V. Направленность личности учащегося и специальные способности




К характеристике обязательно прилагаются материалы, полученные через анкеты, беседы, психодиагностические методики и т.п. Без приложений этих материалов характеристики не принимаются, и педпрактика не засчитывается.

Отчетное задание

Примерный объем психолого-педагогической характеристики личности учащегося составляет от 5 до 7 стандартных машинописных страниц (14 шрифтом через 1,5 интервала). На титульном листе – традиционное оформление, как и для рефератов, курсовых, с обязательным указанием фамилии студента, факультета … и фамилии методиста по психологии. Текст сдавать в отдельном (прозрачном) «файле» вместе с протоколами, заполненными бланками, результатами обработки. В тексте характеристики обязательно должны быть в обобщенном виде представлены и проинтерпретированы результаты психологической диагностики. Для качественного выполнения задания рекомендуется провести не менее двух психодиагностических методик. Особое внимание следует обратить на освещение последнего пункта характеристики, т.е. на психологические выводы о достоинствах и недостатках формирую­щейся личности учащегося и конкретные педагогические рекомендации относительно воспитательной работы с ним. Следует помнить, что психологическое изучение личности выполняется с педагогическими целями.

 

 

Примерная схема изучения личности

исоставления психолого-педагогической характеристики учащегося

 

I. Общие данные

Фамилия, имя. Дата рождения. Класс. Общее физическое развитие. Состояние здоровья. Условия жизни в семье. Правильность основной ли­нии семейного воспитания.

II. Учебная деятельность

1. Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково или неодинаково успевает по разным предметам).

2. Общее умственное развитие (кругозор, начитан­ность).

3. Развитие речи (запас слов, образность, эмоцио­нальность речи, умение выразить свою мысль письменно и устно).

4. Способность к учению:

а) особенности внимания (степень развития произ­вольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению);

б) осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления;

в) уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти (заучивает механически или ос­мысленно, владеет ли приемами преднамеренного запо­минания, какова быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения, индивидуальные особенности памяти);

г) развитие мышления (отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли срав­нивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быст­ро ли находит пути решения);

д) развитие воображения.

5. Старательность в учебной работе.

6. Интерес к занятиям и отношение к учению (с ин­тересом или без интереса учится, к каким учебным пред­метам проявляет интерес, отношение к отметке, отно­шение к похвале или порицанию учителя и родителей, основной мотив учебной деятельности).

7. Умение учиться (соблюдение режима дня, органи­зованность, умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать себя, состав­лять планы, конспекты и пр.).

III. Трудовая деятельность (уроки труда, общественно полезный труд в школе и дома)

1. Отношение к труду (уважает ли труд или относит­ся к нему пренебрежительно, заинтересован ли в общест­венной пользе своего труда, любит ли трудиться и что именно его привлекает - процесс работы, сделанная вещь или овладение навыком работы).

2. Имеет ли трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает?

3. Организованность и дисциплинированность в труде.

4. Есть ли привычка к длительным трудовым уси­лиям?

5. Какие виды труда предпочитает?

IV. Общественная деятельность и ак­тивность

1. Отношение к общественной жизни коллектива (дорожит ею, равнодушен, относится отрицательно).

2. Интерес к общественной жизни страны (читает ли газеты, слушает ли радио, обсуждает ли общественные события с учителями и одноклассниками).

3. Какие общественные обязанности имеет (постоян­ные, эпизодические, никаких не имеет) и как их выпол­няет?

V. Направленность личности учащегося и специальные способности

1. Интересы (перечислить все, чем интересуется уча­щийся: техника, рисование, музыка, спорт, коллекцио­нирование и т. д., отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности, если учащийся не про­сто проявляет интерес к какой-нибудь области знаний и деятельности, но серьезно ею занимается; подробно ос­ветить интерес к чтению, любит ли читать и что чи­тает – художественную, научно-популярную или преи­мущественно развлекательную литературу).

2. Отметить, есть ли особые способности к какой-ли­бо деятельности (музыке, рисованию, артистические способности и т. д.), в чем они проявляются?

3. О чем мечтает, и что намеревается делать в буду­щем (отметить в характеристике воспитанников, начи­ная с VI класса).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: