Развитие великого отступничества




«ОДИН Господь, одна вера» (Эф. 4:5). Когда апостол Павел записал эти боговдохновенные слова (около 60—61 года н. э.), существовала всего одна христианская вера. Сегодня же мы наблюдаем множество различных направлений, конфессий и сект, называющих себя христианскими, хотя их вероучения и нормы поведения противоречат друг другу. Ничего общего со сплоченным христианским собранием, которое образовалось в Пятидесятницу 33 года н. э.! Как возникли эти разделения? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к событиям I века нашей эры.

Враг, Сатана, с самого начала добивался того, чтобы настоящие последователи Христа замолчали. Для этого он подвергал их преследованиям извне (1 Пет. 5:8). Вначале собрание преследовали соплеменники-иудеи, а затем и римские власти. Ранние христиане стойко переносили любое сопротивление. (Сравните Откровение 1:9; 2:3, 19.) Но Враг не сдавался. Если ему не удавалось уничтожить христианство с помощью давления извне, то почему бы не попытаться разрушить его изнутри? Итак, когда христианское собрание находилось еще на стадии становления, самому его существованию угрожал внутренний враг — отступничество.

Однако проникновение отступничества в собрание не было неожиданностью. Христос, Глава собрания, позаботился о том, чтобы его последователи были предупреждены заранее (Кол. 1:18).

«У вас будут лжеучители»

«Остерегайтесь лжепророков,— предупреждал Иисус,— которые приходят к вам в обличье овец» (Матф. 7:15). Иисус знал, что Сатана будет пытаться разобщить и растлить его последователей. Поэтому уже в начале своего служения Иисус предостерегал их от лжеучителей.

Откуда должны были появиться эти лжеучители? По словам апостола Павла, с которыми он около 56 года н. э. обратился к эфесским христианским надзирателям, они появились бы среди них самих. Да, некоторые члены собрания стали бы «говорить превратное, чтобы увлечь учеников за собой» (Деян. 20:29, 30). Таким отступникам, думающим только о собственных интересах, было бы мало находить собственных учеников — они пытались бы увлечь за собой учеников Христа.

Апостол Петр (около 64 года н. э.) тоже предсказывал такое разрушающее влияние изнутри и даже описал, как будут действовать отступники: «У вас будут лжеучители. Эти самые люди незаметно введут пагубное сектантство... Желая чужого, они будут использовать вас в своих интересах» (2 Пет. 2:1, 3). Зародившись в среде христианского собрания, эти лжеучители, действуя подобно изменникам и лазутчикам во вражеском стане, будут насаждать свои пагубные взгляды незаметно или в завуалированной форме.

Предупреждения Иисуса и апостолов оказались не напрасными. Хотя на первых порах внутреннее противодействие было едва ощутимым, оно возникло уже в начале истории христианского собрания.

«Уже в действии»

Менее чем через 20 лет после смерти Иисуса апостол Павел показал, что средства, с помощью которых Сатана стремился вносить разделения и отводить людей от истинной веры, «уже в действии» (2 Фес. 2:7). Еще в 49 году н. э. в письме, которое руководящий совет послал собраниям, отмечалось: «Мы услышали, что некоторые из нас встревожили вас своими словами, пытаясь поколебать ваши души, хотя мы не давали им никаких указаний» (Деян. 15:24). Итак, внутри собрания нашлись те, кто во всеуслышание выражал свое несогласие с общепринятой точкой зрения — в данном случае, очевидно, по поводу того, стоит ли христианам из неевреев обрезываться и соблюдать Моисеев закон (Деян. 15:1, 5).

Шел I век, и раскольническое мышление распространялось, подобно гангрене. (Сравните 2 Тимофею 2:17.) Ближе к 51 году н. э. некоторые члены собрания в Фессалониках неверно предсказывали, что до времени «присутствия» Господа Иисуса осталось совсем немного (2 Фес. 2:1, 2). Около 55 года н. э. некоторые члены коринфского собрания отвергали ясное христианское учение о воскресении мертвых (1 Кор. 15:12). Другие около 65 года н. э. говорили, что воскресение уже было — символическое, которое христиане испытывают при жизни (2 Тим. 2:16—18).

В Слове Бога не сообщается о том, что происходило в христианском собрании в течение следующих 30 лет. Но к тому времени, когда апостол Иоанн писал свои письма (около 98 года н. э.), уже было «много антихристов» — тех, кто отрицал, что «Иисус есть Христос» и что Иисус — Сын Бога, пришедший «в плоти» (1 Иоан. 2:18, 22; 4:2, 3).

Более 60 лет апостолы старались «удерживать» волну отступничества (2 Фес. 2:7; сравните 2 Иоанна 9, 10). Но незадолго до начала II века умер последний из апостолов — Иоанн (около 100 года н. э.). Отступничеству, которое уже давно понемногу прокрадывалось в собрание, теперь ничто не мешало «прорвать плотины» и нанести колоссальный урон организационному устройству и вероучению.

Духовенство и миряне

«Все вы — братья,— сказал ученикам Иисус.— Один у вас Вождь — Христос» (Матф. 23:8, 10). Поэтому в христианских собраниях I века духовенства не было. Каждым собранием руководил советом старейшин, или надзирателей. Все старейшины были равны в своей власти, и никому не давалось права господствовать над вверенным им стадом (Деян. 20:17; Флп. 1:1; 1 Пет. 5:2, 3). Но отступничество развивалось, и все начало меняться — причем очень стремительно.

Одно из самых первых отклонений от истины заключалось в том, что между терминами «надзиратель» (греч. эпи́скопос) и «старейшина» (греч. пресви́терос) было проведено различие, и они перестали указывать на одно и то же положение в собрании. Спустя всего около десяти лет после смерти апостола Иоанна Игнатий Богоносец, «епископ» Антиохийский, в своем письме в Смирну писал: «Все вы должны следовать за епископом [надзирателем], подобно тому как Иисус Христос следует за Отцом, и за пресвитерами [советом старейшин], как за самими Апостолами». Итак, Игнатий выступал за то, чтобы каждое собрание управлялось одним епископом, или надзирателем, который отделен от пресвитеров, или старейшин, и наделен в сравнении с ними большей властью.

Как произошло это отделение? Август Неандер в своей книге «Всеобщая история христианской религии и церкви» рассказывает: «Во II веке... надо полагать, появилась должность постоянного главы пресвитеров, которому, как тому, кто преимущественно надзирал за всем, было дано название... [эпи́скопос], отличавшее его от остальных пресвитеров» («Allgemeine Geschichte der christlichen Religion und Kirche»).

Так создались условия для постепенного появления духовенства. Спустя примерно столетие Киприан, «епископ» Карфагенский (Северная Африка), горячо отстаивал власть епископов как группы, отделенной от пресвитеров (которые позднее стали называться священниками), дьяконов и мирян. Однако он не выступал за то, чтобы один епископ стоял выше всех остальных.

Поднимаясь по иерархической лестнице, епископы и пресвитеры возвышались над всеми остальными в собрании. Вследствие этого духовенство (лидеры) отделилось от мирян (пассивных верующих). В энциклопедии Макклинтока и Стронга говорится: «Со времен Киприана [умершего в 258 году н. э.], отца иерархической системы, различие между духовенством и мирянами стало заметным и вскоре начало признаваться повсеместно. Начиная с III века термин clerus... употреблялся в большинстве случаев исключительно по отношению к священнослужителям, чтобы отличать их от мирян. Когда римская иерархия окончательно сформировалась, духовенство не только выделилось в отдельный класс... теперь только оно считалось священством».

Таким образом, в течение приблизительно 150 лет, минувших после смерти последнего апостола, в собрании произошло два существенных изменения организационного плана: во-первых, епископ отделился от пресвитеров, заняв главенствующее положение на иерархической лестнице, и, во-вторых, духовенство отделилось от мирян. «Теперь только оно считалось священством». Это не соответствовало первоначальному положению вещей, когда все рожденные духом верующие представляли собой «царское священство» (1 Пет. 2:9).

Эти перемены означали отход от библейского способа управления собраниями, существовавшего во дни апостолов. Однако последствия отступничества не ограничивались организационными изменениями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: