Основными видами учебной работы являются: лекции, практические занятия, коллоквиумы, анализ случаев (кейсы), групповое обсуждение области применения знаний, полученных при изучении каждой темы в контексте специфических задач, решаемых преподавателем и студентами. Индивидуальные консультации студентов в процессе решения учебных задач. Индивидуальные консультации студентов посредством телекоммуникационных технологий.
Метод проектов, обсуждение конкретных ситуаций. Групповые дискуссии, разбор конкретных профессиональных задач.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной
Работы студентов
Самостоятельная работа студентов включает изучение литературных источников, их анализ, подготовку по темам пропущенных занятий.
Виды контрольно-оценочных средств
При изучении курса организуется текущий и итоговый контроль успеваемости.
Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической проверки качества изученных тем по форме и методике, выбираемой преподавателем.
Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Один семестровый экзамен выражается 1 зачётной единицей (36 часов): 3 дня подготовки (27 часов) и 1 день на экзамен (9 часов).
Порядок проведения различных видов контроля успеваемости регламентирован Положением по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МГЭИ и его филиалах.
Компетенции | Контрольно-оценивающее средство |
ПК-9 | Тест, вопросы к экзамену |
ПК-10 | Практическая работа вопросы к экзамену |
ПК-11-12 | Тест, вопросы к экзамену |
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов.
2. Связь методики преподавания психологии с другими отраслями научного познания.
3. История преподавания психологии в высшей школе в России.
4. История преподавания психологии в высшей школе за рубежом.
5. История преподавания психологии в средней школе в России.
6. Методика преподавания психологии как учебная дисциплина и отрасль научного знания.
7. Психологическая теория обучения. Учебная деятельность: ее структура. Основные теории формирования учебной деятельности обучающихся.
8. Государственный образовательный стандарт в системе высшего профессионального образования.
9. Дидактика как наука, ее основные категории, ее роль по отношению к методике преподавания психологии.
10. Сущность процесса обучения, его функции. Модель структуры учебного процесса. Системообразующие и переменные компоненты процесса обучения.
11. Принципы обучения психологии и их характеристика.
12. Методы обучения психологии, их основные функции. Критерии отбора методов обучения.
13. Словесные методы обучения: их характеристика.
14. Наглядные методы обучения: их характеристика.
15. Практические методы обучения: их характеристика.
16. Психология активных методов обучения: методы программированного обучения.
17. Психология активных методов обучения: методы проблемного обучения.
18. Психология активных методов обучения: методы интерактивного обучения.
19. Методика чтения лекции.
20. Специфика проведения практических и лабораторных занятий по психологии.
21. Методика организации и управления учебной дискуссией.
22. Формы обучения психологии.
23. Формы организации учебной деятельности обучающихся по психологии.
24. Виды самостоятельных работ и их характеристика.
25. Методика работы с учебником.
26. Методика работы с научной литературой.
27. Особенности самостоятельной работы с психологической литературой.
28. Целеполагание в учебном процессе и его уровни: учебный предмет, раздел, тема, учебное занятие. Основные требования к постановке целей различного уровня.
29. Образовательные задачи и их представление в учебном процессе. Воспитательные задачи и их постановка. Развивающие задачи учебного процесса.
30. Понятие содержания образования. Источники содержания образования, требования к его отбору, принципы отбора. Когнитивная, ценностная и регулятивная составляющие содержания образования.
31. Учебная дисциплина как центральное звено построения содержания образования.
32. Таксономия учебных задач и процедуры их таксации.
33. Проектирование дидактических стратегий управления процессом формирования познавательной деятельности в курсе психологии. Проектирование учебного содержания.
34. Методические особенности преподавания теоретической психологии.
35. Методические особенности преподавания прикладной психологии.
36. Приемы введения нового понятия.
37. Приемы самостоятельной работы с понятиями.
38. Контроль и коррекция учебной деятельности студентов по психологии.
39. Оценка результатов учебной деятельности обучающихся.
40. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и его результатов. Основные объекты педагогического анализа.
41. Средства обучения психологии, условия их эффективного применения.
42. Планирование учебного процесса по психологии, подготовка преподавателя к занятиям по психологии.
43. Зачеты и экзамены по психологии: основные требования.
44. Специфика педагогического взаимодействия преподавателя и обучаемых, его ключевые операции.
45. Понятие, структура и функции педагогического общения.
46. Методы формирования сознания обучающихся.
47. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения обучающихся.
48. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения обучающихся.
49. Урок как основная форма проведения занятий по психологии в общеобразовательной школе.
50. Подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ по психологии.
51. Формы организации учебно-воспитательных ситуаций в средней и высшей школе.
52. Педагогическая культура и мастерство преподавателя психологии.
53. Стиль педагогической деятельности.
54. Самооценка педагогом себя как субъекта учебной деятельности.
55. Роль и функции преподавателя психологии в учебном процессе.