Технологий в банковскую сферу




АВТОМАТИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

 

Текст лекций для студентов

Специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и

Аудит»

Направления 1-25 01 08 01 «Бухгалтерский учет, анализ и

Аудит в банках»

 

Гомель 2011


ББК

Б-94

Авторы-составители: Л.П.Бабаш, старший преподаватель кафедры

банковского дела, анализа и аудита БТЭУ,

Ю.В.Харитонова, ассистент кафедры

банковского дела, анализа и аудита БТЭУ

 

 

Рецензенты:Б.В. Лапко, доцент кафедры финансов

ГФ УО ФПБ «МИТСО», к.ф.-м.н., доцент;

Е.П.Пономаренко, доцент кафедры банковского дела,

анализа и аудита БТЭУ, к.э.н.

 

Рекомендовано научно-методическим советом УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации».

Протокол № ___ от ____________2011 года

Автоматизация бухгалтерского учета: текст лекций для студентов специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» направления 1-25 01 08 01 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в банках» — Гомель: УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2011. — 75 с.

 

 

© УО «Белорусский торгово-экономический

университет потребительской кооперации”, 2011


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Применение только автоматизированной формы организации и ведения бухгалтерского учета в банках Республики Беларусь обуславливает необходимость подготовки специалистов направления «Бухгалтерской учет, анализ и аудит в банках», имеющих не только достаточный уровень компьютерной подготовки, но и владеющих навыками работы с профессиональными пакетами прикладных программ автоматизации банковских бизнес-процессов и учетно-операционной деятельности.

Сегодня использование информационных технологий является одним из ключевых факторов эффективности и конкурентоспособности современного банка. Предоставление различного рода услуг клиентам, осуществление сделок и операций с финансовыми инструментами, совершение расчетов и платежей и, соответственно, отражение всех этих финансовых потоков денежных средств в бухгалтерском учете в режиме реального времени, а в последующем – формирование форм отчетности для принятия управленческих решений невозможно выполнить без использования современных информационных технологий. Именно автоматизация оказывает существенное влияние на эффективность системы бухгалтерского учета и отчетности.

Поэтому изучение дисциплины «Автоматизация бухгалтерского учета в банках», несомненно, является актуальным.

В процессе изучения данной дисциплины студенты должны получить теоретические знания по организации и технологии автоматизации бухгалтерского учета и отчетности в банках Республики Беларусь, основ работы автоматизированных банковских систем, практические навыки автоматизации бухгалтерского учета расчетно-кассовых, вкладных (депозитных), кредитных валютно-обменных, внутрибанковских операций, формирования отчетности с использованием конкретных средств автоматизации учетно-операционной деятельности банка.

Цель курса «Автоматизация бухгалтерского учета в банках» - формирование и развитие профессиональной компетентности, подготовка специалиста призванного решать профессиональные задачи с помощью современных информационных технологий обработки информации, владеющего современными способами автоматизации бизнес-процессов и управления в банках.

На сегодняшний день, в условиях информационно-технической революции, банковская деятельность представляет собой одну из тех областей человеческой деятельности, где применение компьютерных технологий наиболее эффективно. Зарождение и развитие новых информационных технологий относится именно к банковской сфере. Новые технологии также наиболее активно внедряют банки. Кроме того, они обладают достаточными финансо­выми возможностями для использования самой современной техники.

Таким образом, трудно переоценить роль информации в современном бизнесе, особенно в банковской деятельности, так как современный подход к структуризации фирмы базируется на трех китах: бизнесе, кадрах и информационных технологиях. Успешность реализации многих приоритетных задач банковского сектора также определяется достижениями информационных технологий.

Авторами отдельных разделов пособия по выполнению курсовых работ являются:

· Ю.В. Харитонова – темы 1-7, 12, список литературы;

· Л.П. Бабаш – темы 8-11.


ТЕМА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ

АВТОМАТИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

И ОТЧЕТНОСТИ В БАНКАХ РЕСПУБЛИКИ

БЕЛАРУСЬ

 

Предпосылки и этапы внедрения компьютерных

технологий в банковскую сферу

 

Общепризнано, что финансы являются "кровеносными сосудами" экономики.

Кредитно-финансовые институты в Беларуси до сих пор переживают серьезные структурные изменения. Создается полноценная финансовая система, складываются новые пропорции в динамике государственного и частного секторов экономики. При этом, как правило, темпы развития небольших иностранных банков, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Беларусь, весомо превышают темпы роста основных показателей деятельности белорусских банков, даже таких «монстров» как ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк» и др. Значительно расширился круг банковских операций, появились новые, требующие специфической информационной поддержки, прежде всего в части работы с клиентами, задачи. Возросла конкуренция в банковском секторе, что обусловлено следующими факторами:

• интернационализацией банковской деятельности;

• открытием новых рынков капиталов, трансформировавших традиционные системы вкладов;

• диверсификацией банковской деятельности;

• возрастанием сегментации потребительских групп;

• возрастающим влиянием технологии (прежде всего автоматизации и систем коммуникаций) на банковскую индустрию, особенно в розничной банковской деятельности;

• переходом от бумажной обработки информации к безбумажным технологиям;

• развитием системных банковских продуктов и услуг.

Перечисленные тенденции оказывают и будут оказывать в ближайшее время прямое влияние на развитие банковского сектора и косвенное - на развитие информационных банковских технологий.

Вообще технология – это последовательность работ по преобразованию объекта из исходного состояния «КАК ЕСТЬ» в желаемое «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ», определяемое целью такого преобразования. И множество определений понятия «технология» в целом вводится к способу соединения различного рода ресурсов для создания продукта или услуги, отвечающих заданным требованиям и целям.

Согласно Закону Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» от 10 ноября 2008 г. N 455-З информационная технология (далее – ИТ) – это совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации.

Информационная поддержка банковской деятельности охватывает следующие направления:

• оперативный учет, входной контроль и долговременное хранение наиболее полных данных о деятельности банка и его территориально разнесенных подразделений;

• формирование бухгалтерской и аналитической отчетности для представления во внешние организации, а также для управления деятельностью банка;

• поддержание технологии единого информационного пространства;

• развитие технологических возможностей по доставке услуг клиентам.

Компьютерные технологии в банковской сфере в своем развитии прошли четыре этапа.

1 этап. К концу 50-х гг. XX в. банковские учреждения США впервые начинают использовать компьютеры. В 1960 г. в одном из отделений Bank of America начала работать первая в мире автоматизирование система для обработки чеков и ведения текущих лицевых счетов клиентов. Однако эта и большинство других предпринимавшихся в последующее десятилетие попыток компьютеризировать процесс оказания банковских услуг потерпели неудачу по причине своей нерентабельности. ЭВМ второго поколения не могли окупить себя. Кроме того, документооборот еще мог обрабатываться вручную.

Этап 2. Первые экономически эффективные автоматизированные банковские системы начали внедряться в США с 1975 г. Это связано с появлением в 80-е гг. микропроцессоров и микро-ЭВМ; они дешевле, компактнее; надежнее, производительнее, обладают дружественным интерфейсом, не требуют специальной подготовки пользователи. Компьютер завоевывает доверие банковских сотрудников.

Этап 3. Приходится на 1986—1995 гг. и характеризуется устойчивым внедрением автоматизированных систем и полной автоматизацией банковской деятельности. В это время появляются новые технологии в обслуживании клиентов: безналичные расчеты на основе пластиковых карт; применение банкоматов; электронные системы расчетов в торговых точках; обслуживание клиентов на дому, основанное на их взаимодей­ствии с банком через телефон или личный компьютер.

Этап 4. Охватывает временной промежуток с 1995 г. по настоящее время и характеризуется переходом от автоматизированных информационных систем к многофункциональной интегрированной системе управления банковской деятельностью, которая основана на использовании сетей, новейших средств связи, технологии хранилищ данных, безбумажной технологии, форм дистанционного обслуживания клиентов, в том числе через Интернет; внедрении систем расчетов с использованием смарт-карт и разработки на их основе проектов электронных (цифровых) денег и электронных кошельков; использовании систем искусственного интеллекта, аналитических программ, средств поддержки принятия решений; переходе к мировым стандартам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: