Нуклеиновые кислоты. АТФ




Биология

 

 

Цитология

 

Составитель:

Преподаватель

ГБОУ СПО МКУНТ

Лосева Т.А.

 

Рабочая тетрадь

По биологии – цитология

Студента(ки) 1 курса (I часть)

 

 

.

 

 

Учебный год

 

Биология как наука.

1. Закончите фразу.

Биология это наука.

Биология изучает.

Термин «биология» был предложен.

 

 

Уровни организации живой материи

 

1.Напишите названия каждого из уровней организации живой материи.

 

1.   5.  
2.   6.  
3.   7.  
4.   8.  

 

2. Дайте краткую характеристику каждого из уровней организации живого.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

 

Признаки и свойства организмов

(критерии жизни)

 

1. Особенности химического состава живых систем.

Какие химические элементы составляют основу живых организмов?

.

 

2. Все организмы способны к обмену веществ с окружающей средой.

Что вы понимаете под обменом веществ?

.

.

 

3. Самовоспроизведение (репродукция).

Существуют ли процессы самовоспроизведения в неживой природе?

.

 

4. Все организмы способны к росту и развитию.

Чем процесс развития организмов отличается от роста.

.

.

 

5. Раздражимость. Сформулируйте такое определение, как раздражимость.

.

.

Приведите примеры реакции организмов, не имеющих нервной системы, на внешние воздействия.

.

.

.

.

 

6. Дайте характеристику дискретности, как всеобщего свойства организмов.

.

.

.

.

 

7. Саморегуляция (авторегуляция). Дайте определение саморегуляции.

.

.

.

.

 

Приведите примеры саморегуляции в живых организмах.

.

.

.

.

.

8. Ритмичность.

Заполните пропуски в тексте.

Ритм – это повторение.

или. через равные

.

 

Приведите примеры ритмичности в живой и неживой природе.

.

.

.

.

 

9. Энергозависимость. Что понимают под «открытыми» системами?

.

.

.

.

.

.

 

Дайте современное определение жизни.

.

.

.

.

Неорганические соединения клетки

 

1. По количественному содержанию в живых системах все химические

элементы подразделяют на группы:

.

.

 

2. Приведите примеры химических элементов, относящихся к вышеперечисленным группам.

.

.

.

 

3. Химические элементы, которые.

, называют биогенными.

 

4. Почему молекула воды – диполь?

 
 
 
 
 
 
 
 

5. Заполните пропуски в тексте:

По отношению к воде вещества делятся на.

и. К первым относятся.

.

.

Ко вторым -.

.

 

6. Перечислите и охарактеризуйте свойства воды.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

 

Органические соединения клетки

 

Углеводы

 

1.Заполните пропуски в тексте.

 

Углеводы состоят из атомов.

На каждый атом О приходится.атома.

Простейшими углеводами являются.

Приведите примеры простейших углеводов:

.

Углевод, имеющий химическую формулу С12Н22О11, называется

.

К олигосахаридам относятся:.

.

Полисахариды второго порядка в живых организмах представлены:

.

.

В растениях полисахариды содержатся в виде.

и в виде, образующей клеточную стенку.

Животные клетки содержат запасы.

Расщепляясь, полисахариды распадаются до.

Этот процесс идёт с.энергии.

 

2. Заполните таблицу.

Растворимые углеводы Нерастворимые углеводы
   
   
   
   
   
   
   

 

3. Дайте краткую характеристику каждой из функций углеводов.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Липиды

 

1. Дайте определение липидов.

.

.

.

.

 

2. Допишите недостающую группу к формуле карбоновой кислоты:

СН3(СН2)14.

 

3. Заполните таблицу.

Насыщенные карбоновые кислоты Ненасыщенные карбоновые кислоты
   
   
   

 

4. Каждая молекула жира образована молекулой.

.и присоединёнными к ней эфирными

связями.

 

5. Как используются жиры организмом млекопитающего животного?

.

.

 

6. Почему при нанесении капель жира на поверхность воды они никогда не смешиваются с водой?

.

.

.

.

.

.

 

7. Дайте краткую характеристику каждой из функций липидов.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

 

Белки

 

1. Назовите группы входящие в состав каждой аминокислоты

– NH2.

COOH.

 

2. Допишите недостающие части аминокислот.

 

Н – СН3

 

3. Исключите лишнее понятие, зачеркнув его

Радикал, аминогруппа, аминокислота, карбоксильная группа.

 

4. Вставьте в кружки на рисунке, изображающем первичную структуру белка, символы химических элементов и групп.

 
 

 

 


5. Известно, что вторичная структура молекулы белка представляет собой спираль. Благодаря чему возможна такая конструкция?

.

.

 

6. Особенности строения белковой молекулы.

Структура молекулы белка Особенности строения
1.  
 
 
2.  
 
 
3.  
 
 
4.  
 
 

 

7. Заполните пропуски в тексте.

Потерю своих качеств и частичное изменение.

белковой молекулы называют. Этот процесс

обратим в тех случаях, когда затронута только. или. структура белка.

 

8. Когда денатурация белка имеет биологический смысл? Приведите пример.

.

.

.

 

9. Классификация белков по выполняемым функциям

Типы белков Функции белков Примеры
1.Структурные    
   
   
   
   
   
   
2.Ферменты    
   
   
   
   
   
   
3. Гормоны    
   
   
   
   
   
   

 

Типы белков Функции белков Примеры
4. Сократи – тельные    
   
   
   
   
   
   
5. Транспорт - ные    
   
   
   
   
   
   
   
6. Защитные    
   
   
   
   
   
   
   

 

Типы белков Функции белков Примеры
7.Запасные    
   
   
   
   
   
   
   
8.Токсины    
   
   
   
   
   
   
9. Различные типы белков    
   
   
   
   
   
   
   

 

Ферменты

 

1. Биологические катализаторы называются.

Каждый.катализирует лишь.реакцию.

В ходе реакции.не.

 

2. На скорость реакции взаимодействия субстрата с ферментом влияют:

.

.

.

 

3. Заполните пропуски в тексте.

фермент При малом количестве субстрата вероят-
ность его
молекул с молекулами фермента
.
Поэтому образование продукта реакции
будет происхидить с
скоростью.
 
 
 
 

 

 

4. Количество ферментов в клетке в каждый момент ограничено. Почему?

.

.

 

5. Постройте график, отражающий зависимость скорости реакции фермент – субстрат от концентрации субстрата

1) при условии, что она не велика.

   
 
 
 
 
 
 

 

2) при условии высокой концентрации субстрата.

   
 
 
 
 
 
 

 

6. Скорость ферментативных реакций зависит от температуры. Подавляющее большинство этих реакций происходит в диапазоне t от 0 до 40°С. Изобразите графически зависимость скорости реакции от t в диапазоне от 0 до 80°С и объясните свой график.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

7. В чём польза и вред лихорадки у человека?

.

.

.

 

8. Почему некоторые диетологи не рекомендуют есть мясо с картошкой?

.

.

 

Нуклеиновые кислоты. АТФ

 

1. Нуклеиновые кислоты – это.

.

.

 

2. Заполните пропуски в тексте:

В клетке имеется.типа нуклеиновых кислот.

. и. Эти

биополимеры состоят из. Каждый.

состоит, в свою очередь, из (1, 2, 3, 4?) компонентов. В состав ДНК входят следующие азотистые основания. В состав РНК -- . .

Против нуклеотида А всегда стоит, а против Ц --. Этот принцип назван принципом.

 

3. Назовите компоненты нуклеотидов ДНК и РНК и начертите их.

Нуклеотид ДНК Нуклеотид РНК
   

 

..

..

..

 

4. Какой процесс называют репликацией ДНК?

.

.

 

5. Согласно принципу комплементарности восстановите недостающую цепь ДНК. Обозначьте чёрточками количество водородных связей.

 

…А – Г – Ц – Т – Т – Ц – Г – Г – А – Ц – Т – А – Т – Г – Ц – А – Г…

.

 

7. Существует несколько видов РНК. Охарактеризуйте их.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

8. Заполните таблицу.

Особенности нуклеиновых кислот.

Признаки ДНК РНК
     
Состав    
   
   
   
Структура    
   
   
   
Место в клетке    
   
   
   
Функция    
   
   
   
   
   

 

9. Используя таблицу генетического кода, нарисуйте участок ДНК, в котором закодирована информация о следующей последовательности аминокислот в белке:

- аргинин – триптофан – тирозин- гистидин – фенилаланин - валин – цистеин

.

 

10. Какая последовательность аминокислот зашифрована следующей последовательностью нуклеотидов в м РНК:

- А –У –Г – Ц –У –У –У – У – А – Г – У – У – А – Г – А – Г – У – Г – Ц – Ц – А -

.

.

11. Решите задачу.

В молекуле ДНК адениновых нуклеотидов насчитывается 26% от общего числа нуклеотидов. Определите количество тиминовых и цитозиновых нуклеотидов.

Дано: Решение

.

.

.

.

.

.

 

12. Как во всякий нуклеотид, в АТФ входит:

.

.

 

13. Нарисуйте схему молекулы АДФ.

 

 

14. Заполните пропуски.

В результате.отщепления от АТФ

.образуется АДФ и высвобождается

.

 

15. Каково значение АТФ в жизни клетки?

.

.

.

.

 

16. Каковы причины использования медицинских препаратов, содержащих АТФ?

.

.

.

.

.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: