К характеристике обязательно прилагаются материалы, полученные через анкеты, беседы, психодиагностические методики и т.п. Без приложений этих материалов характеристики не принимаются, и педпрактика не засчитывается.
Отчетное задание
Примерный объем психолого-педагогической характеристики личности учащегося составляет от 5 до 7 стандартных машинописных страниц (14 шрифтом через 1,5 интервала). На титульном листе – традиционное оформление, как и для рефератов, курсовых, с обязательным указанием фамилии студента, факультета … и фамилии методиста по психологии. Текст сдавать в отдельном (прозрачном) «файле» вместе с протоколами, заполненными бланками, результатами обработки. В тексте характеристики обязательно должны быть в обобщенном виде представлены и проинтерпретированы результаты психологической диагностики. Для качественного выполнения задания рекомендуется провести не менее двух психодиагностических методик. Особое внимание следует обратить на освещение последнего пункта характеристики, т.е. на психологические выводы о достоинствах и недостатках формирующейся личности учащегося и конкретные педагогические рекомендации относительно воспитательной работы с ним. Следует помнить, что психологическое изучение личности выполняется с педагогическими целями.
Примерная схема изучения личности
исоставления психолого-педагогической характеристики учащегося
I. Общие данные
Фамилия, имя. Дата рождения. Класс. Общее физическое развитие. Состояние здоровья. Условия жизни в семье. Правильность основной линии семейного воспитания.
II. Учебная деятельность
1. Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково или неодинаково успевает по разным предметам).
2. Общее умственное развитие (кругозор, начитанность).
3. Развитие речи (запас слов, образность, эмоциональность речи, умение выразить свою мысль письменно и устно).
4. Способность к учению:
а) особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению);
б) осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления;
в) уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти (заучивает механически или осмысленно, владеет ли приемами преднамеренного запоминания, какова быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения, индивидуальные особенности памяти);
г) развитие мышления (отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения);
д) развитие воображения.
5. Старательность в учебной работе.
6. Интерес к занятиям и отношение к учению (с интересом или без интереса учится, к каким учебным предметам проявляет интерес, отношение к отметке, отношение к похвале или порицанию учителя и родителей, основной мотив учебной деятельности).
7. Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и пр.).
III. Трудовая деятельность (уроки труда, общественно полезный труд в школе и дома)
1. Отношение к труду (уважает ли труд или относится к нему пренебрежительно, заинтересован ли в общественной пользе своего труда, любит ли трудиться и что именно его привлекает - процесс работы, сделанная вещь или овладение навыком работы).
2. Имеет ли трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает?
3. Организованность и дисциплинированность в труде.
4. Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям?
5. Какие виды труда предпочитает?
IV. Общественная деятельность и активность
1. Отношение к общественной жизни коллектива (дорожит ею, равнодушен, относится отрицательно).
2. Интерес к общественной жизни страны (читает ли газеты, слушает ли радио, обсуждает ли общественные события с учителями и одноклассниками).
3. Какие общественные обязанности имеет (постоянные, эпизодические, никаких не имеет) и как их выполняет?
V. Направленность личности учащегося и специальные способности
1. Интересы (перечислить все, чем интересуется учащийся: техника, рисование, музыка, спорт, коллекционирование и т. д., отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности, если учащийся не просто проявляет интерес к какой-нибудь области знаний и деятельности, но серьезно ею занимается; подробно осветить интерес к чтению, любит ли читать и что читает – художественную, научно-популярную или преимущественно развлекательную литературу).
2. Отметить, есть ли особые способности к какой-либо деятельности (музыке, рисованию, артистические способности и т. д.), в чем они проявляются?
3. О чем мечтает, и что намеревается делать в будущем (отметить в характеристике воспитанников, начиная с VI класса).