Появился новый литературный язык.




Лекция №1.

Основные черты и особенности русской литературы 19 века

План лекции

Место русской литературы в мировом литературном процессе.

Причины расцвета русской литературы 19 века.

Основные черты русской литературы 19 века.

Особенности русской литературы 19 века.

Проблема периодизации.

Место русской литературы в мировом литературном процессе.

«В историческом развитии европейских литератур наша юная литература представляет собой феномен изумительный» (М.Горький). Говоря о феномене русской литературы, М.Горький имел в виду стремительность ее роста и огромное количество талантов, которых дал 19 век. И действительно, ни одна из литератур Запада не возникала к жизни с такой силой, нигде на протяжении ста лет не появлялось столь яркого созвездия имен, как в России. Это Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой и целый ряд других художников слова.

Гуманистическая по содержанию, яркая и самобытная по форме, в 19 веке русская литература впервые выходит на мировую арену. В мировом литературном процессе вплоть до 19 века главенствовали литературы стран Запада. (Например, в 14 и 15 веке главенствовала Италия, где творили Данте и Петрарка; в 17 веке властительницей дум стала Франция, с Корнелем, Расином и блестящим Мольером). В истории мировой литературы пережиты целые эпохи: средние века, Возрождение, Просвещение, Классицизм. А русская литература вплоть до 17 века является древнерусской, сохраняя архаические черты и особенности творческого метода). Как вы уже знаете, поворотным в истории русской культуры стал 18 век, когда реформы Петра Первого повернули Россию к Западу. Для литературы это означало знакомство с новыми художественными методами и завоеваниями мировой эстетической мысли. Однако вплоть до 19 века русская литература оставалась «догоняющей», т.е. являлась ученицей.

Русские писатели 18 века еще учатся у писателей Запада особенностям изображения человека, умению строить сюжет, оперировать стилевыми приемами. А в 19 веке положение коренным образом меняется: уже литераторы Запада начинают учиться у русских писателей. Так, творчеством А.С.Пушкина восхищались Проспер Мериме, Адам Мицкевич, Стендаль. У Тургенева учились Ж.Санд, Флобер, Мопассан и другие писатели. Когда же в литературу пришли Достоевский и Толстой, с их умением изображать внутренний мир героев, их художественными находками воспользовались писатели всего мира.

Конечно, русская литература тоже продолжала испытывать влияние западных собратьев по перу, но в 19 веке русские писатели уже умели сохранять национальное своеобразие и творческую индивидуальность, и именно в России появляются произведения, наиболее ценные в содержательном и художественном отношении. Закономерно возникает вопрос: чего же не хватало русской литературе 18 века и что привело ее к расцвету в 19 веке?

 

Причины расцвета русской литературы 19 века

2.1. Освоен эстетический опыт предшественников и современников.

 

В 18 веке наша литература еще копировала европейские образцы. Знакомясь с европейскими методами, она еще не могла их творчески перерабатывать. Словесно-художественные формы были, как правило, заимствованы, литературный язык недостаточно обработан. Литература еще не приобрела достоинства искусства.

В русской литературе отсутствовало проникновение в индивидуальные черты человека, особенности русского национального характера, поэтому герои были безликие. В 19 веке русские литераторы совершили целый ряд художественных и психологических открытий, в частности, открыли человеческую неповторимость каждого героя. На бытовом уровне это признавалось и раньше, но в 19 веке это становится эстетическим фактом, т.е писатели начинают создавать образы, отмеченные психологической индивидуальностью. С течением времени это привело к п оявлению национально обусловленных образов героев национальной картины мира.

 

Появился новый литературный язык.

В 18 веке еще не были выработаны художественные средства для передачи внутреннего мира героев, литературный язык в значительной мере опирался на старославянизмы и был очень тяжеловесен. (Екатерина Вторая в качестве наказания заставляла придворных учить «Телемахиду» Сумарокова). В нем отсутствовала лексика для передачи тончайших душевных движений, а архаический синтаксис тормозил развитие новой системы стихосложения. Необходимо было усовершенствовать материал литературы - литературный язык.

Этот важный процесс в значительной мере осуществлялся в начале 19 века и происходил в яростной литературной борьбе. Русский язык нуждался в обновлении лексики, но этот процесс был далеко не безобидным. Ведь еще в 18 веке немцы и итальянцы, приглашенные в Россию Петром и Екатериной, влили значительное количество иноязычных слов. Еще больший поток принесли в Россию французские эмигранты после Великой французской революции 1798 года. В начале 19 века в России возникает настоящая галломания, а дворянская культура становится двуязычной. Дети русских дворян сначала учат французский язык, а затем только русский. Напомним, что А.С.Пушкин до 6 лет практически не говорил по-русски.

Наплыв эмигрантов и война 1812 года стали катализатором процесса национального самоопределения. В обществе возникает стремление защитить национальную культуру. Таким образом, литературная полемика отразила две тенденции:

 

а) с одной стороны, потребность реформировать русский литературный язык

б) с другой стороны, заботу о судьбе национального русского языка.

 

Отражая первую тенденцию, в 1802 году Н.М.Карамзин опубликовал статью «О любви к отечеству и национальной гордости». Говоря о недостатках русского литературного языка, Н.М.Карамзин отмечал

- архаику лексики и бедность лексического запаса;

- тяжелый архаический синтаксис;

- отсутствие слов для выражения некоторых понятий;

- оторванность понятий от предметов.

 

Откликом на публикацию Карамзина стала статья адмирала Александра Сергеевича Шишкова. Эти статьи положили начало яростной полемике по поводу русского литературного языка, захватившей широкие слои литераторов, критиков и общественных деятелей.

Полемика проявлялась очень широко. Она привела к появлению ряда статей, посвященных возможностям русского языка, а также к созданию литературных обществ «Беседа» и «Арзамас». Литературная борьба выплескивалась даже на театральную сцену, а в периодической печати отражалась в эссе, памфлетах, эпиграммах, сатирических посланиях. Главные вопросы полемики касались реформы русского литературного языка, основные положения которой были сформулированы Н.М.Карамзиным. Сторонники идей Карамзина объединились в литературное общество «Арзамас», главой которого считался Василий Андреевич Жуковский. Арзамасцы стремились писать, применяя на практике предложенные Карамзиным принципы. Добавим, что литературные бои между «Беседой» и «Арзамасом» - это не спор между классицистами и романтиками. Среди «беседчиков» находились Крылов, Катенин, Кюхельбекер. Главный предмет спора - русский литературный язык.

Особенно острые споры велись по поводу заимствований и архаизмов в русском языке. В большинстве учебников говорится о негативной роли А.С.Шишкова в этой полемике, он характеризуется как ретроград и консерватор. Действительно, в статьях шишковистов было немало полемических крайностей и перехлестов, но объективно и шишковисты, и карамзинисты действовали во благо. Позиция Шишкова и его сторонников предостерегала от крайностей в использовании иноязычных слов.

В каждой стране может возникнуть ситуация экспансии чужого языка. У нас сейчас то же самое. И каждая страна по- своему может этому противостоять. К примеру, во Франции издан закон, запрещающий рекламу на чужом языке.

В результате полемики в России в первой трети 19 века было преодолено двуязычие и созданы основы русского национального языка на базе бытового просторечия и «среднего» стиля литературного языка. В основу литературного языка была положена речь, которой пользовался в реальной жизни обыкновенный дворянин. В этот процесс внесли свой вклад И.А.Крылов, А.С.Грибоедов, А.С. Пушкин и Н.В.Гоголь.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: