Технологическая карта урока




Ф.И.О. Секенова Ольга Игоревна
Город Тула
Образовательная организация МБОУ «Центр образования – гимназия №1»
Предмет История России
Класс  
Тема урока Временное правительство и нарастание общенационального кризиса
Тип урока Урок общеметодологической направленности
Целевая установка урока, задачи Образовательные:
  • Усвоение учащимися основных общественно-политических идей в 1917 году;
  • Усвоение учащимися основных событий марта-сентября 1917 года;
  • Усвоение учащимися влияния политических партий и лидеров на социально-политическую ситуацию в стране;
  • Усвоение учащимися ряда персоналий, связанных с данным историческим периодом.
Развивающие:
  • развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
  • развитие навыков индивидуальной работы и работы в группах;
  • развитие аналитического логического мышления и систематизации усвоенного материала.
Воспитательные: · Воспитание у учащихся понимания ценности правового государства и гражданского общества. · Воспитание у учащихся вдумчивого критического отношения к идеологическим теориям прошлого и настоящего. · Воспитание у учащихся понимания ценности политической и правовой культуры в современном обществе.
Планируемые результаты Личностные: · развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
  • формирование ответственного отношения к учению;
· формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; · формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
Метапредметные: · умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; · умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; · смысловое чтение; · умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; · умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные: · Знать Основные исторические события, происходившие в нашей стране с марта по сентябрь 1917 года. Наиболее значимых участников этих событий. Особенности изучаемого исторического периода. · Уметь Анализировать письменные исторические источники и научную литературу по проблеме. Организовать свою самостоятельную работу. Аргументированно доказывать свою точку зрения по проблеме.
Основные понятия Временное правительство, двоевластие, «Апрельские тезисы», кризисы Временного правительства, Корниловский мятеж
Персоналии А.Ф. Керенский, Л.Г.Корнилов, П.Н.Милюков, В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий
Ресурсы 1. Учебник: История России: начало XX - начало XXI века. 10 класс. // Волобуев О.В., Карпачев С.П., Романов П.Н. М., 2016 2. Источник: «Апрельские тезисы» В.И.Ленина (раздаточный материал). 3. Источник: Степанов С.А. Кадеты (Конституционно-демократическая партия) // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2006. – № 8 – C. 75–84. (источник для домашней работы в группах). URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/st_kadet.php 4. Источник: Программа партии социалистов-революционеров. (источник для домашней работы в группах). URL: https://socialist.memo.ru/books/lit/psrprog.zip 5. Источник:Тютюкин С. В. Глава XI. МЕНЬШЕВИКИ // Политические партии России: история и современность. – М.: РОССПЭН, 2000. С. 227–242. (источник для домашней работы в группах). URL: https://read.virmk.ru/p/paty_rus/11.htm 6. Сайт просветительского проекта «Арзамас»// «Кем бы вы были в 1917 году? Политический компас революции».(URL: https://arzamas.academy/materials/1258) 7. Учебная презентация (см. приложение2). 8. Рабочий лист урока (см. приложение 1).
Ход урока

 

Дидактическая структура урока Содержание и деятельность учителя Деятельность учеников  
 
Домашняя подготовка Учитель предлагает учащимся пройти тестирование на сайте просветительского проекта «Арзамас»// «Кем бы вы были в 1917 году? Политический компас революции».(URL: https://arzamas.academy/materials/1258) В соответствии с их политическими предпочтениями, ученики заранее распределяются на несколько групп: Черносотенцы, Кадеты, Эсеры, Меньшевики, Большевики, Анархисты.   После прохождения теста представитель каждой группы должен ознакомиться с программными документами своей партии (см. Ресурсы) и выявить ее позицию по основным вопросам (вопрос о власти, вопрос войны и мира, вопрос собственности на землю, национальный вопрос), подготовить краткий конспект.  
1. Организационный момент Приветствие учеников. Проверка посещаемости. Приветствуют учителя. Эмоциональный настрой на работу.  
2. Подведение к изучению нового материала (5-8 минут) Учитель используя метод фронтального опроса обсуждает следующие проблемы: 1. Что такое революция? 2. Когда начинается революция и когда заканчивается? 3. Можно ли Февральскую революцию считать законченным событием? Добились ли восставшие желаемого? 4. Каким был характер Февральской революции? 5. Отвечал ли характер революции потребностям общества в начале 1917 года? 6. В чем заключалось явление «двоевластия»? Учащиеся развернуто отвечают на вопросы учителя. Их основная задача: самостоятельно прийти к выводу о незавершенном характере буржуазно-демократической революции, сохранении кризисной обстановки в стране, необходимости новых общественных изменений, несогласованности позиций всех политических партий по различным вопросам.  
3. Изучение нового материала   1. Постановка проблемы: Как изменялась ситуация в стране между Февральской и Октябрьской революцией? Можно ли рассматривать Революцию 1917 года как единый процесс? (слайд №2) 2. Учитель следит за тем, как учащиеся распределились по группам. В том случае, если нет ни одного представителя партий кадетов, эсеров, меньшевиков или большевиков, представители назначаются по просьбе учителя. 3. Учитель дает задание: заполнить рабочий лист урока (см. Приложение 1) только для своей партии.   4. Учитель рисует на доске схему «График революции» (См. Приложение1). Он говорит о том, что на данном уроке будет описывать развитие кризисной ситуации в стране с февраля по август 1917. 5. Предлагает учащимся в рабочем листе урока прогнозировать возможное отношение партии к тому или иному событию, а на «графике» демонстрировать моменты, когда страна была наиболее близка к новой революции. 6. Учитель: «Февральская революция завершилась: монархия пала, в стране установилась власть Временного правительства и Петросовета. Многие были уверены в том, что это конец великих потрясений. В начале апреля 1917 года в Петроград приехал В.И.Ленин и выступил с Политической программой большевиков «Апрельские тезисы». Как вы думаете, как ваша партия отреагировала на подобные заявления?» Учитель анализирует верные и неверные ответы. (слайд №3)   7. Учитель: «Важным и нерешенным до сих пор вопросом оставался вопрос об участии России в войне. 18 апреля 1917 года министр иностранных дел Временного правительства П.Н.Милюков отправил союзным правительствам ноту. В ней говорилось о «полном соблюдении обязательств, принятых в отношении наших союзников». Попробуйте прогнозировать отношение представителей вашей партии к такому действию Милюкова. (слайд №4) 8. В итоге военный министр А.И.Гучков и П.Н.Милюков вышли из состава Временного правительства. Было принято решение о формировании коалиционного правительства (министры-капиталисты и министры-социалисты). В новый состав вошли среди прочих: военный и морской министр — А. Ф. Керенский (эсер); министр юстиции — П. Н. Переверзев (трудовик); министр земледелия — В. М. Чернов (эсер); министр почт и телеграфов — И. Г. Церетели (меньшевик); министр труда — М. И. Скобелев (меньшевик); министр продовольствия — А. В. Пешехонов (народный социалист). (слайд №5) Как вы думаете, это был хороший выход из ситуации? Могли ли представители разных партий во Временном правительстве договориться друг с другом?   9. В мае в Петрограде собирается IВсероссийский съезд Советов, на котором Первый Всероссийский съезд Советов, на котором большинство принадлежало меньшевикам и эсерам, отверг предложенные большевиками резолюции о прекращении войны и передаче всей власти Советам и принял резолюции, провозглашавшие полную поддержку министров-социалистов и продолжение «революционной войны» на принципах отказа от аннексий и контрибуций.Съезд избрал свой постоянный орган, Всероссийский центральный исполнительный комитет Советов рабочих и солдатских депутатов (ВЦИК), председателем которого был выбран меньшевик Н. С. Чхеидзе.В.И.Ленин выступает против большинства резолюций и говорит о том, что партия большевиков готова взять власть. (слайд №6)   10. 18 июня на фронте началось новое наступление.     11. Провал наступления. (слайд №7)   12. 3 июля часть министров-кадетов уходит в отставку (не согласны по вопросу об автономии Украины).Почему этот вопрос так важен?   13. Правительство жесткими методами подавляет восстание. 8 июля премьер-министром становится А.Ф.Керенский (краткая биографическая справка). Ухудшение социально-политической обстановки в стране. (слайд №8)   14. Краткий рассказ о Корниловском мятеже. Итоги мятежа. Вопрос: как вы думаете, были ли шансы у Л.Г.Корнилова захватить власть и установить военную диктатуру? Мог ли он предотвратить новую революцию? Почему он проиграл? (слайд №9)     1.2. Записывают проблему в тетрадь, получают рабочий лист урока, рассаживаются по группам (в соответствии с политическими склонностями). Черносотенцы, Кадеты, Эсеры, Меньшевики, Большевики, Анархисты.   3. В рабочем листе урока заполняют для своей партии графы: Отношение к войне, Как должна быть устроена власть? (3-4 минуты)   4, 5. Учащиеся перерисовывают график, знакомятся с заданием и рабочим листом урока, задают вопросы по нему. Готовы к работе.     6. Учащиеся знакомятся с текстом «Апрельских тезисов». Выражают отношение своей партии. Учащиеся делают вывод о более сильной консолидации партии большевиков после «Апрельских тезисов» и отстранения от них меньшевиков и эсеров. Учащиеся отмечают на графике «уровень» революционной ситуации в начале апреля.     7. Учащиеся выражают отношение своей партии. Отмечают на графике «уровень» революционной ситуации 18 апреля. Делают вывод о возможном взрыве негодования среди населения.   8. Учащиеся выражают отношение своей партии. Отмечают на графике «уровень» революционной ситуации после создания коалиционного правительства. Делают вывод о несовместимости декларируемых позиций социалистических партий (социалисты не должны входить во власть на этапе буржуазной революции) и реальных действий министров. Отвечают на вопрос, могло ли правительство в таком составе вести согласованную политику.   9. Учащиеся анализируют, какие партии были против, а какие зарезолюции, принятые на съезде Советов.   10. Отмечают на графике «уровень» революционной ситуации 18 июня. Отвечают, могло ли наступление на фронте снизить революционные настроения населения. 11. Отвечают, как на провал наступления могли среагировать партии и население. 12. Учащиеся делают вывод о возможности нового революционного кризиса. Отмечают уровень революционной ситуации на графике («полувосстание»)   13. Предлагают возможные выходы из сложившейся ситуации. Один из наиболее вероятных – военная диктатура.     14. Анализируют информацию, высказывают свою собственную точку зрения на вопрос.    
4. Подведение итогов урока. Рефлексия. Возвращение к проблеме: Как изменялась ситуация в стране между Февральской и Октябрьской революцией? Выразите эти изменения для вашей партии. Можно ли говорить о том, что Февральская революция не закончилась, а революционный кризис в стране только усугублялся? Представители каждой политической партии анализируют изменения, произошедшие с марта по сентябрь 1917 года как для своей партии, так и для страны в целом. В итоге учащиеся анализируют получившийся график революционной ситуации и говорят о нескольких кризисах Временного правительства, каждый из которых, возможно, был еще более опасным для страны и глубоким, чем предыдущие.  
5. Домашнее задание. Домашнее задание: чтение параграфа 4, ответы на вопросы 2-4 в конце параграфа (1 любой вопрос по желанию). Записывают домашнее задание, задают вопросы по его выполнению.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: