Невозможно представить управление без целевой деятельности управляющих субъектов.
Цель управления – это относящееся к будущему желаемое состояние объекта управления (организации). Вообще цель – это мысленное предвосхищение результата деятельности. Значит, цель – это идеальное описание результата деятельности.
Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования – обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии. Если руководители не знают, какова основная цель их организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. Если бы руководители фирмы «Бюргер Кинг» не знали, что основной целью фирмы является обеспечение людей недорогой, быстро приготовляемой пищей, то не смогли бы логически решить, стоит ли вводить в меню 10-ти долларовый обед с бифштексом или предложить новый фирменный сэндвич за 1,5 доллара. Ведь убедительные аргументы можно привести в пользу и того, и другого. Без определения миссии как ориентира руководители имели бы в качестве основы для принятия решений только свои индивидуальные ценности. Результатом мог бы быть скорее огромный разброс усилий, а не единство цели, имеющее существенное значение для успеха организации.
Миссия организации – предполагает наличие сложившихся ценностей, правил и приемов, которыми пользуется фирма в своей деятельности. Это микрокультура фирмы, её традиции, подход менеджеров к принятию решений. Как правило, миссия организации формируется годами, оттачивается и способствует повышению конкурентоспособности фирмы. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии организации должна содержать следующее:
1. Задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и технологий, проще говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?
2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы.
3. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?
Рассматривая миссию с точки зрения определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения, руководство фактически создает клиентов для поддержки организации в будущем. Как сказал П. Ф. Друкер: «Существует только одно обоснованное определение цели предпринимательства - создание клиента».
Несомненно, наличие миссии является одной из причин достижения успеха многими известными компаниями. Для малой организации опасность заключается в выборе слишком сложной миссии. В то время как гигант «Ай Би Эм» может и должен определять свою миссию как удовлетворение информационных потребностей, новичок в отрасли ЭВМ может ограничить цель сначала предоставлением программного обеспечения, совместимого с «Ай Би Эм», или оборудования для обработки текстов, или микро-ЭВМ для бытовых целей и малых предприятий.
Цели организации – это определенное мысленное представление результата деятельности организации. Для достижения целей принимаются управленческие решения. Именно цели влияют на процесс принятия решений, направляют его и координируют. Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик.
Общие требования к целям – цели должны быть:
Конкретными – измеримыми
Реальными – достижимыми
Взаимосвязанными – иерархичными, соподчиненными.
Существует несколько разновидностей целей. Основными из них являются:
Общие цели отражают миссию организации, разрабатываются на длительный период.
В отличие от миссии стратегия организации – определяет основное направление деятельности организации по осуществлению ее миссии.
Специфические цели разрабатываются по основным направлениям деятельности организации, ее подразделениям и в соответствии с общими целями.
По времени достижения: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (1 – 5 лет); долгосрочные (более 5 лет).
Другие разновидности целей в зависимости от сферы деятельности, форм собственности, организационно-правовой формы организации.
Целеполагание как процесс предполагает:
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ:
|
ВЫРАБОТКУ ЭФФЕКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ: Функционирование организации (главной цели и направлений деятельности) |
РАЗРАБОТКУ И ПОСТАНОВКУ ТЕКУЩИХ (ОПЕРАТИВНЫХ) ЦЕЛЕЙ:
|
ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕВЫХ ЗАДАЧ Разработку технологии достижения целей |
ДОВЕДЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ДО ИСПОЛНИТЕЛЕЙ (ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ) |
Обязательную процедуру целевого управления составляет построение дерева целей и задач.
Метод дерева целей – предусматривает структуризацию целей и выявление связей между целями и средствами достижения целей (Рис. 2).
Главная цель разбивается на несколько целей, выполнение которых позволит достичь её.
1 – главная цель (корневая); 2 – подцели, или цели уровня 1 (средства по отношению к главной цели); 3 – цели уровня 2, или задачи управления, которые необходимо решить для достижения целей уровня 1; 4 – данные, показатели, необходимые для решения задач.
1. 1 |
Рисунок 2.
Задачи управления, сформулированные в результате структуризации целей управления, подразделяются на три типа: работа с людьми, с предметами и информацией. Цели организации связаны практически со всеми категориями управления (Рис. 3).
ЦЕЛИ |
Люди (субъекты и объекты управления) |
Технология управления |
Структура органа управления |
Задачи управления |
Рисунок 3. Связь целей организации с основными категориями теории управления