Тест 1. «Как вы действуете во время конфликта?».




Тема 8. Межличностные конфликты

1.Конфликты в межличностных отношениях, классификация, причины возникновения. 2.Конфликтные типы личности. 3.Управление конфликтами. Способы разрешения конфликтов.4. Транзактный анализ конфликтов. 5.Практикум. «Как вы действуете во время конфликта?».

Темы рефератов

Проблема конфликтов в социальной психологии.

Агрессивное поведение как причина конфликтов.

Семейные конфликты и их разрешение.

Рациональное поведение в конфликте.

Социальное партнерство как фактор разрешения конфликтов в организации

 

Практикум.

Тест 1. «Как вы действуете во время конфликта?».

Инструкция испытуемому. Приведенные ниже послови­цы и афоризмы можно рассматривать как краткие описания различных стратегий, используемых людьми для разреше­ния конфликтов. Внимательно прочитайте все утверждения и по пятибалльной шкале определите, в какой степени каж­дое из них типично для вашего поведения в условиях кон­фликта.

I II III IV V
совсем нетипично редко иногда часто весьма типично
1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

1. Худой мир лучше доброй ссоры.

2. Если не можете другого заставить думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.

3. Мягко стелет, да жестко спать.

4. Рука руку моет (Почеши мне спину, а я тебе почешу).

5. Ум хорошо, а два лучше.

6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит.

7. Кто сильнее, тот и правее.

8. Не подмажешь — не поедешь.

9. С паршивой овцы — хоть шерсти клок.

10. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все бол­тают.

11. Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следую­щий день.

12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.

13. Убивай врагов своих добротой.

14. Честная сделка не вызывает ссоры.

15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.

16. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.

17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.

18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.

19. Ты — мне, я — тебе.

20. Только тот, кто откажется от своей монополии на ис­тину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.

21. Кто спорит — ни гроша не стоит.

22. Кто не отступает, тот обращает в бегство.

23. Ласковое телятко двух маток сосет, а упрямое — ни одной.

24. Кто дарит — друзей наживает.

25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.

26. Лучший способ решать конфликты — избегать их.

27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

28. Кротость торжествует над гневом.

29. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.

30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.

31. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.

32. В этом мире есть только две породы людей: победите­ли и побежденные.

33. Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты.

34. Взаимные уступки прекрасно решают дела.

35. Копай и копай без устали — и докопаешься до истины.
Обработка и анализ результатов. Используя табл. 1, оцените свое поведение в конфликте.

Таблица 1

Типология поведенческих стратегий
I II III IV V
Номер вопро­са балл номер вопро­са ббалл номер вопро­са балл номер вопро­са балл номер вопро­са балл
    27 32              
Итого   Итого   Итого   Итого   Итого  

 

У каждого человека есть две важные проблемы: достиже­ние личных целей (которые субъективно могут переживать­ся как очень важные либо маловажные) и сохранение хоро­ших взаимоотношений с другими людьми (что также может переживаться как важное или маловажное условие). Соотно­шение этих двух главных забот и составляет основу типоло­гии поведенческих стратегий.

Тип I. «Черепаха» (избегание) — стратегия ухода под панцирь, т.е. отказа как от достижений личных целей, так и от участия во взаимоотношениях с окружающими.

Тип II. «Акула» (конкуренция) — силовая стратегия: це­ли очень важны, взаимоотношения — нет. Таким людям не важно, любят ли их, они считают, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.

Тип III. «Медвежонок» (приспособление) — стратегия сдерживания острых углов: взаимоотношения важны, це­ли — нет. Такие люди хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.

Тип IV. «Лиса» — стратегия компромисса: умеренное от­ношение и к целям, и к взаимоотношениям. Такие люди го­товы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаи­моотношения.

Тип V. «Сова» — стратегия открытой и честной конфрон­тации и сотрудничества. Представители этого типа ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выход в совместной работе по достижению целей, стре­мятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.

Наибольшее количество баллов указывает на привержен­ность к той или иной стратегии. Если в каких-либо колонках одинаковое количество баллов, то используются две стратеги.

Тест «Каков ваш стиль разрешения конфликтных ситуа­ций?».

Инструкция испытуемому. С помощью табл. 1 опреде­лите для себя по шкале от 1 до 5 баллов, как часто вы исполь­зуете следующие тактики. Таблица 1

Используемая тактика Редко Часто
1. Вы спорите со своими коллегами, чтобы показать преимущества, большую значи­мость занимаемой вами должности          
2. Вы ведете переговоры со своими сотруд­никами с целью достичь компромисса          
3. Вы стараетесь оправдать ожидания ва­ших сотрудников, коллег          
4. Вы стараетесь рассмотреть проблему со­вместно с сотрудниками и найти приемле­мое для всех решение          
5. Вы твердо защищаете свою позицию при решении того или иного вопроса          
6. Вы пытаетесь не афишировать свои кон­фликты с сотрудниками и разрешать их в как можно более узком кругу          
7. При разрешении проблемы вы дейст­вуете по своему усмотрению          
8. Вы стремитесь найти компромисс, при котором каждый делает уступки, но обяза­тельно получает что-либо взамен          

Обработка и анализ результатов. В табл. 2 распреде­лите набранные баллы по колонкам и подсчитайте их общее количество по каждой из следующих пяти колонок (номера в колонках соответствуют номерам тактик, высказываний).

При разрешении конфликта вы: Таблица 2

Сорев­нуетесь Сотрудничаете с окружающими Избегаете конфликтных ситуаций Пытаетесь примирить стороны Ищете компромисс
         
         
         
Итого Итого Итого Итого Итого

Та колонка, в которой вы получили наибольшее итоговое количество баллов, и определяет ваш преимущественный стиль разрешения конфликтных ситуаций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: