Закон контроля над центром




Поскольку центральная вертикаль является линией, жизненно важной для движения короля слева направо или справа налево, столь же важной является для его движения и вторая горизонталь. Поэтому для нас крайне важно контролировать центральную вертикаль и центральную горизонталь дворца, то есть - "контролировать центр". Контролируя центр противника, атакующая сторона может создавать различные виды методов матования. Как и закон интеграции, это - один из важных методов регулярности. Хотя отдельные игры и требуют практического анализа и разрешаются в особых условиях, многими играми было подтверждено, что контролируя центр атакующая сторона может преуспеть в матовании с весьма большой вероятностью.

Закон замены

Поскольку фигуры являются исполнителями матовой структуры, обычно контролирующие и матующие фигуры могут быть заменены другими фигурами, играющими ту же роль или имеющими тот же эффект. Поэтому методы матования имеют не только природу вращения, но и природу замены. Вкратце если имеет место замена, то меняется лишь форма метода матования, но не его структура и не роль и не действие фигур.

 

В семи этих законах три первых отражают основной характер методов матования, три последних отражают закон использования силы фигур, а средний имеет комбинированную природу. Вдобавок, мы хотели бы упомянуть здесь, что эти законы должны рассматриваться, как проявление основного "духа", но не как "законы" точных наук. Сянцы - это игра принципов, но это также игра гибкости. Во время реальной битвы вышеупомянутую теорию следует использовать до определённых пределов, однако игрок должен производить свои собственные инновации в соответствии с развитием игры.

3.5 Анализ сути и форм методов матования

Если рассматривать мир под углом философии, то будет видно, что между различными вещами существуют некоторые связи. У меня есть ощущение, что природа минеральных кристаллов имеет некоторые связи с матовыми позициями в сянцы. У них есть нечто общее. Здесь я хотел бы сделать несколько замечаний о "теории качества и форм".

 

Одинаковое качество в различных формах: известный в минералогии феномен минеральных кристаллов одинакового качества в различных формах означает, что при различных внешних условиях химическая субстанция одного и того же вида может принять форму двух или более кристаллов с различной структурой.

 

Подобный феномен имеет место и в матовых позициях сянцы. Благодаря различию в позициях короля противника, методы матования одного и того же типа (одного качества) могут привести к различным формам в контроле над королём противника и в мате (различные формы).

 

К примеру, в игре с горизонтальным матом король противника может находиться в различных позициях: на дне, в центре, или на крыше. Это может дать три вида горизонтального матования. Даже если король противника находится на крыше, из-за различных методов его контроля и шахования, то есть - вытаскивания, блокирования или одновременного шахования, получается два других вида горизонтального матования. Поэтому все соответствующие вертикальные колонки таблицы 1 имеют отношение к матам "одинакового качества в различных формах".

Одинаковое качество в одинаковых формах: в минеральных кристаллах это означает, что две различные химические субстанции, вследствие их подобия, могут заменять одна другую в кристалле с одной и той же структурой, без разрушения этой структуры.

 

В сянцы также проявляется подобный феномен. Благодаря тому факту, что две подобные части мата могут быть заменены или переставлены в соответствии с законами комбинирования, вращения и т.д., методы матования различных типов могут вести к матовым формам и методам одного вида.

 

К примеру, в типе 1 таблицы 1 атакующая сторона ставит горизонтальный мат, когда вторая горизонталь противника контролируется её ладьёй, пушкой или конём соответственно. Это означает, что прежде, чем ставить горизонтальный мат, атакующая сторона должна контролировать движение короля противника по вертикали (вертикальный контроль); в типе 1 вертикальный мат означает шах по вертикали при наличии контроля по горизонтали. Мат клещами типа 1 - это комбинация двух этих форм - "горизонтального мата при вертикальном контроле" и "вертикального мата при горизонтальном контроле". Поэтому горизонтальный, вертикальный и клещевой маты типа 1 имеют отношение к "одинаковому качеству в одинаковых формах" (два первых являются идентичными относительно поворота на 90 градусов). Другой пример: при повороте на 90 градусов "блокирование по второй горизонтали" в горизонтальном мате типа 4 становится "блокированием центральной вертикали", и в

обоих случаях оно ведёт к идентичным результатам: король противника "сдавливается". Поэтому в типе 4 блокирование второй вертикали в горизонтальном мате и блокирование центральной вертикали в горизонтальном мате имеют отношение "одинакового качества в одинаковых формах", в соответствии с законом вращения. В действительности, все матовые формы горизонтальных строк таблицы 1 принадлежат к "одинаковому качеству в одинаковых формах".

 

Вкратце, по научной классификации все виды матовых игр можно расклассифицировать по таблице 1 в соответствии с их категориями и формами. Это показывает, что в методах матования есть, также, объективные законы. Объяснение "теории качества и форм" открывает, что методы матования в таблице 1 изменяемы. Это означает, что разделение на различные формы может происходить с методами матования одинакового типа в вертикальном столбце, а ассимиляция различных форм может происходить с матовыми методами различных типов в горизонтальной строке. Изучение процесса объединения и разделения методов матования поможет нам улучшить понимание их законов и теории, и обеспечит нас некоторыми облегчениями и руководством в разработке матующих шахов и в процессе развития.

4. Классификация матовых игр и методов матования

Поскольку методы матования должны проявляться в матовых играх, нам необходимо провести объяснение классификации матовых игр, одновременно с тем продолжая изучение методов матования.

4.1 Матовые игры можно разделить на три типа в соответствии с последовательностями ходов, угрожающих королю противника:

4.1.1 Матовые игры с непрерывной цепью матующих шахов: это игры, в которых атакующая сторона непрерывно шахует вплоть до мата королю противника.

4.1.2 Матовые игры с перемежающимися матовыми шахами: это игры, в которых атакующая сторона шахует с перерывами, шаг за шагом, или же угрожает шахами, пока король противника не будет захвачен ("игры с перемежающимися шахами").

4.1.3 Матовые игры со смешанными ходами: это комбинация предыдущих двух типов, когда шахи перемежаются с угрозами шахов, пока король противника не получит мат ("игры со смешанными шахами").

Игра с непрерывными шахами предполагает, что в ней имеется много хороших комбинаций, и мат выполняется без допущения перерывов.

Игра с перемежающимися шахами предполагает, что атакующая сторона шахует шаг за шагом, без задержки, и метод шахования чист и аккуратен.

Игра со смешанными шахами предполагает, что атакующая сторона шахует в ритме, с паузами и переходами. Иногда в такой игре атака смешивается с защитой.

 

В модельных играх метод матования обычно состоит из непрерывных шахов. Причина этого в том, что композитор хочет подчеркнуть основной метод шахования. Но в реальных соревнованиях большинство случаев - это смешанные шахи. причина этого в том, что сторона, находящаяся под атакой, пытается эту атаку отразить, и разорвать непрерывную цепь шахов любыми мерами любой ценой. однако и в модельных играх, и в реальных битвах крайне редки чисто перемежающиеся шахи. Возможно, причина этого в том, что концепция перемежающихся шахов слишком сложна, чтобы с нею работать. Так что мы начинаем тренировку в методах матования с игр с непрерывными шахами.

 

4.2 Матовые методы можно разделить на три типа

в соответствии с числом их ходов:

4.2.1 Малые шаховые игры: игры, в которых обе стороны делают не более 15 ходов.

4.2.2 Средние шаховые игры: игры, в которых обе стороны делают от 17 до 35 ходов.

4.3.3 Большие шаховые игры: игры, в которых обе стороны делают более 35 ходов.

 

Данные числа ходов можно рассматривать просто как стандарт для ссылок. С течением времени и в различных матовых играх этот стандарт может меняться. Матовые игры следует измерять тремя аспектами: длиной, плотностью вариантов, и сложностью анализа, которые называются "три измерения ходов". В больших матовых играх обычно и вариантов больше, и анализ их сложнее. "Любая вещь определённого качество проявляется своим количеством, а без количества нет качества". Поэтому рабочим методом является классификация матовых игр в соответствии с их длиной.

 

Большинство миттельшпилей, отобранных в эту книгу, имеют среднюю длину. Но в реальных соревнованиях многие игры принадлежат к классу малых. Поэтому можно понять, как ценно, когда в горячем миттельшпиле атакующая сторона бывает вынуждена преодолеть все препятствия и загнать своего противника в ловушку для завершения блистательной игры, в особенности - в игре с более чем семью парами полуходов. Поэтому в нормальных условиях мы должны укреплять нашу натренированность матовыми методами. Во время соревнований мы должны стараться найти, как поставить "шах с хорошей комбинацией", и избежать ошибок.

 

4.3 В соответствии с числом сильных фигур, участвующих в атаке и шаховании, матовые игры можно разделить на 6 категорий:

 

- 6 сильных фигур,

- 5 сильных фигур,

- 4 сильные фигуры,

- 3 сильные фигуры,

- 2 сильные фигуры,

- одна сильная фигура и слабые фигуры.

 

В соответствии с нашими наблюдениями и статистикой, эта классификация имеет следующие характеристики:

 

4.3.1 Общая доля матовых игр с четырьмя и пятью сильными фигурами составляет около половины от числа всех игр. Просто, когда на доске есть четыре или пять старших фигур, возможностей поставить мат больше, чем в других ситуациях. Что касается шести сильных фигур, то с ними есть больше модельных игр, чем реальных. Причины этого ясны: стремясь показать сверкающие достоинства игр, составители пытаются увеличить число атакующих фигур до максимума.

4.3.2 Что касается развёртывания сильных фигур для атаки и шахования, если у атакующей стороны есть при шаховании 2R+2C+H, или 2R+C+H, то её возможности поставить мат максимальны. Для атакующей стороны лучше всего иметь две ладьи, поскольку это - ядро вооружённых сил.

4.3.3 При постановке мата использование R+C сильнее, чем использование R+H или C+H. Причина этого в том, что для постановки мата хороши дальнобойные и подвижные фигуры. Это можно увидеть и из примеров матовых игр в этой книге.

 

Указывая эти свойства и характеристики, мы надеемся, что при разработке комбинированного шахования каждый игрок в сянцы сможет уделить больше внимания изучению регулярных образцов. Мы не хотим, чтобы игроки в сянцы во время соревнований механистично копировали эти законы, шахуя лишь в ситуации, когда у них остаётся ровно четыре или пять сильных фигур, или лишь совместными силами R+C.

 

4.4 В соответствии с силой фигур, выполняющих мат –

то есть, реализующих тему метода матования,

матовые игры можно разделить на 5 категорий:

 

- матовая игра с 4 сильными фигурами: она подразделяется на 6 групп (см.ч.2)

- матовая игра с 3 сильными фигурами: подразделяется на 7 групп

- матовая игра с 2 сильными фигурами: подразделяется на 6 групп

- матовая игра с 1 сильной фигурой: подразделяется на 3 группы

- матовая игра со слабыми фигурами.

 

В соответствии с нашими наблюдениями и статистикой, эта категория матовых игр имеет следующие характеристики:

 

4.4.1 Игры, в которых мат ставят 2 или 3 сильные фигуры, составляют около 80% всех игр.

4.4.2 Использование различных фигур даёт больше возможностей заматовать, чем использование одинаковых фигур. К примеру, в случае использования трёх сильных фигур, сильнейший набор - R+C+H, а при использовании двух сильных фигур наборы R+C, R+H и C+H обычно сильнее, чем 2R, 2C и 2H.

4.4.3 В реальных соревнованиях больше возможностей в постановке мата имеет связка R+C, в то время как в модельных играх у набора R+2C таких возможностей больше, чем у R+2H.

4.4.4 Предыдущие моменты имеют для нас путеводное значение не только в эндшпиле, но и в миттельшпиле. К примеру, запуская атаку с фланга, атакующая сторона для превосходства на этом фланге должна иметь на две или три фигуры больше, чем противник. Если же атакующая сторона стремится усилить контроль над противником, то обычно она не должна позволять противнику иметь более двух фигур, которыми он мог бы распоряжаться.

4.5 В соответствии с направлением атаки:

 

Матовые игры можно разделить на игры с вертикальным матом, с горизонтальным матом и с матом клещами (см. таблицу 1).

 

4.6 В соответствии с факторами, вносящими вклад в мат:

 

Матовые игры можно разделить на две категории: модельные игры и реальные игры. Большинство примеров данной книги - модельные игры. Разница между этими категориями такова:

 

4.6.1 Модельные игры, в основном, - игры с непрерывными шахами, в то время как реальные игры, в основном, - игры со смешанными шахами.

4.6.2 Модельные игры могут быть малыми, средними или большими, но большинство из них - средние и малые, а реальные игры, в основном, - малые.

4.6.3 В модельных играх в атаке часто участвуют и слабые фигуры. Иногда количество таких фигур аномально велико, и расположены они необычно.

 

Составные игры предполагают крайне сконденсированное и сконцентрированное выражение метода матования, и компактность требующихся фигур. Однако в реальных играх выражаются дальнозоркость стратегии и изысканность приёмов. Каждый из этих типов имеет свои характеристики и силу исполнения, привлекательные для людей.

 

5. Методы мышления и методы матования

 

Методы мышления при анализе матовых игр включают в себя анализ, синтез, построение гипотез и сравнения.

 

5.1 Анализ

 

Это - самый обширный и привычный метод мышления. Он часто используется при оценке ситуации в игре и возможных ходов. Анализируя возникающую в игре ситуацию, аналитик пытается создать правильную оценку развития данной игры, которая должна по максимуму согласовываться с объективной ситуацией.

Игру (155) можно проанализировать следующим образом:

 

5.1.1 Чёрные находятся в состоянии матования, и красным необходимо перехватить инициативу, чтобы опередить противника в матовании.

 

5.1.2 Поскольку ход R2=4 для красных недоступен, мат клещами они поставить не могут. Зато им доступен горизонтальный мат.

 

5.1.3 На правой стороне доски силы атакующей и защищающейся сторон находятся в соотношении 4 к 1. Выстроив здесь все вооружённые силы, красные находятся в абсолютно преимущественной позиции.

 

5.1.4 Хотя красные ладьи и могут лишь контролировать две горизонтали, их конь может послужить подкреплением для атаки пушкой. (155)

 

Из этого анализа мы можем вывести стратегию флангового мата и тактику горизонтального мата двумя ладьями и пушкой (конь будет при этом использоваться, как фигура, вспомогательная для пушки). Далее анализ может пойти так:

План 1: R++5 K6+1 H1+2 K6+1 H2+3..

План 2: R++5 E5-7 R2=3 K6+1 H1+3..

 

Из этого анализа мы можем увидеть, что пушку и коня можно использовать, как атакующую и вспомогательную фигуры соответственно; а две ладьи - как контролирующую и матующую фигуры. Игра эта сможет завершиться матом двумя ладьями.

 

5.2 Синтез

 

В этом методе мышления игрок пытается охватить разумом отдельные части, элементы и атрибуты объекта и интегрировать их в целостность. Иногда мы создаём обратные аналогии, переходя от результирующего объекта к одному из известных условий. "В процессе мышления взаимосвязанные элементы могут быть интегрированы в целостность, в то время как известные объекты могут быть разложены на различные элементы". Поэтому синтез и анализ тесно связаны между собой.

 

При исследовании игр анализ и синтез могут использоваться попеременно, и в особенности - при исследовании сложных игр. Примером служит диаграмма 156.

 

Анализируя ситуацию в этой игре и следующих ходах, мы можем развить её в ситуацию на вспомогательной диаграмме 10. Жертвуя ладью, красные могут усилить блокаду короля противника. Далее красные могут ставить мат клещами, играя пушкой и конём. Рассмотрим проектируемую ситуацию на вспомогательной диаграмме (10): могут ли красные преуспеть здесь в выигрыше? (156)

После анализа и построения гипотез этой игры, мы можем понять, что только когда крайний чёрный слон уходит на дно (как на вспомогательной диаграмме 11: лишь игрок, имеющий сильный инстинкт шахования, может иметь подобное предчувствие), у красных появляется шанс победить. Тогда король чёрных выйдет на крышу, а их конь будет отогнан на берег реки, и красные предпримут горизонтальное матование конём и пушкой (это можно быстро вычислить, если иметь хорошее понимание диаграмм 132 и 133). Остаётся вопрос: как перевести игру из вспомогательной диаграммы 10 во вспомогательную диаграмму 11?

 

В соответствии с этим методом мышления, или же имея стратегический план, нам будет несложно найти, что эти позиции связаны следующими ходами:

(10)

Ходы после (10):

 

9 H3-4 A5+6

10 H4+6 A6-5

11 H6+4 A5+6

12 H4+2 A6-5

13 C1=4 A5+6

14 R3+9!E9-7

15 C4=1 A6-5

 

 

Далее красный конь проделает полный путь назад, и через четыре хода ситуация станет идентична позиции (11). Таким образом реализуется матовый метод для позиции на диаграмме 156.

 

С точки зрения методики мышления, исследование этой матовой игры выполняется методом "анализа, построения гипотезы и синтеза".

(11)

 

5.3 Построение гипотез

 

Построение гипотез играет очень важную роль а процессе миттельшпиля, также, как анализ - в матовании. Оно требует от игрока полностью проявлять силу воображения и предполагает, что он уже достиг некоторой цели или позиции, идеальной для развёртывания его фигур. Или же, в соответствии с его инстинктом, должны быть предпосылки для хорошего эндшпиля, и тогда он должен искать связи с известными условиями. Говорится, что анализ начинается с одной стороны пути; синтез делает попытку пробиться с другого конца пути, а построение гипотезы начинается из точки, расположенной где-то посередине, откуда воображение развивает её в обе стороны. Игра на дополнительной диаграмме 11 может служить практическим примером построения гипотезы в практическом применении.

5.4 Сравнение

 

Этот метод часто используется, когда производится сравнение двух сторон по параметрам позиции, материального баланса, наличествующих условий и скорости в постановке мата при двусторонней атаке в миттельшпиле или в матовой игре. Он играет решающую роль в суждении о правильности чьих-либо вычислений, и исполнимости предрешённых ходов.

 

На диаграмме 157 показана позиция из миттельшпиля игры между Цзоу Ливу (Аньхой) и Рен Тянпинем (Шаньси), сыгранной на

 

Национальном Чемпионате по Сянцы в Сиане, в 1985 году. Используя метод сравнения, позицию сильных фигур и силы в атакующей и защитной зонах обеих сторон можно проанализировать так: (157)

Сравнение позиций фигур двух сторон: сильные фигуры чёрных размазаны по вертикалям с 1-й по 7-ю. Поскольку обе "руки" чёрного короля («советниковая» и «слоновая») разведены, его грудь открыта врагу, в то время как все сильные фигуры красных сконцентрированы на трёх центральных горизонталях, целясь, как копья.

 

Сравнение сил в защитных и атакующих зонах: Если считать ладью за две единицы силы, то соотношение сил чёрных и красных на пяти центральных вертикалях равно 7 к 4: у красных на 3 единицы больше, поэтому они находятся в "позиции абсолютного превосходства".

 

Позиция чёрных фигур имеет форму буквы "Т", которую легко разбить. После (157) в этой игре были сделаны такие ходы:

 

15 H5+6 R7=4

16 H6+5!R4-5

17 R4+8 K5+1

18 P5+1 R4+7

19 P5=6 K5=4

20 R4=6 - мат клещами.

 

5.5 Другие методы

 

Помимо вышеупомянутых, существуют и другие методы мышления, такие - как "доведение до абсурда" и "метод исключения". Последний из них состоит в том, что сначала откидываются ходы, являющиеся очевидно неверными, а затем отбор производится среди тех ходов, которые ещё не показали своей непригодности. Последнее означает, что когда кого-то матуют, все ходы, не приводящие к непрерывности шахов или к освобождению от угрозы мата, не рассматриваются. При этом надо всеми силами найти путь непрерывного шахования и создания контршахов, чтобы обратить своё поражение в победу.

 

Поскольку в соревнованиях эти методы мышления используются нечасто, примеров к ним мы не приводим.

 

Вдобавок к вышеупомянутым методам логического мышления, существует стратегическое мышление, которое имеет более руководящее значение.

 

Позиция 158 может послужить "тестовой игрой". Начиная с неё, многие люди могут просто поатаковать чёрного короля своими R, C и H, пытаясь освободиться от атаки двух чёрных ладей. Роль пушки и коня чёрных на дне при этом - чисто защитная, как и было задумано составителем. Если красные не развили стратегическое мышление "шахования ради захвата пушки и коня чёрных", то им будет очень трудно найти решение этой игры. Но с помощью анализа этой цели можно достичь. Красные должны искать, как захватить пушку и коня чёрных, используя технику "переброски ладьи с помощью коня", а затем осуществить совместную атаку R, C и H (при шаховании пушка будет вспомогательной фигурой). Следуя этим мыслям, читатели могут разработать свои собственные стратегии и ходы, и сравнить их со следующим методом матования. (158)

1 R6-2 K5-1 2 R6=2 K5=6

3 R2+1 K6-1 4 R2+1 K6+1

5 H7+6 K6=5 6 H6-8 K5+1

7 R2=5 K5=6 8 R5=4 K6=5

9 H8+6 K5-1 10 H6-7 K5+1

11 C9-1 R2-4 12 R4=5 K5=6

13 H7+6!K6-1 14 R5=1 K6=5

15 R1-1 K5-1 16 C9+2 R2-2

17 R1+1 K5+1 18 H6-7 K5=6

19 R1-1 K6+1 20 C9-2 R2+2

21 H7+6

Возможно, кто-то может подумать, что в шаховых позициях с простой структурой стратегическое мышление менее важно. Но так ли это? Взгляните, пожалуйста, на диаграмму 159 (ход красных):

 

Многие люди сыграют здесь 1 H4-5, положившись на защиту, в которой "материальный перевес может облегчить осаду". Однако в ситуации взаимной атаки первостепенную важность приобретает стратегическая мысль "нет ли возможности поставить мат первым": то есть, красным следует поискать ходы, являющиеся и атакующими и защитными, и лишь в качестве последнего средства использовать простую защиту. Если на диаграмме 159 красные возьмут чёрную ладью, то другая чёрная ладья сможет отступить с нападением на коня. Позиция красных станет хуже. Если же красные владеют позитивным стратегическим мышлением, то они могут неожиданно сделать ход 1 R4=6, тем самым "возвращая умирающего к жизни". (159)

 

После этого неважно, ответят ли чёрные R4-5 или R5=7: красные сыграют 2 C7+7, и это приведёт к мату!

 

Все модельные игры, результаты которых уже известны, используют стратегическое мышление, поэтому мы должны выстраивать наше стратегическое мышление в реальных соревнованиях, результаты которых нам неизвестны.

 

 

6. Техника приёмов и методы матования

 

6.1 Методы использования фигур перед матованием

 

При игре в сянцы часто используются приёмы жертвы, размена и переброски фигур, однако законы их приёмов ещё предстоит исследовать. В этом разделе мы покажем Вам одну из самых обычных техник: "переброска своих фигур с помощью фигур противника", включая "захват фигур противника, шахование и матование его короля с помощью его же фигур". Важным звеном здесь является переброска своих фигур. R, С и H могут быть развёрнуты с помощью соответствующих фигур противника. Помимо техники "переброска своей ладьи с помощью ладьи противника", есть ещё 8 форм переброски фигур. В соответствии с наблюдениями и статистикой, техника "опереться на пушку при переброске коня" используется на соревнованиях чаще всего.

 

В соответствии с ролями, которые играют различные фигуры, техники использования фигур можно разделить на блокирование, вытаскивание, расчистку дороги, продвижение, занятие позиции, контроль и захват. Последние две из них являются существенными приёмами, использующимися в матовании запертого короля или при матовании короля на крыше, в то время как остальные приёмы используются в самых различных матовых формах.

Игра на диаграмме 160 служит примером того, как эти приёмы используются в игре (см. таблицу 4). Лучше понимая роль каждого из приёмов в игре, мы можем вести полноценное и систематическое изучение аналогичных приёмов, содержащихся во многих книгах по сянцы. К примеру, в игре 156 3-й ход R5+1 - это жертва ладьи, а в игре 160 1-й ход C7+3 - это жертва пушки (выполняющая блокирующую роль). В обеих этих играх цель этих ходов состоит в блокировании возврата чёрного короля на центральную вертикаль. Однако между этими примерами есть и прямая, и косвенная разница. Когда мы изучим больше случаев, наши впечатления углубятся, и появится новое понимание ситуации и условий использования этих приёмов, а также их связей со стратегией. Это поможет нам понять законы некоторых приёмов матования. (160)

 

ХОД МЕТОД ФУНКЦИЯ РОЛЬ

 

1 C7+3 E1-3 жертва пушки блокирование атакующая фигура

2 C7+7 H7-5 переброска пушки блокирование

3 R2=4 K6+1 жертва ладьи расчистка пути атакующая фигура

4 H6+5 K6-1 переброска коня шах

5 R6+3 A5+6 размен ладей расчистка пути атакующая фигура

6 H5+6 K6+1 переброска коня шах

7 C7-1 A4+5 "-" занятие позиции контролирующая фигура

8 H6-5 K6-1 "-" контроль

9 H5+3 - 2-й мат клещами "-" шах матующая фигура

Таблица 4.

 

 

6.2 Технические шаги при анализе матовых игр.

 

Технических процесс анализа матовых игр в своей основе идентичен примерке ситуации и вычислениям в миттельшпиле. Его можно разделить на пять шагов:

 

- Анализ игровой ситуации

- Установление стратегии

- Разработка тактики

- Обзор вычислений, и

- Исполнение.

 

Далее идёт краткое описание каждого шага:

 

Анализ игровой ситуации

 

Во время соревнований, используя вышеупомянутый метод анализа и другие методы мышления, игрок должен сравнивать силу и качество своих фигур с аналогичными параметрами противника. Он должен анализировать сильные и слабые стороны игры, а также - благоприятные и неблагоприятные условия, чтобы найти главный или ведущий аспект противоречий в игре. После этого он может переходить ко второму шагу.

Установление стратегии

 

Стратегию следует устанавливать на базе достоверного анализа игровой ситуации, и она должна быть в согласии с объективным развитием ситуации. Ориентироваться и руководиться в битве можно конкретной целью, или некоторыми требованиями, или же совокупностью некоторых условий. К примеру, на диаграмме 159 есть лишь одна простая и ясная стратегическая цель: найти ходы, спасающие от мата и ставящие контрмат, иначе игра будет проиграна. Другой пример - позиция 158, в которой стратегические шаги и условия требуют использовать приёмы захвата, чтобы ликвидировать пушку и коня чёрных на дне, после чего поставить им мат своими R, C и H. Одновременно с этим, красным необходимо ускользнуть от атаки двух чёрных ладей. Здесь важным условием является то, что красные не должны давать противнику шанса поставить "шах с контршахом" или "мат с контрматом".

 

Разработка тактики

 

Тактику следует разрабатывать с учётом требований стратегии. Она должна включать меры, техники и полный набор конкретных ходов для достижения поставленных целей. К примеру, в позиции 158 первым шагом является захват пушки и коня противника в ходе открытой атаки. В таких обстоятельствах атакующая сторона должна применить технику "переброски своей фигуры с помощью других фигур". На диаграмме 158 единственным таким методом является "переброска ладьи с помощью коня". Для использования же техники "переброски ладьи с помощью пушки" необходимо, чтобы у противника был советник, или другая фигура, в качестве демпфера. Более того, "переброска коня при помощи пушки" невозможна вследствие отсутствия демпфера, а также потому, что пушка и конь расположены в дальнем углу. Коня же невозможно использовать для шахования или захвата. С таким анализом и обоснованием можно разработать и конкретные ходы. Другой пример: на диаграмме 156 стратегическим требованием является переход от дополнительной диаграммы 10 к дополнительной диаграмме 11. Конкретные шаги:

 

1. С помощью пушки перебросить коня на один пункт по диагонали вверх и вправо;

2. Сдвинуть пушку вбок, чтобы она дала шах, заняв глаз слона, и использовать ладью для шаха по дну, чтобы противник был вынужден отступить слоном;

3. Вновь использовать технику шаха для переброски фигур, чтобы конь и пушка заняли те же места, что и на диаграмме 10. В результате и будет достигнута позиция на диаграмме 11.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: