Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы




Основная:

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006 - 320 с.;

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2007 - 383 с.;

3. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007 - 160 с.;

4. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2006 - 496 с.;

5. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2007 - 494 с.;

6. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. – М., 2007 - 464 с.;

7. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2008 - 416 с.;

8. Русский язык для студентов-нефилологов: учебное пособие / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – 12 изд. М.: Флинта: Наука, 2007 - 256 с.

 

Дополнительная:

1. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2004 - 447 с.;

2. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003 - 136 с.;

3. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001 - 288 с.;

4. Русский язык. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011 - 350 с.;

5. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993 - 189 с.;

6. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002 - 528 с.

Словари

1. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001 - 456 с.;

2. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004 - 272 с.;

3. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002 - 1234 с.;

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006 - 971 с.;

5. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002 - 592 с.;

6. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006 - 579 с.;

7. Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000 - 800 с.;

8. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005 - 573 с.;

9. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000 - 380 с.;

10. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000, 816 с.

Интернет-ресурсы:

https://www.gramma.ru/RUS/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Русский_язык

 

ВАРИАНТЫДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1 вариант

Задание 1. Дайте понятие культуры речи.

Задание 2. Назовите формы существования национального языка, их особенности.

Задание 3. Расставьте ударения в следующих существительных:

Газопровод, договор, досуг, дремота, знамение, изобретение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, пиала, приданое, свекла, статуя, ходатайство, щавель, кладовая, вероисповедование, христианин, свекла, диспансер, жалюзи, на похоронах, откупорить, по средам, балованный.

Задание 4. Выпишите слова, в которых согласный перед Е произносится твердо: СИНТЕЗ, ДЕКЛАРАЦИЯ, ДЕКАДА, ВЕКСЕЛЬ, БУТЕРБРОД.

Задание 5. Дайте лексическое значение заимствованным словам? АПЕЛЛЯЦИЯ, ВЕТО, ДЕМАГОГИЯ, ДИЛЕММА, ЙЕТИ.

Задание 6. Перепишите предложения, записав числительные словами и употребив их в нужной форме:

а) Найти сумму 467 и 8643. б) 10 сложить с 6504. в) От 5858 отнять 19.

Задание 7. Запишите словосочетания с данными словами, подобрав к ним прилагательные: КОФЕ, МОЗОЛЬ, СУХУМИ, АТС, КАКАДУ, КРУПЬЕ, РАНДЕВУ, ОМОН, СССР, ТАКСИ.

Задание 8. Образуйте форму родительного падежа множественного числа:

Образец: помидор (ед.ч.) – (чего?) помидоров (мн.ч.).

ТУФЛЯ, СВЕЧА, ЯСЛИ, САПОГ, КОЧЕРГА, ДУПЛО, ВАЛЕНОК, ГРАММ, НОСОК.

Задание 9. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.

1) Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.

2) Герой все время находится в подвесном состоянии.

3) В этот день я услышала много обидчивых слов.

4) Любой поступок заслуживает осуждения.

5) Все вокруг привлекательно: и близкие и далекие холмы.

6) Студент быстро освоил материал.

7) Мой брат – человек практический, он не выбрасывает старые вещи.

8) Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.

9) В новых кварталах города находятся самые высотные дома.

10) Она приготовила сытый завтрак.

Задание 10. Найдите и исправьте ошибки в управлении глаголов.

1) Предоставьте Сергеевой отпуск согласно личного заявления.

2) По приезду в Москву он чувствовал себя плохо.

3) Из-за своей скромности она никогда не выступает.

4) Об этом не раз уже было указано.

5) На собрании постановили о том, чтобы выдать премию.

6) Мы перевыполнили план за счет производительности труда.

7) Высказывается критика о том, что мы делаем.

8) Магазин ориентирован специально для школьников.

9) Каждый уверен за свой завтрашний день.

10) Ты участвовал на выборах?

 

Задание 11. Исправьте речевые ошибки, связанные с нарушением построения предложений.

1) Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

2) Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов.

3) Летом мы побывали в Пскове и не только посетили Михайловское, но и Святогорский монастырь.

4) Я занимаюсь теннисом не только летом, а также зимой.

5) В комнате возле печи стояла девушка, она была жарко натоплена.

6) Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.

7) Воздух был пропитан жаркими испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем.

8) Он видит лицо сына, внимательно прислушивающееся к разговору.

9) Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.

10) По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал.

Задание 12. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов.

1) В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

2) Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.

3) Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.

4) Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.

5) Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

6) Мы увидели крестьян, отправляющих домой.

7) Дети играли на покрытом лугу свежей травой.

8) Придя в первый день на участок, нам сразу же дали задание.

9) Перейдя в 9 класс, у нас появился новый предмет.

10) Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.

Задание 13. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.

1) Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.

2) После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.

3) Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.

4) Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.

2 вариант

Задание 1. В чём заключается различие между письменной речью и устной?

Задание 2. Охарактеризуйте синтаксические нормы.

Задание 3. Расставьте ударения в следующих существительных.

Апокриф, апостроф, бюрократия, гастрономия, диоптрия, значимость, иконопись, каучук, ломота, мытарство, пасквиль, похороны, созыв, упрочение, феерия, феномен, апостроф, баловать, бензопровод, досуг, еретик, завидно, задолго, завсегдатай, закупорить, иконопись, камбала, каучук.

Задание 4. Выпишите слова, в которых согласный перед Е произносится твердо: КОМПЬЮТЕР, ТЕСТ, ПРЕССА, ПРЕССИНГ, ШИНЕЛЬ.

Задание 5. Дайте лексическое значение заимствованным словам? КАНОН, КОНФОРМИЗМ, ИНСИНУАЦИЯ, ОФШОРНЫЙ, НОНСЕНС.

Задание 6. Перепишите предложения, записав числительные словами и употребив их в нужной форме:

а) Найти сумму 654 и 986. б) 54 сложить с 9806. в) От 5674 отнять 80.

Задание 7. Запишите словосочетания с данными словами, подобрав к ним прилагательные: ШАМПУНЬ, ВУАЛЬ, АЗС, СМИ, АЛИБИ, ШИМПАНЗЕ, АВЕНЮ, ДЕПО, МЕНЮ, ДОМИЩЕ.

Задание 8. Образуйте форму родительного падежа множественного числа:

Образец: помидор (ед.ч.) – (чего?) помидоров (мн.ч.).

ЯБЛОКО, САПОГ, КИЛОГРАММ, ТУРОК, АРМЯНИН, ДЖИНСЫ, ГОЛЬФЫ, ДЯДЯ, КОММЕНТАРИЙ, НОСОК.

Задание 9. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.

1) Болотистый ил является отличным удобрением.

2) Она пришла в цветистом платье.

3) Соседний кот важно прошел на кухню.

4) В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусное вскармливание.

5) Мы живем в одном доме, но на различных этажах.

6) В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.

7) Землю надо обезводеть.

8) На поляне мы увидели высокий земельный холм.

9) Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.

10) Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины.

Задание 10. Найдите и исправьте ошибки в управлении глаголов.

1) По истечению некоторого времени можно будет вновь вернуться.

2) По прибытию в город он отправился в комендатуру.

3) Я рад за его успехи.

4) Что вы с меня хотите?

5) Мы и забыли за начальника!

6) Я до вашего Коли пришла.

7) Все это доказывает о пользе витаминов.

8) Средняя школа № 23 отличается среди других школ по своим успехам.

9) Николай бьет и кричит на свою жену.

10) Этими словами Пушкин выразил уверенность и любовь к будущему России.

Задание 11. Исправьте речевые ошибки, связанные с нарушением построения предложений.

1) Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.

2) Я не заметил, что находится ли он в комнате.

3) Он кричал, что я вас одним пальцем прихлопну.

4) Я пил кофе, приготовленный барменом и в который добавили кардамон.

5) Эти стихи, написанные Лермонтовым и которые рассказывают о его любви, очень нравятся мне.

6) Приведенные факты в докладе говорят об успехах нашей науки.

7) Городничий говорит собравшимся, что «к нам едет ревизор».

8) Я прочитал статью, опубликованную в газете и которая сообщит о новых технологиях.

9) Пострадали жители селений, отрезанные наводнением от внешнего мира и которые спасались на крышах домов.

10) Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а также Эстонии и Латвии.

Задание 12. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов.

1) Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.

2) Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор.

3) Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.

4) Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.

5) Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.

6) На окраине поселка стояла палатка, торговавшая спичками и хлебом.

7) В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и которые не получили компенсацию.

8) Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и которая вызвала большие споры.

9) Полученное задание на практике следует выполнить к концу марта.

10) Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.

Задание 13. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.

1) Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.

2) Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.

3) Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.

4) Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.

5) Девушка купила карие чулки.

6) Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.

7) Он был мне подлинным другом.

8) В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.

3 вариант

Задание 1. Что такое «орфоэпические нормы»?

Задание 2. Охарактеризуйте понятие «выразительность речи». От каких условий она зависит?

Задание 3. Расставьте ударения в следующих существительных.

Асимметрия, бензопровод, вероисповедание, ветеринария, бунгало, генезис, диспансер, догмат, жизнеобеспечение, камбала, каталог, квартал, некролог, нефтепровод, бармен, еретик, договор, звонят, кашлянуть, оберег, облегчить, пеня, приговор,, новорожденный, сливовый, строчная (буква).

Задание 4. Выпишите слова, в которых согласный перед Е произносится твердо: ЭФФЕКТ, ПРОДЮСЕР, МОДЕЛЬ, ТЕРМИН, ШИНЕЛЬ

Задание 5. Дайте лексическое значение заимствованным словам? ПЕДАНТИЧНЫЙ, ДИВИДЕНД, НОУ-ХАУ, ДИЛЕММА, СУБТИЛЬНЫЙ.

Задание 6. Перепишите предложения, записав числительные словами и употребив их в нужной форме:

а) Найти сумму 875 и 132. б) 15 сложить с 8970. в) От 8767 отнять 90.

Задание 7. Запишите словосочетания с данными словами, подобрав к ним прилагательные: ШАМПУНЬ, МОЗОЛЬ, ТБИЛИСИ, МИССИСИПИ, МЧС, АЗС, МАНТО, МАДАМ, ВАНИЛЬ, ТОЛЬ.

Задание 8. Образуйте форму родительного падежа множественного числа:

Образец: помидор (ед.ч.) – (чего?) помидоров (мн.ч.).

МЕСТНОСТЬ, ДНО, СИРОТА, ТОРТ, ПРОСТЫНЯ, КОММЕНТАРИЙ, СЕРЬГА, КАЛМЫК, ЯБЛОНЯ, ЯСЛИ.

Задание 9. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.

1) С особенным удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.

2) Ему была представлена возможность поехать на юг.

3) Были проведены отборные соревнования по гимнастике.

4) На радио пришло письмо, адресат которого характеризует себя так: «Я одинок».

5) Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.

6) Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.

7) Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.

8) Маяковский стоял у источников нашей поэзии.

9) Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

10) В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.

Задание 10. Найдите и исправьте ошибки в управлении глаголов.

1) В своих стихах Маяковский бичует и издевается над врагами.

2) Читайте и подписывайтесь на журнал «Лиза»!

3) Этот центр координирует и помогает в работе.

4) Зрители удивлялись и восхищались мастерством артистов.

5) Ученикам дежурного класса было поручено наблюдать порядок на перемене.

6) Данные факты говорят за невозможность использования всех ресурсов.

7) Наш преподаватель организовал и руководит кружком «Химия в быту».

8) Лектор оперировал с точными фактами.

9) Отец всегда удивлялся трудолюбием сына.

10) Молодой человек оскорбился невежливому обращению прохожего.

Задание 11. Исправьте речевые ошибки, связанные с нарушением построения предложений.

1) Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его.

2) Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие.

3) Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать высокую пенсию.

4) Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущался приход весны.

5) Чацкий нанес решительный удар обществу, ненавидевшему инакомыслие и которое отстаивало крепостничество.

6) Имеющийся жизненный опыт у человека – это истинное его богатство.

7) Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес.

8) Я увлекаюсь не только чтением книг, а также живописью.

9) Я не могу вспомнить, что был ли он на занятиях в четверг.

10) Директор сообщил на педагогическом совете, что «к нам едет комиссия».

Задание 12. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов.

1) Убежав из дома, мальчик был найден милицией.

2) Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.

3) Подъезжая к городу, у меня слетела шляпа.

4) Учебники, полученные в начале года и которые указаны в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.

5) Не окончив школу, Сергею пришлось работать.

6) Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.

7) Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан.

8) Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.

9) Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед.

10) После суда писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.

Задание 13. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.

5) Успехами мы не блестим.

6) Задача, поставленная перед нами, достигнута.

7) На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.

8) Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.

9) Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.

4 вариант

Задание 1. Дайте определение понятия «норма литературного языка». Перечислите характерные особенности нормы.

Задание 2. Публицистический стиль речи, сфера его использования, языковые признаки.

Задание 3. Расставьте ударения в следующих существительных.

Диалог, игрище, искра, кладовая, колосс, недуг, партер, премирование, пурпур, путепровод, ракурс, столяр, толика, узаконение, христианин, тефтели, сливовый, пломбировать, квартал, кашлянуть, созыв, заговор, шасси, мизерный, бочковый.

Задание 4. Выпишите слова, в которых согласный перед Е произносится твердо: БАРТЕР, ТЕНДЕНЦИЯ, ТЕРМИНОЛОГИЯ, ШИНЕЛЬ, КРЕМ.

Задание 5. Дайте лексическое значение заимствованным словам? ХАРИЗМА, ТРИЛЛЕР, НОНСЕНС, ОХЛОКРАТИЯ, СУИЦИД.

Задание 6. Перепишите предложения, записав числительные словами и употребив их в нужной форме:

а) Найти сумму 769 и 8546. б) 89 сложить с 8972. в) От 8790 отнять 40.

Задание 7. Запишите словосочетания с данными словами, подобрав к ним прилагательные: ООН, МГУ, ВУЗ, ДЕЛИ, КАКАО, ТАКСИ, ЖЮРИ, МЕСЬЕ, ТАКСИ, ТЮЛЬ.

Задание 8. Образуйте форму родительного падежа множественного числа:

Образец: помидор (ед.ч.) – (чего?) помидоров (мн.ч.).

ПЕТЛЯ, ГРУЗИН, АНГЛИЧАНИН, БРЕЛОК, БОТИНОК, ПОЛОТЕНЦЕ, НОСОК, ЧУЛОК, УХО, ТУФЛЯ.

Задание 9. Найдите и исправьте ошибки в согласовании.

1) Восемь человек вошло в дом трактирщика.

2) Тридцать один ученик участвовали в походе.

3) Большая часть домов в этом районе каменные.

4) На протяжении веков крестьянство боролись против помещиков.

5) Иванов был круглая сирота.

6) Он такая растяпа!

7) Это было в проливе Босфоре.

8) Это случилось в штате Мичигане.

9) К уборке зерновых культур уже приступил ряд хозяйств.

10) Детвора благодарны шефам за подарок.

Задание 10. Исправьте речевые ошибки.

1) Сейчас диктор подтвердил о том, что шайбу забил Фирсов.

2) Что можно комментировать о таком ударе?

3) Сегодня погода благоприятствует для хорошего темпа лыжных гонок.

4) На конференции состоялся обмен мнений.

5) Выводы комиссии противоречат с мнением коллектива лаборатории.

6) Нам остается позавидовать о том, что у вас есть такой музей.

7) Эта песня доставила для меня большое удовольствие.

8) Большая группа ученых была удостоена правительственными наградами.

9) Солдаты, полные жгучей ненавистью к врагу, сражались мужественно.

10) Большая сила воли присуща для этого героя.

Задание 11. Исправьте ошибки, связанные с употреблением устойчивых словосочетаний.

1) В этом движении важную скрипку играют христианские демократы.

2) Я не верю политику, который красиво фразы сыпет бисером.

3) В Голливуде начались слухи о том, что будет сниматься биографический фильм о Лиз Тейлор.

4) Для всей школы этот ученик стал басней во языцех.

5) Один за одним друзья вышли из школы.

6) Ещё совсем недавно ему пели фимиамы.

7) Нельзя всех мерить под одну гребёнку. Получить фиаско может каждый спортсмен.

Задание 12. Исправьте ошибки, связанные с согласованием, управлением, порядком слов.

1) Блинная мука также продаётся в арендованных магазинах без наценки.

2) В настоящее время государственные промышленность и сельское хозяйство рушится.

3) Бунин считал «Тёмные аллеи» своей лучшей книгой, куда входят 38 рассказов-новелл.

4) Большинство стихотворений Цветаевой пронизаны лирикой и красотой написания.

5) Он понимает о необходимости помочь народу.

6) Нашедшего трудовую книжку на имя Петровой Ольги, потерянную 2 мая, прошу вернуть убедительно.

Задание 13. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.

1) Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.

2) У него сразу вспотели ладони рук.

3) Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.

4) Прейскурант цен вывешен на витрине.

5) Гость попытался собрать осколки сломанной вазы.

6) В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.

7) Впереди лидирует гонщик под номером 5.

8) Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.

9) Работа была выполнена небрежно и неряшливо.

10) Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается.

5 вариант

Задание 1. Что такое функциональные стили и чем обусловлено их наличие?

Задание 2. Понятие текста, его структура.

Задание 3. Расставьте ударения.

Одолжить, средства, агент, километр, издавна, наготове, ненависть, ободрить, диалог, камбала, изобретение, намерение, договор, документ, ходатайство, упрочение, непочатый, хозяева, щавель, полчаса, загнутый, пурпур, красивее, втридорога, ходатайство, начата, бармен, бунгало, анатом, запломбированный.

Задание 4. Выпишите слова, в которых согласный перед Е произносится твердо: ИНТЕГРАЛ, БУТЕРБРОД, АКАДЕМИЯ, ТЕРМИН, ДЕКАДА.

Задание 5. Дайте лексическое значение заимствованным словам? ФИЛАНТРОП, ПИЕТЕТ, КВОРУМ, ДИЛЕТАНТ, ТРИВИАЛЬНЫЙ.

Задание 6. Перепишите предложения, записав числительные словами и употребив их в нужной форме:

Найти сумму 8709 и 567. б) 10 сложить с 4506. в) От 5858 отнять 19.

Задание 7. Запишите словосочетания с данными словами, подобрав к ним прилагательные:

КОФЕ, МОЗОЛЬ, СУХУМИ, АЗС, ПОНИ, ШАМПУНЬ, РАНДЕВУ, БРЕНДИ, ТОЛЬ, ТАКСИ.

Задание 8. Образуйте форму родительного падежа множественного числа:

Образец: помидор (ед.ч.) – (чего?) помидоров (мн.ч.).

МАНДАРИН, БРЕЛОК, СОМНЕНИЕ, САПОГ, СВАДЬБА, БУДНИ, РЕЛЬСЫ, КОЧЕРГА, ГЕКТАР, ПЕТЛЯ.

Задание 9. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.

1) Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку.

2) В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование.

3) Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть.

4) Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов.

5) Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией.

6) А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности.

7) В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов.

8) На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени.

9) В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.

10) Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность.

Задание 10. Найдите ошибки в употреблении деепричастия и деепричастного оборота. Исправьте предложения.

1) Как приятно знать, что, придя домой после школы, котёнок встретит меня радостным мяуканьем.

2) Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.

3) Читая этот рассказ, создаётся впечатление, что Куприн сам был шахтёром.

4) Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.

5) Идя по мокрой тропинке, дождь ещё не прекращался.

6) Сергей Эфрон, вернувшись на родину, был арестован и убит.

7) Встретившись с Хлебниковым, в душе Ромашова наступил перелом.

8) Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.

Задание 11. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний.

1) Из-за недостатка улик дело было положено за сукно.

2) Взаимопонимание и доверие играют большое значение в семейной жизни.

3) Русские писатели всегда уделяли большую роль проблеме использования иноязычных слов в русском литературном языке.

4) Мальчишка любил пускать туман в глаза, рассказывая о своих успехах.

5) Да я просто обязан злиться на тебя! Скажи, ради чего я поехал? Ради чего оторвался от работы – с какой великой радости?

6) Сегодня ночью вышел проверить часового, а его, миленького, на посту нет – оказывается, спит на диване мирным сном младенца и пузыри пускает. Это уж – из ряда вон!

7) Вы мне тут зубы не заговаривайте. Мы знаем, кто такой Толстой, разбираемся. Думаете, милиция, так здесь шухры - мухры, ушами холодными хлопают.

Задание 12. Найдите ошибки в употреблении форм числа, исправьте предложения.

1) Второго мая в Подмосковье должен зацвести одуванчик, четвёртого мая – вишня.

2) Все свои творческие дарования писатель отдавал людям.

3) К концу жизни мировоззрения поэта изменились.

4) К этому времени он полюбил и русскую и зарубежную литературы.

5) Погоды стояли тёплые.

Задание 13. Исправьте речевые ошибки.

1) Нужно подумать о кормах на зиму для животноводства.

2) Шел дождь и два студента, один – в университет, другой – в плаще.

3) Российские спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только российские, но и зарубежные спортсмены.

4) Значительная часть сезона знаменуется ликвидацией снежного покрова.

5) В высокой вазе цветы будут выглядеть более красивее.

6) Я приобрела для сына настольную игру.

7) Мальчик навзничь упал на землю, уткнувшись лицом в ладони рук.

6 вариант

Задание 1. Назовите основные качества хорошей речи, дайте их характеристику.

Задание 2. Научный стиль речи, сфера его использования, языковые признаки.

Задание 3. Расставьте ударения.

Ходатайство, упрочение, непочатый, хозяева, щавель, полчаса, загнутый, квартал, коклюш, избаловать, алфавит, досуг, дремота, обеспечение, облегчить, опека, кулинария, каучук, фольга, корысть, украинский, красивее, включишь, партер, диспансер, танцовщица, некролог, позвонишь.

Задание 4. Выпишите слова, в которых согласный перед Е произносится твердо:

СИНТЕЗ, ДЕПРЕССИЯ, БАКТЕРИЯ, ТЕРМИНОЛОГИЯ, ДЕКАН.

Задание 5. Дайте лексическое значение заимствованным словам? МАРГИНАЛЬНЫЙ, ГУРМАН, ПАУПЕР, ЭПАТИРОВАТЬ, НОНСЕНС.

Задание 6. Перепишите предложения, записав числительные словами и употребив их в нужной форме:

а) Найти сумму 875 и 132. б) 15 сложить с 8970. в) От 8767 отнять 90.

Задание 7. Запишите словосочетания с данными словами, подобрав к ним прилагательные: МИД, МОЗОЛЬ, ТБИЛИСИ, КАКАДУ, МЧС, АЗС, МАНТО, ПЕНАЛЬТИ, ВАНИЛЬ, ПОНИ.

Задание 8. Образуйте форму родительного падежа множественного числа:

Образец: помидор (ед.ч.) – (чего?) помидоров (мн.ч.).

БУДНИ, ДНО, ЯБЛОКО, ПРОСТЫНЯ, КОММЕНТАРИЙ, СЕРЬГА, НЕМЕЦ, ЯБЛОНЯ, ЯСЛИ, АМПЕР.

Задание 9. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний.

  1. У нее всегда семь пятниц: то она поможет в работе, то не хочет об этом говорить.
  2. Ах, хорошо, братцы! И вот что скажу я вам, господа русские офицеры, заслужили мы божеский отдых, судьба нас приласкала – целыми остались, есть с чем в Россию вернуться. Главное – башка на плечах.
  3. Такое несоответствие проходит красной полосой в студенческих работах.
  4. Рабочие занимались сизифовым делом, разгружая и перекладывая кирпич вручную, снова нагружая и поднимая наверх, к лесам.
  5. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета.
  6. Хотя был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.
  7. Десятки жалоб на руководство предприятия остаются гласом, вопиющим в пустыне.
  8. В плановых отделах и бухгалтериях сводят последние счеты с ушедшим годом.
  9. Мы трудились в поте лиц, а, завершив работу, почувствовали облегчение.
  10. Каждый из этих авторов внес свою бесценную лепту в сокровищницу театрального искусства.

Задание 10. Исправьте речевые ошибки.

  1. Охотник увидел барса, но он был не из трусливых.
  2. Мартын накинул на голову барса мешок и, когда увидел, что он не может его сбросить, он вмиг очутился на нем верхом.
  3. Он дал щенку мяса, и он за несколько секунд съел его.
  4. Наш интерес к медицине вполне понятный.
  5. Дедушка пришел на концерт послушать выступление его внука.
  6. Самый наибольший вред наносит человеку курение.
  7. Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте.
  8. Какая-то птица села на ветку, и с нее посыпался серебряный дождь.
  9. Наиболее высочайшие здания в мире находятся в городе Нью-Йорке.
  10. На обеих коленях были царапины.

Задание 11. Исправьте предложения, в которых нарушена лексическая сочетаемость слов.

  1. Кот решился на решительный поступок.
  2. Обработав эти данные, выяснилась полная картина состояния дел.
  3. Главная обязанность медсестры – забота и уход за больными.
  4. Он быстро написал свою автобиографию. 5. Началась гражданская интервенция.
  5. Герасим был придворным человеком.
  6. Человек сделал подвиг, но остался таким же простым и скромным.
  7. Поднимаясь по лестнице, в глаза мне бросилось странное объявление.

Задание 12. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.

  1. Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины.
  2. С особенным удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
  3. Ему была представлена возможность поехать на юг.
  4. Были проведены отборные соревнования по гимнастике.
  5. На радио пришло письмо, адресат которого характеризует себя так: «Я одинок».
  6. Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.
  7. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.
  8. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.
  9. Маяковский стоял у источников нашей поэзии.
  10. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.
  11. В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.

Задание 13. Перепишите предложения, устранив допущенные речевые ошибки:

  1. У меня двое близких подруг, и обе живут в Петербурге.
  2. В фойе горело почему-то только два светильника, и при этой иллюминации рассмотреть что-либо было трудно.
  3. Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину остановили.
  4. Требуется мастер по кузовным работам, согласного выехать в район.
  5. При этом он испытал нетерпимую душевную боль.
  6. Сулугуни мне очень понравилось на вкус.
  7. Реорганизация проводится согласно приказа № 241 от 21.10.06 г.
  8. Он не может отличить катет от гипотенузы! Абсолютный невежа!
  9. Конечно же, меня не устроит дермантин в качестве обивочного материала.
  10. Совсем недавно я купила очень красивый бра.
  11. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей.
  12. Поднимая цены на топливо, это прямо скажется на уровне жизни населения.

7 вариант

Задание 1. Что такоелексические нормы?

Задание 2 Литературно-художественный стиль речи, сфера его использования, языковые признаки.

Задание 3. Расставьте ударения.

Агрономия, алкоголь, баловать, бензопровод, верование, генезис, гербовый, диспансер, добыча, заговор, исповедание, исчерпать, каучук, мизерный, мышление, квартал, средства, красивее, усугубить, эксперт, километр, по средам, овен, каталог, искра, сосредоточение, кремень.

Задание 4. Выпишите слова, в которых согласный перед Е произносится твердо:

СЕССИЯ, ТЕТ-А-ТЕТ, ШИНЕЛЬ, ЭДЕМ, АКАДЕМИЯ.

Задание 5. Дайте лексическое значение заимствованным словам? ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ, МЕНТАЛИТЕТ, ПРОЛОНГАЦИЯ, ХОСПИС, ЛОББИЗМ.

Задание 6. Перепишите предложения, записав числительные словами и употребив их в нужной форме:

а) Найти сумму 879 и 8546. б) 89 сложить с 7690. в) От 5647 отнять 50.

Задание 7. Запишите словосочетания с данными словами, подобрав к ним прилагательные:

МАНТО, ЦУНАМИ, ЭСПЕРАНТО, ТБИЛИСИ, АВЕНЮ, БРА, ЕВРО, ВУАЛЬ, ГЕЛЬ, ЭМБАРГО

Задание 8. Образуйте форму родительного падежа множественного числа:

Образец: помидор (ед.ч.) – (чего?) помидоров (мн.ч.).

ТУФЛЯ, БОТИНОК, ВАЛЕНОК, КРОССОВКА, БРЕЛОК, ДЖИНСЫ, ВАФЛИ, БАРЫШНЯ, РЕЛЬСЫ, МЕСТО.

Задание 9. Исправьте предложения, в которых встречается тавтология.

  1. Ярко, выразительно изображены в «Капитанской дочке» образы главных героев.
  2. На экономический рост влияют многие факторы: социальные, политические.
  3. Это незаконченный портрет, а только эскиз.
  4. Научная абстракция базируется на наблюдении и эксперименте.
  5. Скупость является характерной чертой его характера.
  6. Этот привычный шум не только не мешал, но даже помогал ему.
  7. В магазине продаётся пицца, наполненная специфическим наполнителем.
  8. Пришёл сентябрь, месяц первых осенних заморозков. 9. Сегодня у нас в гостях гость из Акмолинска.
  9. Участники конференции с большим интересом поинтересовались о перспективах проекта.

 

Задание 10. Исправьте речевые ошибки, связанные с нарушением построения предложений.

  1. Эти стихи, написанные Лермонтовым и которые рассказывают о его любви, очень нравятся мне.
  2. Приведенные факты в докладе говорят об успехах нашей науки.
  3. Городничий говорит собравшимся, что «к нам едет ревизор».
  4. Я прочитал статью, опубликованную в газете и которая сообщит о новых технологиях.
  5. Пострадали жители селений, отрезанные наводнением от внешнего мира и которые спасались на крышах домов.
  6. Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а также Эстонии и Латвии.
  7. Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его.
  8. Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие.
  9. Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать высокую пенсию.
  10. Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущался приход весны.

Задание 11. Найдите и исправьте ошибки, связанные с порядком слов. Исправьте и другие речевые ошибки.

  1. Теперь вновь вернёмся к обозначению усталости Бондаревым в романе.
  2. Парламент по очереди заслушал отчёты всех министров.
  3. Не только надо относиться друг к другу с добротой. Так же надо относиться и к природе.
  4. В самом начале рассказа мне очень понравилось, как


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: