Структура и модели юридического конфликта




 

Структура юридического конфликта имеет четыре обязательных элемента: субъекты, объект, субъективную сторону и объективную сторону.

Следует размежевывать категории «участники» и «субъекты» юридического конфликта. Первые (подстрекатели, организаторы, пособники, посредники, судьи, свидетели) могут постоянно изменяться в противоборстве, и от этого сам конфликт не прекращается, вторые (противоборствующие стороны) - незаменимые. Однако, как исключение относительно криминального судопроизводства, теория юридического конфликта должна выходить из положения о незаменимости свидетеля.

Субъектами юридического конфликта являются все субъекты права, а именно физические (частные) и юридические лица (а также другие лица, приравненные к юридическим), признанные такими в установленном государством порядке (что владеют правосубъектностью), или само государство, государственные, муниципальные образования, социальные сообщества, которые находятся в непосредственном противоборстве.

Объект юридического конфликта - это те общественные отношения, которые подпадают под правовое регулирование (общий объект), и те материальные, нематериальные, духовные ценности, дефицитные ресурсы, статусы, определенные состояния, действия (бездеятельность), результаты действия(непосредственный объект), на которые направлено противоборство субъектов права. Существенной чертой объекта противоборства в правовой сфере является его неделимость. Неделимость объекта может быть как объективной (например, занять место начальника отдела может только один человек), так и субъективной, когда сама неделимость является следствием желаний и интересов обеих сторон. Предмет конфликта в правовой сфере - противоречие, которое лежит в его основе.

Субъективная сторона юридического конфликта как социальнопсихологический механизм внутренней саморегуляции субъектов заключается в мотивационном процессе, представляет собой формирование противоречивых мотивов сторон на основе их актуальных потребностей, интересов и установок (психологических и правовых), постановку целей и принятия волевых решений по осуществлению конфликтных действий, и может или полностью владеть юридическим характером или частично иметь юридические аспекты.

Объективная сторона юридического конфликта - противоположно направленные наступательные и оборонные, юридически нейтральные и юридически значимые (правомерные и противоправные) действия субъектов права (сторон конфликта), которые причиняют вред.

При юридической квалификации поведения субъектов в юридическом конфликте сначала подлежат анализу все основные конфликтные действия и бездеятельность субъектов противоборства на предмет отмежевания юридически значимых от юридически нейтральных. Потом подлежит квалификации каждое юридически значимое (правовое) деяние на предмет его отнесения к правомерному или противоправному. Квалификация правомерного поведения предусматривает выявление всех его структурных элементов, а также соответствия признаков последних требованиям норм права. Квалификация противоправного поведения (правонарушение) осуществляется за его юридическим составом. Общая картина проанализированных деяний, совершенных всеми сторонами конфликта, с установленной причинной связью между действиями (бездеятельностью) и вредом, что причиненная (нанесенным вредом) дает возможность самим субъектам или исследователю (специалисту), который занимается вопросами диагностики и урегулирования юридического конфликта, правильно подобрать методику и тактику управления противоборством и его решения.

Характер конфликтного поведения зависит как от предмета конфликта, так и от социальнопсихологических условий хода конфликтной ситуации, что проявляются во всей сложности взаимодействии сторон. В литературе обобщенные установки сторон конфликта относительно его динамики и способа решения называют моделями конфликтного поведения. Выделяют такие модели поведения в юридических конфликтах:

1. Конструктивная. Основной характеристикой поведения является стремление уладить конфликт, найти оптимальное решение, которое бы удовлетворило всех и удовлетворяло правовым нормам. Эта модель выделяется выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику, открытой и искренней позицией, в общении - лаконичностью и немногословием. Желанна и необходима в деловом, рациональном общении.

2. Деструктивная. Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта, унижения партнера, негативно оценивает его личность, обнаруживает подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения. Кроме этого в юридических конфликтах такая модель поведения часто игнорирует правовые нормы, презирает законные права оппонентов и, даже, может удаваться к совершению преступлений. Использование этой модели неоправданно поскольку она может превратить конструктивный конфликт в деструктивный, негативные последствия которого могут быть непредсказуемые.

3. Конформистская. Пассивная позиция в контакте, склонность к уступкам, непоследовательность в оценках, суждениях, поведении, легко соглашается с точкой зрения соперника, отходит от острых вопросов. Имеет позитивное значение, если противоречия в конфликте несущественны, - использование этой модели поведения способствует быстрому их решению. Однако такое поведение может провоцировать агрессивность партнера, особенно в случае значимости и остроты конфликтной ситуации, важности оперативного решения проблемы.

Динамическая модель юридического конфликта, в отличие от структуры, учитывает фактор времени. Соответственно, динамические переменные - это такие, которые позволяют анализировать конфликт во время его изменения. По нашему мнению, самой оптимальной является циклическая модель организационного конфликта, который состоит из четырех фаз, причем переход одной из них в другую осуществляется в три этапа:

1 фаза - проблемная ситуация (этап - попытка достижения своих целей сторонами);

2 – ситуация блокирования (этап - идентификация лиц, групп, организационных структур, которые блокируют деятельность, движение к определенной цели);

3 - конфликтная ситуация (этап - конфликтное взаимодействие);

4 – ситуация решения конфликта.

Также элементами динамической модели конфликта являются: его интенсивность - переменная, которая характеризует конфликт за степенью выявления его признаков (бурный, умеренный, вялый); ритм - переменная, которая определяет дежурства явлений, которые происходят с определенной последовательностью и частотой (постепенный, циклический); состояние - переменная, которая характеризует конфликт по критерию соответствия «норме» (оптимальный, нормальный, ненормальный, патологический); интенциональность - переменная, которая указывает на направленность конфликта (эскалация, деэскалация); оборотность - переменная, которая характеризует возможность его воссоздания, повторения (конфликт, который можно повернуть назад; нельзя повернуть; можно повернуть частично). В целом вышеприведена динамическая модель дает теоретическую базу для осуществления диагностирования динамических переменных конфликтов в любой организации.

Конфликт - это открытая система, для характеристики которой недостаточно только структурных и динамических переменных, она испытывает влияние внешних факторов. Чтобы диагностика была всесторонней, необходимо учитывать это влияние. Следовательно, возникает необходимость построения факторной модели организационного конфликта. При этом необходимо различать три типа факторных переменных: источники конфликта - переменные, которые возникают и определяют само содержание конфликта; условия - переменные, что сами собой не предопределяют конфликт, но без которых его не может возникнуть и существовать; факторы - переменные, которые влияют на конфликт, изменяя его отдельные характеристики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: