ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА




Муртазаева Р.Н.

Буланова Д.А.

 

Методические рекомендации

Для разработки курсового проекта

По дисциплине «Организация производства»

И подготовки бакалавров по направлению 080200 - «Менеджмент»

Производственный менеджмент

 

Волгоград

ИПК «Нива» ВолГАУ

УДК 631.15

ББК 65.291.8

М 91

 

 

Методические рекомендации для разработки курсового проекта по дисциплине «Организация производства»/ Сост. Р.Н. Муртазаева, Д.А. Буланова: ИПК ФГБОУ ВПО ВолГАУ «Нива», 2014

 

В методических рекомендациях для разработки курсового проекта по дисциплине «Организация производства» для бакалавров по направлению 080200 «Менеджмент» 080200.62 - Производственный менеджмент, предложена тематика курсовых проектов, рекомендуемые источники литературы, информация к темам.

Представлены общие требования по руководству и контролю за ходом выполнения работы, организации консультативной и методической помощи студенту. Приведен порядок разработки рабочего плана. Указаны требования к содержанию и оформлению глав и подглав.

Предназначены для формирования у студентов системных научных знаний в области организации производства; приобретения студентами практических навыков в разработке и реализации комплекса мероприятий производственного характера в соответствии со стратегией предприятия.

 

 

Рекомендовано методической комиссией экономического факультета ВолГАУ от; протокол №

 

УДК 631.15

ББК 65.291.8

 

 

Р.Н. Муртазаева,

Д.А. Буланова, 2014

ИПК «Нива» ВолГАУ

Общие требования

 

Методические рекомендации разработаны для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 080200 «Менеджмент».

Целью методических рекомендаций является самостоятельная работа и применение современных методов в управлении производственными процессами на предприятии для решения стратегических задач, программ организационного развития, изменений, обеспечивая их реализацию.

Руководителю производства ежедневно приходится принимать решения по различным вопросам, связанным с обеспечением нормального хода производства, с тем, чтобы добиться наилучших значений технико-экономических показателей. При этом руководителю приходится работать в условиях изменяющейся производственной обстановки и, следовательно, оперативно учитывать эти изменения в своих решениях по управлению ходом производства.

Цель курсового проекта:

- привить студентам навыки принятия решений по организации и управлению производством;

- научить ориентироваться в постоянно изменяющейся производственной обстановке;

- научить выделять факторы, оказывающие наибольшее влияние на ход производства, видеть перспективу и учитывать эти обстоятельства при принятии решений по руководству производством;

- оценивать результаты реализации принятого решения.

Выполнение курсового проекта должно способствовать углубленному освоению лекционного курса и материала практических занятий, владению методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде и приобщению студентов к самостоятельной творческой работе с литературой, умению пользоваться и анализировать первоисточники, обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять и формулировать актуальные научные проблемы. Существенно важным поэтому является ознакомление студента с реальными практическими задачами и современными научно-техническими решениями в изучаемой тематике.

Постановка темы и выполнение работы требует соблюдения проблемности задания и определенной оригинальности решения поставленной задачи на основе творческой инициативы студента-бакалавра при соответствующем направлении ведущего преподавателя. Непременным условием при этом является соответствие тематике работ, целям и задачам профессиональной подготовки студентов-бакалавров по направлению «Менеджмент» на современном уровне развития науки и социально-экономической системы.

Основной задачей курсового проекта является подготовка студентов к выполнению комплекса взаимосвязанных задач: учебных, научных и профессиональных, объединенных общей темой.

При разработке курсовых проектов проверяется способность студентов творчески мыслить и находить оптимальные пути при принятии управленческих решений. В ходе выполнения курсовых работ происходит наиболее активный процесс закрепления знаний, полученных на лекциях, семинарских и практических занятиях, пополнение этих знаний путем самостоятельного обращения к специальной литературе и экономическому обоснованию.

В результате освоения курса студент должен владеть методами управления операциями, уметь планировать операционную деятельность организации, разрабатывать корпоративные, конкурентные и функциональные стратегии развития организации, анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию; анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию.

Выполнение курсового проекта позволит студенту развить навыки в предстоящей организационно-управленческой деятельности и сформировать профессиональные компетенции:

- способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования;

- владение методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций;

- знание современных концепций операционной деятельности и готовность к их применению;

- способность проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений.

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Ранее считалось, что все курсовые работы и проекты должны носить строго индивидуальный характер. Для реализации практико-ориентированной модели образования рекомендуются работы, носящие групповой характер выполнения. Реальная обстановка выполнения коллективной курсового проекта требует не только приобретения навыков работы по типовым заданиям, но и развития у студентов-бакалавров умений коллективного творческого труда.

В процессе выполнения курсового проекта, в первую очередь, должны подготавливать все необходимые материалы для изложения теоретического содержания, затем проводить анализ конкретной организации по исследуемой теме и находить приоритетные направления по их использованию для решения задач, поставленных темой работы.

Существенно важным при подготовке материалов является ознакомление студентов-бакалавров с реальными практическими задачами и современными научно-техническими решениями в исследуемой сфере. Все подготавливаемая информация требует необходимого обоснования ее выбора и квалифицированного научно-технического изложения с использованием материалов изучаемого курса.

Дидактически обоснованным считается соблюдение следующих условия:

- тематика курсовых проектов включает ряд учебных курсов, связанных с разработкой данной темы, но изучаемая дисциплина является ведущей для этой темы. Постановка темы и выполнение проекта требует соблюдения проблемности задания и определенной оригинальности решения поставленной задачи на основе творческой инициативы магистранта при соответствующем направлении и руководстве преподавателя.

Целесообразны и «сквозные» проекты, суть которых заключается в том, что одна и та же тема или часть темы вначале разрабатывается в объеме курсового проекта, а затем переходит в выпускную квалификационную работу.

Теснейшим образом с курсовым проектом связаны лекционные, практические занятия по изучаемому курсу. На практических занятиях намечается тематика этих работ, порядок их выполнения, связь между дисциплинами учебного плана и т.д. Поэтому рекомендуется задание на курсовой проект распределять студентам в начале практических занятий.

В задачу преподавателя, ведущего данный курс, входят рекомендация тематики работ, пособий и других материалов, а также проведение систематических консультаций по обоснованию выбранной темы, актуальности исследования, изучаемой научной литературы, методов исследования. При проведении консультаций преподаватель ведет наблюдение за работой студентов-бакалавров по выполнению курсового проекта, осуществляя контроль и оценивая состояние и качество работы.

После завершения выполнения курсового проекта предстоит процедура защиты, где студент выступает с краткой характеристикой исследуемой проблемы и отвечает на вопросы членов комиссии, защищая свои оригинальные решения и понимание проблемы. При коллективном выполнении проекта, кроме основного сообщения, с докладами выступают все участники работы.

На основании выше изложенного алгоритм порядка выполнения курсового проекта выглядит следующим образом:

- выбор темы;

- разработка развернутого плана;

- выбор специальной литературы, подбор периодических изданий, иллюстрационного материала, нормативно-законодательных актов;

- поиск и подбор практической информации по теме, касающейся экономики РФ и региона;

- использование формализованных методов оценки экономических показателей;

- формирование основных теоретических положений, практических выводов, заключения и предложений;

- приведение списка использованной литературы согласно предъявляемым требованиям ГОСТа;

- сопутствующие приложения (таблицы, схемы, рисунки);

- оформление курсового проекта;

- регистрация работы на кафедре;

- рецензирование ведущим преподавателем;

- защита на кафедре.

 

Выбор темы

Студент самостоятельно, консультируясь с ведущим преподавателем, занимается выбором темы в соответствии с его интересами и возможностями исследования избранной проблемы. Тема курсового проекта может быть предложена и самим студентом, но в этом случае она обязательно согласовывается с преподавателем.

Тема курсового проекта должна быть указана без кавычек и без слова «тема». Формулировка темы должна соответствовать содержанию работы.

Перечень изучаемых тем, специальной литературы, основные рекомендации по структуре и содержанию курсового проекта приведены ниже:

1. Организация управления производственным процессом в растениеводстве (зерновые, технические, овощные, бахчевые культуры) предприятий и подразделений, КФХ.

2. Организация эффективного управления производственным процессом в животноводстве (скотоводстве, овцеводстве, свиноводстве, птицеводстве и др.).

3. Организация управления производственным процессом в кормопроизводстве.

4. Организация управления ресурсным потенциалом сельскохозяйственных предприятий (земельными, трудовыми, средствами производства).

5. Совершенствование организационно-производственной структуры управления предприятием АПК.

6. Организация управления внутрихозяйственными экономическими отношениями на предприятиях АПК.

7. Организация управления материально-техническим обеспечением сельскохозяйственных предприятий, КФХ.

8. Организация управления производственным обслуживанием сельскохозяйственных предприятий.

9. Организация управления хранением, переработкой и реализацией продукции на сельскохозяйственных предприятиях, КФХ.

1.2. Разработка развернутого плана

Развернутый план должен отражать содержание курсового проекта по выбранной теме. По плану составляется структура проекта, указываются сроки выполнения его этапов, определяется необходимая литература и другие материалы.

Тема 1. Организация управления производственным процессом в растениеводстве (зерновые, технические, овощные, бахчевые культуры) предприятий и подразделений.

Содержание

Введение

1. Состояние и проблемы развития растениеводства в регионе.

1.1. Понятие и содержание организации производственного процесса на предприятии.

1.2. Основы управления процессом производства продукции в растениеводстве.

2. Организация управления производственным процессом на предприятии.

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия.

2.2. Место растениеводства в экономике предприятия.

2.3. Оценка эффективности организации управления производством продукции растениеводства.

3. Совершенствование организации управления производственным процессом в растениеводстве предприятия.

3.1. Рациональные элементы системы земледелия в производстве продукции.

3.2. Оптимизация организации управления производственным процессом в растениеводстве.

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

 

Тема 2. Организация эффективного управления производственным процессом в животноводстве (скотоводстве, овцеводстве, свиноводстве, птицеводстве и др.).

 

Содержание

Введение

1. Сущность эффективной организации управления предприятием.

1.1. Оценка, принципы, критерии эффективного управления.

1.2. Организация производственного процесса в животноводстве.

2. Экономический анализ и оценка сложившейся системы животноводства на предприятии.

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия.

2.2. Место животноводства в экономике хозяйства.

2.3. Оценка эффективности организации управления производственным процессом в животноводстве.

3. Разработка приоритетов по совершенствованию эффективного управления производства продукции животноводства на предприятии.

3.1. Разработка направлений безубыточности производства животноводческой продукции.

3.2. Рационализация элементов системы животноводства при производстве продукции.

3.3. Оптимизация управления производственным процессом в животноводстве.

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

 

Тема 3. Организация управления производственным процессом в кормопроизводстве.

 

Содержание

Введение

1. Состояние и проблемы развития организации управления производственным процессом в кормопроизводстве.

1.1. Принципы организации кормовой базы и основные формы кормообеспечения.

1.2. Содержание организации производственного процесса в кормопроизводстве.

1.3. Основа и оценка управления кормопроизводством.

2. Анализ условий хозяйствования и уровня развития кормопроизводства на предприятии.

2.1. Экономическая характеристика предприятия.

2.2. Место кормопроизводства в экономике хозяйства.

2.3. Оценка эффективной организации управления производством кормов.

3. Приоритеты совершенствования кормопроизводства на предприятии.

3.1. Разработка мер по обеспечению животноводства кормами.

3.2. Оптимизация организации управления процессом кормопроизводства.

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

Тема 4. Организация управления ресурсным потенциалом сельскохозяйственных предприятий (земельными, трудовыми, средствами производства).

 

Содержание

Введение

1. Состояние изученности вопроса.

2. Анализ организации управления ресурсным потенциалом предприятия.

2.1. Организационно-экономическая характеристика.

2.2. Организация использования ресурсного потенциала предприятия и показатели его оценки.

2.3. Анализ действующей организации управления производственными ресурсами.

3. Совершенствование управления ресурсным потенциалом.

3.1. Основные приоритеты в совершенствовании организационной структуры управления ресурсным потенциалом.

3.2. Разработка стратегии управления производственными ресурсами.

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

 

Тема 5. Совершенствование организационно-производственной структуры управления на предприятии АПК.

 

Содержание

Введение

1. Состояние изученности вопроса.

2. Анализ организационно производственной структуры управления предприятием.

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия.

2.2. Структура и система управления хозяйством.

2.3. Размеры и эффективность производства предприятия.

3. Проектирование организационно-производственной структуры управления предприятием.

3.1. Совершенствование организационно-производственной структуры.

3.2. Определение экономической эффективности совершенствования организационно-производственной структуры управления.

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

 

Тема 6. Организация управления внутрихозяйственными экономическими отношениями на предприятиях АПК.

 

Содержание

Введение

1. Состояние изученности вопроса.

2. Экономическая оценка организации управления внутрихозяйственными экономическими отношениями на предприятии.

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия.

2.2. Состояние и уровень экономических отношений между предприятием и подразделением.

2.3. Система материального стимулирования работников в повышении эффективности производства.

3. Совершенствование организации и управления внутрихозяйственными экономическими отношениями на предприятии.

3.1. Применение системы внутрихозяйственных цен для повышения качества продукции и рентабельности производства.

3.2. Разработка системы персональной и коллективной ответственности за результаты деятельности подразделения.

3.3. Направление по оптимальному применению экономических рычагов в системе методов управления.

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

Тема 7. Организация управления материально-техническим обеспечением сельскохозяйственных предприятий.

 

Содержание

Введение

1. Состояние изученности вопроса.

2. Организация управления материально-техническим обеспечением предприятия.

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия.

2.2. Источники, формы и определение потребности в материально-техническом обеспечении.

2.3 Анализ и оценка организации управления материально-техническим обеспечением предприятия.

3. Совершенствование организации управления материально-техническим обеспечением предприятия.

3.1. Современные формы и способы материально-технического обеспечения, роль информации в выборе поставщиков сырья и материалов.

3.2. Контроль за поступлением и расходованием материальных ресурсов.

3.3. Материальное стимулирование экономии производственных ресурсов.

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

 

Тема 8. Организация управления производственным обслуживанием сельскохозяйственных предприятий.

 

Содержание

Введение

1. Состояние изученности вопроса.

2. Организационно-экономический анализ организации управления производственным обслуживанием предприятия.

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия.

2.2. Организация управления работы внутрихозяйственного транспорта, показатели его использования.

2.3. Организация и оценка обслуживания, ремонта техники.

2.4. Организация управления агрохимического и мелиоративного обслуживания предприятия.

3. Разработка вариантов схем организации управления производственным обслуживанием предприятия.

3.1. Методика расчета потребностей и использование транспортных средств.

3.2. Разработка мероприятий по организации управления производственным обслуживанием предприятия.

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

 

Тема 9. Организация управления хранением, переработкой и реализацией продукции на сельскохозяйственных предприятиях.

 

Содержание

Введение

1. Состояние изученности вопроса.

2. Организация управления хранением, переработкой и реализацией продукции.

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия.

2.2. Организация хранения товарной продукции в местах производства.

2.3. Состояние переработки и реализации продукции в экономике хозяйства.

2.4. Организация управления хранением, переработкой и реализацией продукции и показатели оценки.

3. Совершенствование организации управления хранением, переработкой и реализацией продукции на предприятии.

3.1. Разработка системы управления по обеспечению качеством продукции.

3.2. Направление в совершенствовании организации управления и их экономическая эффективность.

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Курсовой проект выполняется на материалах конкретной организации. Для выполнения проекта студенту необходимы данные годовой бухгалтерской отчетности исследуемого предприятия, устав, коллективный договор, положение об оплате труда и премировании, бизнес-планы, планы производственно-финансовой деятельности.

Организация с точки зрения менеджмента, с одной стороны является средой деятельности менеджера и рассматривается как система, а с другой стороны – как процесс, в качестве одной из основных функций управления.

Успешное выполнение курсового проекта во многом зависит от правильной организации работы по написанию и соблюдению основных требований к его оформлению.

Курсовой проект включает:

Титульный лист (оформление приведено в приложении 1)

План, содержащий:

введение;

пояснительный текст теоретических и собственных расчетных и аналитических материалов (3 главы и подглавы) за 3 года исследования;

заключение;

список использованной литературы;

приложения.

Содержание развернутого плана

Введение включает:

- обоснование выбора темы;

- актуальность;

- цели и задачи курсового проекта;

- характеристику степени разработки темы исследования;

- определение объекта, предмета исследования;

- методы исследования;

- практическую значимость исследования

- обзор источников для теоретического раздела.

 

Глава 1 включает теоретический обзор по теме курсового проекта с анализом и оценкой современного состояния разработки данной проблемы.

Глава 2 содержит характеристику современного статуса, местоположение предприятия, а также аналитический материал. Полученные экономические показатели должны быть проанализированы, и сформулирован вывод.

Студенту необходимо пользоваться экономико-статистическими, расчетно-конструктивным и другими методами анализа.

Глава 3 определяет совершенствование приоритетных направлений объекта исследования. Студентом разрабатываются и излагаются конкретные рекомендации с комплексом мероприятий и анализом экономического эффекта в сравнении с базовым вариантом.

Заключение содержит сформулированные выводы студента по результатам проведенного исследования и их практической значимости.

Содержание курсового проекта характеризует качество выполнения требований, изученность и понимание студентом-бакалавром выбранной темы.

Введение в структуре развернутого плана представляет собой ответственную часть курсового проекта, так как содержит все необходимые квалификационные характеристики самой работы. Студент-бакалавр должен подчеркнуть актуальность выбранной темы, сформулировать цель исследования и те задачи, которые последовательно будут решены в работе.

Обоснование актуальности выбранной системы - начальный этап любого исследования. Актуальность означает правильность понимания студентом-бакалавром выбранной темы, своевременности и социальной значимости, приоритетности среди других тем и событий, что характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности не должно быть многословным. Нужно показать главное - суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели и задач исследования, которые предстоит решать в соответствии с темой курсового проекта. Задачи необходимо сформулировать тщательно, так как описание их решений составит описание глав курсового проекта.

Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект - это избранный элемент реальности, который очевидными границами, относительной автономностью существования и как-то проявляет свою отделенность от окружающей его среды.

Объект порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения. Предмет - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе точки мысленного обзора, аспекта, «среза» отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание магистранта, именно предмет исследования определяет тему курсового проекта, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

После этого необходимо показать методологическую, теоретическую, нормативную и эмпирическую основу курсового проекта и обосновать теоретическую и практическую значимость темы исследования.

В заключительной части введения необходимо кратко сказать о структуре проекта.

Объем введения обычно не более 3-4 страниц текста.

Основная часть курсового проекта должна содержать, как правило, три главы.

В первой главе (теоретический раздел) на основе изучения имеющейся отечественной и переведенной на русский язык зарубежной научной и специальной литературы по исследуемой проблеме, а также нормативных материалов рекомендуется рассмотреть краткую историю, родоначальников теории, принятые понятия и классификации, степень проработанности проблемы за рубежом и в России, проанализировать конкретный материал по избранной теме, собранный во время сбора информации над курсовым проектом.

Описание объекта исследования должно быть дано четко. Рекомендуется критически проанализировать функционирование аналогов объекта исследования, как в российской практике, так и за рубежом. Раздел должен содержать рассмотрение и оценку различных теоретических концепций, взглядов, методических подходов по решению рассматриваемой проблемы. Анализируя существующий понятийный аппарат в исследуемой области, автор представляет свою трактовку определенных понятий (авторское определение) или дает их критическую оценку.

Во второй главе необходимо описать объект исследования. Для удобства расчетов и наглядности представления материала анализ основных экономических характеристик организации сводится в таблицы и оформляется в виде графиков, диаграмм, рисунков, схем.

Аналитический материал к главе 2 курсового проекта (табл.1-7):

 

Таблица 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: