Система финансового права представляет собой совокупность норм права, составляющих общую и особенную часть финансового права.
Общая часть:
- нормы финансового права, закрепляющие основные принципы финансовой деятельности государства, её задачи, формы и методы осуществления.
- нормы, устанавливающие круг и компетенцию органов, участвующих в финансовой деятельности.
- нормы, определяющие правовые основы финансового контроля, а также устанавливающие общие положения, характерные для всех институтов финансового права.
Особенная часть:
(нормы, регулирующие определенную, качественно однородную группу общественных отношений, различаемым по видовым признакам)
- бюджетное право
- налоговое право
- банковское право
- правовое регулирование в области: финансов предприятий, банковского кредита, валютного регулирования и валютных отношений, внебюджетных фондов, государственного кредита, денежного обращения и расчетов.
Источники финансового права - нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов власти, которые содержат соответствующие нормы, регулирующие финансовую деятельность государства:
ü законодательные акты РБ
- Конституция РБ – Основной закон РБ, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений
- кодекс (кодифицированный нормативно-правовой акт)- закон, обеспечивающий полное и системное регулирование определенной области общественных отношений, имеет большую юридическую силу по отношению к другим законам
- закон - нормативно-правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений
- Декреты и указы Президента РБ
ü Решения Конституционного Суда РБ по вопросам, касающимся государственных и местных финансов
ü Постановления Правительства РБ являются источниками финансового права в случаях, когда содержат финансово-правовые нормы
ü Ведомственные нормативно-правовые акты
-нормативные акты (Министерства финансов РБ, Министерства по налогам и сборам РБ, Государственного таможенного комитета РБ, Национального Банка РБ, а также министерств, иных республиканских органов государственного управления). Принимаются в форме постановлений и приказов.
ü Нормативно-правовые акты органов местного управления и самоуправления
ü Международный договор
Финансовое право — отрасль права в системе отраслей права любого государства.
Исходя из того, что финансовое право выделилось из государственного и административного права, ему присущи многие общие положения этих двух отраслей права. Финансовое право принадлежит к государственно-правовым отраслям права — оно публичное право.
Как отрасль права финансовое право тесно связано с другими отраслями и в первую очередь с конституционным и административным и с некоторыми другими.
Конституционное право содержит основные начала для всех отраслей права. Нормы конституционного права определяют правовой статус самого государства, всех его органов и местных Советов в области бюджета и бюджетного процесса, налоговой и валютной политики и др.
Административное право регулирует общественные отношения по поводу управленческой деятельности. Эта деятельность распространяется на все области государственной и общественной жизни, в том числе и управлением в области финансов. Большая часть отношений, возникающих при мобилизации (собирании) государством денежных средств, протекает в сфере исполнительной деятельности и поэтому регулируется нормами административного права, в связи с этим основные принципы исполнительной деятельности распространяются и на финансовую деятельность. Для подавляющего большинства отношений характерен административный метод регулирования. Здесь действует метод «власти и подчинения», который характерен для административного права. Поэтому разграничить административное и финансовое право по методу во многих случаях затруднительно. Здесь отграничения финансового права от административного довольно легко проводится по предмету правового регулирования.
Есть немало общего у финансового права и с гражданским правом. Это прежде всего связано с разновидностью имущественных отношений - денежных.
Случаи возникновения в процессе финансовой деятельности отношений, регулируемых гражданским правом, весьма часты. Так, многие отношения в области расчетов, сберегательного дела, страхования, государственного кредита регулируются нормами гражданского права. А отграничение финансового права от гражданского необходимо производить по методу правового регулирования.
Подобным образом можно разграничивать и находить сходство и с другими отраслями права — трудового (при исчислении подоходного налога с заработка работника), уголовного (при совершении преступления в области финансов и налогов), земельного (при исчислении земельного налога) и другими. Во всех случаях главным критерием является предмет правового регулирования — финансовая деятельность государства.