дом Губина на Петровке, 25




 

Имеет аналогичную планировку - основной жилой дом и флигели расположены на одной оси по красной линии улицы. Тоже 3-этажный главный дом с 6-колонным портиком и 2-этажные боковые флигели. Но боковые части главного дома решены иначе – они понижены, в их оформлении использован мотив триумфальной арки и изящные рельефы.

в настоящее время здание принадлежит Московскому музею современного искусства, здесь тоже сохранился целый ряд интерьеров.

Дом Талызина - ныне музей архитектуры.

Второй тип городской усадьбы у Казакова – усадебная композиция с двором-курдонером, когда на красную линию улицы вынесены только флигели, а главный усадебный дом располагается в глубине двора.

- дом Барышникова на Мясницкой, 42, строительство 1793-1802

Здание имеет П-образную форму, центральная часть украшена коринфским портиком, сохранилась отделка интерьеров.

С легкой руки Казакова для московской усадьбы с конца 18 века обязателен ордерный портик!

Сейчас здесь находится редакция АИФ.

 

 

Храмы-ротонды Казакова

Казаков использовал мотив ротонды везде – от парадных залов жилых домов до храмов.

церковь св. Филиппа митрополита (1777-1788)

Церковь построена на месте встречи царём Алексеем Михайловичем мощей святителя Филиппа при перенесении их из Соловецкого монастыря в Москву. Казаков пристроил церковь-ротонду к более ранним трапезной и колокольне 1750—1752 годов. Это была первая церковь-ротонда у Казакова.

Здание храма представляет собой массивный 2-этажный цилиндрический объем с прямоугольной алтарной апсидой. С севера и юга расположены легкие 4-колонные ионические портики-входы.

Церковь увенчана куполом на цилиндрическом барабане и изящным бельведером в виде сквозной ионической колоннады – некоторое несоответствие.

Внутри церкви с одной стороны (с запада) расположено полукольцо из 4-х больших ионических колонн, а с другой (с востока) - полукольцо из малых колонн и пилястр коринфского ордера. Такая сложность устройства внутреннего пространства, равно как и чрезмерное изобилие декора в интерьере уже не встречаются в более поздних постройках Казакова. Лепной декор храма близок декору круглого зала Сената

2-ярусная церковь-ротонда, в нижнем ярусе окруженная ионической колоннадой. Ротонда перекрыта куполом, прорезанным окнами-люкарнами и увенчанным изящным фонарем. К храму примыкает трапезная и 3-ярусная колокольня со шпилем.

все детали проработаны с величайшим изяществом.

Голицынская больница (1796-1801)

Наиболее полно принципы высокого классицизма воплотились в здании Голицынской больницы с церковью св благоверного царевича Димитрия.



 

11230, 11250 – построена на средства, завещанные князем Димитрием Голицыным (1721-1793), русского дипломата, бывшего русским послом в Париже, а затем в Вене. Голицын был известен как благотворитель, меценат и покровитель изящных искусств.

Князь Дмитрий Михайлович, в продолжение 30 лет, стяжал себе в Вене любовь всеобщую. Милостивый ко всем бедным вообще, он особенно покровительствовал ученым и художникам и, содействуя их занятиям, вниманием, словом, делом, доставлял обществу полезные плоды трудов их, а себе высокое нравственное наслаждение, к которому доступны одни люди доброжелательные.

Был почетным членом АХ в Венеции и в Вене.

Т как детей князь Голицын не имел, то завещал значительные средства для устройства в Москве больницы. С 1751 Димитрий Голицын был женат на светлейшей княжне Екатерине Кантемир (1720-1761).

Дмитрий Михайлович пережил супругу более чем на 30 лет. В память о единственной любимой он завещал построить в Москве больницу для бедных, Голицынскую больницу (в начале XX века она вошла в состав Первой Градской больницы).

Здание больницы имеет П-образный план (по образцу городской усадьбы) с флигелями, вынесенными на красную линию улицы и главным зданием в глубине двора-курдонера. Линия фасада сильно растянута, весь ансамбль раскрыт навстречу улице. И сам главный 3-этажный корпус имеет большую протяженность, в центре его находится главная архитектурная доминанта ансамбля - церковь-ротонда, увенчанная куполом. Центр отмечен величественным и мощным 6-колонным тосканским портиком, поднятым на уровень 2-го этажа. Фасады здания отличаются крайней простотой – только горизонтальные тяги подчеркивают протяженность гладких стен.

план, интерьер, разрез

Самая красивая из ротондальных церквей Казакова.

В интерьере – 2 кольца колонн – внутреннее кольцо составляют большие ионические колонны розового искусственного мрамора, внешнее кольцо – меньшие по размеру коринфские колонны серого искусственного мрамора. Стены украшены росписями в технике гризайля.

Храм перекрыт кессонированным куполом диаметром 17 м, состоящим из 2-х оболочек, с окном-окулюсом, напоминающим купол римского Пантеона.

Церковь всегда считалась образцовой, а ансамбль в целом намечает черты дальнейшего развития русской архитектуры в XIX веке.

Левое и правое крыло – мужское и женское отделения, позади – сад.

Наследие Казакова включает множество графических работ — архитектурных чертежей, гравюр и рисунков, в том числе «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (тушь, перо, 1774—1775; ГНИМА), «Строительство Петровского дворца» (тушь, перо, 1778; ГНИМА). Оставил 12 гравированных альбомов «фасадических планов» Москвы – с лучшими постройками Москвы до пожара 1812.

Казаков проявил себя и как педагог, организовав при Экспедиции кремлёвского строения архитектурную школу; его учениками были такие архитекторы, как И. В. Еготов, А. Н. Бакарев, О. И. Бове и И. Г. Таманский. В 1805 году школа была преобразована в Архитектурное училище.

Список литературы

 

А.Н. Спащанский «Турецкий стиль» в русском искусстве второй половины XVIII века

© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»

https://www.history-gatchina.ru/article/turkey.htm

https://ricolor.org/rz/turzia/tr/cul/4/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: