Понятие компетенции
Для того, чтобы стать успешным руководителем породного клуба, а в дальнейшем – и руководителем более высокого уровня, человек должен узнать себя. Мы проводим анализ личности, анализ соционического типа, лидерских качеств, конфликтности человека и многих других личностных качеств и потенциальных профессиональных возможностей наших курсантов. То есть, когда мы говорим о необходимости оценки работника, в первую очередь нас интересуют два параметра: насколько уровень его профессионализма (образование, квалификация, опыт) способствует эффективности деятельности и какой он человек – умный, уживчивый, целеустремленный, ответственный, обязательный, и т. д. (так называемые личностно-деловые качества). И все это должно соотносится с корпоративным минимумов компетенций будущего руководителя.
В нашем случае имеет место корпоративная модель компетенций, тесно связанная с управление организации в отрасли «Кинологии».
Корпоративные компетенции
Таблица 1.Первичная оценка по отдельным компетенциям (по одиннадцатиуровневой шкале)
Компетенции | Название | Суть компетенции | Уровни (по набранным баллам) | |||
с 1-го по 3-ий (недостаточно) | с 4-го по 6-ой (средне) | с 7-го по 9-ый (хорошо) | с 10-го по 11-ый (отлично) | |||
КО1 | Ориентация на команду | Высокое уважение командной работы и сотрудничества; готовность к активной поддержке командных процессов; добровольный отказ от своих преимуществ в пользу группы | ||||
КО2 | Эмоциональная стабильность | Уравновешенные эмоциональные реакции с незначительными колебаниями; быстрое преодоление поражений и неудач; ярко выраженная способность к контролю собственных эмоциональных реакций | ||||
КО3 | Ориентация на действия | Способность и воля к быстрому превращению принятых решений в целенаправленную активность, а также к защите выбранного способа действий от других альтернатив | ||||
КО4 | Уверенность в себе | Эмоциональная независимость от суждений других; высокое убеждение в самоэффективности; высокая уверенность в себе касательно собственных способностей и предпосылок достижений | ||||
КО5 | Гибкость | Высокие способности и готовность ориентирования в новых или непредвиденных ситуациях и терпимость к неопределенности; открытость для новых перспектив и методик; высокая готовность к изменениям | ||||
КО6 | Мотивация достижений | Готовность к столкновению с масштабными требованиями к качеству; мотив к предъявлению высоких требований к собственным достижениям; большая готовность к усилиям, мотив к прогрессирующему увеличению собственных достижений |
Таблица 2. Модель компетенций (по одиннадцатиуровневой шкале)
Компетенции | Суть компетенции | Уровни (по набранным баллам) | |||
с 1-го по 3-ий (недостаточно) | с 4-го по 6-ой (средне) | с 7-го по 9-ый (хорошо) | с 10-го по 11-ый (отлично) | ||
Компетенции оценки будущего руководителя | |||||
К1 | Широта знаний, кругозора для того, чтобы быть хорошо информированным. Создает и сети и формальные каналы для коммуникаций внутри компании и с внешним миром; имеет достаточное представление об экономических разработках и применяет их в работе; проводит мониторинг деятельности конкурентов; имеет общее представление о том, что происходит и что должно произойти | ||||
К2 | Острота анализа и восприятия, необходимая для того, чтобы ясно все понимать.Ясно видит общую задачу; точно схватывает информацию; соотносит разрозненную информацию; видит, идентифицирует случайные, непостоянные отношения; добирается до сути проблемы; принимает во внимание все факторы, влияюшие на данный вопрос; видит ограничение информации; адаптируется к изменениям, возникшим в результате получения новой информации; справляется и знает, как обращаться с конфликтной информацией и идеями | ||||
К3 | Адаптация в ситуациях изменения. Генерирует варианты; оценивает внедренные варианты, исследуя положительные и отрицательные результаты; заранее просчитывает влияние предлагаемых вариантов на других; предвидит реакцию других; проявляет инициативу и обладает здравым смыслом | ||||
К4 | Организованность, обеспечивающая продуктивность работы. Определяет приоритеты; планирует «назад» от момента окончательного срока выполнения задания; определяет основные части задач; распределяет их выполнение по времени; предвидит потребность в ресурсах; распределяет ресурсы по задачам; ставит цели сотрудникам; управляет своим и их временем | ||||
К5 | Стремление достичь результата. Готов идти на риск ради достижения результата; определяет место принятия решения во времени; вводит инновации или адаптирует существующие процедуры для получения результата; берет на себя решение проблем; лично переживает за решение проблем; предлагает новые идеи; ставит цели, бросающие вызов; намеривается завоевать новые горизонты в работе; выставляет собственные цели; видит области необходимого саморазвития; приобретает новые знания и навыки; принимает новые вызовы | ||||
К6 | Уверенность в себе, необходимая, чтобы идти своим путем. Выражает и передает уверенность в собственных силах; готов принимать и поддерживать решения; смело общается с руководителями; стремится брать на себя просчитанный риск; знает, в каких сферах не имеет достаточно опыта | ||||
К7 | Чувствительность, чтобы видеть точку зрения окружающих Прислушивается к точке зрения окружающих; принимает в расчет потребности окружающих; рассматривает ситуацию с точки зрения других людей; сопереживает; знает об ожиданиях окружающих | ||||
К8 | Сотрудничество, необходимое для работы с другими людьми. Вовлекает других в область своих идей; информирует окружающих; пользуется доступными услугами обеспечивающих служб; использует навыки членов команды; открыт к идеям и предложениям окружающих | ||||
К9 | Терпение, чтобы побеждать в долгосрочной перспективе. Придерживается стратегического плана; не уходит в сторону; жертвует настоящим ради будущего; когда ситуация неблагоприятна, выжидает время | ||||
Профессиональные компетенции | |||||
КП1 | Обладает твердыми знаниями по содержанию собак в различных условиях. Имеет представление об устройстве питомника, инвентаре для собак. Имеет представление о гигиеническом и выставочном груминге. | ||||
КП2 | Обладает знаниями по кормлению собак разных пород, возрастов, вариантов содержания и физиологических особенностях пищеварительной системы собак различных пород, размеров и возраста. Умеет составлять рационы собак при кормлении натуральными кормами и сухими профессиональными кормами. | ||||
КП3 | Знает особенности типов ВНД собак, имеет представление об ОКП, ОКД и направлениях дрессировки различных пород. | ||||
КП4 | Имеет знания об общем и частном экстерьере. Умеет описать экстерьер собак. Имеет представление о выставках, оценках и титулах, получаемых на выставках различных уровней. Имеет понятие о выставочном хэндлинге. | ||||
КП5 | Имеет представление об экономических проблемах клубного собаководства,знает, как составить бизнес-план, умеет рассчитать подготовку и проведение кинологического мероприятия. | ||||
КП6 | Имеет твердые знания по селекции и разведению собак. Умеет заполнять документы, необходимые для оформления помета. Умеет вести книгу вязок и щенений. Имеет представление о клеймении и чипировании собак. Знает Племенное положение РКФ. | ||||
КП7 | Знает суть работу ринговых бригад. Умеет составлять каталог, знает выставочное положение РКФ. | ||||
КП8 | Имеет знания по оказанию доврачебной помощи собакам, элементарные ветеринарные знания. | ||||
КП9 | Умеет провести грамотную консультацию с собаководами, помочь в выборе породы собак, подсказать питомники по своей породе, помочь в выборе щенка из помета. Имеет знания, чтобы вести щенка от рождения, в период взросления, в зрелый период и период старения. Знает особенности онтогенеза собак и умеет проконсультировать владельцев собак. |
Уровень развития компетенций оценивается несколькими профессионально обученными наблюдателями-экспертами, и на основании их согласованных оценок делаются заключения по участнику. Продолжительность Assessment Center может составлять от нескольких часов до нескольких дней, обычно используется второй вариант; нередко Assessment Center совмещается с элементами тренинга, превращаясь в Центр Оценки и Развития.
Примерная программа занятий Школы
Занятие (групповое)
— сбор участников, кофе-пауза — 15 минут;
— приветственное слово организаторов или ведущего о процедуре — 5 минут;
— интервью с экспертом, в ходе которого идет сбор данных о знаниях и опыте сотрудника;
— заполнение личностных опросников (по методике Гуленко) и анализ соционических типов — 60 минут;
— презентации участников — 30-60 минут в зависимости от количества участников;
— подведение итогов и информирование о дальнейших действиях - 20 минут
Занятие (групповое)
— сбор участников, кофе-пауза — 15 минут;
— приветственное слово организаторов или ведущего о процедуре — 5 минут;
—15 минут — индивидуальная работа с тестами; посмотреть личностные тесты
— в чем наша сила и слабость (анализ соционических типов, подбор команд);
— проведение Тренинга «Будем знакомы»: 3 минуты на объяснение задания, 20 минут — групповая работа, 10 минут на презентацию итогов, то есть примерно 90 минут;
— подведение итогов и информирование о дальнейших действиях — 10 минут.
Занятие (групповое)
— сбор участников, кофе-пауза — 15 минут;
— приветственное слово организаторов или ведущего о процедуре — 5 минут;
— сбор домашнего задания «Лидер, которого я знаю»;
— Мини-тест «Руководитель вы или подчинённый», заполнение, проверка и анализ (по парам);
— защита самопрезентаций «Я и моя любимая порода» (планы, достижения), их просмотр – по 10 минут на презентацию;
— подведение итогов и информирование о дальнейших действиях — 10 минут.
Занятие
— сбор участников, кофе-пауза — 15 минут;
— приветственное слово организаторов или ведущего о процедуре — 5 минут;
—анализ домашнего задания «КНИГА МОЕЙ ЖИЗНИ»;
—анализ домашнего задания «МОИ ЦЕЛИ, ЖЕЛАНИЯ И ПУТИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ», можно в виде презентаций;
— парные упражнения «один на один» с «подсадными» игроками («подсадной игрок» согласно сценарию создает сложную ситуацию, а участник решает ее) - по 15 минут на пару;
— подведение итогов и информирование о дальнейших действиях — 10 минут.
Занятие
— сбор участников, кофе-пауза — 15 минут;
— приветственное слово организаторов или ведущего о процедуре — 5 минут;
— сбор домашнего задания эссе-фэнтези «Мои острова»;
— индивидуальные задания: спроектировать клуб собаководства будущего и выбрать самые необходимые профессии для работы в нем. Требуется продумать всё (расположение зданий и сооружений для клуба, проведения выставок, проведения тренировок по дрессировке, хэндлингу, грумингу, залы для физического развития собак; предположить, что у них будет внутри, обеспечение энергией и бюджет), не опираясь на какие-либо вспомогательные материалы; - 30 минут;
— презентации клубов - по 15 минут на презентацию;
— подведение итогов и информирование о дальнейших действиях — 10 минут.
Занятие
— сбор участников, кофе-пауза — 15 минут;
— приветственное слово организаторов или ведущего о процедуре — 5 минут;
— защита домашнего задания«Проект выставки клуба» - по 15 минут на защиту;
— мини-тест «Насколько вы воплощение работоспособности и целеустремленности», попарное интервьюирование и анализ; - по 10 минут на человека;
— подведение итогов и информирование о дальнейших действиях — 10 минут;
— индивидуальный анализ домашнего задания «Мои острова», с предложением внесения заданий в индивидуальный план развития.
Занятие
— сбор участников, кофе-пауза — 15 минут;
— приветственное слово организаторов или ведущего о процедуре — 5 минут;
— сбор домашнего задания «Приручи своих драконов»;
— теоретическое занятие «Язык А-ПРИМ – язык успеха» - 30 минут;
— практическое занятие «Переговоры» (на тему теоретического занятия) – по 15 минут на работу в парах;
— подведение итогов и информирование о дальнейших действиях — 10 минут.
Занятие
— сбор участников, кофе-пауза — 15 минут;
— приветственное слово организаторов или ведущего о процедуре — 5 минут;
— сбор домашнего задания эссэ-анализ «Почувствуй собеседника»;
—мини-тест «Насколько вы общительны и конфликтны» (попарная работа и подведение итогов) – по 10 минут на тест;
— ролевая игра «Разрешение конфликта между хозяином собаки и сотрудником- приходящим кинологом-зоопсихологом» с элементами тренинга актерского мастерства - 60 минут;
— подведение итогов и информирование о дальнейших действиях — 10 минут;
— индивидуальный анализ домашнего задания «Приручи своих драконов», с предложением внесения заданий в индивидуальный план развития - 40минут.
Занятие
— сбор участников, кофе-пауза — 15 минут;
— приветственное слово организаторов или ведущего о процедуре — 5 минут;
—защита домашнего задания «Проект маркетинговых коммуникаций клуба собаководства», задача – схема вывода на рынок новых услуг (собачья няня, парад пород собак с целью рекламы новой амуниции, «День открытых дверей» породного клуба, «Выставочная собака, полный комплект услуг», курирование собаки в семье, начиная со щенка, «Собака-лицо хозяина (фотосессии и домашний фотограф)», подбор породы для семьи, составление имиджевой рекламы кинологического питомника, гербы и геральдика частного кинологического питомника, курсы владельцев собак по породам, дрессировка служебной собаки и ее реклама в клубе, проект «Канистерапия для условно здоровых детей дошкольного возраста», курсы «Юный кинолог»; защита кейсов - по 15 минут на кейс, общее обсуждение;
— общее обсуждение домашнего задания «Почувствуй собеседника»;
— подведение итогов и информирование о дальнейших действиях — 10 минут.
Занятие
— сбор участников, кофе-пауза — 15 минут;
— приветственное слово организаторов или ведущего о процедуре — 5 минут;
— сбор домашнего задания эссэ-анализ «ДНК руководителя – мое ДНК»;
— «Как победить внутреннего саботажника», индивидуальное задание, выполнение и защита; - по 10 минут на защиту человека, общее обсуждение – 15 минут;
— тест «Оценка силы воли, работа в парах, общее обсуждение» - 40 минут;
— тренинг с элементами актерского мастерства «Доиграй сказку» (сказка «Волк и семеро козлят») - 60 минут;
— подведение итогов и информирование о дальнейших действиях — 10 минут.
Занятие
— сбор участников, кофе-пауза — 15 минут;
— приветственное слово организаторов или ведущего о процедуре — 5 минут;
— защита домашнего задания эссе-анализ «Выведи козу!»;
— Теоретическое занятие «Виды корпоративных культур («Семья», «Управляемая ракета», «Инкубатор» и «Эйфелева башня»)» - 40 минут.
— практическое занятие «Анализ корпоративной культуры организации, решение проблем» - ролевая игра, коуч 60 минут;
— подведение итогов и информирование о дальнейших действиях — 10 минут;
— индивидуальный анализ домашнего задания эссэ-анализ «ДНК руководителя – мое ДНК», с предложением внесения заданий в индивидуальный план развития – 40 минут.
Занятие
— сбор участников, кофе-пауза — 15 минут;
— приветственное слово организаторов или ведущего о процедуре — 5 минут;
— защита домашнего задания «Бык, Дельфин, Сова и Слон» (игра на совпадение);
— итоговый тренинг счастья (формирование позитивного мышления) – 60 минут;
— подведение итогов и информирование о дальнейших действиях — 10 минут.
В соответствии с потребностями АКОО «Клуб собаководства «ДРУГ» и целями проведения Школы кадрового резерва «ПОКОРЕНИЕ ВЕРШИН» по технологии Assessment Centre, результаты будут представлены в виде:
- индивидуальных заключений по каждому участнику (профили профессионально важных качеств, индивидуальные балльные профили, психологические портреты, характеристики, рекомендации);
- обобщенного аналитического отчета (включающего ранжированные списки участников, списки наиболее успешных рабочих групп, рекомендации по формированию эффективных проектных групп) и базы данных.
Стажировка (5 дней)
Стажировка является видом практической подготовки резерва и предназначена для формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка организуется для изучения российского и зарубежного передового опыта, приобретения организаторских навыков для выполнения работником новых должностных обязанностей. Смена видов деятельности резервиста позволяет лучше узнать способности работника к различным видам труда, инновациям, установлению деловых контактов, анализу и принятию групповых решений. Для группы кадрового резерва будет организована стажировка к рамках группы организаций, являющихся инициаторами проведения Школы.
13 занятие - Экзамен в тренинговой форме. Подведение итогов.
14 занятие - Сбор для выдачи Свидетельств и характеристик с рекомендациями. ВЫПУСКНОЙ БАЛ.