Разработка технологической дорожной карты




Процесс создания технологической дорожной карты включает в себя три фазы. Первая фаза – подготовительная, обеспечивает все необходимое для создания дорожной карты. Вторая – собственно разработка дорожной карты. Третья – внедрение и мониторинг.

Первая, подготовительная фаза включает в себя следующие этапы:

1.1. Исследование целевой отрасли. Включает в себя оценку состояния рынка, возможных направлений технологического развития, необходимых компетенций, уровня конкурентоспособности, основных игроков и т.д. Такое исследование является основой для последующей работы.

1.2. Переговоры с правительственными ведомствами. В процесс разработки дорожной карты обычно так или иначе вовлечены несколько ведомств. Перед началом работ, координирующая структура должна провести переговоры со всеми правительственными структурами – участниками процесса.

1.3. Переговоры с представителями отрасли. В первую очередь, необходимо провести переговоры с представителями отраслевой ассоциации или иной структурой, представляющей ее интересы и способной выступить координатором и лидером процесса. В ходе переговоров, следует получить дополнительную информацию об отрасли, выяснить, какие предприятия отрасли особенно интересует работа по дорожной карте, обсудить вопросы финансирования работ и участие в них предприятий отрасли.

1.4. Выбор предприятия или компании – лидера отрасли. Формирование компании – лидера- сложное и затратное дело, но наличие лидера, заинтересованного в результатах дорожной карты и готового вкладываться в ее разработку, значительно упрощает процесс.

1.5. Сформировать рабочий комитет по выработке дорожной карты. В него могут входить представители различных отраслей (основной, ее клиентов и поставщиков), правительства, экспертного сообщества. В задачу комитета входит управление процессом разработки дорожной карты.

1.6. Сформировать подкомитеты и рабочие группы. В их число могут входить следующие: комитет по развитию технологий (которому подчиняется несколько соответствующих рабочих групп), комитет по реализации дорожной карты, координационный и организационный комитеты, и т.д.

1.7. Разработать видение для отрасли, содержащее в себе цели и задачи разработки дорожной карты. Этот документ должен формулировать, какие технологии и продукты отрасль должна создать, чтобы достичь желаемого результата.

1.8. Определить границы и временной горизонт дорожной карты.

1.9. Оценить временные и финансовые затраты на разработку дорожной карты. Опыт западных стран показывает, что стоимость разработки подобного документа составляет порядка 200-250 тысяч долларов.

1.10. Разработать проект и план-график работы над дорожной картой. Они послужат руководящими документами для участников процесса, чтобы они знали, что, как, для чего и в какой последовательности следует делать.

Вторая фаза работ – непосредственно разработка самой дорожной карты. По содержанию, данная фаза представляет собой оценку того, какие технологии и ресурсы потребуются, где и как их достать или создать, каковы могут быть альтернативы, и как выстроить деятельность в желаемом направлении. Фаза работ включает в себя:

2.1. Детализация целей и задач разработки дорожной карты. Общие цели и задачи, поставленные на предварительном этапе, следует детализировать и уточнить.

2.2. Описание отрасли и потребностей ее клиентов в определенной точке будущего. Работа начинается с описания современной ситуации, основных продуктов, услуг, клиентов, поставщиков, материалов. Затем, на основании прогнозов рынка, делается описание будущей ситуации. Работа носит творческий характер.

2.3 Выделить продукты или технологии, которые будут в фокусе работы. Этот этап – самый важный, поскольку требует согласованной позиции всех участников работы. Для их выявления можно, к примеру, провести предварительную процедуру сценирования.

2.4. Выделить критически важные характеристики будущей системы (продукта или технологии), с которой предстоит работать. Дорожная карта будет направлена на улучшение этих характеристик.

2.5. Уточнить основные направления и области технологического развития, которые будут изучаться. Развитие в этих областях должно улучшать выделенные ранее характеристики продуктов и технологий.

2.6. Указать, когда отрасли потребуются соответствующие технологии. В зависимости от области работы, соответствующий период может наступить как через 5, так и через 50 лет. Выделение соответствующего временного горизонта позволит отрасли определить, когда будет необходимо начать планирование, подготовительные работы, исследования и т.д.

2.7. Выделить основные драйверы технологического развития. Здесь важны не столько движущие силы самих технологий, сколько факторы, влияющие на принятие решений об их развитии. Для каждого фактора, следует указать ту характеристику системы (продукта или технологии), на которую он оказывает влияние.

2.8. Выделить варианты технологического развития и прописать таймлайны их развития. Речь идет о выявлении различных технологических путей, ведущих к достижению поставленных целей улучшения набора характеристик продукта или услуги. Одна цель может потребовать нескольких технологий или одна технология может влиять на несколько характеристик системы. Если необходимых технологий не выявляется или их недостаточно, значит, существует пространство для исследовательской работы. Если технологий слишком много, дорожная карта должна включить в себя точки принятия решений о предпочтительной технологии.

2.9. Указать предпочтительные направления технологического развития. Это решение должно быть взвешенным и учитывать не только краткосрочные задачи. К примеру, некая технология может быть дорогой и сложной для поставленных задач, но в будущем оказать существенное влияние на весь рынок или отрасль.

2.10. Определить, какие навыки и знания потребуются в будущем сотрудникам отрасли для применения новых технологий. Также следует обдумать и выделить, откуда и каким образом соответствующие знания будут получены.

2.11. Написание текста отчета по дорожной карте. Включает в себя сведение в единый текст отчетов рабочих групп.

 

Третья, финальная фаза работы по дорожной карте включает в себя рефлексию и критику прошлых этапов, разработку плана реализации дорожной карты и процедуры отслеживания результатов.

 


[1] Здесь и далее рисунки из UNIDO Technology Foresight Manual, vol.1, 2005



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: