Эволюция экономических знаний
Цель: познакомиться с историей экономических учений, основными представителями различных научных школ и направлений, сущностью их учений.
1. Экономические взгляда философов Древнего мира и средневековья.
2. Меркантилизм.
3. Экономисты-физиократы.
4. Классическая школа.
5. Историческая школа и институционализм.
6. Марксизм.
7. Маржинализм.
8. Институцианализм.
9. Кейнсианская революция.
10. Неоклассический синтез или Неоклассическая макроэкономика.
11. Монетаризм и неоклассическая макроэкономика.
12. Теория экономики предложения.
13. История отечественной экономической мысли.
Учебная конференция 2
Мир истории, экономики и политики России
Цель: познакомиться с особенностями процесса взаимовлияния и взаимообусловленности российской истории, экономики и политики
1. Природные факторы и социально-экономические последствия.
2. Геополитические аспекты экономического развития
3. Человеческий фактор в руках державной власти.
4. Интеллигенция в российском историческом революционном процессе.
5. Население России и территория:: статистическая динамика.
6. Динамика экономического развития в дореволюционной России и в СССР.
7. Золотые ресурсы России: история с открытым концом
8. Могла ли советская экономика быть эффективной?
9. Неизбежные причины краха советской системы.
10. Политические реформы Горбачева.
11. Политика и экономика на основных этапах переходного периода.
Литература
Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. – 4-е изд. доп. и
перераб. – М.: Институт новой экономики, 1999. – 1248 с.
Ковалев И. Н. История экономики и экономических учений / И. Н. Ковалев. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 412 с.
Нобелевские лекции – 100 лет. Экономика. В 4 т. М.: Физико-математическая литература, 2006.
Шемякин, А. Б. Основы экономических знаний: учеб. пособие по курсу / А. Б. Шемякин, М. Ю. Тараканов. – Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, 2015.
Приложение 1
Правила оформления
визуальной презентации для научного доклада
1. Оформляйте презентацию в едином художественном стиле
2. Информативная первая страница (полное назв., автор, рук., Ваш город, год; может быть и дополнительная инф., в завис. от специфики)
3. Соблюдайте логику расположения материала (Тема-Цель-Решение-Итог).
4. Выделяйте информацию на слайде в соответствии со смысловой иерархией (напиши предложение, над словами расставь индекс значимости: 1-2-3-4-5-6…, используй размер, тон, жирность шрифта и др. для выделения текста с учетом расставленных индексов).
5. Сохраняйте свободное пространство на слайдах (не менее 1/3 слайда; поля для текста – не менее 1/9 от общей длины/ширины листа).
6. Соблюдайте контраст шрифта и фона (темный шрифт – светлый фон и наоборот; не размещай текст на пестром фоне).
7. Заполняйте все слайды информацией пропорционально.
8. Выбирай такой размер шрифта, чтобы текст был виден издалека (не менее 24 пт. – для текста, менее 18 – для таблиц и схем).
9. Используйте только основные шрифты – Verdana, Arial, Tahoma, Georgia, Times New Roman, Courier New.
10. Не перегружайте схемы, графики (их смысл должен быть понятен с одного взгляда).
11. Выбирайте масштаб иллюстраций так, чтобы были хорошо видны все детали.
12. Не дублируйте весь текст доклада в презентации.
13. Учитывайте зоны внимания, размещая информацию на слайде.
14. Не злоупотребляйте эффектами и анимацией.
15. Прорепетируйте презентацию несколько раз, устрани выявленные недостатки
Приложение 2
Методические рекомендации по написанию тезисов
Главное отличие тезисов от других научных текстов – малый объем (1–2 печатные страницы), в котором необходимо изложить все основные идеи доклада (статьи). Именно по качеству тезисов читатели будут судить обо всей работе целиком, и принимать решение о необходимости познакомиться с материалом в полном объем.
Можно выделить три основных типа тезисов:
· К постановке проблемы
· Результаты исследования
· Новая методика работы
Каждый тип предъявляет довольно жесткие требования к структуре работы.
Что предполагают эти варианты?
Типовая структура тезисов
При написании тезисов типа «К постановке проблемы» необходимо представить следующие блоки информации:
· Краткое вступление (актуальность темы).
· Цель работы (поставить проблему/задачу).
· Обзор существующих точек зрения на проблему, или описание ситуации в предметной области.
· Некоторые собственные мысли на эту тему.
· Предполагаемые исследования (опционально).
· Вывод (какая задача или проблема ставится для последующего решения).
При написании тезисов типа «Результаты исследования» необходимо представить следующие блоки информации:
· Краткое вступление, постановка проблемы (собственно, все то же, что в тезисах «к постановке проблемы», только коротко).
· Цель работы (исследовать что-то конкретное).
· Базовые положения исследования или гипотеза (в случае экспериментального исследования).
· Примененные методы.
· Параметры выборки.
· Промежуточные результаты (при необходимости).
· Основные результаты.
· Интерпретация + выводы.
При написании тезисов типа «Новая методика работы» необходимо представить следующие блоки информации:
· Краткое вступление, описывающее задачи, для решения которых необходима разрабатываемая методика, область применения методики (актуальность).
· Цель работы (разработать такую-то методику).
· Описание существующих методик.
· Описание новой методики.
· Описание результатов применения.
· Оценка преимуществ и ограничений новой методики.
· Выводы.
Некоторые общие требование к написанию тезисов
· Каждое утверждение (тезис) должно быть кратким и ёмким.
· Каждое утверждение должно быть обосновано либо логикой, либо эмпирикой.
· Не «переписывайте» Internet и научные статьи.
· Не пишите доклады, рефераты, теоретические записки.
· Не стремитесь рассмотреть в тезисах решение проблемы, тезисы – это аналитический труд по выбранной теме.
· Соблюдайте научный стиль, меньше эмоций – выше результативность.
· Даже неподготовленный читатель должен понять ваш текст.
Источник: Берг Д. Б. Краткое руководство по написанию тезисов научного доклада: методические указания / Д. Б. Берг. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007. – 33 с.
Приложение 3
Образец оформления тезисов доклада
Е. А. Черненко, студентка 4 к. СГФ (ф) РГППУ в г. Нижний Тагил
Науч. рук. О. В. Рыжкова, канд. ист. наук