Франсуа Эвальд, Алессандро Фонтана 12 глава




Выйти самостоятельно из stultitia, коль скоро она и опреде­ляется этим нс-отношением к себе самому, индивиду не по си­лам. Конституирование себя, как объекта, притягательного для воления, могущего стать его предметом, свободно избранной, абсолютной, неизменной целью, осуществимо только при по­средничестве кого-то другого. На пути от stultus к sapiens без другого не обойтись. Или скажу так, без вмешательства друго­го никак не преодолеть расстояния, разделяющего того, кто не волит собственного «сам», и того, кто поставил себя господи­ном над собой, может владеть собой, нравиться себе — для че­го и нужна sapicntia. Ибо по своему складу, если угодно, свойственное stultitia желание не может быть желанием заботы о себе. Забота о себе, следовательно, как вы в том убедились, обязательно требует присутствия, участия, вмешательства другого. Это первое, что я хотел бы подчеркнуть в этом не­большом отрывке из начала 52-го письма.

Помимо определения stultitia и ее отношения к желанию, я еще хотел бы обратить внимание на нужду в ком-нибудь дру­гом. Но этот кто-нибудь другой, ясное дело, хотя об этом не очень определенно сказано в отрывке, не воспитатель в при­вычном смысле, обучающий истинам, фактам и принципам. Ясно также, что это не учитель памяти. В тексте не говорится, что именно он делает, но выражения, которые там употребля­ются, для того чтобы определить его действия или, вернее, дать понять, чем он занимается, очень характерны. Там есть выра­жение porrigcrc manum (протягивать руку), есть выражение oportet еducat. Простите, по немного грамматики: educat, это,

 

 

конечно, повелительное наклонение. Стало быть, не — educare (воспитывать), а — educere — выводить, брать за руку и выво­дить. Как видите, это вовсе не обучение или образование в тра­диционном смысле слова, передача некоторых теоретических знаний или практических навыков. Скорее, это некоторое воз­действие, оказываемое на того, кому протягивают руку, чтобы вывести из определенного положения, помочь поменять ста­тус, образ жизни, способ быть, в которых он <...>. Это что-то вроде вмешательства в сам способ быть субъектом, это не про­сто передача какого-то знания, которое займет место незнания и заменит его собой.

И теперь встает такой вопрос: что это за действие, осущест­вляемое другим и без которого субъект не может себя консти­туировать? Каким образом это вмешательство другого вписывается в заботу о себе в качестве ее необходимой состав­ной части? Что это за протянутая рука, что это за «выведение» (eduction), которое — уже не «образование» (education), но что-то иное или что-то помимо образования? Так вот, вы хоро­шо представляете себе этого посредника, который не заставля­ет себя ждать, специалиста по налаживанию отношений субъекта с самим собой, по установлению этих отношений; ко­нечно же, вы его хорошо знаете. Он является сам, бесцеремон­но и шумно, объявляет, что он и только он один в состоянии осуществить посредничество и обеспечить переход от stultitia к sapientia. Он заявляет, что только он может сделать так, чтобы человек смог водить самого себя и чтобы, в конце концов, он смог достичь самого себя, смог бы осуществлять над собой су­веренитет и достиг бы в этом отношении к себе полноты своего счастья. Этот незамедливший явиться специалист своего дела, конечно, философ. Философ, стало быть, — это такой вот спе­циалист. И с этой идеей вы встретитесь во всех философских школах, какими бы они ни были. Возьмите эпикурейцев. Эпи­кур сам говорил, что только философ способен направлять Других. '4 Другой текст — подобных ему десятки — стоика Мусония; там говорится: «Философ — это тот, кто в том, что каса­ется вещей, подобающих людям по природе, признан всеми hegemon'oM (тем, кто ведет за собой)».15 И затем, конечно, упо­мянем Диона из Прусы, этого древнего ритора, так не любив­шего философов, но обратившегося в философию после того,

 

 

как он какое-то время жил на манер киников, и явившего в своем образе мыслей ряд черт, весьма характерных для кинической философии. Дион из Прусы, а это I—II век, говорит: у философов-то и нужно испрашивать совета, как поступить; лишь советуясь с философом можно решить, жениться или нет, заняться ли политикой, учредить царское правление, демокра­тию или какую другую форму правления.16 Как видите, в этом высказывании Диона из Прусы полномочия философа распро­страняются не только на отношение индивида к себе, но на лю­бую сторону его жизни. У философов нужно спрашивать, как следует себя вести, философы говорят не только, как должно вести себя, но и как водительствовать другими, ведь это они знают, какое правление больше подходит городу, что лучше, монархия или демократия, и т. п. Итак, философ является шум­но, как единственный, кто способен управлять людьми, пра­вить теми, кто правит другими, и учреждать, таким образом, общую практику управления на всех возможных уровнях — управления собой и управления другими. Он тот, кто управля­ет теми, кто хочет управлять самими собой, и он тот, кто управ­ляет теми, кто управляет другими. Здесь, я полагаю, находится исходный пункт расхождения философии и риторики, многое объясняющий в том, как оно случилось и проявилось в эту эпо­ху.17 Риторика — это арсенал средств и наука о средствах, с по­мощью которых можно воздействовать на других посредством речи. Философия — это совокупность положений (principes) и практик, которые можно иметь в своем распоряжении или пре­доставлять в распоряжение другим для того, чтобы заботиться о себе и о других так, как это следует делать. Но как конкретно, практически, обосновывают философы, объясняет философия собственную незаменимость в учреждении, развитии и упоря­дочении индивидуальной практики себя? Какой инструмента­рий она предлагает? Или, точнее, с помощью каких опосредую­щих институциональных звеньев добивается она того, что фи­лософ своим существованием, действиями, своими советами обеспечит тем, кто его слушает, возможность заниматься со­бой, заботиться о себе самих и, в конце концов, достигать по­ставленной перед собой цели, каковая есть они сами?

Я думаю, существуют две крупные институциональные фор­мы, о которых надо сказать несколько слов. Форма, если угодно,

 

 

эллинского типа и римская форма. Эллинская форма — это, ко­нечно, школа, skhole. Школа может быть закрытой, включая общее проживание. Это случай, например, пифагорейских школ.18 Такими были также эпикурейские школы. В эпикурей­ских школах, а впрочем, и в пифагорейских также, духовное руководство играло очень важную роль. Некоторые коммента­торы, в частности Де Витт (De Witt), посвятивший эпикурей­ским школам ряд статей,19 утверждают, что эпикурейская школа имела сложную и очень строгую иерархическую орга­низацию, что было какое-то число избранных, из которых пер­вым, конечно, был мудрец, единственный, не нуждающийся в руководстве — сам Эпикур. Эпикур — это божественный чело­век (theos), исключительность которого, исключительность без всякого исключения, состояла в том, что он один мог сам выйти из не-мудрости (non-sagesse) и обрести мудрость. Но по­мимо этого sophos все остальные нуждаются в руководителях, и Де Витт предлагает следующую их иерархию: philosophoi, philologoi, kathegctai, sunetheis, kataskcuazomenoi и т. д.20; они различаются по положению и обязанностям, причем каждому соответствует своя особая роль в практике управления (одни ру­ководили довольно большими труппами, другие, напротив, име­ли право осуществлять индивидуальное руководство и наставлять индивида, когда тот уже был достаточно подготов­лен в практике себя, без которой не достичь искомого счастья). На самом деле, похоже на то? что эта иерархия, о которой гово­рят Де Витт и другие, была не совсем такой. Существует ряд критических выступлений на эту тему. Вы можете при желании заглянуть в очень интересный том семинаров общества Гильома Воде, посвященный греческому и римскому эпикуреизму.21

Так ли уж обоснована уверенность Де Витта в существова­нии замкнутой, очень сильно институционализованной иерар­хической структуры? В связи с практикой руководства сознанием в школе [эпикурейской] отметим несколько обстоя­тельств. Во-первых, то, о чем говорится в одном важном тек­сте, к которому надо будет вернуться; он принадлежит Филодему22 (эпикуреец, живший в Риме, бывший секретарем Луция Пи юна и написавший текст, от которого, к несчастью, до нас дошли лишь фрагменты под названием «Parrhcsia» — об этом понятии я скажу чуть позже). Из текста Филодема ясно

 

 

видно, что в эпикурейской школе непременно полагалось, что­бы у каждого был hcgemon, наставник, руководитель, обеспе­чивавший индивидуальное руководство. Во-вторых, согласно все тому же тексту Филодема, это индивидуальное руководст­во должно было сообразовываться с двумя принципами. Оно было невозможно, если между партнерами, руководителем и руководимым не возникало взаимной симпатии, не устанавли­вались прочные дружеские отношения. И, кроме того, это ру­ководство подразумевало некоторое особенное качество, некоторый способ общения, я бы сказал, «этику речи», о кото­рой поговорим на следующем часе и которая как раз и называ­ется parrhcsia.:> Parrhesia— это душевная открытость, это признаваемая обоими необходимость ничего не скрывать друг от друга из того, что они думают, необходимость чистосердеч­ного разговора друг с другом. Это еще одно, требующее разра­ботки понятие, о котором, однако, точно известно, что для эпикурейцев оно было, наряду с дружбой, одним из главных условий, одним из фундаментальных этических принципов ру­ководства. И вот в чем еще мы можем быть уверены также бла­годаря тексту Сенеки. В том же самом 52-м письме, которое я только что комментировал, сразу же за отрывком, который я попытался разобрать, заходит речь об эпикурейцах. И Сенека говорит, что для эпикурейцев подопечные делились, по суще­ству, на две категории: тех, кого достаточно вести, потому что они не ощущают в себе никакою внутреннего сопротивления предлагаемому им руководству, и тех, кого нужно тащить си­лой, вытаскивать из их нынешнего состояния по причине непо­датливости их натуры. И Сенека добавляет (и это интересно), что для эпикурейцев эти две категории учеников, руководи­мых, были равны между собой, между ними не было качест­венного различия; одни, по сути дела, были не лучше других и не стояли на более высокой ступеньке, — вес дело заключа­лось, в сущности, в различии способов обращения: нельзя бы­ло руководить одними так же, как и другими, коль скоро само собой разумелось, что по завершении руководства достигнутая добродетель будет одного и того же типа, во всяком случае, од­ного и того же уровня.24

Похоже, что у стоиков практика руководства сознанием не была столь жестко привязана к существованию более или ме-

 

 

нее замкнувшейся на себе группы живущих вместе людей, и, в частности, необходимость дружбы была далеко не столь безу­словной. По речам Эпиктета, записанным Аррианом, можно составить себе представление о том, чем могла быть школа Эпиктета в Никополисе.25 Поначалу создается впечатление, что это не было место совместного проживания, это были про­сто собрания, проводившиеся довольно часто и с соблюдением определенных правил. В 8-й беседе книги II есть небольшой пассаж об учениках, которых посылают по разным делам и с разными поручениями в город, что, несмотря на раздельное проживание, предполагает некоторую форму совместной жиз­ни, я бы сказал, что-то вроде интерната.26 Несомненно, учени­ки в течение дня оставались вместе где-нибудь, скорее всего в городе, и не могли или не могли так уж свободно покидать определенное место. Было несколько категорий учащихся. Прежде всего те, кто посещал занятия регулярно. Постоянные ученики, в свою очередь, делились на две группы. Одни прихо­дили за тем, чтобы так или иначе дополнить свое образование, прежде чем погрузиться в политическую, гражданскую жизнь. <...*> [Эпиктет] также упоминает ситуации, когда им приходи­лось выполнять поручения, представать перед императором, выбирать между лестью и прямотой, а также не бояться обви­нений. Это, стало быть, ученики, которым нужна практика, подготовка к жизни. Судя по всему, как раз такой случай опи­сан в 14-й беседе в книге И, где говорится об одном римлянине, который явился к Эпиктету со своим юным отпрыском. И Эпик­тет тотчас принимается объяснять, как он, Эпиктет, понимает философию, какова, по его мнению, се цель и что такое обуче­ние философии.27 Он знакомит отца с тем типом образования, которое он готов дать его сыну. Затем, если угодно, имелись ученики-стажеры. Это также постоянные ученики, которые приходят не просто для того, чтобы закончить образование и повысить уровень культуры, но которые сами хотят стать фи­лософами. Явно этой категории учеников и адресована 22 бе­седа из книги III — знаменитый портрет киника. Один из gnorimoi (учеников, воспитанников Эпиктета) спрашивает о киниках, вернее, выказывает желание перейти к киническому

 

* Слышно только: «по всей видимости, люди <...> скажем, богатые».

 

 

образу жизни,28 т. е. полностью посвятить себя философии и такой крайней, бескомпромиссной ее форме, как кинизм, ины­ми словами, хочет начать странствовать — отправиться в путь в одеянии философа и, переходя из города в город, задавать людям вопросы, вести беседы, произносить речи, учить их жить, будить от спячки и т. д. И как раз по поводу этого жела­ния одного из его учеников Эпиктет набрасывает свой знаме­нитый портрет киника, изображая киническую жизнь как в высшей степени достойную и в то же время не умаляя трудно­стей и требований аскетизма.

Но есть также другие пассажи, явно относящиеся к теме подготовки будущего профессионального философа. В этом плане школа Эпиктета оказывается чем-то вроде Эколь Нор­маль для философов, где им объясняют, как и что надо делать. Очень интересно рассуждение из 26-й беседы в книге II; это совсем маленькая глава, поделенная на два абзаца, здесь вы найдете в слегка измененном виде старое сократовское поло­жение, часто упоминаемое Эпиктетом, а именно, что, когда по­ступают дурно, имеет место ошибка, ошибка разумения, ума.29 Он говорит, что когда поступают дурно, то на самом деле про­исходит некая makhe: борьба, противоборство в душе того, кто так поступает.30 И борьба эта заключается в следующем: дело в том, что, с одной стороны, поступающий дурно — такой же, как и все: он хочет пользы. Но ему невдомек, что то, что он делает, приносит не пользу, а вред. Например вор, он в точно­сти такой, как и все остальные люди, он ищет пользы для себя. Но он не видит, что воровать вредно. Значит, говорит Эпиктет (в выражениях, по-моему, интересных, на которые стоит обра­тить внимание), когда кто-то совершает подобную ошибку, то это потому, что он полагает истинным что-то такое, что истин­ным не является, и его надо привести к пониманию pikra ana-gke, горькой неизбежности, суровой необходимости отречься от того, что для него — истина.31 Так как же можно раскрыть глаза на эту горькую неизбежность, привести к ее осознанию того, кто совершает такую ошибку и впадает в подобное за­блуждение? Нужно показать ему, что на самом деле он делает то, чего не хочет, и не делает того, чего хочет. Он делает то, че­го не хочет, то есть он делает что-то вредное. И он не делает то­го, что хочет, то есть что-то, как ему казалось, полезное. И тот,

 

 

кто способен раскрыть ему эту makhe, борьбу между тем, что он делает, не желая того, и тем, чего он не делает, хотя и хочет, тот, кто способен показать другому, которым он руководит, в чем заключается эта борьба, этот человек, говорит Эпиктет, deinos en logo (действительно силен, ловок в искусстве рассуж­дения). Он — protreptikos и elegktikos. Оба слова вполне техни­ческие термины. Protreptikos — это тот, кто способен обучать протрептически, т. е. направляя душу ко благу. И он же elegti-kos, он хорош в искусстве рассуждения, в интеллектуальном споре, позволяющем отделить истину от ошибки, опроверг­нуть ложное положение, заменив его истинным.32 Тот, кто на такое способен, тот, стало быть, кто обладает этими двумя ка­чествами, каковые суть отличительные качества обучающе­го, — или, скажем точнее, два главнейших отличия философа: умение опровергать и побуждать — тому удастся изменить по­ведение впадающего в такую ошибку. Ибо, говорит он, душа похожа на весы, перевешивает то одна, то другая чаша. Жела­ют того или нет, она все равно склонится к истине, которую призвана распознавать. И когда умеешь таким образом вмеши­ваться в борьбу (makhe), которая развертывается в чужой ду­ше, когда, будучи достаточно искусным в рассуждении, ты способен завершить эту операцию, которая состоит в том, чтобы побудить другого отказаться от того, что он считал истиной, и склонить его душу ко благу, тогда, в сей самый миг, ты — под­линный философ, ты можешь как должно руководить другим. Но зато если у тебя это не получается, то не надо думать, что виноват руководимый, — ты сам виноват. Нужно винить само-го себя, а не того, кого не удалось убедить.33 Вот вам, если угодно, прекрасный маленький пример обучения тех, кому, в свою очередь, предстоит обучать, или, скорее, наставлять на путь истины. Итак, первая категория учеников — те, кто про­ходят в школе стажировку.

Вторая — это те, кто пришли в школу, чтобы стать филосо­фами. И затем, конечно, случайная публика, люди, которым в разных описываемых Аррианом в «Беседах» сценах отводятся любопытные для наблюдателя роли. Возьмем, к примеру, 11-ю беседу из книги I. К Эпиктету приходит человек, облеченный властью, похоже, важная персона из города или округи. И у не­го не все ладно дома, болеет дочь. В связи с этим Эпиктет объ-

 

 

ясняет ему смысл и значение семейных отношений. Вместе с тем он растолковывает ему, что не надо уходить с головой в ве­щи, которые от тебя не зависят и которыми не распоряжаешь­ся, но что надо разбираться с собственным представлением о вещах, ибо его-то и можно успешно контролировать или подчинять себе, им можно пользоваться (khrestai).34 И беседа заканчивается таким вот важным выводом: чтобы научиться контролировать свои представления, надо стать skholastikos, школяром, поступить в школу.35 Из чего ясно видно, что даже этому, достигшему определенного положения, обзаведшемуся семьей человеку Эпиктет предлагает пройти подготовку и по­учиться философии в школе. Вот четвертая беседа из второй книги, где перед нами некий philologos (что важно, потому что его представления суть мнения сторонников риторической ар­гументации), совершивший прелюбодеяние, который утверж­дает, что раз женщины общие по природе, то и его поступок на самом деле никакое не преступление. И в отличие от предыду­щего случая, когда отец переживал за больную дочь, и было сказано, что он имеет право стать skholastikos, напротив, ули­ченный в прелюбодеянии philologos изгнан, он не должен боль­ше появляться в школе. Есть и такие, кто пришел, чтобы посоветоваться о деле, — они излагают свои дела Эпиктету. В некоторых случаях Эпиктет меняет ход беседы, говоря, я не са­пожник, который латает башмаки. Если хотите получить совет, то спрашивайте меня о том, в чем я разбираюсь, о том, что имеет касательство к жизни, к тому, как жить, к представлениям. Это 9-я беседа в книге III.37 Вам попадутся здесь также критические выступления, собственно философская критика, например, ког­да в седьмой беседе третьей книги мы видим корректора сво­бодных городов (это что-то вроде налогового инспектора*), который явился в школу; он эпикуреец, в связи с чем Эпиктет ставит ряд вопросов насчет общественных обязанностей, вроде бы отвергаемых эпикурейцами и вместе с тем исполняемых ими, как это делает его собеседник.3* Такая несостыковка дает ему повод развернуть критику эпикуреизма вообще. Как видите, здесь, в этой форме школьного обучения, очень явно завя-

 

* У Фуко procurcur fiscal, но речь идет о назначаемом из числа сенаторов уполномоченном цезаря в свободных городах (полисах) римских сенатских провинций. — Прим. персе.

 

 

ванной на Эпиктета, на самом деле имеется целый ряд различных организационных форм, вариаций самого искусст­ва наставничества и чрезвычайное разнообразие его способов. Наряду с этой формой, если угодно, эллинской, или школь­ной, наилучшим примером которой является, безусловно, шко­ла Эпиктета, мы имеем форму, которую я назвал бы римской. Римская форма — это форма частного советчика. Я сказал, что она является римской в той мере, в какой она явно не восходит к школьной организации, но хорошо вписывается в типично рим­скую практику клиентуры, или некоей полудоговорной зависи­мости, подразумевающей несимметричный обмен услугами между двумя персонами, всегда занимающими разное обще­ственное положение. В этой связи можно сказать, что форма ча­стного советчика — это школа наоборот. В школе философ у себя дома, к нему приходят, его домогаются. В случае частного советчика все наоборот: есть большое аристократическое се­мейство,* есть глава семьи, важная персона, он принимает у себя философа, который будет служить ему советчиком, дает ему кров. Таких примеров множество в республиканском и импер­ском Риме. Я вам только что говорил о Филодеме, эпикурейце, игравшем важную роль в окружении Луция Пизона.39 Вспом­ним Афинодора, который был при Августе чем-то вроде совет­ника по культуре (chapelain pour les choses culturclles).40 Возьмите Деметрия-киника,41 который намного позже, состоя советчиком при Трасса Пете и затем Гельвеции Приске,42 оказал значительное влияние на политику, о чем я еще скажу. Деметрий, например, был спутником Трасеа Пета в течение многих лет, и когда Трасеа Пет должен был покончить с собой, он, разу­меется, как это было принято в те времена, обставил сцену само­убийства самым торжественным образом. Он собрал все свое окружение, семью и т. д. Затем одного за другим удалил всех. И последний, кто остался при нем, когда пришло время умирать, единственный, кого он оставил при себе, был Деметрий. И в тот миг, когда яд начал действовать и Трасеа Пет стал терять созна­ние, он направил взгляд на Деметрия, который, таким образом, стал последним, кого он видел. Конечно же, последние их речи

 

* La grande famille aristocratique; familia — родственники и слуги, Прим. персе.

 

 

касались смерти, бессмертия, загробной жизни души и т. д.43 (как видите, это подражание смерти Сократа, но при этом Тра­сса Пет не окружен толпой учеников, при нем только его совет­чик). Вы видите, что роль советчика — совсем не та, что роль наставника и тем более закадычного друга. Скорее, его можно было бы назвать экзистенциальным консультантом, который дает советы в определенных ситуациях. Это он ведет и приоб­щает к философии того, кто одновременно его патрон, почти что наниматель и его друг, но друг вышестоящий. Он приобщает его к определенной форме существования, потому что не бывают философом вообще. Бывают либо стоиком, либо эпикурейцем, платоником, перипатетиком и т. д. Такой советчик также оказы­вается чем-то вроде культуртрегера для целого круга людей, ко­торых он знакомит и с теоретическими знаниями, и с примерами того, как можно жить, и с возможностями политического выбо­ра, в частности, решающего для начального периода империи выбора между деспотизмом монархического типа, просвещен­ной и умеренной монархией или же республиканским правлени­ем, а равно с вопросами наследования монархической власти, — все это становится предметом обсуждения и выбора благодаря философам в роли советчиков. Так что повсюду мы будем стал­киваться с ними: они окажутся замешанными в политической жизни, в крупных спорах и конфликтах, в убийствах, казнях и переворотах, которыми будет отмечена середина первого века; и мы снова увидим их, хотя и убавившими в политическом весе, в начале третьего века, когда вновь разразится кризис.44 Итак, по мере того как наблюдается распространение этого типа филосо­фа, по мере того как наблюдается возрастание его роли, можно видеть также, что он все более и более утрачивает свою особен­ную функцию, внешнюю повседневности, не сводимую к каж­додневной жизни, к жизни политической. Напротив, он охотно включается в эту жизнь, дает советы, защищает мнения. Прак­тика совмещается с встающими перед людьми созерцательны­ми вопросами, так что профессия философа становится все менее похожей на профессию философа, по мере того как зна­чение ее возрастает.*

 

* В рукописи, уточнив, что описываемые им формы никогда не были чи­стыми, Фуко приводит еще два примера такой практики: Демонакс и Апол­лоний Тианский, Мусоний Руф и Рубеллий Плавт.

 

 

Возрастает нужда в советчике для себя одного, все больше в этой практике себя приходится прибегать к Другому, все бо­лее необходимой, стало быть, становится философия, все бо­лее также утрачивает она свой собственно философский пафос, все чаще философ будет выступать советником в жизненных во­просах, который — по поводу и без повода, в связи с частной жизнью, семейными отношениями, а также политикой — будет предлагать, но уже не общие образцы поведения, как, напри­мер, Платон и Аристотель, а советы, мудрые советы, советы, как вести себя в тех или иных обстоятельствах. Эти советы действительно становятся частью повседневной жизни. И это приведет нас к тому, о чем я только что говорил, а именно к практике руководства сознанием вне круга профессиональных интересов философии, к практике руководства сознанием как форме социальной связи между разными людьми. Пять минут на отдых, и мы продолжим.

 

Примечания

 

1 О первоначальной природе порока см. письма Сенеки Луцилию:

50,7; 90,44 и 75,16.

2 Не существует 23-го фрагмента Мусония, но все говорит о том,
что Фуко имеет в виду, скорее всего, фрагмент II, 3. Тем не менее аргу­
ментация Мусония не совсем такая, как ее воспроизводит Фуко. Для
Мусония речь идет прежде всего о том, чтобы установить всеобщность
естественной склонности к добродетели. Эта всеобщность становится
ясной из сравнения с «другими искусствами» (alias tekhnas), в них за
ошибку ругают только специалиста, тогда как нравственного совер­
шенства требуют не только от философа, но от всех: «Во время лече­
ния больных один только врач не должен допустить ошибки, в игре на
лире того же требуют только от музыканта, и безошибочно управлять­
ся с рулем должен лишь рулевой, но в искусстве жить (en de to bio) не
только от философа требуется не ошибаться, хотя, видимо, он один
озаботился добродетелью (epimclcisthai aretes), — этого равно требуют
от всех» (Deux predicateurs dans 1'Antiquitc, Teles et Musonius / trad, et
ed. A.-J. Festugierc. Paris, Vrin, 1978, p. 54). «Ведь, в конце концов, по­
чему, клянусь богами, когда речь идет о словесности или о музыке или
об искусстве борьбы, никто не говорит, что владеет или разбирается в
этих искусствах (ekhcin las tekhnas), если не обучался им (me mathon),

 

 

если не может назвать учителя (didascalon), в школе которого он их вы­учил, но как только заходит речь о добродетели, всяк мнит, что владеет ею?» (id., p. 55). Наконец, надо отметить, что тема врожденного харак­тера нравственных понятий, но требующих, однако, овладения ими, вновь поднимается Эпиктетом (см., например, «Беседы», II, 11,1—6).

3 Seneque, Lettres a Lucilius, t. II, livre V, lettre 52, ed. citce, p. 41—46
(См.: Луции Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М.: Нау­
ка, 1977. Письмо 52).

4 «Что влечет нас, Луцилий, в одну сторону, хотя мы стремимся в
другую, и толкает туда, откуда мы желаем уйти? Что борется с нашей
душой и не дает нам захотеть чего-нибудь раз и навсегда? Мы мечемся
между замыслами, у нас нет свободных, независимых, стойких жела­
ний. Ты говоришь: „Это глупость (stultitia): у нее нет ничего постоян­
ного, ничто не нравится ей подолгу". — Но как или когда мы от нее
избавимся? Никому не хватит собственных сил, чтобы вынырнуть (ne­
mo per se satis valet ut emergat): нужно, чтобы кто-нибудь протянул ру­
ку (oportet manum aliquis porrigat) и вытащил нас (aliquis educat)» (id.,
lettre 52, 1—2, p. 41--42 (Письмо 52, 1—2. С. 87)).

5 Ср. лекцию от 20 января, первый час, прим. 54 (С. 123) об этом
авторе (начиная с Посидония иррациональные функции hegemonikon
считаются не сводимыми к рациональным).

6 Seneque. De la tranquillite de 1'ame, I (Серсн описывает Сенеке свое
состояние) / trad. R, Waltz, cd. citee, p. 71—75 (Сенека. О спокойствии
души).

7 Это описание находится в главе II, 6—15 (id., p. 76—79).

8 Здесь Фуко, вместо того чтобы описывать состояние stultitia, поль­
зуясь од1шм только текстом De Tranquillitate, дает некоторое обобщение
всего, что написано Сенекой о stultitia. В связи с этим, помимо двух тек­
стов, указанных Фуко, см. письма Луциляю 1,3 (о рассеянии во време­
ни), 9,22 (о растрачивании себя), 13,16 (о распылении жизни, без конца
начинающейся сначала), 37,4 (о непроницаемости для страстей).

9 Фуко разбирает термин discriminatio в лекции от 26 марта 1980 г.,
посвященной Кассиану (ср. метафоры проводника, сотника, менялы):
термин означает упорядочение представлений в ходе рассмотрения со­
знания (см. лекцию от 24 февраля, первый час, где говорится об этих
техниках).

10 См. разбор 32 письма, лекция от 20 января, второй час.

11 B III главе есть следующая цитата из Афинодора: «А ведь подчас несущий бремя своих годов старик и не смог бы доказать, что он долго жил, не сошлись он на свой возраст!» (Seneque, De Tranquillite de 1'ame, 111,8, p. 81). Но Фуко здесь также имеет в виду отрывок из II главы: «Прибавьте к этому, что, поворачиваясь и так и эдак, как вертится с бо-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: