Инженерия сознания Тавистока




 

«Beatles» были не первыми музыкантами, которые создали феномен истеричных и кричащих толп. Фрэнк Синатра в области музыки и Адольф Гитлер в политике были в этом смысле пионерами. Они вызывали у своих последователей такую же массовую истерию, но «Beatles» удалось достичь этого на более длительный срок и в более интенсивном проявлении. Когда феномен, известный как рок-н-ролл, охватил молодежь 1950-х, мало кто понял, что он будет полностью определять жизнь американцев все оставшееся столетие. «Когда „Beatles“ взошли на вершину, – пишет Фентон Бреслер в своей книге „Кто убил Джона Леннона?“ („Who killed John Lennon?“), – о том многообразии, которое есть у нас сейчас, не могло быть и речи. Оно было создано благодаря той популярности, которую завоевали четыре обычных парня с определенным талантом и огромной толпой поклонников. Фундамент для подобного явления был заложен благодаря возрастающей роли телевидения». Благодаря Эду Салливану и его популярному вечернему шоу, выходившему в эфир по воскресеньям, «Beatles» услышали во всех гостиных американских домов. Ход истории был изменен.

 

Появление Эдварда Винсента Салливана

 

Эд Салливан был самой настоящей звездой американского телевидения, прославившийся как ведущий популярного телешоу с большим рейтингом, которое выходило с 1948 по 1971 год. Тогда канал CBS, финансирование которого долгое время находилось под контролем «Brown Brothers Harriman» (помимо прочего, эта авторитетная фирма собирала средства в поддержку Третьего рейха Адольфа Гитлера), почетного члена Бильдербергского клуба, и доктора Франка Стэнтона (члена СМО, бенефициара фондов Рокфеллера и Карнеги, контролируемых Бильдербергским клубом), нанял Салливана в качестве телеведущего воскресного шоу. Имидж Салливана был разработан социальными инженерами Тавистока (куда он был отправлен заговорщиками для знакомства с первой рок-группой, которая стала подопытным кроликом, подарком от Тавистока) для того, чтобы цели телевизионной программы соответствовали ожиданиям публики: он казался обычным человеком, который, что следовало из пропаганды самого CBS, демонстрировал зрелищные представления индустрии развлечений на экранах домашних телевизоров.

 

Создание «Beatles»

 

Историк и журналист Дональд Фау пишет: «„Beatles“ начали выступать в 1950-е годы в джазовых пабах Англии и Западной Германии. Эти клубы всегда находились в самых злачных районах городов и были излюбленными местами проституток и наркоманов». Филип Норман, биограф «Beatles», утверждает, что «единственным местом, где они регулярно выступали, был стриптиз- бар. Владелец клуба платил каждому из них по десять шиллингов, чтобы они стучали по своим гитарам, пока стриптизерша Дженис томно расставалась со своей одеждой перед публикой, состоящей из моряков и стеснительных клерков».

Первый хороший шанс представился группе в Германии в августе 1960 года, когда один из джазовых клубов в гамбургском Рипербане подписал с музыкантами контракт. Описывая это место, Норман утверждает, что «в окнах квартала красных фонарей были проститутки в разных чудных нарядах, всех возрастов – от лолит до бабушек… Все было бесплатно и легко. Секс был чем-то простым… Там секс шел за тобой». Далее он пишет: «Далекие от того невинного образа, в котором их часто представляют, „Beatles“ даже во время своих первых выступлений всегда были под влиянием наркотика фенметразин. Изо рта Джона [Леннона] шла пена – из-за всех таблеток, которых он наглотался… Джон начал терять контроль над собой прямо на сцене, прыгать и что-то бубнить… Поскольку публика ни слова не понимала из того, что он говорил, он стал выкрикивать: „Sieg Heil!“ и „Продажные нацисты“, на что публика неизменно реагировала смехом и аплодисментами». Вне сцены «Beatles» были такими же порочными. Норман продолжает: «Пока они были в Гамбурге, каждое воскресенье Джон выходил на балкон и провоцировал тех, кто шел в церковь Сан-Хосе. Однажды он привязал наполненный водой презерватив к изображению Христа и подвесил его снаружи, чтобы это могли видеть все, кто шел на службу. В другой раз он помочился сверху на трех монашек».

Именно Брайан Эпштейн, их менеджер, маниакально-депрессивный гомосексуалист, был архитектором радикального изменения имиджа «Beatles», которые из дурачащейся группы рок-н-ролла превратились в привлекательное и красивое ощущение юности. «Чистый» образ, который предложил Эпштейн (то есть Тависток), позволил им войти в дома семей всего мира, что для Тавистока означало золотую возможность завладеть сознанием молодежи всего мира. «Beatles», сами того не зная, стали главными действующими лицами в планах нового мирового порядка по апробированию контроля над массовым сознанием.

 

Появление EMI

 

Звукозаписывающая компания EMI («Electrical Music Industries»), возглавляемая аристократом сэром Джозефом Локвудом, является одним из главных производителей электроники для армии и военной разведки Великобритании, так как имеет постоянные контракты с Британским военным бюро. Более того, секретным партнером EMI была еще одна звукозаписывающая компания – RCA («Radio Corporation of America»), также активно работающая в сфере космической и военной электроники и в спутниковой связи. Это было классическим примером того, что американский президент Дуайт Эйзенхауэр определил как военно-промышленный комплекс, то есть мировое правительство, концентрирующее власть в руках все меньшего количества людей. В середине 1960-х годов музыкальное подразделение EMI расширилось до 70 тысяч служащих, а продажи превысили 3 миллиарда долларов.

Именно EMI создала миф об огромной популярности «Beatles». Под руководством Джорджа Мартина, главы отдела звукозаписи фирмы «Parlophone» (филиала EMI), который сам был талантливым классическим музыкантом, и Брайана Эпштейна «Beatles» отмыли, вычистили и причесали в стиле «Beatles». Ливерпульская четверка, а также ряд знаменитостей, их последователей, были созданы в студии Мартина. Музыку и стихи для них писал Теодор Адорно, что всегда скрывалось от публики.

 

Круг знаменитостей

 

Одну из ключевых ролей в массовом промывании мозгов и формировании общественного мнения сыграла реклама, способствующая распространению «культа славы», чего и добивались Бильдербергский клуб и Тависток.

В 1920-е годы, в мирные времена, Эдвард Бернейз ввел понятие «связь с общественностью», заменив им термин «пропаганда», что породило общество потребления (его образно сравнивают с лакомым кусочком торта, под которым подразумевается капитализм свободного рынка), созданное с помощью первых знаменитостей и скрытого размещения рекламы, укрепляя теории психологии масс и схемы политического и делового переубеждения среднего гражданина, взывая, в обход разума, к эмоциям и инстинктам.

Слава знаменитостей, в свою очередь, быстро росла благодаря средствам масс-медиа, привлекающим звезд кинематографа, которые впоследствии становились «законодателями общественного мнения»; с появлением «Beatles» тот же принцип был применен к ним, а соответственно, и к рок-н-роллу.

Так был создан концепт «знаменитость», и с тех пор телевидение постоянно вселяло в умы мысль о том, что известности добиваются лишь немногие. Что такое знаменитость, если не некое псевдособытие, сфабрикованное с целью удовлетворить наши преувеличенные ожидания о могуществе человека? Это история окончательного успеха XX века в преследовании иллюзии. Был создан новый шаблон, и хорошо продающиеся образы героев нашего времени можно было массово и беспрепятственно производить для удовлетворения потребностей рынка. Качества, которые сегодня превращают мужчину или женщину в марку национального уровня, в действительности есть не что иное, как новая категория культурной пустоты.

И в этой черной дыре, на пути рекламы стольких идеализируемых образов (например, «Beatles» и их имидж подростков, целью которого было привлечь именно эту категорию) встает любая религия, которая обещает покончить с идолопоклонством и помочь нам установить контакт с тем наивысшим идеалом, каким является Бог, бессмертие, космическое сознание, озарение, духовный мир, внутреннее «я» – что угодно. Используя техники, в большинстве своем религиозные, Тависток, сам того не осознавая, рекламирует религию, поскольку побуждает людей верить в то, что можно достичь самых высоких культурных идеалов – стоит только найти соответствующий продукт или, если идти далее, спасителя, философию, церковь, гуру, соответствующий культ. Это культура, которая предпочла иллюзию реальности[12].

 

«Beatles» выходят на сцену

 

В августе 1963 года, во время первой телевизионной трансляции выступления группы в Лондонском палладиуме, стало очевидным, что именно средства массовой информации подготовили для потребления толпы. В лондонской прессе появлялись сообщения о беспорядках, вызванных толпами поклонников «Beatles». На следующий день на первых страницах крупных газет Великобритании появились сведения о том, что «полиция попыталась сдержать тысячи истеричных подростков». «Эта новость была обманом», – пишет Филип Норман в книге «Кричи! „Битлз“ в своем поколении» («Shout! The Beatles in Their Generation»). По словам Элизабет Джейн Хорби, канадской актрисы, которая в тот момент училась в Лондоне и присутствовала при предполагаемом хаосе, вызванном «Beatles», «беспорядков не было. Я там была и видела только нескольких девочек, визжащих во все горло».

Шесть месяцев спустя, в феврале 1964 года, «Beatles» вернулись из США. Их приезд сопровождался «показательными беспорядками» в Международном аэропорту имени Джона Кеннеди, где их якобы атаковали тысячи истеричных поклонниц. Американская пресса незамедлительно заявила, что «битломания» добралась до Соединенных Штатов[13]. Но достоверно известно, что «истеричные поклонницы» в действительности были ученицами одной из школ Бронкса, которых привезли в аэропорт для того, чтобы они «выступили» перед американской публикой и были сняты телевизионными каналами в обмен на 20 долларов. Все это было частью плана, разработанного Тавистоком для того, чтобы эта «чистая» рок-группа казалась популярной.

Однако для того, чтобы окончательно убедить фанатов, что «Beatles» были популярными, было необходимо создать цирк в средствах массовой информации – тот самый, которого мы и сегодня привычно ожидаем от индустрии зрелищ. Чтобы устроить первое турне «Beatles», СМИ создали одну из самых больших аудиторий в истории. Дональд Фау рассказывает в своей книге «Сатанинские корни рок-музыки» («The Satanic Roots of Rock»): «Два воскресенья подряд в программе Эда Салливана происходило нечто беспрецедентное. Более 70 миллионов американцев наблюдали, как „Beatles“ трясли головой и совершали такие телодвижения, словно исполняли некий ритуал, который скоро станут имитировать сотни будущих рок-групп».

Человеку, которому поручили сделать так, чтобы американцам «понравились „Beatles“», был сам Уолтер Липпман. «Beatles», самая подражаемая группа в истории музыки, были предложены американской публике и открыты ею. Подростки, которые в действительности не понимали, что происходит, были подвержены шквалу пропаганды «музыки „Beatles“», пока они наконец не убедились, что им нравилось ее звучание, и не приняли эту музыку со всем тем, что ей сопутствовало[14]. Создавая иллюзию многочисленных и достоверных источников информации, профессионалы по промыванию мозгов обманывают людей, чтобы те поверили: то, что они наблюдают, – это объективная информация, и чтобы у них создалось ощущение, будто нет никакого внешнего контроля. Учитывая то, что Бильдербергский клуб контролирует почти все крупные средства информации в мире, ему достаточно легко этого добиться.

«Группа из Ливерпуля оправдала ожидания и „с небольшой помощью своих друзей“, то есть запрещенных веществ, которые мы называем наркотиками, создала новый класс американской молодежи, смоделированный по желанию Тавистокского института», – утверждает Колеман. Линдон Ларуш, который пишет для влиятельного исследовательского журнала EIR, согласен с этим утверждением: «Группы „Beatles“, „Animals“, „Rolling Stones“ и маньяки-убийцы панк-рока, которые за ними последовали, были, без сомнения, спонтанным продуктом помешанной молодежи, так же как и сопровождающая их кислотная культура».

Как сказал однажды сам Джон Леннон, вчера они играли версии песен других групп в стриптиз-барах и других злачных местах Великобритании и Европы, а завтра их уже представляли королеве Англии и главам всех стран, куда они приезжали. Но их роль этим не ограничивалась. Влияние «Beatles» на молодежную культуру стало вопросом политики. Главы государств обратили внимание на то, насколько эта группа нравится гражданам их стран, и у Тавистокского института человеческих отношений нашелся способ, позволяющий этой группе проникнуть во все гостиные Америки.

Человеком, ответственным за беспрецедентный успех «Beatles», был Теодор Адорно. Его секретным оружием была система атональной музыки, или, как ее еще называют, 12-тоновая музыка, которая, казалось, пробуждала в сознании общие для многих людей ощущения и действовала особенно на определенные возрастные группы. Данная система атональной музыки, или 12-тоновая музыка, – это метод музыкальной композиции, созданный в конце 1910 года австрийским композитором, секретным агентом британской разведки Арнольдом Шёнбергом. Он описывает музыку, в которой применяются как равные все двенадцать тонов хроматического звукоряда, в отличие от тональной системы, характерной для европейской музыки XVII–XIX веков, в которой вся звуковысотная структура подчинена строгой иерархии, то есть существует главный тон, к которому стремятся все остальные звуки. Шёнберг стремился к тому, чтобы его метод композиции стал основной движущей силой музыки, сменив тональную систему, основанную на гармонии.

«Эта новая форма музыки влияла отрицательно на психику американцев, приводя к последовательному и в то же время радикальному разрыву семейных и религиозных культурных связей, – пишет Ричард Уоррен Липак в книге „События и тайны эпохи: Джон Леннон и „Beatles“ как зеркало человеческой судьбы“ („Epoch Moments and Secrets: John Lennon and the Beatles as the mirror of man's destiny“). – Это произошло естественным образом, под влиянием тяжелых и повторяющихся звуков, воздействию которых подвергались тело, мозг и человеческий дух, под влиянием атональной шкалы», – приходит к выводу автор.

Прослеживается тесная связь между атональной системой и культом Диониса, древнегреческого бога плодородия, виноделия, экстатического превосходства, являющегося воплощением чувственного раскрепощения, запретных страстей и так называемого освобождения через экстаз, где, в противовес рациональной культуре, ответственность и сознательный контроль становятся чем-то второстепенным по сравнению с чувственным наслаждением. Авлос, похожий на гобой инструмент язычкового типа, состоящий из двух трубок, традиционно ассоциируется с культом этого бога. Звучание данного инструмента намеренно имитировало человеческие стоны. Также важной частью культа Диониса были барабаны. В отличие от Египта, где празднования в честь Осириса сопровождались музыкой разного ритма, в Греции ударные инструменты не получили широкого распространения. Кроме того, для служения культу Диониса всегда использовали тамбурин, который издавал тяжелые вибрирующие звуки, а также гигантские кастаньеты, известные как кротали. Музыка, производимая этими инструментами, была возбуждающей, энергичной и волнующей. Иногда она сопровождала дикие и пьяные оргии. «Самое важное для последователей культа Диониса, – пишет экономист и бывший кандидат на пост президента США Линдон Ларуш в одном из главных еженедельных исследовательских журналов EIR, – это позволить себе расслабиться и отдаться во власть импульсов, в которых сочетаются сексуальные желания и гнев, причем этот способ „наслаждения“ выражается в виде действа, нарушающего важные нормы, диктуемые самим сознанием».

Таким образом, для любого человека, который задумается над этим, должно стать очевидным, что поп-культура и рок-н-ролл – это не спонтанные и не случайные события, а нечто созданное и контролируемое определенными организациями. «Это продукт классических исследований старинного фригийского культа Сатаны-Диониса, образца вакхических римских культов со схожими характеристиками, – пишет Ларуш. – Проявление этого нового вида музыки было в действительности оружием […], которое с легкостью использовали контролируемые средства информации».

 

Выход Тео Адорно

 

Ответственность за создание социальной теории рок-н-ролла лежит на Теодоре Адорно[15], немецком социологе, музыковеде и композиторе, «одном из основных философов франкфуртской школы социальных исследований, основанной британским „Фабианским обществом“[16]». В 1939 году Адорно был направлен в США, чтобы возглавить Принстонский проект изучения радио, который являлся совместной попыткой Тавистока и франкфуртской школы установить контроль над массами. Этот проект финансировался Фондом Рокфеллера и был создан Хэдли Кэнтрилом, исследователем общественного мнения и консультантом Рузвельта, и Фрэнком Стэнтоном, который в 1940-е годы возглавлял информационный отдел, а затем стал главой радиовещательной компании CBS, а также президентом совета корпорации «Rand», тоже контролируемой Бильдербергским клубом. Целью проекта было изучение влияния радио на население, как в случае с радиопостановкой

Орсоном Уэллсом «Войны миров», знаменитого романа Герберта Уэллса, которая вызвала настоящую панику[17]. Изучение отношения населения к радиопрограмме позволило вывести большинство основных законов влияния средств массовой информации на поведение больших групп населения в атмосфере информационной тревоги.

В частности, нацисты интенсивно использовали ради о пропаганду в качестве одного из важнейших средств промывания мозгов и сделали ее неотъемлемым элементом существования фашистского государства. Этот факт стал объектом изучения Тавистока и широко использовался в его собственных экспериментах. Целью данного проекта, как пишет Адорно в работе «Введение в социологию музыки» («Introduction to the Sociology of Music»), было «запрограммировать музыкальную массовую культуру как форму глобального социального контроля посредством постепенной деградации ее потребителей». «Обязательное отупение», которое, по плану Тавистока, должно стать основным результатом промывания мозгов, убийственный панк-рок и музыка ска, сопровождаемая соприкосновением тел, – это прямые последствия работы Адорно, который пишет: «Это процесс воображения, наполненный эмоциями. Слушатель, который запомнил хит, будет стремиться к идеальному субъекту этой песни, к человеку, который в ней идеализируется. В то же время, как одно из многих, кто идентифицирует себя с вымышленным субъектом, это музыкальное „я“, примкнув к обществу таких же „фанатов“, почувствует, что оно уже не так одиноко. Насвистывая песню, человек проходит ритуал социализации, хотя, несмотря на это ничем не обоснованное ощущение, он остается таким же одиноким, как и был […]. Сравнение с зависимостью неизбежно». Например, «алкоголики выходного дня» – это социально зависимые индивиды, которые пьют, когда выходят с друзьями, чтобы искусственно и ненадолго стать теми, кем они мечтают, – храбрыми, надежными и веселыми людьми. «Похожим явлением станет музыкальная зависимость», – утверждает Адорно. Данные исследования роли радио в жизни общества, опубликованные в 1939 году, подтвердили тезис «обязательного отупения». Они до сих пор служат учебником для тех, кто занимается промыванием мозгов. «Исследователи проекта [относительно влияния радио] доказали, что это средство информации настолько промывает мозги, что слушатели вообще перестают что-либо соображать, реагируя на формат, а не на содержание передачи».

По словам Пола Хирша, в докладе, подготовленном Институтом социальных исследований Мичиганского университета, «появление в послевоенные годы хит-парадов на радио превратило это средство массовой информации в учреждение культурного программирования. Радиостанции стали машинами, которые сутками прокручивали сорок лучших хитов». Когда на сцене появились «Beatles», Тависток понял, что нет лучшего инструмента для контроля над массами, чем «Тор 40» на радио. «Хит-парады, – пишет Хирш, – формируются, следуя абсолютно тем же принципам, что и ритуал жертвоприношения богине Исис в Египте, и преследуют те же цели: вербовка молодежи для дионисийской контркультуры». В действительности, по мнению автора, на сегодняшний день все и каждый из аспектов поп-культуры, начиная с фильмов и заканчивая книгами и музыкой, руководствуются использованием одного и того же принципа предварительного отбора.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: