Примерные виды деятельности ОУ по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников




Урочная деятельность Внеурочная деятельность Внеклассная и внешкольная деятельность
Предметы Базисного образовательного плана, в том числе курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; предметы (часть, формируемая участниками образовательного процесса)     Проекты («Музей в твоем доме»; «Книга – великое чудо на свете » и др.) Этнокалендарь (классные часы, праздники, встречи с людьми культуры) Объединения по интересам (студия изобразительного и прикладного искусства, обучение основам игры на гитаре, фортепиано, кружок «Юный библиограф», «Юный эколог», «Юный краевед»); Общешкольные мероприятия(осенний конкурс рисунков, праздник для мам, праздник «День подарков «С любовью к Вам», новогодний праздник, литературный радиожурнал, посвященный Дню Победы, Дню освобождения города); Внешкольные виды деятельности (тематические экскурсии по Белгороду и Святому Белогорью, по области; туристические походы по местам боевой славы; посещение театров и музеев).

 

Как видно из табл. 1, духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников средствами урочной деятельности может быть реализовано не только с помощью предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», но и благодаря содержанию воспитательных эффектов на страницах используемых УМК.

Таким образом, задача ОУ состоит в том, чтобы показать, как средствами предметов выбранного УМК реализуется Программа духовно-нравственного воспитания и развития. Например, при изучении раздела «Наш дом и семья» (Окружающий мир, УМК «Перспектива», 1-й класс) можно сформулировать следующие цели и задачи духовно-нравственного воспитания и развития: формирование отношения к семье как основе российского общества; знакомство обучающегося с культурно-историческими, этническими традициями российской семьи. Формируемые при этом ценности: любовь к своему народу, забота о старших и младших, ответственность и чувство долга. Следующей задачей становится обоснование выбора модуля курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», реализация данного модуля.

Коллективные творческие дела могут иметь начало в рамках предметного содержания и продолжаться во внеурочной деятельности, что и должно быть отражено в образовательной программе. Например, в УМК «Школа России» на предмете «Литературное чтение» даем старт проекту «Создаем летопись класса», а продолжаем готовить материалы, презентуем содержание результатов проекта уже во внеурочной работе.

Также в соответствии с требованиями ФГОС и Концепции организуется внеурочная деятельность в рамках духовно-нравственного воспитания и развития. Образовательным учреждением могут быть реализованы следующие программы кружковой или факультативной деятельности, разработанные и рекомендованные к внедрению: Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. Начальная школа. Курс «Я и мой мир». Под редакцией д.п.н., профессора Н.И. Элиасберг; Нравственное образование младших школьников. Начальная школа. Курс «Азбука нравственности». Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д. и другие (См. Примерные программы внеурочной деятельности).

Это могут быть программы, выбранные педагогическим коллективом школы и утвержденные педагогическим советом ОУ, например:

- формирование эмоциональной грамотности на уроках и внеурочное время;

- курс «Учимся жить вместе»;

- курс «Речь и культура общения»;

- курсы «Школа оптимизма», «Уроки социальной жизни для младших школьников».

Внеурочная деятельность образовательного учреждения по данному направлению может включать в себя перечень традиционных мероприятий, долгосрочных и краткосрочных игр, реализующих задачи духовно-нравственного воспитания и развития. Например, программа воспитательного дела «Растим патриотов», представленная в образовательной программе, включает в себя цели и задачи, перечень мероприятий, планируемые результаты. Могут быть представлены традиционные ежегодные мероприятия, проводимые в ОУ, например:

- традиционная вахта памяти 5 августа (День освобождения г. Белгорода от фашистских захватчиков);

- уроки мужества совместно с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами локальных войн;

- спортивно-оздоровительное мероприятие «Папа, мама, я – спортивная семья» и т.д.

Пятый раздел – «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников » – формулирует и раскрывает: основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях; задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия школы с общественными объединениями и традиционными религиозными организациями.

При организации внеурочной деятельности образовательным учреждением могут быть использованы возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. Совместная деятельность этих учреждений отражается в Планах воспитательной работы классного руководителя, в Программе духовно-нравственного воспитания и развития.

В период каникул могут использоваться возможности летних школ, специализированных лагерей и т.д. Кроме этого, в образовательной программе может быть представлен возможный перечень тем родительских собраний, посвященных проблеме духовно-нравственного воспитания и развития младшего школьника, например:

- «Духовно-нравственное становление детей младшего школьного возраста. Приемы, игры, методики»;

- «Как организовать семейные праздники»;

- «Как привить любовь к чтению»;

- «Семья и школа – партнеры и союзники в обучении и воспитании детей» и т.д.

В шестом разделе – «Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования» – определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у учащихся начальной школы по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания.

Каждое образовательное учреждение по итогам выполнения своей программы духовно-нравственного воспитания и развития может прописать возможные результаты этой деятельности как в программах отдельных кружков, факультативов, так и в содержании представленных мероприятий. В качестве приложения могут быть представлены различные анкеты, тестовый материал для учащихся, родителей, других субъектов образовательного процесса, разработанные как в ОУ, так и авторами-разработчиками.

Например, вариант исследования ценностных ориентаций первоклассников-второклассников. Учащимся предлагается определить, чья похвала и чья радость им будет дороже всего.

Предлагается группа слов:

МАМА ПАПА СЕСТРА БРАТ ДРУГ ПОДРУГА УЧИТЕЛЬНИЦА

ТОВАРИЩ ПО КЛАССУ ТРЕНЕР КТО-ТО ДРУГОЙ (впиши, кто именно)

Необходимо выбрать только трех человек и отметить буквами:

А – самая дорогая похвала;

Б – тоже дорогая похвала;

В – важная, но менее дорогая похвала.

Следующую методику целесообразно использовать для учеников 2-х и 3-х классов. Данная методика психолого-педагогической диагностики позволяет определить уровень сформированности коллектива в классе. Детям предлагается сделать тематический рисунок «Мой класс», «Мои друзья». Оценка рисунков: если в рисунках отсутствуют перечисленные ниже особенности, можно считать, что их авторы благополучны. О неблагополучии ребенка свидетельствует следующее:

1) отсутствие людей в рисунке – свидетельство отторжения, избегания;

2) люди нарисованы спиной, без рук, с заштрихованным лицом – снижение потребности в общении или неудовлетворенность общением;

3) барьеры между фигурами, их разобщенность, зачеркивание, отсутствие частей тела – конфликтность.

Методики психолого-педагогической диагностики позволяют определить ценностные ориентиры четвероклассников. Учащимся предлагается попробовать снять фильм. Для этого предлагаются на выбор следующие темы: о своем классе; о войне; о врачах; о победе добра над злом; о злом волшебнике; о дружбе; о подвиге. Ученики, сделавшие одинаковый выбор, объединяются в творческую группу и обсуждают, фиксируя конечный согласованный вариант, основную идею: ради чего они хотят снять свой фильм.

Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся носит рекомендательный характер. Вместе с тем обязательными при организации воспитательного процесса являются определенные в Концепции и «Примерной программе…» национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей, основные направления духовно-нравственного развития и воспитания.

Виды деятельности и формы их осуществления рассматриваются также как примерные, ориентировочные. Определение конкретного содержания духовно-нравственного развития и воспитания по каждой школе, каждому классу осуществляется с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей младших школьников, потребностей учащихся и их родителей (законных представителей).

Примечание. Программы духовно-нравственного развития, воспитания, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни могут составляться по следующему алгоритму:

− пояснительная записка, в которой конкретизируются:

· концептуальные основы, общие цели, задачи программы,

· принципы построения программы,

· коррекционная направленность программы,

· специальные условия реализации программы,

· предполагаемые результаты освоения программы;

− направления программы или перечень отдельных программ, входящих в общую программу;

− содержание направлений программы или отдельных программ;

− перечень используемых учебно-методических пособий.

В Приложении 2 приведены Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: