Приложение: Возвращаясь к Бэйтсону




 

В этом приложении мы рассмотрим шесть критериев ментального[24] процесса, предложенных Бэйтсоном, и сравним их с теорией Сантьяго, трактующей познание.

1. Разум представляет собой совокупность взаимодействующих частей, или компонентов.

Этому критерию отвечает концепция автопоэзной сети, которая является сетью взаимодействующих компонентов.

2. Взаимодействие между частями инициируется различием.

Согласно теории Сантьяго, живой организм творит мир, осуществляя различение. Познание вытекает из паттерна различения, а различение — это восприятие различий. Например, бактерия, как было отмечено выше (с. 288— 289), воспринимает разницу в химической концентрации и температуре.

Таким образом, и Матурана, и Бэйтсон подчеркивают различие, но если для Матураны конкретные характеристики различия являются частью мира, который созидается в процессе познания, Бэйтсон, как отмечает Делл, рассматривает различия как объективные качества мира. Это явствует из того, как Бэйтсон представляет понятие различия в «Разуме и природе»:

Получение информации неразрывно связано с получением новостей о различии, а всякое восприятие различия ограничено определенным порогом. Слишком слабые или слишком медленные различия недоступны восприятию[25].

По мнению Бэйтсона, следовательно, различия являются объективными особенностями мира, но не все различия воспринимаются. Те из них, которые не воспринимаются, он называет «потенциальными различиями», а воспринимаемые — «эффективными различиями». Эффективные различия, как поясняет Бэйтсон, становятся единицами информации, и он предлагает следующее определение: «Информация состоит из различий, которые составляют различие» [26].

Вводя это определение информации как совокупности эффективных различий, Бэйтсон вплотную приближается к идее Матураны о том, что окружающая среда инициирует структурные изменения в живом организме. Бэйтсон подчеркивает также, что разные организмы воспринимают разные типы различий и что не существует ни объективной информации, ни объективного знания. Тем не менее он придерживается убеждения, что объективность существует «где-то там» в физическом мире, даже если мы не можем ее познать. Понятие о различиях как объективных качествах мира становится еще более явным в последних двух критериях ментального процесса, предложенных Бэйтсоном.

3. Ментальный процесс требует дополнительной энергии.

Этим критерием Бэйтсон подчеркивает различие в том, как живые и неживые системы взаимодействуют со своей окружающей средой. Подобно Матуране, он четко различает реакцию материального объекта и ответ живого организма. Но Матурана описывает своеобразие ответа живого организма как структурное сопряжение и нелинейные паттерны организации, а Бэйтсон определяет ее через понятия энергии: «Когда я пинаю камень, я передаю ему энергию, и камень движется за счет этой энергии... Когда я пинаю собаку, она отвечает, используя энергию [полученную ею от] метаболизма» [27].

Тем не менее Бэйтсон хорошо знал, что нелинейные паттерны организации являются основными характеристиками живых систем; это видно из его следующего критерия.

4. Ментальный процесс требует круговых (или еще более сложных) цепей, которые и определяют его как таковой.

Описание живых систем через нелинейные паттерны причинности стало ключевым для Матураны и привело его к концепции автопоэза.

Нелинейная причинность стала ключевой составляющей и в пригожинской теории диссипативных систем.

Таким образом, первые четыре критерия ментального процесса, предложенные Бэйтсоном, в неявном виде содержатся и в теории познания Сантьяго. В двух следующих критериях, однако, коренное различие между взглядами Бэйтсона и Матураны на познание становится очевидным.

5. В ментальном процессе последствия различий следует рассматривать как преобразования (т. е. закодированные версии) событий, которые им предшествовали.

Здесь Бэйтсон явно предполагает существование независимого мира, состоящего из объективных качеств, таких как объекты, события и различия. Эта независимо существующая реальность затем «преобразуется», или «перекодируется», во внутреннюю реальность. Другими словами, Бэйтсон придерживается представления о том, что познание включает в себя ментальное отображение объективного мира.

В последнем критерии Бэйтсон еще глубже развивает свою «отображенческую» позицию.

6. Описание и классификация этих процессов преобразования раскрывает иерархию логических типов, имманентных явлениям.

Чтобы объяснить этот критерий, Бэйтсон приводит пример двух организмов, взаимодействующих друг с другом. Следуя компьютерной модели познания, он описывает их общение в рамках сообщений — т. е. объективных физических сигналов, например звуков, — которые посылаются одним организмом другому и затем кодируются, т. е. преобразуются в ментальные отображения.

В таком взаимодействии, подчеркивает Бэйтсон, полученная информация содержит не только сами сообщения, но и сообщения, касающиеся кодирования, т. е. относящиеся к другому классу информации. Эти сообщения о сообщениях, или «метасообщения», Бэйтсон относит к другому логическому типу, заимствуя этот термин у философов Бертрана Расселла и Альфреда Норта Уайтхеда. Далее это предположение естественным путем приводит Бэйтсона к «сообщениям о метасообщениях» или, другими словами, об иерархии логических типов. Существование такой иерархии логических типов и составляет сущность последнего критерия Бэйтсона относительно ментального процесса.

Теория Сантьяго тоже дает описание общения между живыми организмами. По мнению Матураны, общение отнюдь не включает обмен сообщениями или информацией, но оно действительно содержит «общение по поводу общения», то есть то, что Бэйтсон называет иерархией логических типов. Однако согласно Матуране, такая иерархия возникает с развитием человеческого языка и самосознания и, вообще говоря, не является обязательной характеристикой феномена познания[28]. Развитие человеческого языка порождает абстрактное мышление, ментальные отображения, самосознание и другие качества сознания. По мнению Матураны, бэйтсоновские коды, преобразования и логические типы — два его последних критерия — не характерны для познания вообще, а только для человеческого сознания.

В последние годы своей жизни Бэйтсон напряженно искал дополнительные критерии, которые можно было бы применить к сознанию. И хотя он предполагал, что «этот феномен каким-то образом связан с функцией логических типов» [29], ему так и не удалось сформулировать свои последние два критерия как критерии сознания, а не ментального процесса. Я полагаю, что эта неудача не позволила Бэйтсону добиться более глубокого понимания природы человеческого разума.

ПРИМЕЧАНИЯ К ПРИЛОЖЕНИЮ



Библиография

Abraham, Ralph H., and Christopher D., Dynamics: The Geometry of Behavoir, Vols. 1-4, Aerial Press,

Santa Crus, California, 1982-88. Ashby, Ross, "Principles of the Self-Organizing Dynamic System", Journal of General Psychology, Vol.37, p. 125,1947.

Ashby, Ross, Design for a Brain, John Wiley, New York, 1952.

Ashby, Ross, Introduction to Cybernetics, John Wiley, New York, 1956.

Bachmann, Pascale Angelica, Peter Walde, Pier Luigi Luisi, and Jacques Lang, "Self-replicating Reverse

Micelles and Chemical Autopoiesis", Journal of the American Chemical Society, 112, 8200-8201, 1990.

Bateson, Gregory, Steps to an Ecology of Mind, Ballantine, New York, 1972.

Bateson, Gregory, Mind and Nature, Dutton, New York, 1979.

Bertalanffy, Ludwig von, "Der Organismus als physikalisches System betrachet", Die Naturwissenschaften, Vol.28, pp.521-31,1940.

Bertalanffy, Ludwig von, "The Theory of Open Systems in Physics and Biology", Science, Vol. 111, pp. 23-29,1950.

Bertalanffy, Ludwig von, General System Theory, Braziller, New York, 1968.

Blake, Wiliam, Letter to Thomas Butts, 22 November 1802, in Alicia Ostriker (Ed.), Wiliam Blake: The Complete Poems, Penguin, 1977.

Bookchin, Murray, The Ecology of Freedom, Chesire Books, Palo Alto, CA, 1981.

Bowers, C.A., Critical Essays on Education, Modernity, and the Recovery of the Ecological Imperative, Teachers College Press, New York, 1993.

Briggs, John, and F. David Peat, Turbulent Mirror, Harper & Row, New York, 1989.

Brower, David, Let the Mountains Talk, Let the Rivers Run, Harper Collins, 1995.

Brown, Lester R., Building Sustainable Society, Norton, New York, 1981.

Brown, Lester R. et al., State of the World, Norton, New York, 1984-94. Burns, T.P., B.C. Patten, and H. Higashi, "Hierarchial evolution in ecolgical networks", in Higashi, M., and T.P. Burns, theoretical studies of ecosystems: the network perspective, Cambridge University Press, New York, 1991.

Butts, Robert, and James Brown (Eds.), Constructivism and Science, Kluwer, Dordrecht, The Netherlands, 1989.

Calder, Nigel, Timescale, Viking, New York, 1983.

Callenbach, Ernest, Fritjof Capra, Leonore Goldman, Sandra Marburg, and Rudiger Lutz, EcoManagement, Berret-Koehler, San Francisco, 1993.

Cannon, Walter В., The Wisdom of the Body, Norton, New York, 1932; revised edition, 1939.

Capra, Fritjof, The Tao of Physics, Shambala, Boston, 1975; third updated edition, 1991.

Capra, Fritjof, The Turning Point, Simon and Schuster, New York, 1982.

Capra, Fritjof, Wendezeit (German edition of The Turning Point), Scherz, 1983.

Capra, Fritjof, "Bookstrap Physics: A Conversation With Geoffrey Chew", in Carleton de Tar, Jerry Finkelstein, and Chung-I Tan (Eds.), A Passion for Physics, World Scientific, Singapore, 1985; pp. 247-86.

Capra, Fritjof," The Concept of Paradigm and Paradigm Shift", Re-Vision, Vol. 9, Number 1, p.3,1986.

Capra, Fritjof, Uncommon Wisdom, Simon and Schuster, New York, 1988.

Capra, Fritjof, and David Steindl-Rast with Thomas Matus, Belonging to the Universe, Harper, San Francisco, 1991.

Capra, Fritjof (Ed.), Guide to Ecoliteracy, 1993; available from Center for Ecoliteracy, 2522 San Pablo Avenue, Berkley, CA 94702.

Capra, Fritjof and Gunter Pauli (Eds.), Steering Business Toward Sustainabilty, United Nations University Press, Tokyo, 1995.

Chauvet, Jean-Marie, eliette Brunei Deschamps et Christian Hillaire, La Grotte Chauvet a Vallon-Pontd'Arc, Seuil, Paris, 1995.

Checkland, Peter, Systems Thinking Systems Practice, John Wiley, New York, 1981.

Clark, John, (Ed.), Renewing the Earth: Writings on Social Ecology in Honor of Murray Bookchin,

Green Print, Bangstoke, Hampsire,???.

Dantzig, Tobias, Number: The Language of Science, Fourth edition, Macmillah, New York, 1954.

Daly, Herman," Eclogical Tax Reform", in Capra and Pauli (1995), pp. 108- 24. Davidson, Mark, Uncommon Sense: The Life and Thought of Ludwig von Bertalanffy, Tarcher, Los Angeles, 1983.

Dell, Paul, "Understanding Maturana and Bateson", Journal of Marital and Family Therapy, Vol.ll, pp.1-20,1985.

Devall, Bill, and George Sessions, Deep Ecology, Peregrine Smith, Salt Lake City, 1985.

Dickson, Paul, Think Tanks, Atheneum, New York, 1971.

Dreyfus, Hubert, and Stuart Dreyfus, Mind over Machine, Free Press, New York, 1986.

Driesch, Hans, The Science and Philosophy of the Organism, Aberdeen University Press, 1908.

Eigen, Manfred, "Molecular Self-Organisation and the Early Stages of Evolution", Quarterty Reviews of Biophysics, 4,2&ЗЛ49,1971.

Eisler, Wane, The Chalice and the Blade, Harper & Row, San Francisco, 1987.

Emery, F.E. (Ed.), Systems Thinking: Selected Readings, Penguin, 1969.

Farmer, Doyne, Tommaso Toffoli, and Stephen Wolfram (Eds.), Celllular Automata, North-Holland, 1984.

Fleischaker, Gail Raney, "Origins of Life: An operational definition", Origins of Life and Evolution of the Biosphere 20,127-37,1990.

Fleischaker, Gail Raney (Ed.), "Autopoiesis in System Analysis: A Debate", International Journal of General Systems, Vol.21, No.2,1992.

Foerster, Heinz von and George W. Zopf (Eds.), Principles of Self- Organisation, Pergamon, New York, 1962.

Fox, Warwick," The Deep Ecology — Ecofeminism Debate and its Parallels", Environmetal Ethics 11, 5-25,1989.

Fox, Warwick, Toward a Transpersonal Ecology, Shambala, Boston, 1990.

Garcia, Lida, The Fractal Explorer, Dynamic Press, Santa Cruz, California, 1991.

Gardner, Martin, "The Fantastic Combinations of John Conway's New Solitaire Game 'Life"', Scientific American, 223,4, pp.] 20-23,1970.

Gardner, Martin, "On Cellular Automata, Self-Reproduction, the Garden of Eden, and the Game 'Life',

Scientific American, 224,2, pp. 112-17,1971.

Gimbutas, Marija, "Women and Culture in Godess-Oriented Old Europe", in Charlene Spretnak(Ed-), The Politics of Women's Spirituality, Anchor, New York, 1982.

Gleick, James, Chaos, Penguin, 1987.

Gluck, Mark, and David Rumelhart, Neuroscience and Connectionist Theory, Lawrence Erlbaum, HilIsdale, New Jersey, 1990.

Gore, Al, Earth in the Balance, Houghton Miffin, New York, 1992.

Gorelik, George, " Principal Ideas of Bogdanov's 'Tektology': the Universal Science of Organisation', General Systems, Vol.XX, pp.3-13,1975.

Gould, Stephen Jay," Lucy on the Earth in Stasis", Natural History, No.9,1994.

Graham, Robert, "Contributions of Hermann Haken to Our Understanding of Coherence and Selfor-ganisation in Nature", in R. Graham and A. Wunderlin (Eds.)> Laser and Synergetics, Springer, Berlin, 1987.

Grof, Sanislav, Realms of the Human Unconscious, Dutton, New York, 1976.

Gutowitz, Howard (Ed.), Cellular Automata: The Theory and Experiment, MIT Press, 1991.

Haken, Hermann, Laser Theory, Springer, Berlin, 1983.

Haken, Hermann, "Synergetics: An Approach to Self-Organisation", in F.Eugene Yates (Ed.), Self-Organising Systems, Plenum, NY, 1987.

Haraway, Donna Jeanne, Crystals, Fabrics and Fields: Metaphors of Organicism in Twentieth-Century Developmental Biology, Yale University Press, 1976.

Harding, Stephan, "Gaia Theory", unpublished lecture notes, Schumacher College, Dartington, Devon, England, 1994.

Hawken, Paul, The Ecology of Commace, Harper Collins, New York, 1993.

Heims, Steve Т., John von Neumann and Norbert Wiener, MIT Press, Cambrige, Mass., 1980.

Heims, Steve J., The Cybernetics Group, MIT Press, Cambrige, Mass., 1991.

Jantsch, Erich, The Self-Organising Universe, Pergamon, New York, 1980.

Judson, Horace Freeland, The Eight Day of Creation, Simon and Schuster, New York, 1979.

Kane, Jeffrey, (Ed.), Holistic Education Review, Special Issue: Technology and Childhood, Summer 1993.

Kant, Immanuel, Critique of Judgement, 1790; translated by Werer S. Pluhar, Hackett, Indianapolis, 1987.

Kauffman, Stuart, "Antichaos and Adaptation", Scientific American, August 1991.

Kauffman, Stuart, The Origins of Order, Oxford University Press, New York, 1993.

Kelley, Kevin (Ed.), The Home Planet, Addison-Wesley, New York, 1988.

Koestler, Arthur, The Ghost in the Machine, Hutchinson, London, 1967.

Konigswieser,Roswita,and Christian Lutz (Eds.), Das Systemisch Evolutionare Management, Orac, Vienna, 1992.

Kuhn, Thomas S., The Structure of Scientific Revolutions, University of Chicago Press, 1962.

Laszlo, Ervin, Evolution, Shambala, Boston, 1987.

Lilienfeld, Robert, The Rise of Systems Theory, John Wiley, New York, 1978.

Lincoln, R.J. et al., A Dictionary of Ecology, Cambrige University Press, 1982.

Lorenz, Edward N., "Deterministic Nonperiodic Flow", Journal of the Atmospheric Sciences, Vol.20, pp.130-41,1963.

Lovelock, James, "Gaia as seen through the atmosphere", Atmospheric Environment, Vol.6, p.579,1972.

Lovelock, James, Gaia, Oxford University Press, 1979.

Lovelock, James, Healing Gaia, Harmony Books, New York, 1991.

Lovelock, James, and Lynn Margulis, "Biological Modulation of the Earth's Atmosphere", Icarus, Vol.21, 1974.

Luhmann, Niklas," The Autopoiesis of Social Systems", in Niklas Luhmann, Essays on Self-Reference, Columbia University Press, New York, 1990.

Luisi, Pier Luigi, and Francisco J. Varela, "Self-Replicating Micelles — A Chemical Version of a Minimal Autopoietic System", Origins of Life and Evolution of the Biosphere, 19,633-43,1989.

Macy, Joanna, World As Lover, World As Self, Parallax Press, Berkeley, Cal., 1991.

Mandelbrot, Benoit, The Fractial Geometry of Nature, Freeman, New York, 1983; first French edition published in 1975.

Mander, Jerry, In the Absence of the Sacred, Sierra Club Books, San Francisco, 1991.

Maren-Grisebach, Manon, Philosophic der Grunen, Olzog, Munchen, 1982.

Margulis, Lynn, "Gaia: The Living Earth", Dialogue with Fritjof Capra, The Elmwood News Letter, Berkley, California, Vol.5, No.2,1989.

Margulis, Lynn, Symbiosis in Cell Evolution, Second Edition, Freeman, San Francisco, 1993.

Margulis, Lynn, "Gaia is a Tough Bitch", in John Brockmann, The Third Culture, Simon & Schuster, New York, 1995.

Margulis, Lynn and Dorion Sagan, Microcosmos, Summit, New York, 1986.

Margulis, Lynn and Dorion Sagan, What is Life?, Simon & Schuster, New York, 1995.

Margulis, Lynn, Karlene Schwartz, and Michael Dolan, The Illustrated Five Kingdoms, Harper Collins, New York, 1994.

Mattessich, Richard, "The Systems Approach: Its Variety of Aspects", General Systems, Vol.28, pp.29-40, 1983-84.

Maturana, Humberto, "Biology of Cognition", published originally in 1970; reprinted in Maturana and Varela (1980).

Maturana, Humberto," Reality: The search for objectivity or the quest for a compelling argument", Irish Journal of Psychology, Vol.9, pp.25-82,1988.

Maturana, Humberto, and Francisco Varela, "Autopoiesis: The Organisation of the Living", published originally under the title De Maquinas у Seres Vivos, Editional Universitaria, Santiago, Chile, 1972; reprinted in Maturana and Varela (1980).

Maturana, Humberto, and Francisco Varela, Autopoiesis and Cognition, D. Reidel, Dordrecht, Holland, 1980.

Maturana, Humberto, and Francisco Varela, The Tree of Knowledge, Shambala, Boston, 1987.

Mayurama, Magoroh, "The Second Cybernetics", American Scientist, Vol.51, pp. 164-79,1963.

McCulloch Warren S. and Walter H. Pitts, "A logical calculus of the ideas immananet in nervous activity", Bull, of Math. Boiphysics, Vol.5, p.l 15,1943.

Mingers, John, Self-Producing Systems, Plenum, New York, 1995.

Merchant, Carolyn, The Death of Nature, Harper & Row, New York, 1980.

Merchant, Carolyn (Ed.), Ecology, Humanities Press, New Jersey, 1994.

Mosekilde, Erik, Javier Aracil, and Peter M. Allen, "Instabilities and chaos in nonlinear dynamic systems", System Dynamics Review, Vol.4, pp. 14-55,1988.

Neumann, John von, Theory of Self-Reproducing Automata, edited and completed by Arthur W. Burks, University oo Illinois Press, 1966.

Noble, Douglas D. (1993), "The regime of technology in education", in Holistic Education Review, 1993.

Odum, Eugene, Fundamentals of Ecology, Saunders, Philadelphia, 1953.

Orr, David, Ecological Literacy, State University of New York Press, 1992.

Paslack, Rainer, Urgeschichte der Selbstorganisation.Vieweg, Braunschweig, Germany, 1991.

Patten, B.C., "Network Ecology", in M. Higashi, and T.P. Burns, theoretical studies of ecosystems: the network perspective, Cambrige University Press, New York, 1991.

Peitgen, Heinz-Otto, and Peter Richter, The Beauty of Fractals, Springer, New York, 1986.

Peitgen, Heinz-Otto, Hartmut Jurgens, Dietmar Saupe, and C. Zahlten, "Fractals: An Animated Discussion", VHS/Color/63 Minutes, Freeman, New York, 1990.

Pert, Candace, Michael Ruff, Richard Weber, and Miles Herkenham, "Neuropeptides and Their Receptors: A Psychomatic Network", The Journal of Immunology, Vol.135, pp.820-26,1985.

Pert, Candace, Presentation at Elmwood Symposium, "Healing Ourselves and Our Society", Boston, December 9,1989 (unpublished).

Pert, Candace, "Peptide T: A New Therapy for AIDS", Elmwood Symposium with Candace Pert, San Francisco, November 5,1992 (unpublished); audiotapes available from Advanced Peptides Inc.

Pert, Candace, "The Chemical Communicators", interview in Bill Moyers, Healing at the Mind, Doub-leday, 1993.

Pert, Candace, "Neuropeptides, AIDS, and the Science of Mind-Body Healing", interview in Alternative Therapies, Vol.1,No.3,1995.

Postman, Neil, Technopoly, Knopf, New York, 1992.

Prigorine, Ilya," Dissipative structures in chemical systems", in Claessons (ed.), Fast Reaction and Primary Processes in Chemical Kinetics, New York, 1967.

Prigorine, Ilya, From Being to Becoming, Freeman, San Francisco, 1980.

Prigorine, Ilya, "The Philosophy of Instability", Futures 21,4, pp.396-400,1989.

Prigorine, Ilya, and Paul Glansdorff, Thermodynamic Theory of Structure, Stability and Fluctuactions, New York, 1971.

Prigorine, Ilya, and Isabelle Stengers, Order out of Chaos, Bantam, New York, 1984.

Revonsuo, Antti, and Matti Kamppinen (Ed.), Consciousness in Philosophy and Cognitive Neuroscience, Lawrence Erlbaum, Hillsdale, New Jersey, 1994.

Ricklefs, Robert E., Ecology, third edition, Freeman, New York, 1990.

Roszak, Theodore, The Voice of the Earth, Simon & Schuster, NY, 1992.

Roszak, Theodore, The Cult of Information, UC Press, Berkley, 1994.

Sachs, Aaron, "Humboldt's Legacy and the Restoration of Science", World Watch, March/April 1995.

Schmidt, Siegfrid (Ed.), Der Diskurs des Radikalen Konstructivismus, Suhrkamp, Frankfurt,Germany, 1987.

Schneider, Stephen, and Penelope Boston (Eds.), Scientist on Gaia, MIT Press, 1991.

Sheldrake, Rupert, A New Science of Life, Tarcher, Los Angeles, 1981.

Sloan, Douglas, (Ed.), The Computer in Education: A Critical Perspective. Teacher College Press, New York, 1985.

Spetnak, Charlene, Lost Godesses of Early Greece, Moon Boob, 1978.

Spetnak, Charlene, "An Introduction to Ecofeminism", Bucknell Review, (???), 1993.

Stewart, Ian, Does God Play Dice?, Blackwell, Cambrige, Mass., 1989.

Thomas, Lewis, The Lives of a Cell, Bantam, New York, 1975.

tfodcull, Jakob von, Umwelt und Innenwelt der Tiere, Springer, Berlin, 1909.

Ulrich, Hans, Management, Haupt, Bern, Switzerland, 1984.

Varela, Francisco," Describing the logic of the living: The adequacy and limitations of the idea ofautopoiesis", in Milan Zeleny (Ed.), Autopoiesis: A Theory of Living Organisation, North Holland, NewYork, 1981; pp.36-48.

Varela, Francisco, Humberto Maturana, and Richardo Uribe, "Autopoiesis: the Organisation of Living Systems, its Characterization and a Model", BioSystems 5,187-96,1974.

Varela, Francisco, and Antonio Coutinho, "Immunoknowlege", in J. Brockman (Ed.), Doing Science, Prentice-Hall, New York, 1991a. Varela, Francisco, and Antonio Coutinho, "Second Generation immune networks", Immunology Today, Vol. 12, pp. 159-166,1991b.

Varela, Francisco, Evan Thompson, and Eleanor Rosch, The Embodied Mind, MIT Press, Cambrige, Mass., 1991.

Varela, Francisco, "Resonant Cell Assemblies", Biological Research, 28,81— 95,1995.

Vernadsky, Vladimir, The Biosphere, published originally in 1926; reprinted U.S. edition by Synergetic Press, Oracle, Arisona, 1986.

Walde, Peter, Roger Wick, Massimo Fresta, Annarosa Mangone, and Piere Luigi Luisi, "Autopoietic Self-Reproduction of Fatty Acid Vesicles", Journal of the American Chemical Society, 116, 11649-54, 1994.

Webster, G., and B.C. Goodwin, "The origin of species: a structural approach", Journal of Social and Biological Structures, Vol.5, pp.15-47,1982.

Weizenbaum, Joseph, Computer Power and Human Reason, Freeman, New York, 1976.

Weinhandl, Ferdinand (Ed.), Gestalthaftes Sehen, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt, 1960.

Whitehead, Alfred North, Porcess and Reallity, Macmillan, New York, 1929.

Wiener, Norbert, Cybernetics, MIT Press, 1948; reprinted 1961.

Wiener, Norbert, The Human Use of Human Beings, Houghton Mifffin, New York, 1950.

Windelband, Wilhelm, A History of Philosophy, Macmillan, New York, 1901.

Winograd, Terry, and Fernando Flores, Understanding Computers and Cognition, Addison-Wesley, New York, 1991.

Yovits, Marshall С and Scott Cameron (Eds.), Self-Organising Systems, Pergamon, New York, 1959.

Yovits, Marshall C, George Jacobi, and Gordon Goldstein (Eds.), Self- Organising Systems, Spartan Books, 1962.

 

www.e-puzzle.ru


[1] У всех высших приматов, то есть у всех обезьян, включая таких примитивных, как мармозетки или капуцины (не говоря уже об узконосых обезьянах), нет сезонности размножения — то есть в этом отношении они не отличаются от людей. — Прим. ред.


[1] Цитируется по Judson (1979), pp. 209, 220.

[2] Один из самых авторитетных источников — регулярные годовые отчеты State
of the World, публикуемые Worldwatch Institute в Вашингтоне, окр. Колумбия.
Другие великолепные отчеты можно найти в Hawken(1993) и Gore(1992).

[3] Brown (1981).

[4] См. Сарга(1975).

[5] Kuhn(1962).

[6] См. Сарга(1982).

[7] Сарга(1986).

[8] См. Devall and Sessions (1985).

[9] См. Capra and Steindl Rast (1991)

[10] Arne Naess, цитируется по Devall and Sessions (1985), p. 74.

[11] Cm. Merchant (1994), Fox (1989)

[12] Cм.Bookchin(1981).

[13] Eisler(1987).

[14] См. Merchant (1980).

[15] Cm. Spretnak (1978,1993).

[16] См. Capra (1982), p. 43.

[17] См. ниже, с. 50.

[18] Arne Naess, цитируется по Fox (1990), p. 217.

[19] Cm. Fox (1990), pp. 246-7.

[20] Macy(1991).

[21] Fox (1990).

[22] Roszak(1992).

[23] Цитируется по Capra (1982), p. 55.

[24] Batesou(l 979), pp. 89ff. Об исторических и философских контекстах концепции ментального процесса, предложенной Бэйтсоном, см. выше, с. 190 и далее, с. 294 и далее.

[25] Bateson(1979),p. 29.

[26] Там же, р. 99.

[27] Там же, р. 101.

[28] См. выше, с. 310— 311.

[29] Bateson(1979),p. 128.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: