Специальность: «Психология», 6 курс (ЗФ получения образования)
1. Психологическое содержание понятия «отношения». Межличностные отношения как проявление субъектности человека.
2. Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека в процессе формирования межличностных отношений.
3. Отношения как ключевое понятие в теории личности, разработанной В.Н.Мясищевым.
4. Содержательная характеристика понятия «пол».
5. Содержательная характеристика понятия «гендер».
6. Физикальные детерминанты пола.
7. Социально-психологические детерминанты пола.
8. Общее представление о сексуальности, норме сексуального развития и сексологическом возрасте. Развитие полового самосознания (гендерной идентичности) ребёнка.
9. Гендерная идентичность (строение и место в структуре самосознания человека).
10. Этапы и механизмы становления гендерной идентичности человека.
11. Структура и происхождение гендерных ролей.
12. Модели гендерно-ролевого поведения в современном обществе.
13. Источники гендерно-ролевой социализации.
14. Средние возрастные показатели и последовательность проявления признаков полового созревания.
15. Психологические проявления пубертатного периода развития сексуальности.
16. Основные принципы полового воспитания.
17. Особенности полового воспитания на разных этапах сексуального развития ребёнка.
18. Общие представления о норме сексуального развития взрослого человека.
19. Норма сексуального развития в психоанализе и неофрейдизме.
20. Г.С.Васильченко о критериях нормы сексуального развития взрослого человека. Половая конституция мужчины.
21. Г.С.Васильченко о критериях нормы сексуального развития взрослого человека. Половая конституция женщины.
22. Алгоритм системной оценки сексуального здоровья партнёрской пары, разработанный Д.Л.Буртянским и В.В.Кришталём. Социальный компонент сексуального здоровья.
23. Алгоритм системной оценки сексуального здоровья партнёрской пары, разработанный Д.Л. Буртянским и В.В. Кришталём. Социально-психологический и психологический компоненты сексуального здоровья.
24. Алгоритм системной оценки сексуального здоровья партнёрской пары, разработанный Д.Л. Буртянским и В.В. Кришталём. Биологический компонент сексуального здоровья мужчины.
25. Алгоритм системной оценки сексуального здоровья партнёрской пары, разработанный Д.Л. Буртянским и В.В. Кришталём. Биологический компонент сексуального здоровья женщины.
26. Ритм и уровень сексуальной активности взрослого человека.
27. Формы половой жизни человека.
28. С.С. Либих о психосексуальных типах мужчин и женщин.
29. Система брачных потребностей как психологическая основа брака.
30. Брак как специфическая система межличностных гендерных отношений.
31. Типология форм современных брачных отношений.
32. Сущность и психологические свойства брачных экспектаций.
33. Значение брачных экспектаций для выбора супруга.
34. Профили брака и типы супружеского договора..
35. Экспектационный подход к психологическому анализу супружеских ролей.
36. Сущность, структура и динамика брачно-семейной адаптации.
37. Относительность критериев брачно-семейной адаптации. Причины супружеских конфликтов.
38. Психологическое содержание понятия «супружеская измена».
39. Любовь как психологическое понятие. Проблема многообразия проявлений любви.
40. Любовь и сексуальность. Прокреативная, рекреативная и коммуникативная функции сексуальности.
41. Любовь как составляющая брачных отношений. Место потребности в любви в иерархии брачных потребностей современного человека.
42. Исследование феномена любви в гуманистическом психоанализе Э. Фромма.
43. Проблема соотношения индивидуального и внеиндивидуального в феномене любви.
44. Психотехники, направленные на согласование брачных экспектаций супругов.
Доцент кафедры психологии Лагонда Г.В.
Протокол № 5 от 12.11.2016г.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Основная литература:
1. Андреева, Т.В. Семейная психология: учебное пособие / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 244 с.
2. Антология гендерной теории / Под общ.ред. Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. – Минск: Пропилеи, 2000. – 383 с.
3. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2001. – 318 с.
4. Кон, И.С. Введение в сексологию / И.С. Кон. – М.: Медицина, 1989. – 336 с.
5. Петрова, Р.Г. Гендерология и феминология: учебное пособие / Р.Г. Петрова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 232 с.
Дополнительная литература:
6. Буртянский, Д.Л. Основы клинической сексологии и патогенетической психотерапии / Д.Л. Буртянский, В.В. Кришталь, Г.В. Смирнов. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 1987. – 205 с.
7. Введение в гендерные исследования: учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алтейя, 2001. – Ч.1. – 708 с.
8. Вейнингер, О. Пол и характер. Мужчина и женщина в мире страстей и эротики / О. Вейнингер. – М.: Форум XIX-XX-XXI, 1991. – 192 с.
9. Вислоцкая, М. Искусство любви / М. Вислоцкая. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 295 с.
10. Ениколопов, С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии / С.Н. Ениколопов, Н.В. Дворянчиков // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – №3. – С. 100–113.
11. Каган, В.Е. Воспитателю о сексологии / В.Е. Каган. – М.: Педагогика, 1991. – 255 с.
12. Лагонда, Г.В. Половое воспитание и сексуальное развитие / Г.В. Лагонда // Работа с родителями: пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений / под ред. М.П. Осиповой, Г.А. Бутрима. – Минск: УП «Экоперспектива», 2003. – С.376–392.
13. Лагонда, Г.В. Психологическое содержание понятия «норма сексуального развития» / Г.В. Лагонда // Психологическое здоровье в контексте развития личности: материалы науч.-практ. конф., Брест, 30–31 января 2004 г. / УО «БрГУ им. А.С. Пушкина». – Брест, 2004. – С. 86–87.
14. Лагонда, Г.В. Феноменология интимности / Г.В. Лагонда, Е.Н. Голубева // Психология и школа. – 2006. – №2. – С. 98–106.
15. Лагонда, Г.В. К проблеме создания психологической теории брака / Г.В. Лагонда // Психологический журнал. – 2007. – № 2. – С. 72–81.