Осязание: входящие сигналы от рецепторов кожи о прикосновении, давлении, температуре, боли и движении волос на коже
Признаки тактильной (осязательной) дисфункции
1. Гиперсенсетивность к прикосновению (тактильная защитная реакция) | ||||
избегает | стремиться | всегда по- разному | нейтрально | |
- лёгкое или неожиданное прикосновение вызывает страх, тревогу, агрессию; | ||||
- в младенчестве не любил/не любит, чтобы его брали на руки, обнимали, возможно, выгибал спину, отодвигался; | ||||
- впадает в расстройство при мокром/грязном подгузнике, а также при перемене подгузника; | ||||
- страшится или даже избегает находиться близко к другим людям или ровесникам (особенно в очередях); | ||||
- пугается, если кто-то/что-то дотронется сзади или в ситуации, когда дотрагивающегося не видно (например, под одеялом); | ||||
- не любит причёсываться; | ||||
- не любит, чтобы его целовали, вытирает место поцелуя; | ||||
- предпочитает обниматься; | ||||
- капля дождя, вода из душа или ветер, дующий на шею, может вызвать мучительные ощущения и негативную реакцию/ реакцию избегания; | ||||
- чрезмерно бурная реакция на маленький порез, царапину или укус насекомого; | ||||
- избегает прикосновения к определённым материалам (одеялам, коврикам, чучелам животных); | ||||
- откзывается надевать новую или жёсткую одежду, одежду из грубых тканей, с высоким воротом, джинсы, шапки, ремни и т.п. | ||||
- избегает игры с участием рук; | ||||
- избегает/ не любит/ терпеть не может "грязные игры": с песком, с грязью, водой, клеем, скользским материалом, кремом для бритья, пеной и т.д.; | ||||
- впадает в сильное расстройство из-за грязных рук и часто стремится их протереть или вымыть; | ||||
- слишком чувствителен к щекотке; | ||||
- не терпит швов на носках вплоть до отказа их надевать; | ||||
- не терпит одежды, натирающей кожу, готов носить шорты и безрукавки круглый год, 2-3-летки могут вообще предпочитать ходить голышом и постоянно стягивают подгузники и одежду; | ||||
- или наоборот, предпочитает носить длинные рукава и штанины круглый год, чтобы не подвергать кожу внешним воздействиям; | ||||
- впадает в стресс из-за необходимости умываться; | ||||
- впадает в стресс из-за необходимости стричь волосы, ногти; | ||||
- отказывается чистить зубы и страшно боится дантиста; | ||||
- чрезвычайно капризен в еде, осуществляет строгий подбор вкусов и структр еды, смесь частиц разной консистенции не употребляет, отказывается от горячего и холодного, отказывается пробовать новое; | ||||
- может отказаться ходить босиком по траве или песку; | ||||
- может ходить только на носочках. | ||||
2. Гипосенсетивность к прикосновению (недостаточная реакция) | ||||
избегает | стремиться | всегда по- разному | нейтрально | |
- стремится к прикосновению, ему необходимо потрогать всё и всех; | ||||
- не замечает, что к нему прикоснулись или налетели на него, если только не сделать это с особой силой или интенсивностью; | ||||
- не обращает особого внимания на раны (порезы, синяки), не расстраивается из-за уколов, может даже заявить, что ему нравятся уколы; | ||||
- может не обратить внимания на то, что руки или лицо грязные, нос течёт; | ||||
- может проявлять самоагрессию: щипать, кусать себя, быть себя по голове; | ||||
- всё время что-нибудь тянет в рот; | ||||
- часто делает больно другим детям или животным в процессе игры; | ||||
- постоянно трогает поверхности или объекты, которые приносят успокоение (например, одеяло); | ||||
- ищет поверхности и структуры, дающие интенсивную тактильную стимуляцию; | ||||
- очень любит "грязные" игры и ищет их; | ||||
- любит вибрацию или другие сильные сенсорные сигналы; | ||||
- предпочитает очень острое, сладкое, кислое или солёное. | ||||
3. Низкая тактильная перцепция и различение объектов наощупь | ||||
избегает | стремиться | всегда по- разному | нейтрально | |
- сложности с выполнением мелких моторных функций: застёгивнаием пуговиц, молнии, застёгиванием одежды; | ||||
- может не понять, до какой части его тела дотронулись, если не смотрел; | ||||
- может бояться темноты; | ||||
- неаккуратно одевается: выглядит взъерошенным, не замечает, что штаны перекручены, рубашка заправлена лишь наполовину, шнурки развязаны и т.д.; | ||||
- сложно использовать ножницы, мелки, столовые приборы; | ||||
- даже после двухлетнего возраста продолжает пихать в рот предметы, чтобы их исследовать; | ||||
- плохо определяет характеристики объектов: форму, размер, текстуру, температуру, вес и т.д.; | ||||
- может не суметь определить объекты по прикосновению, использует зрение, чтобы помочь себе, когда, например, что-то нужно достать наощупь из рюкзака или взять со стола. |
Вестибулярное чувство: сигнал от внутреннего уха о состоянии равновесия, изменений гравитации, передвижении и положении тела в пространстве.
Признаки вестибулярной дисфункции
1. Гиперсенсетивность к движению (чрезмерная реакция) | ||||
избегает | стремиться | всегда по- разному | нейтрально | |
- избегает/не любит детские площадки: качели, лесенки, горки, карусели; | ||||
- предпочитает сидячие занятия, двигается медленно и осторожно, избегает рисков, производит впечатление "слабака"; | ||||
- избегает/не любит лифты и эскалаторы, может сесть, когда приходится в/на них заходить, его может укачать в/на них; | ||||
- может прижиматься к взрослому человеку, которому он доверяет; | ||||
- может сильно испугаться падения, даже если нет реального риска такового; | ||||
- боится высоты, даже подняться на бордюрчик или ступеньку; | ||||
- боится оторвать ступни от земли; | ||||
- боиться подниматься и спускаться по лестнице, ходить по неровной поверхности; | ||||
- боиться быть перевёрнутым вверх тормашками, вбок, назад; будет решительно отказываться мыть голову в положении наклонившись над раковиной; | ||||
- замирает, если кто-то другой начинает его двигать, например, пододвигает его стул поближе к столу; | ||||
- в младенчестве мог не любить детские качели или прыгунки; | ||||
- может бояться кататься на велосипеде, осваивать его с большими сложностями, может бояться прыгать, скакать, балансировать, стоя на одной ноге, особенно с закрытыми глазами; | ||||
- не любил лежать на животе в младенчестве; | ||||
- легко теряет равновесие и может казаться неуклюжим; | ||||
- боится тех видов деятельности, которые требуют хорошего равновесия; | ||||
- избегает резких и вращательных движений. | ||||
2. Гипосенсетивность к движению (недостаточная реакция) | ||||
избегает | стремиться | всегда по- разному | нейтрально | |
- находится в постоянном движении, кажется, не может посидеть смирно ни минуты; | ||||
- стремится ко всему, что даёт ощущение быстрого, интенсивного движения, вращения; | ||||
- любит, чтобы его подбрасывали вверх; | ||||
- может кружиться часами, не испытывая при этом головокружения; | ||||
- в парках аттракционов любит всё быстрое, напряжённое и/или пугающее; | ||||
- постоянно прыгает по мебели, на батуте, крутится на крутящемся стуле, переворачивается вверх тормашками; | ||||
- любит кататься на качелях как можно выше и как можно дольше; | ||||
- ищет источники возбуждения, приключений, нередко опасных; | ||||
- постоянно бежит, подпрыгивает, подскакивает и т.п. вместо простой ходьбы; | ||||
- когда сидит, раскачивается всем телом, трясёт ногой или головой; | ||||
- любит быстрые внезапные движения, например, когда машина или велосипед подскакивают на бугристой дороге. | ||||
3. Низкий мышечный тонус и/или координация | ||||
избегает | стремиться | всегда по- разному | нейтрально | |
- расслабленное, "гибкое" тело; | ||||
- часто "сползает", ложится и/или опирает голову на руку, работая за письменным столом; | ||||
- часто сидит на полу в W-позиции, чтобы стабилизировать тело; | ||||
- легко устаёт; | ||||
- компенсирует расслабленность сильной хваткой, когда держит/ держится за объект; | ||||
- трудно поворачивать ручки (дверные и прочие), открывать и закрывать объекты; | ||||
- при падении не может сгруппироваться и удержаться; | ||||
- сложности с одеванием и застёгиванием пуговиц и всяких прочих застёжек; | ||||
- мог не ползать в младенчестве; | ||||
- плохо осознаёт своё тело; натыкается на предметы, сбивает предметы, спотыкается, кажется неуклюжим; | ||||
- плохая крупная моторика; плохо прыгает, ловит мяч, влезает по лестнице, не может манипулировать марионеткой; | ||||
- плохая мелкая моторика; сложности в пользовании инструментами, карандашом, столовыми приборами, гребешком, ножницами и т.д.; | ||||
- может казаться амбидекстром, часто менять руку при раскрашивании, вырезании, письме; не имеет устоявшейся ведущей руки до 4-5 лет; | ||||
- плохо получается лизать мороженое в рожке: | ||||
- кажется очень неуверенным в дижении, например, если нужно перешагнуть через что-то; | ||||
- сложно выучить движения упражнения или танца. | ||||
Проприорецептивное чувство: сигнал от мышц и суставов о положении тела, весе, давлении, растяжении, движении и изменении положения в пространстве Признаки проприорецептивной дисфункции | ||||
1. Поиск сенсорных переживаний | ||||
избегает | стремиться | всегда по- разному | нейтрально | |
- стремится к возможности попрыгать, понатыкаться на что-то, свалиться/навалиться; | ||||
- топает ногами во время ходьбы; | ||||
- стучит ногами по полу или по стулу, когда сидит; | ||||
- кусаёт/сосёт пальцы и/или часто хрустит суставами пальцев; | ||||
- любит плотно завёртываться во много одеял или в тяжёлое одеяло, особенно при отходе ко сну; | ||||
- предпочитает одежду (а также ремни, капюшоны и шнурки) как можно более тесную; | ||||
- любит ощущение хлюпанья, расплющивания и стремится к нему; | ||||
- любит грубоватые объятия; | ||||
- чрезмерный стук игрушками и другими объектами; | ||||
- любит кучу-малу, борьбу; | ||||
- часто намеренно падает на пол; | ||||
- готов часами прыгать на батуте; | ||||
- скрипит зубами в дневное время; | ||||
- любит пихать, тащить, волочить объекты; | ||||
- любит прыгать с мебели и с других высоких объектов; | ||||
- часто ударяет, толкает других детей, наваливается на них; | ||||
- жуёт ручки, соломинки, рукава рубашки и т.д. | ||||
2. Сложности с упорядочиванием движения | ||||
избегает | стремиться | всегда по- разному | нейтрально | |
- не может оценить, насколько согнуть и растянуть мышцы при выполнении какого-то действия (например, вдеть руку в рукав или залезть куда-то); | ||||
- сложности с регулировкой давления при письме/рисовании: может написать так, что почти ничего не видно или, наоборот, тут же сломать грифель карандаша; | ||||
- письменная работа очень неаккуратная, а при стирании написанного часто рвёт бумагу; | ||||
- постоянно ломает игрушки и другие объекты; | ||||
- не может правильно определить вес объекта, может слишком надавить на стакан с соком или жаловаться, что объект слишком тяжёлый, не приложив достаточной силы; | ||||
- может не понимать, что такое "тяжёлый" и "лёгкий", не сможет сравнить объекты по весу; | ||||
- кажется, что во всех действиях применяет слишком большую силу: при ходьбе; сжимает предметы слишком сильно, хлопает дверьми, ставит объекты с силой и грохотом. | ||||
Признаки аудиальной дисфункции (при исключении проблем со слухом) | ||||
1. Гиперсенсетивностьк звуком (аудиальная защитная реакция) | ||||
избегает | стремиться | всегда по- разному | нейтрально | |
- отвлекается на звуки, в норме не замечаемые другими; например, гудение лампы или холодильника, вентилятора, обогревателя, тиканье часов; | ||||
- пугается звука слива унитаза (особенно в общественных туалетах), пылесоса, фена, скрипа обуви, лая собаки; | ||||
- замирает от или отвлекается на неожиданный громкий звук; | ||||
- раздражается/отвлекается на фоновые шумы за пределами здания, например, на жужжание газонокосилки в саду, звуки стройки; | ||||
- часто просит людей не шуметь, не говорить, не петь; | ||||
- при неожиданном громком звуке убегает, вскрикивает, закрывает уши руками; | ||||
- может отказаться от посещения кино, парада, катка, музыкального концерта и т.д.; | ||||
- человек может нравиться или не нравиться в зависимости от того, нравится ли звучание его голоса. | ||||
2. Гипосенсетивность к звуку (недостаточная регистрация звуков) | ||||
- часто не реагирует на словесное обращение, на обращение по имени; | ||||
- кажется, что сам шумит исключительно ради шума как такового; | ||||
- любит слушать музыку и телевидение очень громко; | ||||
- кажется, что плохо понимает и запоминает на слух; | ||||
- кажется, что не понимает направление источника звука; | ||||
- нередко вслух и достаточно громко сам направляет себя во время выполнения задания; | ||||
- в младенчестве мало или совсем не вокализиоровал и не гулил; | ||||
- нуждается в неоднократном повторении инструкций, иначе часто переспрашивает "Что?" | ||||
Признаки дисфункции орального сигнала | ||||
1. Гиперсенсетивность к оралному сигналу (оральная защитная реакция) | ||||
избегает | стремиться | всегда по- разному | нейтрально | |
- капризен в еде, часто имеет крайние предпочтения, например, очень ограниченный набор продуктов, отказывается пробовать новую еду в ресторане, отказывается есть в гостях; | ||||
- может есть только мягкую или пюреобразную еду после 2-х лет; | ||||
- может давиться едой плотной консистенции; | ||||
- сложности с сосанием, жеванием и глотанием; может давиться или испытывать страх подавиться; | ||||
- отказывается или чрезвычайно боится идти к дантисту и проделывать любые манипуляции с зубами; | ||||
- может есть только горячее или только холодное; | ||||
- отказывается лизать конверты, марки, стикеры из-за их вкуса; | ||||
- не любит зубную пасту и жидкости для полоскания рта, выражает недовольство при пользовании ими; | ||||
- избегает маринованной, острой, сладкой, кислой и солёной пищи; предпочитает пресную. | ||||
2. Гипосенситивность к оральному сигналу (низкий уровень регистрации) | ||||
- может лизать, пробовать на вкус, жевать несъедобные объекты; | ||||
- предпочитает пищу с интенсивным вкусом и запахом: очень острую, сладкую, солёную; | ||||
- избыточное слюноотделение по прошествии возраста прорезания зубов; | ||||
- часто жуёт волосы, рубашку, пальцы; | ||||
- постоянно кладёт объекты в рот по прошествии малышового возраста; | ||||
- реагирует так, как если бы вся еда имела один вкус; | ||||
- любит добавлять чрезмерное количество специй и маринадов в пищу; | ||||
- любит крутить во рту зубную щётку и даже ходить к дантисту. | ||||
Признаки нарушения обонятельной функции (чувствительность к запахам) | ||||
1. Гиперсенсетивность к запахам (чрезмерная реакция) | ||||
избегает | стремиться | всегда по- разному | нейтрально | |
- отрицательно реагирует на запахи, которые не беспокоят большинство или даже не замечаются в норме другими людьми; | ||||
- сообщает людям (или говорит об этом с другими), как неприятно или странно они пахнут; | ||||
- отказывается есть какие-то продукты из-за их запаха; | ||||
- запахи уборной, пота вызывают сильную негативную реакцию или даже тошноту; | ||||
- запах духов и одеколона вызывает раздражение, возможно, сильное; | ||||
- раздражают бытовые и кухонные запахи; | ||||
- может отказаться от игры в чьём-то доме из-за запаха; | ||||
- запах является ведущим критерием для определение нравится или не нравится конкретный человек или конкретное место. | ||||
2. Гипосенсетивность к запахам (недостаточная реакция) | ||||
избегает | стремиться | всегда по- разному | нейтрально | |
- сложности с различением неприятных запахов; | ||||
- может съесть или выпить что-то ядовитое, потому что не чувствует отвратительного запаха; | ||||
- не может определить запахи специальных "нюхательных" наклеек; | ||||
- не замечает запахи, на которые жалуются окружающие; | ||||
- не замечает или игнорирует неприятные запахи; | ||||
- тщательно обнюхивает новые предметы, людей, места; | ||||
- нюхание предмета — один из способов взаимодействия с ним. | ||||
Признаки нарушения визуальной функции (при отсутствии снижения остроты зрения) | ||||
Гиперсенсетивность к визуальному сигналу (чрезмерная реакция) | ||||
избегает | стремиться | всегда по- разному | нейтрально | |
- чувствителен к яркому свету; щурится, закрывает глаза, плачет и/или яркий свет вызывает головную боль; | ||||
- с трудом фокусирует взгляд на задании/занятии на протяжении соответствующего периода времени; | ||||
- легко отвлекается на другие визуальные стимулы в помещении, например, движущиеся предметы, картины на стенах, игрушки, окна, двери и т.д.; | ||||
- плохо чувствует себя как в слишком ярко освещённом помещении, так и при приглушённом свете; | ||||
- трёт глаза; глаза слезятся, после чтения и просмотра телевидения болит голова; | ||||
- избегает смотреть в глаза; | ||||
- любит играть в темноте. | ||||
Гипосенсетивность к визуальному сигналу (недостаточная реакция, сложности со следованием взглядом за предметом, различением или восприятием) | ||||
избегает | стремиться | всегда по- разному | нейтрально | |
- имеет сложности с различением букв, похожих по написанию, фигур, как например, квадрат и прямоугольник; | ||||
- плохо воспринимает целое, большую картину, концентрируясь на деталях или узорах в картине; | ||||
- плохо находит нужный предмет среди других предметов: нужную бумагу на столе, одежду в ящике, игрушку в коробке с другими игрушками, нужную вещь на полке в магазине; | ||||
- часто теряет нужное место, когда переписывает текст из книги или с доски; | ||||
- сложно управлять движением глаз для слежения за движущимся предметом; | ||||
- сложности с различением цветов, форм и размеров; | ||||
- часто теряет в книге место чтения или выполнения математического задания; | ||||
- пишет или читает слова задом наперёд после окончания первого класса; | ||||
- жалуется на "двойное очертание"; | ||||
- плохо находит отличия в картинках, словах, символах, предметах; | ||||
- при письме плохо справляется с равномерностью в размере букв и промежутков между словами и цифрами; | ||||
- сложности в составлении паззлов, копировании форм и/или вырезании/обведении готовой формы; | ||||
- имеет тенденцию писать строчку с отклонением вверх или вниз по странице; | ||||
- путает лево и право; | ||||
- легко устаёт от школьных заданий; | ||||
- имеет сложности с пространственными отношениями, натыкается на объекты/людей, спотыкается о бордюры, ступеньки. | ||||
Аудиальная дисфункция, дисфункция обработки речевых сигналов | ||||
избегает | стремиться | всегда по- разному | нейтрально | |
- не может определить, где источник звука; | ||||
- сложности с идентификацией человека по голосу; | ||||
- сложно различить похожие по звучанию слова; | ||||
- сложно фильтровать посторонние звуковые сигналы при общении с одним человеком; | ||||
- раздражают громкие, внезапные, металлические и очень высокие звуки; | ||||
- трудно сконцентрировать внимание на читаемом или воспринимаемом на слух тексте, понимать и запоминать его; часто просит повторить указания и может быть способен выполнить лишь инструкцию, содержащую не более двух шагов; | ||||
- прежде, чем ответить на вопрос, смотрит на других в надежде на ободрение; | ||||
- трудности с формулировкой идей (письменно и устно); | ||||
- часто говорит не в очередь и не на тему; | ||||
- если его не понимают, испытывает сложности с переформулировкой и впадает во фрустрацию, сердится и отказывается от этой задачи; | ||||
- сложности с чтением, особенно вслух (может одновременно страдать дислексией); | ||||
- проблемы с артикуляцией и внятностью речи; | ||||
- способность к речи часто улучшается после интенсивного движения. | ||||
Социальная, эмоциональная, игровая дисфункции, дисфункция саморегуляции Социальная дисфункция | ||||
избегает | стремиться | всегда по- разному | нейтрально | |
- сложности в общении с ровесниками; | ||||
- предпочитает играть один с предметами или игрушками, а не с людьми; | ||||
- не отвечает на попытки установить контакт со стороны взрослых или ровесников; с ним сложно войти в содержательный диалог; | ||||
- может совершать обидные, жестокие действия и в отношении себя, и в отношении других; | ||||
- окружающим трудно понять его намерения, нужды, эмоции; | ||||
- не ищет контакта с членами семьи. | ||||
Эмоциональная дисфункция | ||||
избегает | стремиться | всегда по- разному | нейтрально | |
- трудно принимает изменения рутины; | ||||
- легко впадает во фрустрацию; | ||||
- часто бывает импульсивен; | ||||
- показывает лучшие результаты в маленькой группе или при индивидуальных занятиях; | ||||
- переменчивое настроение, склонность к эмоциональным взрывам и истерикам; | ||||
- предпочитает играть с краю, чуть в стороне от группы или просто быть наблюдателем; | ||||
- избегает смотреть в глаза; | ||||
- не умеет адекватно сообщить о своих потребностях. | ||||
Игровая дисфункция | ||||
избегает | стремиться | всегда по- разному | нейтрально | |
- сложности с имитационной игрой (после 10 месяцев); | ||||
- бесцельное передвижение в пространстве, не обусловленное ни игрой, ни исследованием окружения (после 15 месяцев); | ||||
- для игры нуждается в руководстве взрослого, сложно играть самому (после полутора лет); | ||||
- часами может заниматься повтором одной и той же манипуляции: выстраивать друг за другом машинки, кубики, смотреть один и тот же фильм множество раз. | ||||
Дисфункция саморегуляции | ||||
избегает | стремиться | всегда по- разному | нейтрально | |
- чрезмерная раздражительность, суетливость и колики у маленького ребёнка; | ||||
- не может успокоиться с помощью традиционных способов: соска-пустышка, любимая мягкая игрушка, на руках у мамы (или основного воспитателя); | ||||
- пробуждается в расстройстве; | ||||
- нуждается в дополнительных стимулах, чтобы уснуть: поглаживание, укачивание, ношение на руках или поездка в машине. | ||||
Внутренняя регуляция (интроцепция) | ||||
избегает | стремиться | всегда по- разному | нейтрально | |
- начинает мёрзнуть или страдать от жары быстрее, чем другие в этих же условиях; может казаться, что ему никогда не холодно/жарко; может плохо поддерживать внутреннюю температуру тела; |
Поиск по сайту©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |