Платежи за природопользование




Система платежей за природопользование в РФ включает:

- платежи за природные ресурсы;

- платежи за загрязнение окружающей среды;

- платежи на воспроизводство и охрану ресурсов окружающей среды.

В Российской Федерации в настоящее время взимаются сле­дующие виды ресурсных платежей –землю, воду, недра, лесные ресурсы и объекты животного мира.

Плата за землю.

1. Земельный налог – устанавливается в виде стабильных платежей за единицу площади. Размер налога зависит от место­положения плательщика и качества земли, но не зависит от ито­гов хозяйственной деятельности на земле.

2. Арендная плата – может устанавливаться в денежной и на­туральной форме по договоренности арендатора с арендодателем.

Гражданский Кодекс РФ определяет следующие формы арен­дной платы:

- твердые платежи, дифференцированные по времени или еди­новременные;

- доля прибыли, полученной в результате использования земли;

- предоставление арендатором определенных услуг.

3. Нормативная цена земли – показатель, характеризующий стоимость участка земли определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Этот показатель может применяться при продаже земель в собственность, установлении долевой и совместной собственно­сти, изъятии земельных участков в порядке выкупа для государ­ственных, общественных и иных нужд, а также с целью предостав­ления их гражданам, получения банковского кредита под залог земельного участка.

Объектами налогообложения являются земли сельскохозяй­ственного назначения, земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, энергетики, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли городов и других населенных пунктов.

Плательщиками являются физические и юридические лица.

Земельный налог выплачивается в два срока: не позднее 15 сен­тября и 15 ноября.

Юридические лица выплачивают начисленную сумму земель­ного налога систематически равными долями:

- по землям, связанным с основной деятельностью, - на себес­тоимость продукции и издержки обращения;

- по землям, не связанным с основной деятельностью, - по соответствующим методикам финансирования.

От уплаты земельного налога и на основании ст. 12 Закона «О плате за землю» освобождаются:

- государственные предприятия связи, или предприятия связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, предприятия водных путей и гидроэнергетики и т.д.;

- предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные зем­ли, на первые 10 лет пользования или в целях добычи тор­фа, используемого на повышение плодородия почв.

Плата за пользование водными ресурсами.

Взимается водный налог и плата на восстановление и охрану водных объектов.

Предметом налогообложения являются следующие виды пользования водными объектами:

- забор воды из водных объектов;

- удовлетворение потребностей гидроэнергетики;

- использование акватории водных объектов для лесосплава без применения судовой тяги, для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, проведения буревых, строительных и иных работ;

- сброс сточных вод в водные объекты.

В зависимости от вида использования водных объектов платежная база может иметь следующий вид:

- объем забранной из водоема воды;

- объем продукции (работ, услуг), произведенных, выполненных при пользовании водным объектом без отбора воды;

- площадь акватории используемого водного объекта;

- объем сточных вод, сбрасываемых в водный объект.

При исчислении платы за воду, забираемую из водных объектов в пределах лимита водопотребления, ее размер состав­ляет 30 % от установленного тарифа, за сверхлимитный забор – в 5-кратном размере от установленного тарифа.

Плата за воду в пределах лимитов включается в себестои­мость, платежи за сверхлимитное использование осуществляют­ся из прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия.

При добыче подземных вод взимаются отчисления на вос­производство минерально-сырьевой базы.

Ставки платы за пользование водными объектами, связанные с забором воды для водоснабжения населения, устанавливаются по минимальным ставкам.

Платежи, связанные с использованием водных объектов, по­ступают в федеральный бюджет (40 %) и бюджет субъекта РФ

Плата за пользование недрами.

Закон «О недрах» определяет следующую систему платежей за пользование недрами: платежи за право пользования недрами;

- отчисления на воспроизводство минеральной сырьевой базы;

- акцизы;

- платежи за пользование акваторией и участками морского дна.

Платежи за право пользования недрами, акваторией и участ­ками морского дна включают платежи за право на поиски и раз­ведку месторождений полезных ископаемых, их добычу, а также строительство и эксплуатацию подземных сооружений.

1. Плата за право пользования недрами может взиматься в форме:

- денежных платежей;

- части объема добытого сырья или иной производимой пользо­вателем продукции;

- выполнение работ или предоставление услуг;

- зачета сумм предстоящих платежей в бюджет в качестве доле­вого вклада в уставной фонд создаваемого горного предприя­тия.

Форма платежей устанавливается в лицензии на природополь­зование.

По платежам за право пользования недрами может быть установлена скидка, которая предоставляется пользователю недр, осуществляющему добычу:

- дефицитного полезного ископаемого при низкой экономичес­кой эффективности разработки месторождения, если он не на­рушает условия рационального использования месторожде­ния;.

- полезного ископаемого из остаточных запасов пониженного качества, за исключением случаев ухудшения качества запа­сов полезного ископаемого, в результате выборочной отработ­ки месторождения.

2. Отчисления (налог) на воспроизводство минерально-сырьевой базы выплачивают предприятия, осуществляющие до­бычу полезных ископаемых. Отчисления поступают в федеральный бюджет и имеют строго целевое назначение (ранее существовал внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы).

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы производятся следующим образом:

- поквартально – предприятиями со среднемесячной суммой отчислений менее 100 тыс. руб., а также субъектами малого бизнеса;

- поквартально – предприятиями с суммой отчисления от 10 до 100 тыс. руб.;

- авансовые, платежи 15, 25 и 5 числа месяца, следующего за отчетным, предприятиями с суммой отчислений более 100 тыс. руб.

3. Акцизы вводятся по отдельным видам минерального сы­рья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристи­ками при получении сверхплановой прибыли.

В соответствии с действующим Налоговым кодексом подак­цизным минеральным сырьем является природный газ.

Плата за пользование лесными ресурсами (лесной налог).

Взимается в виде лесных податей или арендной платы (ст. 103 Лесного кодекса РФ).

Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата – при аренде участ­ков лесного фонда.

Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования - за гектар нахо­дящихся в пользовании участков лесного фонда,

Арендная плата определяется на основе ставок лесных пода­тей.

Лесные подати взимаются за все виды лесопользования:

- за древесину, отпускаемую на корню;

- за побочное лесопользование (сенокошение, пастьбу скота, промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, размещение пасек);

- за пользование участками лесного фонда для культурно-оздо­ровительных, туристических, спортивных целей.

В составе лесных податей взимается плата за землю лесного фонда в соответствии с законом РФ «О плате за землю » (с изме­нениями и дополнениями от 07.06.96).

Плательщиками являются лесопользователи, заготавливаю­щие древесину в лесном фонде и разрабатывающие лесные уча­стки, не включенные в лесной фонд.

Порядок внесения платежей за лесные ресурсы:

- при отпуске древесины по каждому лесорубочному билету в объеме до 500 м3 – полностью перед выпиской лесорубочного билета;

- при отпуске древесины по каждому лесорубочному билету в объеме более 500 м3–по срокам: 15 февраля – 15 %; 15 мар­та – 10 %; 15 апреля – 10 %; 15 июня – 10 %; 15 сентября – 15 %; 15 ноября – 15 %; 15 декабря – 15%;

- при долгосрочной вырубке по лесорубочному билету с объе­мом отпуска более 500 м3 плата вносится по тем же срокам в течение года.

При этом часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы на древесину, отпущенную на корню, поступает в федеральный бюджет – 40 %, бюджеты субъектов РФ – 60 %, оставшиеся средства остаются в распоряжении лесхозов. Согласно ст. 106 Лесного кодекса РФ от уплаты в федераль­ный бюджет части платежей за лесные ресурсы освобождаются субъекты РФ, где лесосека по рубкам главного пользования не превышает 1 млн. м3 (в настоящий момент 26 субъектов РФ осво­бождены от выплат в федеральный бюджет).

Для восстановления лесного фонда с 01.01.93 с юридических и физических лиц, заготавливающих древесину, взимаются отчис­ления на воспроизводство, охрану и защиту лесов.

Плата за загрязнение (экологический налог).

Плата за загрязнение (экологический налог) по действую­щему налоговому законодательству взимается с хозяйствующих субъектов за следующие виды вредных воздействий на окружающую среду:

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, любое подземное размещение загрязняющих веществ;

- размещение отходов.

Изначально платежи за загрязнение окружающей природной среды должны были выполнять две функции: компенсаторную и стимулирующую.

Компенсаторная функция состояла в том, что предприятия-загрязнители должны были возмещать ущерб природе, причинен­ный от вредных веществ в штатном режиме функциони­рования (так называемая эколого-экономическая ответствен­ность).

Стимулирующая функция платежей за загрязнение заклю­чается в побуждении предприятий-загрязнителей к сокращению объема вредных веществ, выбрасываемых в окружающую природ­ную среду.

В настоящий момент обе функции платежей за загрязнение не выполняются, так как:

- во-первых, размеры платежей не соответствуют величине ущерба, причиненного загрязнением, следовательно, не мо­гут его компенсировать;

- во-вторых, объем капиталовложений в природоохранное обо­рудование намного превышает уровень платежей, и предпри­ятию экономически более выгодно внести плату за заг­рязнение, а не инвестировать средства в новые природоохран­ные технологии или очистное оборудование.

В этой связи необходима корректировка и индексация плате­жей за загрязнение.

При определении платежей за загрязнение устанавлива­ются два вида базовых нормативов платы:

- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вред­ного воздействия в пределах допустимых нормативов;

- за выбросы, сбросы, размещение отходов, другие виды вред­ного воздействия в пределах установленных лимитов (времен­но согласованных нормативов). Необходимо отметить, что при размещении отходов устанавливаются только лимиты. Вопросы, связанные со сверхлимитным загрязнением должны решаться дополнительно.

При определении размеров платежей учитывается эколо­гическая ситуация и экологическая значимость регионов путем умножения на соответствующие коэффициенты.

Платежи за загрязнение, осуществляемое в объемах, не превышающих ПДВ и ПДС, относятся на себестоимость продук­ции; при превышении уровня допустимого загрязнения они вы­плачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении при-родопользователя после уплаты налогов.

Платежи за загрязнение окружающей среды на­правляются в экологические фонды различных уровней (90 % от­числений) и федеральный бюджет (10 % отчислений). В качестве платежей за вредные выбросы могут засчитываться затраты по выполнению природоохранных мероприятий, кото­рые определяются в соответствии с «Перечнем природоохранных мероприятий».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: