Психологическое консультирование




Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

В рамках психодиагностического направления осуществляется:

Анкетирование с целью определения степени готовности ребёнка к поступлению в ДОУ;

Наблюдение с целью определения эмоционального фона группы (в период адаптации);

Обследование детей младшего дошкольного возраста для определения уровня нервно-психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка;

Диагностика воспитанников подготовительной и речевой групп с целью определения уровня психологической готовности к обучению в школе для организации и координации коррекционно-развивающей работы с детьми;

Диагностика психического развития детей речевой группы (старший возраст) для организации коррекционно-развивающей работы;

Диагностика детей «группы риска» (агрессивные, нерешительные, конфликтные, вспыльчивые дети) с целью учёта и организации дальнейшей помощи по оказанию работы с детьми;

Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ;

Диагностика удовлетворённости родителями качеством услуг, предоставляемыми ДОУ.

В данном направлении по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ проводится углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

2. Психопрофилактика является средством предотвращения возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

В данном направлении проводится работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

-анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания;

-групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

-информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

- Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей;

- Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.

Профилактическая деятельность с детьми заключается в коррекции утомления воспитанников; индивидуализации обучающей среды. Эта деятельность осуществлялась через следующие формы деятельности: индивидуальные и групповые консультации педагогов, создание ситуации успеха в образовательной деятельности, использование технологий личностно-ориентированного обучения.

Работа с детьми "группы риска" реализует все направления деятельности службы. Психодиагностика заключается в изучение эмоционально – волевой и мотивационной сферы ("Кактус", М.А. Панфилова, "Страхи в домиках" А.И. Захаров, "Лесенка" В.Г.Щур), личностно – типологических особенностей (тест рисуночный "Рисунок человека", "Рисунок семьи"), выявление детей, несущих груз семейных проблем.

Психологическая коррекция детей "группы риска" традиционно включает: групповую коррекционную работу: тренинг "развитие навыков общения, формирования уверенности в себе", "снижение агрессивности, вспыльчивости", "снижение гиперакивности".

3. Коррекционная и развивающая работа. Этому направлению уделяется самое большое значение.

Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность психолога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих резервов.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Коррекционная работа строится не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения. Так же, в дошкольном возрасте формой коррекции является особым образом организованная учебная деятельность, например с помощью метода поэтапного формирования умственных действий.

Коррекция развития носит опережающий, предвосхищающий характер. Она стремится не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы мы не ограничиваемся сиюминутными потребностями в развитии, а учитываем и ориентируемся на перспективу развития. Ценность коррекционной работы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.

Коррекционная и развивающая работа ведётся с учетом приоритетных направлений и особенностей ДОУ: работа с детьми, имеющими нарушения речи, подготовка детей к обучению в школе.

Дети, имеющие речевые нарушения направляются в логопедическую группу с согласно разрешения родителей и решения психолого-медико-педагогической комиссии. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа сданными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

В данном направлении реализуется:

- Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка, планирование работы;

- Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми речевой группы (старший возраст) с целью развития познавательных процессов и речевых навыков;

- Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования психологической готовности к школьному обучению (развитие психических процессов, мотивации обучения в школе);

- Индивидуальные занятия с детьми имеющими ниже среднего и низкий уровни развития психических процессов, психологической готовности к школе.

- Проведение занятий с детьми других возрастных групп (вторая младшая, средняя группы) с целью развития социального мира детей, умения понимать эмоции других людей, договариваться, развитие знаний о своём «Я».

Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, педагоги и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.

Консультирование осуществляется по следующей тематики:

- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка;

- Групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей по актуальным темам;

- Участие и активная работа в ПМПК ДОУ (рекомендации узким специалистам с учётом уровня актуального развития ребёнка, выстраивание совместно со специалистами индивидуального маршрута сопровождения);

- Медико-педагогические совещания (консультирование педагогов по вопросам развития детей раннего возраста: "Игровая деятельность", "Сенсорное развитие детей раннего возраста", "Контроль за нервно-психическим развитием", "Факторы риска в развитии ребёнка");

- Проведение различных форм работы (семинаров-практикумов, круглых столов, деловых игр) с педагогическим коллективом учреждения с целью личностного и профессионального роста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: