Основные Исторические этапы развития науки.




1. Античный этап развития науки.

В эпохи древних цивилизаций (Китай, Индия, Шумеры, Африка, Америка) приводились в систему разрозненные явления о природных, астрономических явлениях. Улавливали очень разные взаимодействия в астрономии. Обрабатывались в математических таблицах знания прикладного характера, накапливались рецептурные знания об изготовлении различных технических устройств.

Но эти знания не обладали фундаментальностью и теоретичностью, значит не было науки. Изучались то, с чем человек сталкивался в своей повседневной практике это накапливалось. Геометрия - измерения земельных участков. Торговля - арифметика.

Основные особенности античного типа научности.

1. Созерцательность,

2. Склонность к абстрактному, умозрительному теоретизированию,

3. Принципиальный отказ от опытного (экспериментального) познания (опыт и практика - удел рабов, а умозрительное - самое престижное),

4. Признание превосходства универсального (всеобщего) над уникальным, частным, единичным. Знает всё о мире тот, кто знает общее, из него дедукцией выводится частное (Аристотель).

6. Превращение в объект трикритического исследования самих научных (математических) идеализаций.

2. Средневековый этап развития науки.

Приходят феодальные порядки, они меняют уклад жизни, духовные ценности, способы государственного правления и формируются две великие мировые религии (взамен многобожия): христианство и ислам. Формируется атмосфера единобожия (монотеизм). Происходит установление диктатуры религии и веры, в том числе в науке и философии. Вера взяла реванш авторитета над доказательством (веры над разумом). С 5 по 15 века - практически тысячелетии (450-1440).

Достижения в математике: создали основы арифметики на основе индийских чисел (натуральный ряд и ноль), а мы твердим, что они арабские; разработка начал алгебры (автор Альхарезми трактат «аль джебер...» перешло в «алгебра»), создали основы тригонометрии.

Медицина: основы хирургии глаза, диоптрика и появилась идея очков.

В химии: совершенствование опытов в области парфюмерии, изобрели дистиллятор и куб по перегонке спирта.

Параллельно с химией стала развиваться алхимия и химия не могла сбросить это бремя - невозможно было сбросить. По одной из версий алхимия пришла из Китая - там открыли киновар (сернистая ртуть) - красного цвета и подумали не заменитель ли крови. И пошли эксперименты, которые сдерживали развитие химии.

Центром духовной жизни, схоластической логики были средневековые университеты. Там преподавалась рационалистические науки: логика, риторика, серьёзный спор об универсалиях - существуют общие понятие или нет (номиналисты X реалисты). Росцелин, Оккам, общие понятия - просто обозначение предметов, а реалисты говорили, что эти понятия существуют изначально.

3. Классический этап развития науки.

Классический этап развития науки 16-18 века.

Вцелом классический этап развития науки (естествознания) можно разделить на два (под)периода:

1. Период механического естествознания (механической картины мира) до 30 годов 19 века.

2. Период формирования эволюционных идей до конца 19 века.

Особенности классического этапа науки.

1. Создание и систематическое развитие экспериментально-теоретических исследований. На основе методологии экспериментальных исследований сформировалось аналитическое естествознание с входящими в него точными дисциплинами (например, в физике выделилась механика, оптика и т.п.). Универсальным способом задания теоретических объектов являлись процедуры простого абстрагирования и непосредственного обобщения наличного теоретического материала.

2. Стремление учёных к завершенной системе знаний, фиксирующей истину в окончательном виде и отражающей неизменный мир. Это связано с ориентацией всех наук на классическую механику, в которой мир представлялся в виде гигантского механизма, подчинённого вечным и неизменным законам. Естествознание носило механический характер, т.к. считалось что механическая форма движения материи единственна.

3. Стремление расчленить природу на отдельные участки и подвергнуть анализу каждые из них в отдельности сформировала в науке того времени характерную методологическую установку. Она выражалась в представлении о природе как состоящей из неизменных вещей, лишённых развития и взаимной связи. Эволюционные идей наступали, но в физике всё оставалось также. Этот всеобщий методологический подход в науке получил название метафизического способа мышления (антидиалектический) - всё разрознено и надо изучать по отдельности.

4. Признание независимости друг от друга субъекта и объекта познания, абсолютизация на этой основе объективности научного знания, в принципе исключающего какие-либо субъективные факторы.

4. Неклассический этап развития науки.

К концу 19 века учёные были убеждены, что физическая картина мира почти построена и осталось уточнить только некоторые детали. Она основывалась на положениях классической механики и законах электромагнитных явлений (обе слабо связаны). Но вдруг последовал целый ряд открытий, которые не вписывались ни в механическую картину мира, ни в электромагнитную теорию Максвелла. Множество теоретических противоречий доказывали, что не решить с помощью этих теорий.

Особенности неклассического этапа развития науки.

1. Если на предыдущем этапе теоретическое объекты создавались простым абстрагированием и обобщением, то в неклассической науке теоретические объекты стали иметь принципиально более сложное содержание. Эти теоретические объекты создаются с помощью новейших математических разработок. Математика - основной индикатор научных идей и математические идеи приводят к созданию новых разделов физической теории. Математизация ведёт к увеличению абстрактности и утрате наглядности в мире изучаемых явлений.

2. Переход характеризуется радикальным вхождением субъекта познания в сам познавательный процесс, в способ его проведения. Субъект познания выступает в качестве внутреннего, необходимого компонента процесса познания. Изменилось понимание предмета исследования в физике микромира. Этим предметом становится не та реальность, которая фиксируется живым созерцанием, предметом становится некий срез реальности, заданный принятый субъектом теоретическими средствами и способами освоения этой реальности. Отныне наука стала ориентироваться не на изучение объектов как неизменных, а на изучение тех условий, попадая в которые микрообъекты ведут себя тем или иным образом.

3. Неклассический этап в историческом познании мира связан с переходом от аналитической (преобладала дифференциация) стадии научного познания к синтетической (усиление процессов интеграции). Междисциплинарные исследования - биохимия, геофизика,...

5. Постнеклассический этап развития науки.

Наука триумфально показывала себя, раскрывала как техническим прогрессом??

К середине 20 века, к 50 гадам произошло срастание науки с техническим прогрессом, что открыло эпоху научно-технической революции (НТР).

Научно-техническая революция (НТР) - это качественное изменение (скачок) в развитии науки, техники и материального производства, при котором наука превращается в ведущий фактор технического и социального прогресса, подготовивший общество во вступление в пост индустриальную (информационную) фазу своего развития. Считается, что исторической точкой отсчёта НТР является возникновение в начале 50-х годов кибернетики.

Характеристики эпохи.

1. Открытие новых источников энергии.

2. Открытие полупроводниковой технологии.

3. Новые химические вещества с заранее предугаданными свойствами.

4. Создание ракетно-технической индустрии.

5. Создание нового поколения информационно-вычислительной техники.

6. Новые биотехнологии.

В сер 70-х годов началась новая фаза НТР.

Характерными чертами пост индустриальной стадии является:

1. Широкое распространение гибких автоматизированных производств (ГАП), на смену автоматизации участков производства приходит полная автоматизация.

2. Переходд к материало- и трудо-сберегающим процессам (от трудоёмких).

3. Образование новых комплексных отраслей научного познания: общая теория систем, синергетика, информатика, семиотика, глобалистика.

4. Общенаучные понятие алгоритм, система...

5. Развивается сфера услуг.

6. Переход к инновационной технологиям.

В 1980г. Даниэль Бэлл обращает внимание, что новый социальный способ жизни связан с телекоммуникационными системами и интеллектуальными технологиями. Он ставит информационный фактор в центр своей концепции, заявляет о наступлении информационного века.

7. Наука современного периода.

Характерные особенности (развития) науки на современном этапе её развития

1. Компьютеризация науки - это революция в области получения, хранения, обработки и передачи знания, в первую очередь различного рода научной информации.

2. Глубокие интеграционные процессы, которыми охвачена вся система современного развивающегося знания.

3. Интенсивное развитие молекулярной биологии и генетики. Технологии клонирования, конструирования новых генов (производство всего в больших количествах).

4. Прогресс в области химии. Внедрении в область химических исследований эволюционных идей, появление нового направления - эволюционная химия. Самопроизвольный переход низших химических соединений к высшим, а далее к жизни.

5. Дальнейшее усиление математизации естествознания и повышение уровня его абстрактности. С одной стороны, это привело к созданию высоко эффективных теорий: электрослабая теория Вайндберга,... с другой стороны назрел кризис абстрактности в науках. Происходит утрата наглядности, отрыв от реальности.

6. Широкое распространение методов синергетики. Синергетику называют теорией самоорганизации и развития сложных систем любого уровня организации. Закономерности от строения атома до строения вселенной.

7. Преобладающий идеей синтеза научных знаний становится идея построения общенаучной картины мира на основе принципа глобального эволюционизма. Принцип глобального эволюционизма основывается на единстве синергетики и системного подхода. Системный анализ даёт сильную подпитку синергетике и нельзя высокомерно считать, что системники отсталые.

Хаосо́мность - возникновение под действием внешних детерминированных сил, в неравновесной открытой системе, детерминированного хаоса, т.е. состояния кризиса, предшествующего бифуркации.

Бифурка́ция - точка ветвления в неустойчивом состоянии системы, когда открывается ряд возможных путей становления порядка из хаоса. Это точка в котором ход процесса становится.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: