Проблемы межбюджетных отношений




По-прежнему сохраняется острота проблемы выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в связи с предусмотренными федеральным законодательством налоговыми льготами и изъятиями. Правительству Российской Федерации следует определиться со способами решения этой проблемы, в том числе разработать реальный план поэтапной отмены таких льгот. Одним из важнейших направлений в создании собственной налогооблагаемой базы в финансово необеспеченных субъектах РФ и муниципалитетах является переход к самостоятельному регулированию и сбору налога на недвижимость (взамен налогов на землю и имущество). Следует рассмотреть возможность участия органов местного самоуправления в осуществлении отдельных полномочий по администрированию местных налогов в соответствии с соглашениями, заключаемыми с налоговыми органами. В целях усиления заинтересованности органов местного самоуправления в развитии малого и среднего предпринимательства и, как следствие, в целях увеличения поступлений в местные бюджеты представляется целесообразным закрепить за бюджетами муниципальных районов и городских округов фиксированную величину отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. При этом необходимо рассмотреть возможность предоставления органам местного самоуправления права определять отдельные элементы данного налога.

Потребуется и серьезная корректировка принципов предоставления межбюджетных трансфертов.

Целесообразно перейти к предоставлению межбюджетных трансфертов преимущественно в виде дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации, что обусловлено необходимостью обеспечения большей самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации и повышения их ответственности за результаты деятельности. Заслуживает внимания идея укрупнения субсидий, предоставляемых регионам в рамках государственных программ (в сферах совместного ведения). При этом целесообразно на федеральном уровне поставить перед получателями субсидий конкретные цели, контролировать результаты этой работы, а выбор способов их достижения предоставить получателям субсидий.

Необходимо предусмотреть возможность оказания дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, активно содействующим развитию инновационного сектора экономики.

Следует создать условия для улучшения финансирования дорожного строительства в субъектах Российской Федерации

 

Бюджетное регулирование

Бюджетное регулирование - это процесс, осуществляемый ор­ганом власти вышестоящего уровня (общегосударственным орга­ном управления экономикой) с целью выравнивания доходов бюд­жетов нижестоящего уровня путем распределения регулирующих доходов и перераспределения денежных средств из бюджета одного уровня в бюджет другого.

Основными методами (формами) бюджетного регулирования явля­ются:

Дотации представляют собой традиционную форму регулирования, когда бюджетные денежные средства предоставляются одним бюдже­том другому бюджету внутри бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Нормативно-долевая дотация (трансферт) — это современная форма бюджет­ного регулирования, когда бюджетные денежные средства предоставляются без указания конкретной цели одним бюджетом дру­гому бюджету на безвозвратной и безвозмездной основе из:

- фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР);

- фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО).

К таким средствам можно отнести: дотации закрытым административно-территориальным образованиям, средства на содержание объектов жилого фонда и социальной сферы, передаваемые в ведение орга­нов местного самоуправления; бюджетные ссуды на оказание финансовой поддержки завоза в районы Крайнего Севера; средства, передаваемые по взаимным расчетам, и др.

Источником выделения такой дотации является бюджетный целе­вой фонд, формируемый из отчислений от суммы налоговых поступле­ний в бюджет. Эти фонды создаются на уровне федерального бюджета или бюджетов субъектов Федерации исходя из утвержденных законов об этих бюджетах, в долях или процентах, отражающих суммы средств бюджетов субъектов Федерации или муниципальных образований в общей сумме средств указанных фондов. Методика расчета такой дотации направлена на горизонтальное выравнивание бюджетных доходов тер­риторий на душу населения и оказание им финансовой помощи по единым для всех участников правилам.

Субвенция - это бюджетные денежные средства, предоставляемые бюджетом одного уровня бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной или безвозвратной основе на осуществление целевых расходов. Она выдается на определенный срок, а в случае неполного использования или неиспользования, расходования не по назначению должна быть возвращена в тот бюджет, из которого была получена.

Обусловленная субвенция - она выдается также на определенный срок, но с указанием дополнительных условий расходования денежных средств. Условия предоставления и возврата обусловлен­ных субвенций такие же, как для обычной субвенции.

Субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюдже­том одного уровня бюджету другого уровня бюджетной системы, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов или затрат.

Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые бюджетом одного уровня бюджету другого уровня на возвратной, безвозмездной или возмездной основе в пределах отчетного финансового года. Бюджетные ссуды предоставляются на определенные цели, а условия использования и возврата определяются законодательством при утверждении бюджетов. Так, например, бюджетные ссуды субъектам Федерации определяются федеральным законом, о федеральном бюджете при утверждении его на очередной финан­совый год.

Взаимные расчеты (взаиморасчеты) представляют собой метод бюджетного регулирования, который применяется в ходе исполнениябюджетов в случае возникновения незапланированных расходов о использовании бюджетных средств или при возникновении взаимных отношений между бюджетами.

Бюджетные компенсации - это суммы, утверждаемые и передаваемые из бюджета одного уровня в бюджет другого уровня для возмещения изменений в поступающих доходах или в покрытие дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти другого уровня.

Такие расчеты производятся в том случае, если органы власти и управленияпринимают какие-либо решения (об изменении доходов или расходов после утверждения бюджетов или в процессе исполнения бюджетов), и требуются дополнительные денежные средства. К таким вариантам может относиться, например, повышение заработной платы работникам бюджетной сферы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: