Принципы автоматизации банковской деятельности




При внедрении новых информационных технологий банкам важно разработать стратегию автоматизации, т.е. определить, что и какими средствами автоматизировать. Ошибочный выбор обходится дорого.

Существуют принципы, которые позволяют оценить, правильно ли проводится автоматизация в банке.

Рассмотрим принципы автоматизации деятельности банка.

Принцип единства информационного пространства. Под единым информационным пространством на уровне АБС понимают возможность оперировать любыми данными, формирующимися в процессе функционирования автоматизированной системы, и любыми функциями, выполняемыми системой. Путями обеспечения единого информационного пространства являются: использование единых баз и хранилищ данных, технологии «клиент—сервер», глобальных телекоммуникационных сетей.

Модульный принцип построения. АБС состоит из ряда функциональных модулей, что позволяет легко конфигурировать автоматизированные системы под конкретный заказ и дорабатывать их.

Принцип экономности и полноты, в соответствии с которым в системе не должно быть дублирования функций, однако все функции должны быть автоматизированы полностью.

Принцип открытости состоит в том, что открытые системы соответствуют следующим международным стандартам, принятым в секторе автоматизации:

— способности взаимодействовать с различными внешними системами;

— переносимости программных средств на другие аппаратные средства, гибкости настройки модулей, возможности их адаптации к потребностям и условиям конкретного банка;

— масштабируемости, предусматривающей возможность расширения и усложнения функциональных модулей системы.

Принцип однократного ввода и учета информации заключается в обеспечении непротиворечивости и устранении дублирования данных. В автоматизированной системе должен быть предусмотрен однократный ввод информации и ее многократное использование.

Принцип взаимодействия состоит в обеспечении одновременной работы большого числа пользователей и способности функционировать на компьютерах, расположенных в различных узлах коммуникации (и различных подразделениях банка или в отделениях и филиала, находящихся в разных областях страны, а иногда и за рубежом); обмен информацией между узлами должен осуществляться информационными потоками. Скорость, частота и объемы потоков должны соответствовать интенсивности реально протекающих процессов, т.е. происходить в режиме реального времени. Многопользовательский режим работы в системе обеспечивается применением технологии «клиент - сервер», использованием локальных и глобальных вычислительных сетей, единых централизованных или распределенных баз данных.

Принцип эффективности, согласно которому автоматизация не должна быть разорительной для банка, стоимость технологии не должна превышать эффект от ее внедрения. При выборе технологии следует учитывать количество ежедневно обрабатываемых банком документов, количество клиентов, наличие отделений и филиалов, необходимость взаимодействия с биржами, платежными системами SWIFT и т.д.

Принцип безопасности предусматривает защищенность системы от случайного или преднамеренного вмешательства в нормальный процесс ее функционирования, а также от попыток хищения, модификации им разрушения ее компонентов.

Безопасность автоматизированной системы достигается обеспечением трех характеристик:

1) целостности информации, которая предполагает, что при функционировании системы информация может быть изменена только теми пользователями, которые имеют на это право;

2) доступности информации допущенному пользователю в любое время;

3) конфиденциальности информации, состоящей в обеспечении требуемой степени секретности информации и предоставлении доступа к ней только авторизованным пользователям.

Типовая структура автоматизированной банковской

Системы

Структура АБС представляет собой набор функциональных модулей, построенных в едином технологическом ключе, объединенных вокруг единого фи­нансового ядра и работающих на единой программно-аппаратной платформе. Структура АБС является модульной, т.е. разделенной на ряд элементов (блоков, модулей, подсистем), каждый из которых соответствует одной из банковских функций, что позволяет пользователю из набора отдельных блоков, как из кубиков, собрать информационную технологию, максимально отражающую специфику и потребности каждого банка. Кроме того, она многоуровневая иерархическая. То есть структура АБС повторяет структуру банка и можно выделить модули головного банка, филиалов, отделений, отделов, обменных пунктов. Модули разных уровней взаимосвязаны сложными информационными связями прямого и обратного направления.

В АБС укрупнено можно выделить три основных модуля:

1) автоматизированной системы управления банком;

2) автоматизированной системы «Операционный день банка»;

3) автоматизированной системы банковских электронных услуг (рисунок 1).

 

 

Рисунок 1 – Структурная функциональная схема АБС

 

Модули по выполнению основных комплексов банковских операций состоят из отдельных автоматизированных рабочих мест (АРМ) сотрудников банка.

Экспертные системы — это одна из самых распространенных разно­видностей автоматизированных интеллектуальных систем, которые имеют собственную базу знаний в определенной предметной области. Экспертные системы применяются в таких областях банковской деятельности, как контроль финансовых рисков, управление ресурсами банка, анализ прибыльности операций, анализ данных о клиенте и оценка его потенциальных возможностей как потребителя услуг.

Автоматизированная система «Операционный день банка» является финансовым ядром автоматизированной банковской системы и состоит из ряда задач, которые позволяют эффективно выполнять все функциональные операции подразделений банка в течение операционного дня.

Функции автоматизированной системы «Операционный день банка» автоматизируют:

— расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц;

— обслуживание счетов банков-корреспондентов;

— кредитные, депозитные, валютные операции;

—операции с ценными бумагами;

— расчеты с помощью пластиковых карт;

— бухгалтерские функции;

— функции простейшего анализа.

Таким образом, автоматизированная система «Операционный день банка» выполняет следующие функции: информационно-справочные, ввода информации, контрольные (составление баланса, выписок, простейший анализ), сервисные (копирование баз данных, сравнение проводок и др.) и подготавливает информационную базу для выполнения всех остальных функций банка.

Автоматизированная система банковских электронных услуг обеспечивает:

— осуществление электронных расчетов с использованием пластиковых карт;

— осуществление банковской деятельности с использованием специальных и локальных компьютерных сетей (межбанковские электронные расчеты);

— осуществление банковской деятельности с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.

С экономической точки зрения могут быть выделены розничные и оптовые банковские электронные услуги. К розничным услугам относятся:

— расчеты с помощью пластиковых карт;

— услуги банкоматов;

— расчеты в торговых точках;

— обслуживание клиентов на местах;

— услуги по обработке и хранению денежных документов.

К оптовым услугам относятся:

— перевод денежных средств по счетам;

— управление денежными операциями;

— контроль денежных операций и переводов;

— услуги автоматизированной системы межбанковских расчетов;

— услуги системы «Клиент-Банк» и интернет-банкинг.

В структуре АБС, как и в любой другой информационной системе, выделяют также следующие модули:

функциональные, реализуют банковские услуги, бизнес-процессы и любые комплексы задач, отражающие направленность банковской деятельности. Функциональные модули делятся на основные (управление депозитными или кредитными операциями) и вспомогательные (управление кадрами или бух­галтерским учетом);

обеспечивающие, обеспечивают нормальную работу функциональных модулей. К обеспечивающим модулям относятся информационное обеспечение, техническое оснащение, программные средства, средства связи и коммуникаций, системы безопасности и т.д.

Функциональные модули делят на три уровня: Front-Office; Back-Office; Head-Office.

К Front-Office относятся те модули, которые являются источником возникновения транзакций и бухгалтерских проводок как единиц учета произведенных банковских операций. Здесь можно выделить рабочие места операционистов по расчетно-кассовому обслуживанию, по заключению кредитных и депозитных договоров, сделок на межбанковском рынке, различных сделок с ценными бумагами и прочие.

Front-office образуют модули, обеспечива­ющие быстрый и удобный ввод информации, ее первичную об­работку и любое внешнее взаимодействие банка с клиентами, другими банками.

Вся система о совершенных банковских операциях передается в Back-Office, в учетное ядро банковской автоматизированной системы. По-иному выражаясь, Back-Office – это совокупность автоматизированных рабочих мест бухгалтеров и прочих сотрудников, обслуживающих заключенных во Front-Office сделки и операции.

Back-Office логически можно считать частью Head-Office, но важность и своеобразность автоматизируемых здесь функций управления банком дают основания выделить и рассмотреть его как отдельный банк (рисунок 2).

           
 
 
   
 
   

 

Front-OfficeHead-Office

 

Контроль

Контроль

       
 
   
 

 


Планирование
Кредитно

депозитные

услуги Back-Office

       
   
 
 

 


РКО

Аналтз

Операции с ЦБ

 

Рисунок 2 – Представление элементов банковской



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: