Использование рекомендаций, основанных на доказательной медицине, на занятиях и при самоподготовке




С начала 90 гг. ХХ века в развитых странах, в том числе и в России, в повседневную клиническую практику внедряются рекомендации, целью которых является доведение до практических врачей наиболее рациональных и экономически обоснованных лечебно-диагностических и профилактических мероприятий. Современный студент, будущий врач-лечебник, должен усвоить, что в медицинской практике для отдельного пациента должны применяться только те методы диагностики, профилактики и лечения, эффективность которых доказана высококачественными научными исследованиями. Студент-выпускник должен привыкнуть пользоваться и на занятиях, и во время подготовки к ним, современными клиническими рекомендациями, основанными на доказательной медицине, в которых методы диагностики, профилактики и лечения ранжированы по уровням достоверности (А, В, С, D), классам (I, II, IIa, IIb, III) и в виде комбинированной системы оценок.

 

Категории доказательства для обоснования применения

в клинических рекомендациях

А Высокая достоверность Основана на заключениях систематических обзоров (СО). СО получают путем системного поиска данных из всех опубликованных клинических испытаний, критической оценки их качества и обобщения результатов методом метаанализа.
В Умеренная достоверность Основана на результатах, по меньшей мере, нескольких независимых рандомизированных контролируемых клинических испытаний.
С Ограниченнаядостоверность Основана на результатах, по меньшей мере, одного клинического испытания, не удовлетворяющего критериям качества (например, без рандомизации).
D Неопределенная достоверность Утверждение основано на мнении экспертов; клинические исследования отсутствуют.

Классы рекомендаций

Класс I Польза и эффект диагностического или лечебного воздействия доказаны и /или общепризнанны
Класс II Противоречивые данные и /или расхождение мнений по поводу пользы/эффективности лечения.
IIа Имеющиеся данные свидетельствуют преимущественно о пользе/эффективности лечебного воздействия
IIв Польза/эффективность менее убедительны
III Имеющиеся данные или общее мнение экспертов свидетельствуют о том, что лечение бесполезно/неэффективно и в некоторых случаях может быть вредным

В ряде последних соглашений по ведению больных ВП (Американское торакальное общество, 2008) использована комбинированная система оценок. Наряду с трехуровневой шкалой, построенной на оценке качества исследований (уровень доказательности I–III) и не всегда отражающей целесообразность применения отдельных положений на практике, эксперты оценивают выдвигаемые ключевые положения как «сильные» рекомендации (СР) — безусловно рекомендованные к применению, а также рекомендации «умеренной силы » (РУС) и «слабые » (СлР).

 

 

II. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА И

ЛЕЧЕНИЕ НАРУШЕНИЙ БРОНХИАЛЬНОЙ

ПРОХОДИМОСТИ

Занятие 1.

1. Тема: Функциональные легочные тесты - спирография и пикфлоуметрия, клиническая интерпретация данных.

2. Мотивация. В последние 10-15 лет функциональные методы исследования внешнего дыхания прочно вошли в клиническую практику, спирографы с компьютерной обработкой данных есть и в больницах, и в поликлиниках. Без измерения ОФВ1 сегодня нельзя поставить диагноза ни бронхиальной астмы (БА), ни ХОБЛ. С появлением и доступностью пикфлоуметрии открылись широкие возможности не только составить представление о степени контроля БА, тяжести обострения обструктивных болезней легких, но и проводить длительный мониторинг состояния больных и контролировать эффективность лечения. Выпускник лечебного факультета, несомненно, должен владеть методикой пикфлоуметрии и уметь интерпретировать спирограмму.

3. Цель занятия. Закрепить знания студентов по расшифровке спирограмм и мониторингу пиковой скорости выдоха с помощью пикфлоуметрии.

4. Задачи. Усвоить:

• Значение спирографии и пикфлоуметрии в определении контроля и степени тяжести обострения БА и ХОБЛ

• оценку бронходилатационного ответа по пробе с сальбутамолом, ипратропия бромидом; подсчет суточных и недельных колебаний PEF как критерия гиперреактивности бронхов

• правильное измерение PEF, ведение дневника наблюдения с использованием системы цветовых зон для правильной интерпретации результатов пикфлоуметрии и оптимизации лечения.

План (этапы) занятия

№№ Название этапа
  Вводная часть: проверка готовности к занятию – оценка выполнения домашнего задания; организация занятия; определение темы, цели и задач. Мотивация изучения темы
  Основная часть: 2.1.контроль исходных ЗУН (тестирование, опрос) 2.2. общие и индивидуальные задания для самостоятельной деятельности студентов (СДС) во время занятия(работа в кабинете спирографии и больничных палатах) 2.2.1. работа в кабинете спирографиималыми группами (присутствие при спирометрии, проведении фармакологических проб, пробы с физической нагрузкой) 2.2.2. отработка навыков проведения пикфлоуметрии и оценки ее результатов во время работы в палатах с пациентами, страдающими БА и ХОБЛ 2.3. СДС во время занятия(работа в учебной комнате) - поэтапное описание спирограмм, определение типа нарушения ФВД, степени выраженности и обратимости обструкции, формулировка заключения 1. анализ графиков пикфлоуметрии 2. 2.3. Итоговый контроль: расшифровка нескольких контрольных спирограмм каждым студентом
  Заключительная часть: - подведение итогов общие и индивидуальные задания на СДС во внеучебное время (домашнее задание на следующий день)

Вопросы для самоподготовки

1. Что мы понимаем под внешним дыханием?

2. Типы дыхательной недостаточности и основные их диагностические критерии, включая данные спирографии.

3. Пробы с бронходилататорами, их интерпретация по спирограммам. Признаки обратимости обструкции, частичной обратимости и необратимой обструкции по спирограмме.

4. Бронхопровокационные пробы, показания к ним. Оценка.

5. Проба с физической нагрузкой. Показания. Оценка.

6. Пикфлоуметрия.

Домашнее задание.

1) Ознакомьтесь с литературой по теме занятия и информативным дополнительным материалом.

2) Нарисуйте спирограмму и обозначьте на ней основные показатели.

3) Опишите 3 предложенные спирограммы. Оцените пробу с бронходилататором. Дайте заключение. Выскажите предположение о характере заболевания.

4) Составьте график пикфлоуметрии больного БА средней степени тяжести

5) Дайте один правильный ответ на каждый из предложенных ниже тестов.

1. Из перечисленных спирографических и пневмотахометрических показателей, как правило, снижаются при бронхиальной астме:

а) жизненная емкость легких;

б) форсированная жиз­ненная емкость легких;

в) максимальная вентиляция легких;

г) мощность вдоха;

д) мощность выдоха.

Выберите правиль­ную комбинацию ответов:

1) а, б, д 2) б, д 3) б, в, д 4) в, д 5) а, б, в, д

2. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - это:

1) максимальный объем воздуха, который попадает в легкие при вдохе

2) максимальный объем воздуха, который выходит из легких при выдохе

3) максимальный объем воздуха, который попадает в легкие при вдохе и выходит при выдохе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: