Методика организации учебного процесса на практическом (семинарском) занятии.




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОСНОВ ГОМЕОПАТИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К

Практическое занятие № 1

 

 

 

Учебная дисциплина ОСНОВЫГОМЕОПАТИИ
Модуль №  
Содержательный модуль №  
Тема занятия Определение гомеопатии, ее роль и место в современной медицине. История развития, организация и общие вопросы гомеопатии.
Курс четвёртый
Факультет медицинский

 

1. Конкретные цели:

1.1.Студент должен ознакомиться (α = I):

- С актуальностью внедрения гомеопатии в клиническую практику.

1.1.Студент должен знать (α = II):

- Определение гомеопатии.

- Принципы гомеопатии: испытания лекарственных субстанций на здоровых добровольцах; закон подобия, применение малых доз лекарственных субстанций; динамизации (потенцирование), как метод приготовления гомеопатических препаратов.

- Основные исторические этапы развития гомеопатии.

- Период зарождения гомеопатии.

- Современное состояние гомеопатии в мире.

- Современное состояние развития гомеопатии в Украине.

- Роль и место гомеопатии в современной врачебной практике.

 

Междисциплинарная интеграция

Названия предыдущих дисциплин Полученные навыки
  Биология, физика Единство человека, как составной части биосферы, с природой
  Биология, физиология Понятие о роли иммунной системы, систем адаптации в поддержке гомеостаза организма человека
  Биология, физика, физиология Организм человека как саморегулирующаяся система
    Внутренние болезни Понятие о методах комплементарной, дополняющей терапии

 


Организация содержания учебного материала

 

3.1. Перечень основных терминов, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию:

 

Срок Определение
Гомеопатия (греч. homoios подобный, pathos болезнь)классическая Система медицинской практики, целью которой является методологическое улучшение уровня здоровья организма путем назначения испытуемых лекарственных средств, изготовленных методом потенцирования и подобранных строго индивидуально согласно закону подобия.
Гомеопатия доктрина Законы и принципы, определяющие гомеопатию как научную терапевтическую систему: обязательное изучение лекарственных субстанций путем испытания их на здоровых людях-добровольцах, закон подобия, индивидуализация назначений, малых доз, принцип, динамизация, жизненная сила, целостность организма, конституциональный медикаментозный тип, совокупность симптомов, излечимость, теория миазмов и др.
Испытанный препарат Это лекарственное средство, приготовленное из субстанции, действие которого на организм изучено путем испытаний на здоровых людях-добровольцах.
Испытания лекарств - ПРУВИНГ Принцип гомеопатии, который заключается в обязательных клинических испытаниях субстанций, используемых для приготовления гомеопатических лекарств, в субтоксических дозах на здоровых людях - добровольцах с целью изучения медикаментозного патогенеза основной лекарственной субстанции.
Закон (принцип) Подобия Основной закон гомеопатии, согласно которому субстанция, способная провоцировать развитие определенных психологических и соматических симптомов в здоровом организме, действует как излечивающий фактор на больной организм, в котором проявляется подобная совокупность симптомов, независимо от того, что является причиной данного заболевания.
принцип Малых доз Принцип гомеопатии, согласно которому для лечения на основе закона подобия лекарственные субстанции применяют в сверхмалых дозах.
Потенцирование (динамизация) Гомеопатическая технология/способ приготовления гомеопатических лекарственных средств путем последовательного многократного разведения и интенсивного встряхивания растворимых субстанций и длительного растирания нерастворимых субстанций, активирует их лечебные свойства.
Принципы гомеопатии 1. Испытания лекарств - ПРУВИНГ; 2. Закон (принцип) Подобия; 3. Принцип малых доз; 4. Потенцирование (динамизация) как метод изготовления гомеопатических лекарств.

План и организационная структура учебного занятия по дисциплине.

№ п/п Этапы занятия Распределение времени Виды контроля Средства обучения
  Подготовительный этап Организационные мероприятия   15%   Тестовый контроль II уровня (α = II) Устный индивидуальный опрос (α = II)   Учебники, пособия, методические рекомендации, электронные справочники, презентации
1.1   Постановка учебных целей и мотивация    
1.2 Контроль исходного уровня знаний, навыков, умений
  Основной этап 65% Решение ситуационных клинических задач на диагностику (α = III) Профессиональный тренинг в решении сложных, неоднозначных клинических случаев, ситуаций разбор ситуационных задач (α = III) Больные и их истории болезни, Текстовые ситуационные нетипичные задачи. Имитационные игры.  
2.1 Формирование профессиональных умений и навыков: 1. Провести совместный осмотр больного.    
  Заключительный этап 20%   Анализ клинической работы, индивидуальный контроль навыков, их результатов (α = III)   Результаты клинической работы, осмотра больных, истории болезни, тесты III уровня.  
3.1   Контроль и коррекция уровня профессиональных умений и навыков  
3.2     Проведение итогов занятия: теоретического, практического, организационного
3.3 Домашнее задание

Методика организации учебного процесса на практическом (семинарском) занятии.

Подготовительный этап

Раскрыть значение темы занятия: «Определение гомеопатии, ее роль и место в современной медицине. История развития, организация и общие вопросы гомеопатии», для дальнейшего изучения дисциплины и профессиональной деятельности врача с целью формирования мотивации для целенаправленной учебной деятельности. Подчеркнуть, что внедрение в медицинскую практику современных фармакологических средств в значительном количестве случаев приводит к осложнениям - развитию лекарственной болезни, в первую очередь тяжелых аллергических реакций. Именно поэтому использование гомеопатии как метода, применение которого помогает избежать этих осложнений, сегодня является чрезвычайно актуальным.

Ознакомить студентов с конкретными целями и планом занятия.

Провести контроль исходного уровня знаний, навыков и умений студентов.

Провести стандартизированный контроль начального уровня подготовки студентов с помощью тестового контроля и устного опроса.

 

Основной этап

Ознакомить студентов с основными принципами гомеопатии как холлестатичной регулирующей терапии.

Ознакомить студентов с основными историческими этапами развития гомеопатии.

Провести совместный осмотр больного: сбор анамнеза, жалобы, определения модальностей. Провести ранжирование выявленных симптомов с помощью построения иерархии симптомов.

Решение ситуационных клинических задач на диагностику, тестовых заданий согласно тематике занятия.

Профессиональный тренинг в решении сложных, неоднозначных клинических случаев.

Оценка активности студентов, усвоения студентами практических навыков и теоретического материала.

Заключительный этап

Оценить текущую деятельность каждого студента в течение занятия, провести контроль и коррекцию уровня профессиональных умений и навыков.

Проведение итогов занятия: теоретического, практического, организационного. Анализ клинической работы, индивидуальный контроль навыков и их результатов.

Объявления оценки деятельности каждого студента и выставления в журнал учета посещений и успеваемости студентов. Заверения подписью преподавателя оценок, заносит староста в ведомость учета и успешности параллельно с преподавателем.

Информирование студентов о теме следующего занятия и подготовку к нему за помощью методических разработок для самостоятельной и внеаудиторной работы студентов.

 

Приложения

6.1. Материалы контроля знаний и умений для практического занятия (α = II):

1. Дайте определение гомеопатии.

2. В чем заключается суть гомеопатической терапии?

3. Дайте определение основных принципов гомеопатии.

4. Какие экспериментальные научные данные подтверждают эффект Закона Сходства?

5. В чем состоит суть лечения по закону Подобия?

6. Какие дозы лекарственных веществ применяют в гомеопатии?

7. Которые экспериментальные и научные данные подтверждают биологическую активность малых доз?

8. Каким способом готовят гомеопатические лекарства?

9. Кого считают основателем гомеопатии?

10. Каков его вклад в развитие медицинской науки?

11. Какие основные труды основателя гомеопатии Вы знаете?

12. Дайте характеристику основных этапов развития гомеопатии.

13. Охарактеризуйте современное состояние гомеопатии в Украине, за рубежом.

14. Определите роль и место гомеопатии в современной врачебной практике.

 

6.2. Тесты (α = И, α = И И):

1.1. Гомеопатия - это:

A. * система медицинской практики, целью которой является методологическое улучшение уровня здоровья организма путем назначения испытуемых лекарственных средств, изготовленных методом потенцирования и подобранных строго индивидуально согласно закону подобия.

B. терапия, направленная на подавление патологического процесса

C. заместительная терапия

D. противовоспалительная терапия

E. система медицинской практики, целью которой является методологическое улучшение уровня здоровья организма путем назначения лекарственных средств, изготовленных методом потенцирования и подобранных строго индивидуально согласно закону подобия.

 

1.2. Классическая гомеопатия - это

A. * Направление научной медицины

B. народная медицина

C. фитотерапия

D. психотерапия

E. лечения энергетическим полем

 

1.3. Гомеопатия - это метод лечения

A. * в сверхмалых дозах лекарственных веществ

B. большими дозами лекарственных веществ

C. средними дозами лекарственных веществ

D. малыми дозами аллопатических лекарств

E. малыми дозами веществ растительного происхождения

 

1.4. Гомеопатические лекарства - это лекарственные средства, приготовленные с помощью метода:

A. * динамизации/потенцирования - способа приготовления гомеопатических лекарственных средств путем последовательного многократного разведения и интенсивного встряхивания растворимых субстанций и длительного растирания нерастворимых субстанций, активирует их лечебные свойства.

B. растирание сырья

C. многократного разбавления сырья

D. отваривания растений

E. встряхивания и разведения растительного сырья в спирте

 

1.5. Укажите правильное определение Закона сходства:

A. * болезнь излечивается в сверхмалых дозах той субстанции, большая доза которой вызывает у здорового человека симптоматику, похожую клинической картине заболевания данного пациента

B. болезнь излечивается в сверхмалых дозах той субстанции, большая доза которого вызывает у больного симптоматику, похожую клинической картине заболевания данного пациента

C. болезнь излечивается средними дозами той субстанции, которая вызывает у здорового человека симптоматику, похожую клинической картине заболевания данного пациента

D. болезнь излечивается большими дозами той субстанции, сверхмалые дозы которой вызывают у здорового человека симптоматику, похожую клинической картине заболевания данного пациента

E. болезнь излечивается в сверхмалых дозах той субстанции, большая доза которого вызывает у человека симптоматику, противоположную клинической картине заболевания данного пациента

 

1.6. Гомеопатия - это индивидуализированная терапия, которая учитывает:

A. * клинический диагноз, а также физические и психологические особенности пациента

B. возраст и пол пациента

C. клинический диагноз

D. эмоциональное состояние пациента

E. семейный анамнез

1.7. Гомеопатия как метод холлестатической (интегративной, психосоматической) медицины лечит:

A. * больной организм в целом, т.е. улучшает как психологическое состояние человека, так и его физическое здоровье

B. заболевания отдельных органов

C. заболевания отдельных систем

D. заболевания нервной системы

E. психические заболевания

 

1.8. Гомеопатию, как самостоятельное направление медицины, создал

A. * Самуил Ганеман

B. Джеймс Тайлер Кент

C. Константин Геринг

D. Владимир Даль

E. Жак Бенвенист

 

1.9. Основная работа, в которой описаны философские, теоретические и практические основы гомеопатии:

A. * Органон врачебного искусства

B. Основы современной гомеопатии

C. Реперториум

D. Материя Медика

E. Хронические болезни

 

1.10. Принцип гомеопатии:

A. * подобное лечится подобным

B. подобное лечится противоположным

C. противоположное лечится противоположным

D. не навреди

E. противоположное лечится подобным

 

1.11. В гомеопатии фармакологические свойства гомеопатических лекарств изучают путем:

A. * испытания лекарственной субстанции на здоровых людях

B. испытания лекарственной субстанции на больных людях

C. испытания лекарственной субстанции на больных животных

D. испытания лекарственной субстанции на здоровых животных

E. эмпирическими знаниями о лекарственном сырье

 

 

Литература

Основная

1. Келер Г. Гомеопатия: Пер. с нем. - М.: Медицина, 1989. - 590 с

2. Крылов А.А., Песонина С.П., Крылова Г.С. Гомеопатия для врачей общей практики. - СПб.: Питер Паблишинг, 1997. - 466 с.

3. Лысенюк В.П., Симоненко Г.Г. Основы современной гомеопатии: учебное пособие. - М.: Ходак, 2003. - 200 с.

4. Попова Т.Д., Зеликман Т.Я. Гомеопатическая терапия. - К.: Здоровье, 1990. - 240 с.

Дополнительная

1. Ганеман С. Органон врачебного искусства: пер. с англ. - М.: Атлас, 1992.-205 с.

2. Зеликман Т.Я., Ялкут С.И. Гомеопатия в системе фармакотерапии. - К.: Здоровье, 1994. - 78 с.

3. Кент Д. Лекции по философии гомеопатии: пер. с англ. - М.: Гомеопатическая медицина, 1998. - 223 с.

4. Попова Т.Д. Лекции по гомеопатии. - К., 1993. - 48 с.

5. Coulter HL Homoeopathic Science and Modern Medicine. - North Atlantic Books, Berkeley, California, 1981. - 66 p.

Интернет-ресурсы

https://lib.mexmat.ru/books/20642/ Цехмистро И.З., Штанько В.И.Концепция целостности / / Электронная библиотека Попечительским совета механико-математического факультета Московского государственно Университета

https://ru.wikipedia.org/wiki/Принцип наименьшего действия

https://homeoint.org/kotok/homeopathy/history/pirogov1.htm

https://www.homeopatica.ru

https://www-philosophy.univer.kharkov.ua

 

Задачи (α = И V)

         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

 

Задачи (α = И V)

Тест (α = И V):

Отметьте в таблице механизмы артериальной гипертензий, обусловлены приемом представленных лекарств:

  Ингиби-торы МАО Симпатомиметики: капли в нос; брон-холи-тики; r атехоламины Трициклични антидепрессанты (имипрамин и др.). Тиреоидные гормоны Таблетированные контрацептивы Нестероидные противовоспалительные средства   Глюкокортикоиды Ликвиритон, карбеноксолон Циклоспорин
Стимуляция симпато-адреналовой системы. + + +   +       +
Угнетения обратного захвата норадреналина нейронами.     +            
Эффект тироксина       +          
Задержкой ка натрия.         + + + + +
Угнетения синтеза простагландинов           +      
С бильшення сосудистой реактивности в ангиотензин II и норадреналин               +  
Усиление синтеза и высвобождения эндотелина             +   +

 

Контрольные нетипичные задачи (α = И V):

1. Задача 1 (Α = И V):.

 

К врачу обратился больной в возрасте 66 лет, пенсионер. Жалобы на головные боли, шум в ушах, боли в грудной клетке сжимающего характера, возникающие при физической нагрузке, проходят самостоятельно. Курит, частый кашель. АО 190/110 мм.рт.ст, ЧСС 78/хв. На ЭКГ: признаки гипертрофии левого желудочка, недостаточного питания миокарда левого желудочка. Сопутствующая патология: атеросклероз сосудов нижних конечностей, синдром перемежающейся кульгавости доброкачественная гиперплазия предстательной железы 2 ст. Лабораторные данные: сахар крови 6,6 ммоль/л; холестерин 7 ммоль/л; триглицериды 3 ммоль/л. Больной периодически принимает атенолол, валидол, нитроглицерин.

 

1. Ваш диагноз.

2. Какие ошибки в лечении данного больного?

3. Какие гипотензивные препараты являются препаратами выбора в лечении данного больного?

4. Составьте план обследования и лечения.

 

Ответ:

1. Д-з: ГБ 2 ст, (ГЛЖ) 3ступинь, ИБС. Стабильная стенокардия напряжения 2ФК, СН 0-И. Риск высок. Облитерирующий атеросклероз сосудов нижних конечностей, синдром перемежающейся хромоты. ДГПЖ 2 ст.

2. Атенолол - b - блокатор - противопоказан при облитерирующих заболеваниях периферических сосудов в связи с возможностью ухудшения периферического кровообращения снижает чувствительность к инсулину.Противопоказан при обструктивных заболеваниях легких, не исключено у данного больного.

3. ИАПФ, БРА, альфа-адреноблокатор и, блокаторы кальциевых каналов.

4. Стол № 10, ацетилсалициловая кислота, статины, БКК или α-адреноблокаторы, ИАПФ. Дообследование: конс. ендокринолога, окулиста (глазное дно).

 

2. Задача 2 (α = И V):.

 

Пациент 74 лет, пенсионер, госпитализирован в терапевтическое отделение с выраженными отеками нижних конечностей, асцитом, одышкой в состоянии покоя. Болеет ГБ более 15 лет. Периодически принимает каптопрес. Масса тела 94 кг. ЧСС 96/хв., АО 185/115 мм.рт.ст. ЧД 26/хв. Перкуторно над легкими в нижних отделах тупой перкуторный звук. Аускультативно в легких дыхание не прослушивается в нижних отделах справа, тоны сердца ослаблены. На ЭКГ: признаки гипертрофии левого желудочка и перегрузки правых отделов сердца. Лабораторно: гемоглобин 78 г / л, креатинин 0,386 ммоль / л; холестерин 8,2 ммоль / л, общий белок 56 г / л.

 

1. Ваш диагноз.

2. Ли у данного больного признаки хронического заболевания почек и хронической почечной недостаточности? Какая стадия ХПН и ХЗП у данного больного?

3. Ли показано больному проведения гемодиализа?

 

Ответ:

1. Д-з: ГБ 2ст (ГЛЖ), 3 степень, правостороннее плеврит, асцит, СН 2Б, ФК 3, риск очень высок. Хроническая болезнь почек 4 ст: гипертензивная нефропатия, нефротический синдром, анемия 2 ст. ХПН 3 ст.

2. СКФ = (140 - 74) * 94 / 0,386 * 810 = 66 * 94 / 312,66 = 19,8 мл / мин..

3. СКФ <15 мл / мин. - Показ для проведения гемодиализа.

Противопоказания к гемодиализу (со стороны данного больного): возраст старше 55 лет; тяжелая анемия тяжелая СН.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: