, виды, классификация, общая характеристика.

Вопрос 1. Понятие «образовательного права». Основные этапы становления и развития законодательства об образовании в Российской Федерации.

Образовательное право — совокупность правил поведения, установленных государством или от имени государства для регулирования образовательных отношений.

Образовательное право — сложная система, т.к. существует в нескольких формах:

1) объективное явление, относительно независимое от субъекта права — совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, т.е. образовательное законодательство;

Под нормативным правовым актом (НПА) понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Под правовым актом индивидуального характера понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц.

 

2) совокупность норм права, правил поведения, содержащихся в нормативных правовых актах — отрасль образовательного права.

Эта форма менее объективна, т.к. среди юристов немало споров по содержанию норм;

Образовательное право — отрасль права, т.е. группа норм, регулирующая образовательные отношения, отношения по воспиттанию и обучению, которые требуют особого правового режима.

 

3) система правоотношений в сфере образования или реальные отношения конкретных людей, урегулированные нормами права;

Субъектами, участниками образовательных правоотношений, являются физические лица — граждане, иностранцы, лица без гражданства как участники правоотношений и юридические лица – образовательные организации, органы управления образованием, местные органы самоуправления и т.д.

Образовательные правоотношения имеют материальное и юридическое содержание. Материальное содержание — общественное отношение, которое закрепляется государством, или фактическое поведение (действие и бездействие), которое управомоченный может, а правообязанный должен совершить. Материальное содержание правоотношения состоит из дозволенного поведения управомоченного и должного поведения правообязанного.

Юридическим содержанием образовательных правоотношений являются субъективные права и обязанности его участников.

 

4) правосознание или представления людей об образовательном законодательстве;

Правосознание — совокупность взглядов, идей о праве, законности, о том, какое поведение (по мнению человека) является законным, а какое — незаконным. Правосознание делится на обыденное и профессиональное (научное), а также индивидуальное и групповое.

 

5) наука образовательного права;

Наука — вид человеческой деятельности, направленный на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности в виде понятий, законов, закономерностей и т.д.

 

6) учебная дисциплина;

Тематический план по курсу «Образовательное право» включает следующие темы:

1. Общая часть

2. Особенная часть

3. Международное образовательное право

4. Зарубежное образовательное законодательство

 

7) субъективное право человека на образование, естественное инеотчуждаемое;

 

8) образовательное право как правда;

Правда (истина) — отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания.

 

9) образовательное право как свобода человека в сфере образования;

Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является свободное развитие личности (ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Свобода — идея, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной, и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами.

 

10) образовательное право как справедливость системы образования;

Справедливость основывается на формально-правовых процедурах, посредством которых приобретаются или передаются социальные и экономические блага. Социальная справедливость — мера равенства, и она должна быть в каждом правовом акте.

 

11) образовательное право как форма добра и зла;

12) образовательное право как сила;

Сила — векторная физическая величина, являющаяся мерой интенсивности воздействия на данное тело других тел, а также полей.

 

13) образовательное право как правопорядок в сфере образования.

Порядок в образовании — это положение, при котором в сфере образования соблюдаются правила. Право как правопорядок, т.е. право рассматривается не только как нормативное предписание, но и как совокупность уже сложившихся реальностей.

Правопорядок — состояние государства, общества, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из частей общественного порядка. Правопорядок в системе образования — это порядок, при котором соблюдаются законы об образовании в семье, образовательной организации, муниципальном образовательном пространстве, региональном протсранстве и в государстве.

 

Первая модель российского образования существовала до 1917 года. Это — модель образования Российской империи.

Вторая модель образования была создана и развивалась в советской России с 1917 года до 1992 года.

Третья модель системы образования существовала с 1992 года, с момента принятия Закона РФ «Об образовании», до 1 сентября 2013 года.

Четвертая модель образования предусмотрена Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», она действует с 2013 года.

 

Образовательные отношения с 1992 года (с момента принятия Закона РФ «Об образовании») регулируются образовательным законодательством.

Оно выделилось, отпочковалось из государственного и административного законодательства. Принятые в 1973 году (и действующие до 1992 года) Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (далее — Основы) относились к административному законодательству.

Этапы развития законодательства об образовании в определенной степени совпадают с этапами развития государственной политики в этой области. По этому основанию можно выделить следующие этапы:

первый этап — принятие Гособразованием СССР приказа «О хозяйственном механизме в народном образовании» от 10 января 1990 г. № 45. Приказом были введены в действие «Основные положения хозяйственного механизма в народном образовании», одобренные Государственной комиссией Совета Министров СССР по экономической реформе 19 декабря 1988 г.;

второй этап — принятие Президентом РСФСР Указа «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» от 11 июля 1991 г. № 1;

третий этап — принятие Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1;

четвертый этап — принятие Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Одним из последующих этапов может стать принятие Кодекса законов об образовании.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: