Тема 1. Деятельность человека и потребность в управлении




НИКЕРОВА Т. А.,

К.э.н., старший преподаватель

Кафедры «Менеджмент и маркетинг»

 

 

МЕНЕДЖМЕНТ

курс лекций для студентов 3 курса специальностей:

080105.65 «Финансы и кредит»;

080109.65 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»;

080111.65 «Маркетинг»

 

Владимир 2011


СОДЕРЖАНИЕ

Т.1. Деятельность человека и потребность в управлении  
  1.1. Деятельность человека и её виды  
  1.2. Управление. Управленческая деятельность  
  1.3. Необходимость в управлении  
Т.2. Понятие и содержание менеджмента  
  2.1. Экономические основы управления  
  2.2. Собственность и управление  
  2.3. Принципы менеджмента  
Т.3. Системный подход в изучении менеджмента  
  3.1. Система  
  3.2. Организация как система  
  3.3. Внутренняя среда организации. Внешняя среда организации  
Т.4. Целевой подход в менеджменте  
Т.5. Стратегическое и тактическое управление  
  5.1. Стратегия менеджмента  
  5.2. Тактика менеджмента  
Т.6. Функции менеджмента  
  6.1. Функции менеджмента: определение, классификация  
  6.2. Основные функции менеджмента  
  6.3. Мотивация. Основные теории мотивации  
Т.7. Формы организации в системе менеджмента  
  7.1. Понятие и значение организации в менеджменте  
  7.2. Принципы проектирования организационных структур управления  
  7.3. Типы структур и их характеристика  
Т.8. Организационные процессы в системе менеджмента  
  8.1. Сущность организационных полномочий  
  8.2. Характер полномочий  
  8.3. Коммуникация  
Т.9. Принятие решений в организации  
  9.1. Управленческие решения. Принятие решений  
  9.2. Структура и содержание процесса принятия решений  
Т.10. Интеграционные процессы в управлении  
Т.11 Социофакторы и этика менеджмента  
Т.12 Руководство и лидерство в организации  
Т.13. Управление конфликтами в организации  
Т.14. Эффективность менеджмента организации  

Тема 1. Деятельность человека и потребность в управлении

Вопрос 1. Деятельность человека и ее виды.

Вопрос 2. Управление. Управленческая деятельность.

Вопрос 3. Необходимость в управлении.

Вопрос 1. Деятельность человека и ее виды.

Успех в любом деле редко приходит случайно. Для настоящего долговременного успеха люди используют эффективное управление. Слово «управление» мы слышим очень часто, а само управление присутствует во всех областях человеческой деятельности.

Под деятельностью человека понимается совокупность осознанных действий человека, направленных на достижение определенного результата. Деятельность человека характеризуют:

ü Осознанность действий;

ü Разнообразие видов, форм, способов;

ü Развитие (совершенствование);

ü Творчество;

ü Потребности в управлении.

Видов деятельности человека множество, они классифицируются по нескольким признакам:

1. С точки зрения сферы деятельности: государственная, производственная, предпринимательская, хозяйственная, культурная, военная, научная, политическая, образовательная, другие.

2. С точки зрения субъекта деятельности: индивидуальная, общественная, коллективная.

3. С точки зрения используемых методов: экономическая, социальная, организационная.

4. С точки зрения заинтересованности: мотивированная, немотивированная.

5. По характеру деятельности: инициативная, принудительная.

6. По периодичности: непрерывная, эпизодическая.

7. По характеру: физическая, интеллектуальная.

8. С точки зрения общественной пользы: полезная, вредная, бесполезная.

9. С точки зрения роли в управлении: управленческая, неуправленческая, неосознанная.

Вопрос 2. Управление. Управленческая деятельность.

Управление многообразно. Можно выделить такие его виды:

ü Техническое (управление естественными и технологическими процессами);

ü Государственное (управление жизнью общества через различные институты – правовую систему, органы власти);

ü Идеологическое (внедрение в сознание членов общества различных концепций, идеологий);

ü Негосударственное и неполитическое управление социальными процессами (например, в защиту окружающей среды);

ü Хозяйственное управление производственной и экономической деятельностью организаций.

Все виды управления объединяют общие законы, принципы, правила. Управленческая деятельность – осознанная и целенаправленная, она представляет собой упорядочивание и подчинение своим интересам элементов внешней среды – общества, живой и неживой природы, техники. УД предполагает наличие нескольких обязательных элементов:

o Целей;

o Планирования;

o Организации;

o Контроля.

Если речь идет об управлении в социальных системах, то к этим элементам нужно добавить мотивацию и коммуникации.

Управленческая деятельность предполагает объект и субъект управления. Те элементы, на которые направлена деятельность, образуют объект управления. Направитель управленческой деятельности называется субъектом управления. Им может быть отдельный человек или группа людей. Субъект управления организационно и юридически оформляется в виде должности или совокупности должностей. Например, в институте субъектами управления выступают Ученый совет и ректор, а объектом – отделения вуза, различные подразделения. Через субъектов управленческой деятельности реализуются управленческие отношения.

Деятельность по управлению в условиях рынка носит название менеджмента.

Вопрос 3. Необходимость в управлении.

Необходимость в менеджменте, начиная примерно с середины XVII до начала XX вв. обусловлена рядом причин:

Ø Ростом товарного производства, образованием рынка наемной рабочей силы.

Ø Возникновением особой формы кооперации совместного труда - мануфактурного производства, крупных предприятий.

Ø Усовершенствованием технологии производства, его индустриализацией, механизацией и автоматизацией.

Ø Изменением характера труда человека (труд становится более сложным, умственным, творческим).

Ø Развитием новых производственных отношений, форм собственности, основанных на заинтересованности работника в результатах труда.

Ø Ростом масштабов хозяйственной деятельности и сложностью управления ею, потребностью в профессиональной управленческой деятельности наемных управляющих – менеджеров и науке менеджменте.

 

Тема 2. Понятие и содержание менеджмента

Вопрос 1. Экономические основы управления

Управление и экономика неразрывны и возникли, очевидно, одновременно, поскольку человек трудился и трудится всегда в коллективе (община, семья и т.д.), а, как известно, любой совместный труд не может обойтись без управления, которое требуется для установления согласованных действий участников трудового процесса. Управление как наука возникло позже, чем экономика, и экономическая теория считается основой управленческих научных дисциплин.

Производственные отношения принято делить на социально-экономические (отношения собственности) и организационно-экономические (разделение и кооперация труда, управления и др.).

Управленческие отношения и управление производством как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления, имеющие непосредственное отношение к любой экономической системе, восходят и к главной проблеме любой экономики (натуральному хозяйству, рыночной, плановой), отраженной в основных вопросах экономики или видах экономического выбора:

- что следует производить и в каком количестве?

- как, каким образом следует производить; кто и какую работу должен при этом исполнять?

- для кого должны быть предназначены результаты производства или кто будет покупать товары и услуги?

Любой из этих вопросов можно отнести к сфере управленческой деятельности.

Поэтому менеджмент (управление) особенно стал развиваться и как сфера деятельности, и как наука на определенной ступени развития производительных сил и обострившихся при этом противоречий с производственными отношениями рынка совершенной (свободной) конкуренции.

Научное осознание роли менеджмента совпадает, по-видимому, с выделением предпринимательской деятельности как важного объединяющего и управляющего фактора производства. Именно предприниматели в рыночной экономике решают на свой страх и риск главные вопросы, заключающиеся в выборе сферы, направлений и методов деятельности, и принимают наиболее ответственные решения.

Экономические основы управления, таким образом, заключаются в использовании познанных, объективно проявляющихся законов экономики в практической экономической деятельности.

Управление и экономика как сферы деятельности и как научные дисциплины неразрывны. В управленческой деятельности используются познанные экономической наукой законы и закономерности поведения людей при производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ. В то же время повседневная организационная и управленческая деятельность людей, результаты управленческих решений, отражающие объективные условия развивающейся экономики, служат основой для развития экономической науки.

 

В. 2. Собственность и управление

Отношения собственности – коренные в производственных отношениях, это источник власти и управления.

Формы (объекты и субъекты) собственности меняются с развитием производительных сил в соответствии с объективным законом соответствия производственных отношений производительным силам.

А как же с собственностью, ведь управляет тот, кто является собственником? Это было справедливо лишь до определенной степени развития производительных сил. Собственных средств для расширения производства всегда не хватало, тем более сейчас практически невозможно самофинансирование без кредита для экономического роста. Именно с развитием кредита произошло отделение капитала-собственника от капитала-функции, что дало мощный толчок предпринимательству, а значит, конкуренции и повышению эффективности производства.

Управлять стали не только собственники, но и наемные менеджеры, не являющиеся собственниками. Собственникам при развитии предпринимательства становились не только по наследству, но и благодаря собственным способностям.

Собственники (и предприниматели) не исключаются из процесса управления, за ними остаются наиболее ответственные управленческие задачи. Формы же собственности развиваются в соответствии с развитием производительных сил. Наиболее распространенной становится акционерная собственность.

Решающим фактором производства становятся информация, научное знание, эффективное развитие и использование которых требуют обеспечения к ним широкого доступа.

Новые подходы к управлению предприятием, способствующие успеху в конкуренции, предусматривают стимулирование творческой энергии работников, привлечение их к принятию решений на различных уровнях управления. Главным становится человеческий капитал.

Управление предприятиями (менеджмент в микроэкономике) по мере развития рыночной экономики все в большей степени зависит от экономической политики государства (менеджмент в макроэкономике).

Все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности и объема производства находятся под влиянием глобальных процессов: мировое разделение труда, развитие транснациональных компаний, повышение роли научно-технического потенциала в конкурентной борьбе, дефицит ресурсов, ухудшение состояния окружающей среды.

Современный менеджмент становится наукоемкой сферой деятельности и все в большей мере требует высокого профессионализма и разносторонних знаний. Широко известно такое определение менеджмента – умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, т.е.

Менеджмент – это:

v Способ общения с людьми, власть и искусство управления, особого рода административные навыки, орган управления.

v Искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами.

v Совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производственным персоналом с использованием науки управления.

v Хозяйственное управление организацией, действующей в условиях рынка.

v Вид профессиональной деятельности по организации достижения системы целей.

v Система научных знаний в области управления.

v Профессиональный состав управляющих – менеджеров, входящих в административный аппарат предприятия.

 


Вопрос 3. Принципы менеджмента.

Беда, конечно, не в нехватке принципов: если бы вслед за провозглашением сразу наступало их господство, у нас повсюду было бы уже самое лучшее управление, какое только можно себе представить.

Анри Файоль

Принципы менеджмента – основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций.

Основатель классической административной школы управления А. Файоль в книге «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г., перечислил следующие 14 принципов управления:

1. Разделение труда (специализация).

2. Власть (полномочия и ответственность).

3. Дисциплина.

4. Единство командования (единоначалие).

5. Единство руководства (единство действий).

6. Подчинение индивидуальных интересов общему интересу.

7. Вознаграждение.

8. Централизация.

9. Скалярная цепь (линия власти).

10. Порядок.

11. Равенство (справедливость).

12. Устойчивость должностей личного состава (стабильность персонала).

13. Инициатива.

14. Честь мундира (корпоративный дух).

Основные принципы современного менеджмента основаны на вышеуказанных и звучат следующим образом:

1. Оптимального сочетания централизации и децентрализации власти (единоначалие).

2. Иерархичности и обратной связи.

3. Плановости.

4. Частной автономии и свободы (частной инициативы).

5. Сочетания прав, обязанностей и ответственности работника.

6. Мотивации труда.

7. Демократизации управления (коллективности).

8. Разделения труда (специализации работ).

9. Справедливости и гармонии интересов.

10. Дисциплины труда.

11. Единства действий (корпоративный труд).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: