Текст к заданиям А30 – А32 и В1 – В4




Вариант 10 2006

 

А1. Укажите, в каких словах количество букв и звуков совпадает:

1) проявится

2) многоборье

3) прожжёт

4) ёмкость

5) лестница

 

А2. Разделительный Ъ пишется в словах:

1) пред…ударный

2) об…ём

3) раз…ярённый

4) сер…ёзный

5) непод…ёмный

 

А3. Пишется Ь на месте всех пропусков в рядах:

1) идёш…, хочу записат…ся

2) сомневаеш…ся, скуч…ный

3) озвуч…те, наотмаш…

4) желч…, девят…сот

5) невтерпёж…, тягуч…

 

А4. Пишется Ыв словах:

1) ц…линдр

2) известные беглец…

3) иллюминац…я

4) под…скивать

5) волчиц…н

 

А5. Пишется А в словах:

1) непром…каемый

2) прос…читься

3) кат…строфа

4) выр…стить

5) тысяч…летие

 

А6. Пишется Е на месте всех пропусков в рядах:

1) пр…вивать, разб…рать

2) сц…пление, пр…пятствие

3) обр…тение веры, забл…стеть

4) тр…звонить, дифф…ренциация

5) раст…реть, пр…глушить

 

А7. Ошибка допущена в одном из слов в рядах:

1) похлёбка, зажужать

2) пришёптывать, испечём

3) зрачок, розовощокий

4) зодчество, коралловый

5) расщепить, рюкзак

А8. Пишется И на месте всех пропусков в рядах:

1) холм…к, рощ…ца

2) зазубр…нка, каракул…вый

3) неуживч…вый, с нарастающ…м воем

4) об экспедици…, об истёкш…м сроке

5) о веселящ…йся шалунь…

 

А9. Пишется Е на месте всех пропусков в рядах:

1) тащ…мся, рассмотр…шь

2) плещ…шься, он истле…т

3) независ…мый, рекоменду…мая

4) недовеш…нный товар, раздавл…нный

5) леле…ли надежды, разобид…вшийся

 

 

А10. Пишется НН на месте всех пропусков в рядах:

1) компенсирова…ый, белё…ые летом стены

2) кожа…ый, море взволнова…о ветром

3) серебря…ые часы, краде…ый

4) местность была пусты…а, наката…ый путь

5) пута…ик, сделал умышле…о

 

 

А11. Пишется НЕ и раздельно на месте всех пропусков в предложениях:

1) За одного битого двух (н…)битых дают, да и то (н…)берут.

2) И вдруг он слышит гневный, (н…)сколько (н…)обычный для Ольги ответ.

3) (Н…)кто иной, кроме Пушкина, (н…)мог так описать прелесть осени.

4) Кто (н…)бывал на Алтае, тот (н…)представляет себе красоты этого края.

5) Жалуйся (н…)жалуйся на судьбу, а уйти от неё трудно.

 

 

А12. Через дефис пишутся слова:

1) (по)арабски

2) (буро)жёлтый

3) (вагоно)ремонтный

4) (вело)спорт

5) (пол)ягоды

 

 

А13. Раздельно пишутся выделенные слова в предложениях:

1) (В)переди слышится журчание ручья и виднеется неширокая речка.

2) Это была особая стихия цирка, нарушавшая чопорную и (по)тому несколько отчуждённую атмосферу.

3) О, что(бы) я только не отдал взамен того, чтобы вернуть эти дни!

4) Вам не случалось быть (при)том, когда в ваш дом родной входил, гремя своим ружьём, солдат земли иной?

5) Пейзаж в нашей литературе так(же) разнообразен, как и портрет.

 

А14. Тире на месте пропуска ставится в предложениях:

1) Понять причину своего поражения _ значит стать сильнее и мужественнее.

2) Неуважение к предкам _ есть первый признак безнравственности.

3) Самый тяжёлый груз: треногу с теодолитом, книги по навигации, банки консервов _ сняли с саней и понесли не себе.

4) Встреча с книгой, которая оставляет в душе глубокий след, _ большая радость.

5) Трёхметровый сом _ как акула: на моих глазах такие сомы утаскивали в воду плывущих лисиц, собак и даже волков.

 

 

А15. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

1) Артур не смел ни поднять голову _ ни открыть глаза _ и вдруг из чёрной тьмы услышал он знакомый голос.

2) В колледже он с увлечением изучал _ как гуманитарные _ так и естественно-математические дисциплины.

3) Бабушка испекла пирожки с капустой _ и рисом для взрослых _ и с повидлом для маленького Феди.

4) Чуть шершавая ягода земляника пахла не то травой _ не то лесом _ не то этой яркой зарёй.

5) Шкаф _ и подоконники _ и комод заполняли флаконы _ и пузырьки, коробочки _ и баночки _ и при малейшей возможности весь этот арсенал лекарств обрушивался на заболевшего.

 

 

А16. Обособленные члены есть в предложениях (учтите, что знаки препинания не расставлены):

1) У дверей стоял дежурный офицер невысокий стройный лет пятидесяти человек с орлиным носом и твёрдым взглядом ещё совсем молодых глаз.

2) Никто не сомневался что и в новой команде Богинов вновь возьмётся за дело засучив рукава.

3) Встрепенувшись Варя подумала что в её судьбе кажется наметился просвет.

4) Был непохож на солнечный этот странный свет неяркий и неподвижный.

5) Дорогая сегодня твой наряд изумителен!

 

 

А17. Вводные слова (словосочетания) есть в предложениях (учтите, что знаки препинания не расставлены):

1) Мы долго кружили по просторному заливу и разумеется заблудились.

2) Порой мне казалось что я погружаюсь в некую глубину.

3) По мнению здешних учёных этот провал был когда-то кратером вулкана.

4) В это мгновение всё казалось мне вполне возможным.

5) Однако дальше ждать с началом операции было нельзя.

 

 

А18. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

1) Так легко обращать в свою веру других и так трудно обратить самого себя!

2) Хорошо если оратор, учитывая состав аудитории, обратится к ней так, что каждый почувствует, что и к нему обращена речь.

3) В пустынном небе неровно мигали звёзды, да со дна чёрных оврагов веяло лёгким холодком.

4) Хотя зима начала уже хозяйничать, мы знали, что, если разгрести снег, то под ним можно ещё найти свежие лесные цветы.

5) К полудню, когда лесной полумрак заискрился тонкими нитями пробившихся сквозь густую хвою солнечных лучей, и в лесу крепко запахло смолой и талым снегом, Алексей совершил всего четыре перехода.

 

А19. Двоеточие на месте пропуска ставится в предложениях:

1) Широкая лесная тропа сливается с темнотой, и остаётся только удивляться _ каким чудом лошадь угадывает дорогу?

2) Он не ответил на мой вопрос, но я вдруг почувствовал _ меня не презирают и надо мной не смеются.

3) Горели пурпуром клёны _ розовел бересклет, ссыхался дикий виноград в беседке.

4) Никита был убеждён _ в глубине колодца живут маленькие водяные люди.

5) Сверчки напевали свою вечернюю песню _ вдалеке иногда шумели поезда железной дороги; в слободских садах что-то тихо ухало и наводило жуть.

 

А20. Чужая речь правильно оформлена в предложениях:

1) «Быстры, как волны, дни нашей жизни», - пели студенты в начале ХХ века, а сейчас жизнь так стремительна, что это сравнение кажется наивным.

2) Гёте говорил, что: «Умные люди являются лучшей энциклопедией».

3) – Все подробности, - сказал Грэй, - я вам сообщу на «Секрете».

4) «Письмо как стихи!» - похвалил мальчика боцман. «Правда?» - обрадовался Вадик. «Ты и в газеты мог бы писать». – «Спасибо! Я попробую».

5) Приятель спросил, что куда мы поедем отдыхать этим летом.

 

А21. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

1) Тюбетейка на стриженой голове держалась слабо и при каждом скачке подпрыгивала _ как крышка над чайником.

2) Я воспринял приезд тётушки Розины _ как мелкую, но досадную помеху своей спокойной жизни.

3) И ругали его, и упрашивали, а ему _ как с гуся вода.

4) Двадцать лет он отдал дипломатии, а посольский пост от него был так же далёк _ как и в первый год службы.

5) Лягушонок был _ словно вырезан из мокрой клеёнки.

 

А22. Знаки препинания правильно расставлены в предложениях:

1) Солнце взошло, и, хотя на небе не было ни одного облачка, цвет его был белесоватый в зените и серый ближе к горизонту.

2) У меня есть пристрастие к совам всех видов, а карликовых сов я люблю больше всего: меня, наверное, привлекает их крохотный рост в сочетании с полнейшим бесстрашием.

3) Буря шумела весь день, но умолк её голос, и о том, что сгущается ночь, поведал ропот воды.

4) Самый большой лист для Саньки, конечно, лист лопуха: наденешь его на живот – вот тебе и передник, а положишь в дождь на голову – зонтик получается.

5) Чтобы жизнь не казалась невыносимой, надо приучить себя к двум вещам: к ранам, которые наносит время и к несправедливостям, которые творят люди.

 

А23. В каких примерах имя существительное употреблено в форме В.п.?

1) вижу три дома

2) рассказ прочитали

3) позвонить в поликлинику

4) сесть в такси

5) насыпать соли

 

 

А24. Какие морфологические признаки соответствуют выделенному в предложении глаголу?

Он был сильным человеком, и обидеть его было трудно.

1) второго спряжения

2) совершенного вида

3) непереходный

4) в форме будущего времени

5) в форме 3-го лица

 

 

А25. Морфологические нормы нарушены в примерах:

1) остаться без знамя

2) жгя бумагу

3) с девятьюстами семьюдесятью шестью ящиками

4) сказка Ганс Христиана Андерсена

5) самый кратчайший

 

 

А26. Одинаковое строение имеют слова:

1) восточносибирский

2) железорудный

3) судоходство

4) мировоззрение

5) целеустремлённо (идти)

 

А27. Укажите конструкции, которые не являются словосочетанием:

1) пловом по-узбекски

2) народ освобождён

3) добившись победы

4) очень весёлый

5) вопреки предсказаниям

 

А28. Укажите, в каких случаях правильно соотнесены стили и жанры речи:

1) публицистический – воззвание

2) официально-деловой – фельетон

3) разговорный – лекция

4) художественный – устав

5) научный – реферат

 

А29. Правильными являются утверждения:

1) Архаизмы – это устаревшие названия современных предметов и понятий.

2) Орфография – это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.

3) Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам, числам и родам.

4) При согласовании главным словом в словосочетании может быть глагол

5) Производные предлоги возникли в результате перехода из других частей речи.

 

Текст к заданиям А30 – А32 и В1 – В4

(1)Что такое вдохновение? (2)Вдохновение – это рабочее состояние человека. (3)Мне кажется, душевный подъём не выражается в театральной позе и приподнятости. (4)Не выражаются в них и так называемые муки творчества.

(5)Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю свою силу, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.

(6)Согласитесь, каждому человеку когда-либо приходилось переживать состояние вдохновения, состояние душевного подъёма, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы. (7)И у этого состояния есть своя поэтическая окраска, свой, если можно так выразиться, поэтический подтекст.

(8)Вдохновение приходит к нам, как приходит сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой. (9)Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой. (10)Именно тогда, когда наш внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается даже на самые скрытые, самые незаметные звуки жизни.

(11)О вдохновении написано много превосходных строк. (12)Тургенев называл вдохновение озарением человека мыслью и чувством. (13)Однако, как бы ни определяли вдохновение, мы знаем: оно плодотворно и не должно исчезнуть бесследно, не одарив собою людей.

 

 

А30. Прочитайте текст и определите, какое из перечисленных ниже утверждений противоречит позиции автора текста:

1) Мало кто из людей способен переживать вдохновение.

2) Вдохновение, по мнению Чайковского, проявляется не в том, что человек кокетливо помахивает рукой.

3) Вдохновение можно назвать рабочим состоянием человека.

4) У вдохновения есть своя поэтическая окраска, свой поэтический подтекст.

5) Муки творчества не выражаются в театральной позе.

 

 

А31. Определите стиль и тип речи текста:

1) художественный стиль, описание

2) художественный стиль, повествование

3) публицистический стиль, описание

4) публицистический стиль, рассуждение

5) научный стиль, описание

 

А32. Укажите синонимы к слову, выделенному в 10-м предложении:

1) тайный

2) скрытный

3) сокровенный

4) очевидный

5) затаённый

Часть В

В1. Среди предложений 1-7 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью союза, лексического повтора и личного местоимения. Ответ запишите цифрой. _________________________________________________________________________

 

 

В2. Среди предложений 1-7 найдите простое односоставное безличное предложение. Ответ запишите цифрой. _______________________________________________________

 

 

В3. Каким членом предложения является слово, выделенное в 13-м предложении? Ответ запишите в И.п. ______________________________________________________________

 

 

В4. Каким способом образовано слово, выделенное в 7-м предложении? Ответ запишите в И.п. ______________________________________________________________________

 

 

В заданиях В5-В8 нужно установить соответствие между двумя столбцами. Ответом должно быть сочетание букв и цифр. При этом некоторые данные второго столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. (А1 Б1 В2 Г4)

В5. Установите соответствие между выделенными словами и их характеристикой:

А. Мы ехали шагом, а потом помчались галопом. Б. Уже построено новое здание школы. В. Я ждала и верила сердцу вопреки. Г. Старуха низко кланялась, благодаря за оказанную помощь   1. существительное 2. наречие 3. предлог 4. деепричастие 5. причастие

 

 

В6. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой:

А. Избушка топилась по-чёрному, я затопил печь – и сразу стало дымно. Б. Здесь, в затишье, в горном ущелье, злой ветер был не страшен и осень ещё не пришла, задержалась. В. Между тем мыс впереди сменялся новым мысом, пока не показались в море тайники, а по берегу – избушки. Г. Темнело, вода кругом холодела, становилась густой и тяжёлой. 1. сложносочинённое 2. сложное бессоюзное 3. сложноподчинённое с одной придаточной 4. сложноподчинённое с однородным подчинением 5. сложное с разными видами связи  

 

В7. Установите соответствие между иноязычными словами и их русскими синонимами:

А. адаптация Б. сувенир В. аналогия Г. компенсация 1. сходство 2. запрет 3. приспособление 4. возмещение 5. подарок

 

В8. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой с точки зрения соблюдения синтаксических норм:

А. К сожалению, в этих хозяйствах есть немало случаев пренебрежения основных требований агротехники. Б. Выйдя на улицу ранним утром, тебя охватывает радостное возбуждение. В. При выполнении лабораторной работы не только проверяются теоретические знания, но и практические навыки. Г. Последние две недели отпуска мы жили на даче, наслаждаясь тишиной и покоем. 1. синтаксические нормы не нарушены 2. нарушены нормы управления 3. нарушены нормы согласования определений 4. нарушены нормы построения предложений с однородными членами 5. нарушены нормы построения предложений с деепричастным оборотом

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: