Понятие и классификация автоматизированных банковских




Систем

Автоматизированная банковская система (АБС) – это система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации, таких, как средства вычислительной техники, телекоммуникационные средства, программные средства, средства создания и заполнения машинной информационной базы или совокупность этих средств, предназначенная для автоматизации банковской деятельности и отвечающая установленным к ней требованиям.

Основными целями внедрения автоматизированных банковских систем являются:

— увеличение возможностей банков в проведении операций на финансовом рынке и обслуживании населения;

— сокращение времени на проведение операций;

— увеличение пропускной способности;

— сокращение численности персонала банка;

— улучшение качества обслуживания клиентов;

— гарантия непрерывного обслуживания клиентов;

— повышение квалификации персонала банка;

— увеличение номенклатуры услуг, предоставляемых банком;

— снижение себестоимости банковских операций.

Таким образом, главная цель автоматизации банковской деятельности состоит в максимизации прибыли за счет неиспользованных ресурсов и повышении качества банковских услуг.

Исторически развитие автоматизированных банковских систем (АБС) прошло ряд этапов:

1 этап. Начальный этап. Основан на использовании автономных рабочих мест банковских специалистов, позволяющих формировать платежные документы и баланс. Этот этап характеризуется относительной простотой реализации, практической независимостью от коммуникаций.

2 этап. Переход к единому операционному дню - естественный шаг на пути к формированию единой банковской бухгалтерии, ориентированной на отчетность (учет, счета, платежки, кредиты, сводный баланс).

3 этап. Создание интегрированных систем банковского учета, нацеленных на расширение аналитических возможностей в многофилиальном банке, в том числе и возможности анализа клиентской базы (клиринг, аналитика, контроль, хранение, филиальная сеть, разграничение полномочий).

4 этап. Характеризуется развитием АБС, направленных на интегрированность в отношении возможностей анализа отчетности и на многофункциональность системы управления банковской деятельностью (многопродуктивность, информативность, связанность, гибкость, мобильность).

5 этап. Создание интегрированных АБС. Характерными чертами такого рода систем являются формирование единого информационного пространства, адаптируемость в зависимости от изменяющихся требований и внешних условий, комплексность решений.

Существуют различные подходы к классификации АБС.

По величине банков, на которые ориентирована АБСа, можно выделить три их категории:

1) для крупных банков. АБС этой категории основаны на концентрации банковских услуг в центральном отделении банка на основе высокопроизводительных микропроцессорных вычислительных систем, которые связаны с многочисленными отделениями банка;

2) для средних банков. АБС этой категории не содержат явно выраженного ядра системы, в них отсутствуют жесткие требования к производительности, способны обслуживать от сотен тысяч до миллиона счетов всех видов, их внедрение и эксплуатация не требует больших затрат, широко используются локальные вычислительные сети, объединяющие АРМ сотрудников банка;

3) для небольших банков. АБС третьей категории носят локальный характер и обслуживают клиентов непосредственно; часто такие системы являются отделениями более крупных банков; используют персональные компьютеры, соединенные в локальные вычислительные сети.

Основная масса предлагаемых на отечественном рынке АБС по стоимости и требованиям к вычислительным средствам рассчитана на средние и небольшие банки.

Автоматизированные банковские системы можно также классифицировать по поколениям. В настоящее время выделяют шесть поколений автоматизированных банковских систем.

1-е поколение: автономные персональные компьютеры; базовый элемент технологии — бухгалтерская проводка; автономные АРМы, не связанные или слабо связанные по данным; обмен информацией на гибких дисках с компьютера на компьютер. В настоящее время не встречаются.

2-е поколение: персональные компьютеры, объединенные в сеть; базовый элемент технологии — бухгалтерская проводка; автономные АРМы, связанные по данным через файлы на сервере; технология «файл—сервер». В настоящее время не встречаются.

3-е поколение: персональные компьютеры, объединенные в сеть; базовый элемент технологии — бухгалтерская проводка, реже — документ; автономные АРМы, связанные по данным и слабо связанные по функциям; технология переходная от технологии «файл—сервер» к технологии «клиент—сервер».

В настоящее время практически не встречаются.

4-е поколение: персональные компьютеры, объединенные в сеть; базовый элемент технологии — бухгалтерская проводка (редко), документ, сделка; автономные АРМы, связанные по данным и иногда по функциям; технология двухуровневая «клиент—сервер». Распространены, в том числе в крупных банках.

5-е поколение: персональные компьютеры в распределенной сети с несколь­кими серверами приложений; базовый элемент технологии — документ или сделка; логические АРМы, сильно связанные по данным и по функциям внутри локальной вычислительной сети (ЛВС), слабо по данным в пределах распределенной сети; трехуровневая технология «клиент—сервер». Широко распространены.

6-е поколение: базовый элемент технологии — документ (реже) или сделка; логические АРМы, динамически формируемые по компонентной технологии; сильно связаны по данным и функциям. Перспективная технология, единичные разработки.

В АБС ранних разработок (1-3 поколения) базовым элементом была проводка, т.е. любая банковская операция рассматривалась как набор проводок, которые операционист производил практически вручную, заполняя экранные формы. Такая информационная банковская технология называется операционной.

В настоящее время повышается уровень абстракции, и в новых AБС базовым элементом технологии становятся документ — совокупность проводок или сделка — совокупность документов. Например, выдача — сопровождение — возврат кредита. Такие информационные банковские технологии называются документарными и объектными соответственно. В будущем базовым элементом технологии будет клиент, т.е. совокупность связанных с ним сделок.

Еще одним важным критерием классификации АБС является вид информационных банковских технологий, лежащих в основе построения автоматизированной банковской системы.

Операционные технологии построены в виде цепочки операций; информационная технология в этом случае представляет собой набор технологических операций для каждого функционального отдела банка, состыковать которые достаточно сложно. Например, кредитный отдел выполняет операции по договорам, но проводки в баланс делают сотрудники бухгалтерии, вследствие чего происходят постоянные задержки и возможна потеря информации; в основе такой информа­ционной технологии лежит проводка.

Документарные технологии построены на автоматизации документооборота банка; документ перемещается от одного исполнителя (отдела банка) к другому, обрабатывается, автоматически формируются проводки и производятся учетные операции, что позволяет снизить трудозатраты и повысить скорость прохождения процессов. В основе такой информационной технологии лежит документ. Поскольку в обработке документа принимают участие несколько подразделений банка, то важной задачей является координация работы всех подразделений банка и обеспечение их взаимодействия, что возможна только при наличии единого информационного пространства банка. В настоящее время этот вид технологий рассматривается как наиболее удачный для автоматизации банковского дела.

Объектные технологии основаны на том, что одни документы в процессе деятельности банка могут порождать другие, а обработку одних может приводить к изменению других. Если выполняется какая-либо сделка, т.е. любая банковская операция привлечения или размещения средств, покупки (продажи) каких-либо активов, то все документы и проводки по этой сделке выполняются автоматически по цепочке. В основе такой информационной технологии лежит сделка. Приведем в качестве примера объектной технологии процедуру оформления депозитного договора в автоматизированной банковской системе. Операционист вносит в компьютер информацию о заключенном депозитном договоре путем заполнения карточки сделки соответствующего вида, в которой указываются все основные реквизиты договора: срок, процентная ставка, сумма и т.д. АБС автоматически генерирует кассовый документ для внесения наличных средств. После приема наличных денег кассир, который видит документ на экране своего рабочего места, помечает документ как исполненный и система автоматически формирует проводку для отражения данной операции в бухгалтерском учете. Аналогично выполняются любые платежные операции, например, операции начисления или выдачи процентов. Таким образом, депозитный договор отражается в АБС с помощью одной сделки и нескольких документов и проводок, т.е. с помощью объектов трех различных типов.

Существуют и другие основания для классификации АБС.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: