Групповой выборочный прием.




Повидовой выборочный прием предполагает, что в государственный архив поступают отдельные виды и разновидности создаваемых источниками комплектования ценных документов.

Таким образом, повидовой и групповой выборочные приемы отлича­ются друг от друга по следующему принципу: все от избранных (группо­вой), немногое от всех (повидовой);

учреждения, не являющиеся источниками комплектования го­сударственных архивов.

На основе последней редакции примерных списков каждый го­сударственный архив ведет в соответствии со своей зоной комп­лектования списки своих источников комплектования. Списки долж-1 Примерные списки учреждений, организаций, предприятий, материалы которых подлежат или не подлежат приему в государственные архивы СССР. ГАУ при СМ СССР. - М., 1960.

Примерные списки видов учреждений, организаций и предприятий, являю­щихся или не являющихся источниками комплектования государственных архи­вов. ГАУ при СМ СССР. — М., 1987.


нЬ1 постоянно уточняться и пересматриваться. В современных редак­циях списков источников комплектования архивов вместо Верхов­ного Совета СССР значится Федеральное Собрание, вместо Совета Министров СССР — Правительство РФ, вместо исполкомов — мэ­рии и префектуры. Но принцип составления списков остался преж­ним. Так, например, в 1992 г. Росархив направил на места новые примерные отраслевые списки учреждений, организаций и пред­приятий, являющихся и не являющихся источниками комплектова­ния государственных архивов. Особое внимание было уделено изуче­нию состава и содержания документов вновь образованных органов: Администрации Президента РФ, аппарата глав исполнительной вла­сти (президентов республик в составе РФ), администраций краев, областей, автономных областей, автономных округов, местной ад­министрации, представительств и представителей Президента РФ, мэрий, муниципалитетов, префектур, дум, департаментов и др.

Особого внимания требует отбор на государственное хранение документов о подготовке и проведении массовых политических кампаний (референдумов, выборов). Кроме того, весьма усили­лась роль учреждений и организаций социально-культурной сфе­ры, общественных организаций и творческих союзов. После пере­смотра списков многие из этих учреждений стали самостоятель­ными источниками комплектования.

Такова система критериев и методика комплектования госу­дарственных архивов, которая сложилась к началу 1990-х гг. и впол­не может быть использована при комплектовании архивов доку­ментами, созданными до 1991 г. Однако изменения в государствен­ном аппарате, общественно-политической жизни страны, эконо­мическом развитии привели к тому, что в комплектовании по­явился целый ряд новых проблем.

Во-первых, после распада СССР бывшие союзные республи­ки, ставшие независимыми государствами, приняли собственное архивное законодательство, в связи с чем возникла проблема, связанная с претензиями бывших союзных республик на матери­алы, которые уже поступили на государственное хранение. Одна­ко в соответствии с основным научным принципом архивоведе­ния — «недробимости архивных фондов и комплексов фондов» — было принято нелегкое решение — не перемещать материалы.

Во-вторых, с изменением статуса архивных фондов (объекты федеральной собственности и собственности субъектов Федера­ции, муниципалитетов) уточняется профиль комплектования ар­хивов: архивы федерального уровня, архивы субъектов федера­ции, муниципальные архивы. Архивисты предлагают способ ре­шения этой проблемы на основе «принципа территориальности комплектования», т.е где родился (архивный фонд), там и приго­дился (принят на государственное хранение независимо от фор­мы собственности и подчинения).


 




В-третьих, в связи с распадом централизованной ведомствен­ной системы во всех отраслях управления пересматриваются крите-р и и определения источников комплектования. Так, например, осо­бое внимание архивистов обращено на критерий места учреждения в отраслевой системе, поскольку уровень подчиненности учрежде­ния уже не отражает реального значения его деятельности. Рост самостоятельности государственных учреждений приводит к тому, что все меньше их документации поступает на хранение в фонды вышестоящих органов. В связи с этим растет число государственных учреждений — самостоятельных источников комплектования.

В условиях реформирования экономики архивисты столкнулись также с неотложной проблемой приема на государственное хране­ние документов ликвидированных учреждений, которые не имеют п р а в о п р е е м н и к о в. Это создает д л я архивов «девятый вал» внеплано­вого приема документов, вследствие чего они «тонут», не успевая обрабатывать поступающие документы временного и постоянного хранения. Особое внимание в данной ситуации следует обратить на документы по личному составу, срок хранения которых 75 лет; иногда они могут быть отданы на постоянное хранение. Сведения из этих документов порой могут решить судьбу человека. Прием этих доку­ментов в государственный архив в составе фондов ликвидированных учреждений — это один путь решения проблемы, другой — созда­ние специальных межведомственных архивов по личному составу, особенно на районном и городском уровнях. Эти «промежуточные» архивы могли бы освободить Федеральную архивную службу РФ от большого количества социально-правовых запросов.

В-четвертых, в 1990-е гг. наблюдается устойчивая тенденция к «разгосударствлению» всех сфер управления. Роль государственных структур постоянно сокращается в таких отраслях как экономика, культура, общественно-политическая жизнь. Поэтому, если Феде­ральной архивной службой РФ не будут приняты меры по сохране­нию документов негосударственных структур, значительная часть цен­ных источников по истории современности будет утрачена. В связи с этим перед государственными архивами стоит двуединая задача:

выявить негосударственные структуры, фонды которых отно­сятся к профилю комплектования данного архива, и установить, какие из них являются источниками комплектования;

установить «договорные отношения» с представителями этих структур.

В результате выявления негосударственных структур составляют­ся списки потенциальных источников комплектования госархивов.

Источниками комплектования государственных архивов явля­ются организации нового типа, в деятельности которых образу­ются документы, имеющие историческое, культурное, научное, социальное, экономическое, политическое значение, подлежа­щие обязательной передаче на государственное хранение (органи-


зации с государственной или муниципальной форой собственнос­ти) и на основе договора (с другими формами собственности).

Списки источников комплектования составляются на основе несколько видоизмененной системы критериев, которая активно обсуждается в современном архивоведении.

Критерий Пояснение

1. Функционально- Выполнение основных задач отрасли, уникаль-целевое назначение ность деятельности, новизна товаров и услуг, учреждения стабильность существования, конкурентоспо­собность, участие в международных и регио­нальных программах

2. Масштаб Многопрофильность производства товаров и ус-деятельности луг; объем уставного фонда; состав учредителей

и участников; межрегиональная деятельность; численность работников

3. Вид организации Сложившаяся структура и организация деятель-

ности, наличие иностранного партнера, нали­чие уникальных или наиболее типичных структур

4. Полнота отражения Степень повторения ценной информации,
информации в том числе в фонде других организаций

Среди источников комплектования особую группу составляют общественные организации — партии, союзы, движения, студии, клубы и др. Критерий определения источников комплектования в отношении этой категории фондообразователей только разрабаты­ваются. Однако, опираясь на опыт ЦАОДМа и других центров хране­н и я с о в р е м е н н о й документации и архивов общественных д в и ж е н и й, можно наметить общие тенденции в отборе на постоянное хранение документов этих организаций. На основании изучения хроники об­щественно-политической жизни архивисты делят всю совокупность современных общественно-политических организаций по направле­ниям и характеру их деятельности на общественно-политические, религиозные, правозащитные, культурные, экологические и др.

Политические организации в свою очередь по ориентации под­разделяются на национал-патриотические, марксистские, соци­ал-демократические, либерально-демократические и др.

В каждой из этих групп выделяются, в свою очередь, лидирую­щие организации, в документах которых наиболее полно должна отразиться история того или иного общественно-политического направления. Далее, при непосредственном изучении архива орга­низации вступает в силу критерий истории фонда, т.е. наличие в архиве организации документов, наиболее полно отражающих важнейшие события общественно-политической жизни страны и Региона, а также деятельность самой партии и ее лидеров и раз­личных движений, структуру региональных отделений движения.


 




4.1.2.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: