Понятия «норма» и «отклонение» в отношении поведения детей подросткового возраста. Виды отклоняющего поведения, явные и скрытые признаки отклонений.




Напряженная социально-экономическая, экологическая и идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Для современной молодежи характерна прогрессирующая отчужденность, духовная опустошенность, стремление к материальному обогащению без учета средств достижения этой цели, жестокость, цинизм, проявления агрессии.

Педагогу часто приходиться иметь дело с детьми, которые значительно отличаются (со знаком минус) от других детей. Просьба к психологу «как – то воздействовать» на того или иного «трудного» школьника – одна из наиболее частых со стороны учителей и родителей. При этом в категорию «трудных» попадают самые разные школьники: неуспевающие, недисциплинированные, дети с разного рода нервными и психическими расстройствами, подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, наконец, просто дети из так называемых неблагополучных семей.

Понятие норма является исходным для изучения любых девиаций. В переводе с латинского языка «норма»- правило, образец, предписание. Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации.

 

Норма выполняет функцию контроля со стороны общества, информирует, позволяет оценить поведение, прогнозировать его. Как бы ни относились к ним люди, нормы существуют и непрерывно действуют.

Поскольку, по определению, отклоняющееся поведение - это поведение, отклоняющееся от социальной нормы, то последние заслуживают специального рассмотрения.

Все виды поведенческих отклонений можно разделить на две группы:

· патологические формы, вызванные поражением ЦНС, отклонениями в психике и т.д.

· непатологические формы отклонений в поведении, возникающие по различным причинам.

Особую озабоченность вызывают дети с так называемым – отклоняющимся (девиантным) поведением (от латинского deviatio – отклонение). Краткий психологический словарь дает следующую его трактовку: «Отклоняющееся поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды отклоняющегося поведения – преступность и уголовно не наказуемое (не противоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство, стяжательство, распущенность в сфере сексуальных отношений и другое и пр.).

В психологии поступок рассматривается как сознательное действие, как акт нравственного самоопределения человека, в которых он утверждает себя как «Я» в своем отношении к другому человеку, к самому себе.

Наряду с нравственно положительными действиями существуют и отрицательные, аморальные действия или проступки, которые представляют собой нарушение правил этики, моральных норм. С юридической точки зрения проступок – это посягательство на государственный или общий порядок, на права и свободы граждан, на различные формы собственности.

Девиантное поведение подростка может проявляться в нескольких плоскостях:

· как особенности отдельных психических процессов (повышенная подвижность нервных процессов или их заторможенность; их устойчивость или слабость: сосредоточенность или рассеянность);

· как социально обусловленные качества личности и черты характера (неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, лживость, драчливость, грубость, агрессивность, жестокость);

· как низкая общая культура, негативное отношение к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям (неопрятность, бестактность, равнодушие, прогулы, уход из дома, школы, бродяжничество, конфликты со сверстниками…)

· как вредные привычки (алкоголизм, наркомания, табакокурение, проституция и.т.д.).

В педагогической практике учителю каждый день приходится сталкиваться с разными видами отклонений в поведении. Как правило, это различные формы девиантного поведения, которые включают в себя нарушения учащимися норм поведения, устава школы, правил этикета и морали (за исключением случаев делинквентного поведения). Например, пропуски уроков, курение на территории школы, нарушение дисциплины на уроке, грубое отношение со сверстниками и педагогами и другие.

Девиантное поведение регулируется санкциями, т. е., реакциями окружающих на те или иные поступки. Санкции бывают позитивными и негативными, формальными и неформальными. Например, к числу формальных позитивных санкций относят объявление благодарности, награждение грамотами и подарками и т. п.; формальных негативных – выговоры, штрафы. К неформальным позитивным санкциям относят улыбку, похвалу, одобрение, а к негативным – неодобрение, приглашение родителей в школу и другие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: