Признаки вестибулярной дисфункции




Осязание: входящие сигналы от рецепторов кожи о прикосновении, давлении, температуре, боли и движении волос на коже

Признаки тактильной (осязательной) дисфункции

1. Гиперсенсетивность к прикосновению (тактильная защитная реакция)  
  избегает стремиться всегда по- разному нейтрально
- лёгкое или неожиданное прикосновение вызывает страх, тревогу, агрессию;        
- в младенчестве не любил/не любит, чтобы его брали на руки, обнимали, возможно, выгибал спину, отодвигался;        
- впадает в расстройство при мокром/грязном подгузнике, а также при перемене подгузника;        
- страшится или даже избегает находиться близко к другим людям или ровесникам (особенно в очередях);        
- пугается, если кто-то/что-то дотронется сзади или в ситуации, когда дотрагивающегося не видно (например, под одеялом);        
- не любит причёсываться;        
- не любит, чтобы его целовали, вытирает место поцелуя;        
- предпочитает обниматься;        
- капля дождя, вода из душа или ветер, дующий на шею, может вызвать мучительные ощущения и негативную реакцию/ реакцию избегания;        
- чрезмерно бурная реакция на маленький порез, царапину или укус насекомого;        
- избегает прикосновения к определённым материалам (одеялам, коврикам, чучелам животных);        
- откзывается надевать новую или жёсткую одежду, одежду из грубых тканей, с высоким воротом, джинсы, шапки, ремни и т.п.        
- избегает игры с участием рук;        
- избегает/ не любит/ терпеть не может "грязные игры": с песком, с грязью, водой, клеем, скользским материалом, кремом для бритья, пеной и т.д.;        
- впадает в сильное расстройство из-за грязных рук и часто стремится их протереть или вымыть;        
- слишком чувствителен к щекотке;        
- не терпит швов на носках вплоть до отказа их надевать;        
- не терпит одежды, натирающей кожу, готов носить шорты и безрукавки круглый год, 2-3-летки могут вообще предпочитать ходить голышом и постоянно стягивают подгузники и одежду;        
- или наоборот, предпочитает носить длинные рукава и штанины круглый год, чтобы не подвергать кожу внешним воздействиям;        
- впадает в стресс из-за необходимости умываться;        
- впадает в стресс из-за необходимости стричь волосы, ногти;        
- отказывается чистить зубы и страшно боится дантиста;        
- чрезвычайно капризен в еде, осуществляет строгий подбор вкусов и структр еды, смесь частиц разной консистенции не употребляет, отказывается от горячего и холодного, отказывается пробовать новое;        
- может отказаться ходить босиком по траве или песку;        
- может ходить только на носочках.        
2. Гипосенсетивность к прикосновению (недостаточная реакция)
  избегает стремиться всегда по- разному нейтрально
- стремится к прикосновению, ему необходимо потрогать всё и всех;        
- не замечает, что к нему прикоснулись или налетели на него, если только не сделать это с особой силой или интенсивностью;        
- не обращает особого внимания на раны (порезы, синяки), не расстраивается из-за уколов, может даже заявить, что ему нравятся уколы;        
- может не обратить внимания на то, что руки или лицо грязные, нос течёт;        
- может проявлять самоагрессию: щипать, кусать себя, быть себя по голове;        
- всё время что-нибудь тянет в рот;        
- часто делает больно другим детям или животным в процессе игры;        
- постоянно трогает поверхности или объекты, которые приносят успокоение (например, одеяло);        
- ищет поверхности и структуры, дающие интенсивную тактильную стимуляцию;        
- очень любит "грязные" игры и ищет их;        
- любит вибрацию или другие сильные сенсорные сигналы;        
- предпочитает очень острое, сладкое, кислое или солёное.        
3. Низкая тактильная перцепция и различение объектов наощупь
  избегает стремиться всегда по- разному нейтрально
- сложности с выполнением мелких моторных функций: застёгивнаием пуговиц, молнии, застёгиванием одежды;        
- может не понять, до какой части его тела дотронулись, если не смотрел;        
- может бояться темноты;        
- неаккуратно одевается: выглядит взъерошенным, не замечает, что штаны перекручены, рубашка заправлена лишь наполовину, шнурки развязаны и т.д.;        
- сложно использовать ножницы, мелки, столовые приборы;        
- даже после двухлетнего возраста продолжает пихать в рот предметы, чтобы их исследовать;        
- плохо определяет характеристики объектов: форму, размер, текстуру, температуру, вес и т.д.;        
- может не суметь определить объекты по прикосновению, использует зрение, чтобы помочь себе, когда, например, что-то нужно достать наощупь из рюкзака или взять со стола.        

Вестибулярное чувство: сигнал от внутреннего уха о состоянии равновесия, изменений гравитации, передвижении и положении тела в пространстве.

Признаки вестибулярной дисфункции

1. Гиперсенсетивность к движению (чрезмерная реакция)  
  избегает стремиться всегда по- разному нейтрально
- избегает/не любит детские площадки: качели, лесенки, горки, карусели;        
- предпочитает сидячие занятия, двигается медленно и осторожно, избегает рисков, производит впечатление "слабака";        
- избегает/не любит лифты и эскалаторы, может сесть, когда приходится в/на них заходить, его может укачать в/на них;        
- может прижиматься к взрослому человеку, которому он доверяет;        
- может сильно испугаться падения, даже если нет реального риска такового;        
- боится высоты, даже подняться на бордюрчик или ступеньку;        
- боится оторвать ступни от земли;        
- боиться подниматься и спускаться по лестнице, ходить по неровной поверхности;        
- боиться быть перевёрнутым вверх тормашками, вбок, назад; будет решительно отказываться мыть голову в положении наклонившись над раковиной;        
- замирает, если кто-то другой начинает его двигать, например, пододвигает его стул поближе к столу;        
- в младенчестве мог не любить детские качели или прыгунки;        
- может бояться кататься на велосипеде, осваивать его с большими сложностями, может бояться прыгать, скакать, балансировать, стоя на одной ноге, особенно с закрытыми глазами;        
- не любил лежать на животе в младенчестве;        
- легко теряет равновесие и может казаться неуклюжим;        
- боится тех видов деятельности, которые требуют хорошего равновесия;        
- избегает резких и вращательных движений.        
2. Гипосенсетивность к движению (недостаточная реакция)
  избегает стремиться всегда по- разному нейтрально
- находится в постоянном движении, кажется, не может посидеть смирно ни минуты;        
- стремится ко всему, что даёт ощущение быстрого, интенсивного движения, вращения;        
- любит, чтобы его подбрасывали вверх;        
- может кружиться часами, не испытывая при этом головокружения;        
- в парках аттракционов любит всё быстрое, напряжённое и/или пугающее;        
- постоянно прыгает по мебели, на батуте, крутится на крутящемся стуле, переворачивается вверх тормашками;        
- любит кататься на качелях как можно выше и как можно дольше;        
- ищет источники возбуждения, приключений, нередко опасных;        
- постоянно бежит, подпрыгивает, подскакивает и т.п. вместо простой ходьбы;        
- когда сидит, раскачивается всем телом, трясёт ногой или головой;        
- любит быстрые внезапные движения, например, когда машина или велосипед подскакивают на бугристой дороге.        
3. Низкий мышечный тонус и/или координация
  избегает стремиться всегда по- разному нейтрально
- расслабленное, "гибкое" тело;        
- часто "сползает", ложится и/или опирает голову на руку, работая за письменным столом;        
- часто сидит на полу в W-позиции, чтобы стабилизировать тело;        
- легко устаёт;        
- компенсирует расслабленность сильной хваткой, когда держит/ держится за объект;        
- трудно поворачивать ручки (дверные и прочие), открывать и закрывать объекты;        
- при падении не может сгруппироваться и удержаться;        
- сложности с одеванием и застёгиванием пуговиц и всяких прочих застёжек;        
- мог не ползать в младенчестве;        
- плохо осознаёт своё тело; натыкается на предметы, сбивает предметы, спотыкается, кажется неуклюжим;        
- плохая крупная моторика; плохо прыгает, ловит мяч, влезает по лестнице, не может манипулировать марионеткой;        
- плохая мелкая моторика; сложности в пользовании инструментами, карандашом, столовыми приборами, гребешком, ножницами и т.д.;        
- может казаться амбидекстром, часто менять руку при раскрашивании, вырезании, письме; не имеет устоявшейся ведущей руки до 4-5 лет;        
- плохо получается лизать мороженое в рожке:        
- кажется очень неуверенным в дижении, например, если нужно перешагнуть через что-то;        
- сложно выучить движения упражнения или танца.        
Проприорецептивное чувство: сигнал от мышц и суставов о положении тела, весе, давлении, растяжении, движении и изменении положения в пространстве Признаки проприорецептивной дисфункции
1. Поиск сенсорных переживаний
  избегает стремиться всегда по- разному нейтрально
- стремится к возможности попрыгать, понатыкаться на что-то, свалиться/навалиться;        
- топает ногами во время ходьбы;        
- стучит ногами по полу или по стулу, когда сидит;        
- кусаёт/сосёт пальцы и/или часто хрустит суставами пальцев;        
- любит плотно завёртываться во много одеял или в тяжёлое одеяло, особенно при отходе ко сну;        
- предпочитает одежду (а также ремни, капюшоны и шнурки) как можно более тесную;        
- любит ощущение хлюпанья, расплющивания и стремится к нему;        
- любит грубоватые объятия;        
- чрезмерный стук игрушками и другими объектами;        
- любит кучу-малу, борьбу;        
- часто намеренно падает на пол;        
- готов часами прыгать на батуте;        
- скрипит зубами в дневное время;        
- любит пихать, тащить, волочить объекты;        
- любит прыгать с мебели и с других высоких объектов;        
- часто ударяет, толкает других детей, наваливается на них;        
- жуёт ручки, соломинки, рукава рубашки и т.д.        
2. Сложности с упорядочиванием движения
  избегает стремиться всегда по- разному нейтрально
- не может оценить, насколько согнуть и растянуть мышцы при выполнении какого-то действия (например, вдеть руку в рукав или залезть куда-то);        
- сложности с регулировкой давления при письме/рисовании: может написать так, что почти ничего не видно или, наоборот, тут же сломать грифель карандаша;        
- письменная работа очень неаккуратная, а при стирании написанного часто рвёт бумагу;        
- постоянно ломает игрушки и другие объекты;        
- не может правильно определить вес объекта, может слишком надавить на стакан с соком или жаловаться, что объект слишком тяжёлый, не приложив достаточной силы;        
- может не понимать, что такое "тяжёлый" и "лёгкий", не сможет сравнить объекты по весу;        
- кажется, что во всех действиях применяет слишком большую силу: при ходьбе; сжимает предметы слишком сильно, хлопает дверьми, ставит объекты с силой и грохотом.        
Признаки аудиальной дисфункции (при исключении проблем со слухом)
1. Гиперсенсетивностьк звуком (аудиальная защитная реакция)
  избегает стремиться всегда по- разному нейтрально
- отвлекается на звуки, в норме не замечаемые другими; например, гудение лампы или холодильника, вентилятора, обогревателя, тиканье часов;        
- пугается звука слива унитаза (особенно в общественных туалетах), пылесоса, фена, скрипа обуви, лая собаки;        
- замирает от или отвлекается на неожиданный громкий звук;        
- раздражается/отвлекается на фоновые шумы за пределами здания, например, на жужжание газонокосилки в саду, звуки стройки;        
- часто просит людей не шуметь, не говорить, не петь;        
- при неожиданном громком звуке убегает, вскрикивает, закрывает уши руками;        
- может отказаться от посещения кино, парада, катка, музыкального концерта и т.д.;        
- человек может нравиться или не нравиться в зависимости от того, нравится ли звучание его голоса.        
2. Гипосенсетивность к звуку (недостаточная регистрация звуков)
         
- часто не реагирует на словесное обращение, на обращение по имени;        
- кажется, что сам шумит исключительно ради шума как такового;        
- любит слушать музыку и телевидение очень громко;        
- кажется, что плохо понимает и запоминает на слух;        
- кажется, что не понимает направление источника звука;        
- нередко вслух и достаточно громко сам направляет себя во время выполнения задания;        
- в младенчестве мало или совсем не вокализиоровал и не гулил;        
- нуждается в неоднократном повторении инструкций, иначе часто переспрашивает "Что?"        
Признаки дисфункции орального сигнала
1. Гиперсенсетивность к оралному сигналу (оральная защитная реакция)
  избегает стремиться всегда по- разному нейтрально
- капризен в еде, часто имеет крайние предпочтения, например, очень ограниченный набор продуктов, отказывается пробовать новую еду в ресторане, отказывается есть в гостях;        
- может есть только мягкую или пюреобразную еду после 2-х лет;        
- может давиться едой плотной консистенции;        
- сложности с сосанием, жеванием и глотанием; может давиться или испытывать страх подавиться;        
- отказывается или чрезвычайно боится идти к дантисту и проделывать любые манипуляции с зубами;        
- может есть только горячее или только холодное;        
- отказывается лизать конверты, марки, стикеры из-за их вкуса;        
- не любит зубную пасту и жидкости для полоскания рта, выражает недовольство при пользовании ими;        
- избегает маринованной, острой, сладкой, кислой и солёной пищи; предпочитает пресную.        
2. Гипосенситивность к оральному сигналу (низкий уровень регистрации)
         
- может лизать, пробовать на вкус, жевать несъедобные объекты;        
- предпочитает пищу с интенсивным вкусом и запахом: очень острую, сладкую, солёную;        
- избыточное слюноотделение по прошествии возраста прорезания зубов;        
- часто жуёт волосы, рубашку, пальцы;        
- постоянно кладёт объекты в рот по прошествии малышового возраста;        
- реагирует так, как если бы вся еда имела один вкус;        
- любит добавлять чрезмерное количество специй и маринадов в пищу;        
- любит крутить во рту зубную щётку и даже ходить к дантисту.        
Признаки нарушения обонятельной функции (чувствительность к запахам)
1. Гиперсенсетивность к запахам (чрезмерная реакция)
  избегает стремиться всегда по- разному нейтрально
- отрицательно реагирует на запахи, которые не беспокоят большинство или даже не замечаются в норме другими людьми;        
- сообщает людям (или говорит об этом с другими), как неприятно или странно они пахнут;        
- отказывается есть какие-то продукты из-за их запаха;        
- запахи уборной, пота вызывают сильную негативную реакцию или даже тошноту;        
- запах духов и одеколона вызывает раздражение, возможно, сильное;        
- раздражают бытовые и кухонные запахи;        
- может отказаться от игры в чьём-то доме из-за запаха;        
- запах является ведущим критерием для определение нравится или не нравится конкретный человек или конкретное место.        
2. Гипосенсетивность к запахам (недостаточная реакция)
  избегает стремиться всегда по- разному нейтрально
- сложности с различением неприятных запахов;        
- может съесть или выпить что-то ядовитое, потому что не чувствует отвратительного запаха;        
- не может определить запахи специальных "нюхательных" наклеек;        
- не замечает запахи, на которые жалуются окружающие;        
- не замечает или игнорирует неприятные запахи;        
- тщательно обнюхивает новые предметы, людей, места;        
- нюхание предмета — один из способов взаимодействия с ним.        
         
Признаки нарушения визуальной функции (при отсутствии снижения остроты зрения)
Гиперсенсетивность к визуальному сигналу (чрезмерная реакция)
  избегает стремиться всегда по- разному нейтрально
- чувствителен к яркому свету; щурится, закрывает глаза, плачет и/или яркий свет вызывает головную боль;        
- с трудом фокусирует взгляд на задании/занятии на протяжении соответствующего периода времени;        
- легко отвлекается на другие визуальные стимулы в помещении, например, движущиеся предметы, картины на стенах, игрушки, окна, двери и т.д.;        
- плохо чувствует себя как в слишком ярко освещённом помещении, так и при приглушённом свете;        
- трёт глаза; глаза слезятся, после чтения и просмотра телевидения болит голова;        
- избегает смотреть в глаза;        
- любит играть в темноте.        
Гипосенсетивность к визуальному сигналу (недостаточная реакция, сложности со следованием взглядом за предметом, различением или восприятием)
  избегает стремиться всегда по- разному нейтрально
- имеет сложности с различением букв, похожих по написанию, фигур, как например, квадрат и прямоугольник;        
- плохо воспринимает целое, большую картину, концентрируясь на деталях или узорах в картине;        
- плохо находит нужный предмет среди других предметов: нужную бумагу на столе, одежду в ящике, игрушку в коробке с другими игрушками, нужную вещь на полке в магазине;        
- часто теряет нужное место, когда переписывает текст из книги или с доски;        
- сложно управлять движением глаз для слежения за движущимся предметом;        
- сложности с различением цветов, форм и размеров;        
- часто теряет в книге место чтения или выполнения математического задания;        
- пишет или читает слова задом наперёд после окончания первого класса;        
- жалуется на "двойное очертание";        
- плохо находит отличия в картинках, словах, символах, предметах;        
- при письме плохо справляется с равномерностью в размере букв и промежутков между словами и цифрами;        
- сложности в составлении паззлов, копировании форм и/или вырезании/обведении готовой формы;        
- имеет тенденцию писать строчку с отклонением вверх или вниз по странице;        
- путает лево и право;        
- легко устаёт от школьных заданий;        
- имеет сложности с пространственными отношениями, натыкается на объекты/людей, спотыкается о бордюры, ступеньки.        
Аудиальная дисфункция, дисфункция обработки речевых сигналов
  избегает стремиться всегда по- разному нейтрально
- не может определить, где источник звука;        
- сложности с идентификацией человека по голосу;        
- сложно различить похожие по звучанию слова;        
- сложно фильтровать посторонние звуковые сигналы при общении с одним человеком;        
- раздражают громкие, внезапные, металлические и очень высокие звуки;        
- трудно сконцентрировать внимание на читаемом или воспринимаемом на слух тексте, понимать и запоминать его; часто просит повторить указания и может быть способен выполнить лишь инструкцию, содержащую не более двух шагов;        
- прежде, чем ответить на вопрос, смотрит на других в надежде на ободрение;        
- трудности с формулировкой идей (письменно и устно);        
- часто говорит не в очередь и не на тему;        
- если его не понимают, испытывает сложности с переформулировкой и впадает во фрустрацию, сердится и отказывается от этой задачи;        
- сложности с чтением, особенно вслух (может одновременно страдать дислексией);        
- проблемы с артикуляцией и внятностью речи;        
- способность к речи часто улучшается после интенсивного движения.        
Социальная, эмоциональная, игровая дисфункции, дисфункция саморегуляции Социальная дисфункция
  избегает стремиться всегда по- разному нейтрально
- сложности в общении с ровесниками;        
- предпочитает играть один с предметами или игрушками, а не с людьми;        
- не отвечает на попытки установить контакт со стороны взрослых или ровесников; с ним сложно войти в содержательный диалог;        
- может совершать обидные, жестокие действия и в отношении себя, и в отношении других;        
- окружающим трудно понять его намерения, нужды, эмоции;        
- не ищет контакта с членами семьи.        
Эмоциональная дисфункция
  избегает стремиться всегда по- разному нейтрально
- трудно принимает изменения рутины;        
- легко впадает во фрустрацию;        
- часто бывает импульсивен;        
- показывает лучшие результаты в маленькой группе или при индивидуальных занятиях;        
- переменчивое настроение, склонность к эмоциональным взрывам и истерикам;        
- предпочитает играть с краю, чуть в стороне от группы или просто быть наблюдателем;        
- избегает смотреть в глаза;        
- не умеет адекватно сообщить о своих потребностях.        
Игровая дисфункция
  избегает стремиться всегда по- разному нейтрально
- сложности с имитационной игрой (после 10 месяцев);        
- бесцельное передвижение в пространстве, не обусловленное ни игрой, ни исследованием окружения (после 15 месяцев);        
- для игры нуждается в руководстве взрослого, сложно играть самому (после полутора лет);        
- часами может заниматься повтором одной и той же манипуляции: выстраивать друг за другом машинки, кубики, смотреть один и тот же фильм множество раз.        
Дисфункция саморегуляции
  избегает стремиться всегда по- разному нейтрально
- чрезмерная раздражительность, суетливость и колики у маленького ребёнка;        
- не может успокоиться с помощью традиционных способов: соска-пустышка, любимая мягкая игрушка, на руках у мамы (или основного воспитателя);        
- пробуждается в расстройстве;        
- нуждается в дополнительных стимулах, чтобы уснуть: поглаживание, укачивание, ношение на руках или поездка в машине.        
Внутренняя регуляция (интроцепция)
  избегает стремиться всегда по- разному нейтрально
- начинает мёрзнуть или страдать от жары быстрее, чем другие в этих же условиях; может казаться, что ему никогда не холодно/жарко; может плохо поддерживать внутреннюю температуру тела;  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: