Аксиома о ненасыщаемости — при прочих равных условиях потребитель всегда предпочтёт бoльшее количество блага меньшему.
Аксиома о полной упорядоченности — потребитель способен сравнивать и ранжировать (упорядочивать) наборы благ. Результатом сравнения может быть предпочтение одного набора благ другому или признание их равноценными.
Аксиома о транзитивности выбора — если набор С предпочтительнее набора В, а набор В предпочтительнее набора А, то набор С будет предпочтительнее набора А. Это предположение позволяет однозначно ранжировать различные наборы благ независимо от очередности их попарного сравнения.
Бюджетная линия (кривая потребительного бюджета) – это линия, каждая точка на которой характеризует все наборы товаров, которые может купить покупатель с использованием всего своего бюджета.
Бюджетное множество — это множество вариантов потребительского выбора, т.е. наборов товаров, которые потребителю доступны; на графике — пространство между бюджетной линией и осями координат (площадь треугольника).
Взвешенная предельная полезность — величина предельной полезности в расчете на одну денежную единицу, затраченную на приобретение товара.
Закон убывающей предельной полезности — это закон,утверждающий, что чем большим количеством благ в течение определенного периода времени обладает человек, тем меньшую полезность для него приносит каждая дополнительная единица этого блага.
Кардиналистский (количественный) подход — это подход в теории поведения потребителя, согласно которому можно определить, на сколько единиц общая полезность одного набора благ выше общей полезности другого.
Карта кривых безразличия — множество кривых безразличия, характеризующих предпочтения потребителя, каждая из которых представляет разный уровень общей полезности наборов двух благ и которые не пересекаются.
Кривая «доход–потребление» — это кривая, на которой располагаются все сочетания двух товаров при определенном уровне дохода, максимизирующие общую полезность.
Кривая «цена-потребление» — это кривая, показывающая варианты потребительского выбора при различных уровнях цены товара, максимизирующие общую полезность.
Кривая безразличия — кривая, множество точек на которой характеризует наборы двух благ, обеспечивающие потребителю одинаковую общую полезность, т.е. ни один из этих наборов не является более предпочтительным, чем другой.
Кривая индивидуального спроса — кривая спроса, которая показывает величину спроса отдельного потребителя при различных ценах товара.
Кривая Энгеля — это кривая, характеризующая зависимость величины потребления того или иного товара от дохода потребителя (при неизменных прочих факторах, влияющих на спрос).
Нормальный товар — это товар, спрос на который изменяется в направлении изменения дохода; для нормальных товаров кривая «доход–потребление» и кривая Энгеля имеют положительный наклон.
Общая полезность — то удовлетворение, которое человек получает от потребления определенного количества блага или набора благ.
Ординалистский (порядковый) подход — это подход в теории поведения потребителя, согласно которому, хотя потребитель и не может измерить полезность количественно, он всегда в силах сравнить общую полезность потребительских наборов и определить, какой из них более предпочтителен для него.
Полезность — это удовлетворение, которое получает человек от потребления товаров и услуг.
Правило максимизации общей полезности — потребитель распределяет свой доход таким образом, чтобы последняя денежная единица, затраченная на приобретение любого блага, приносила ему одинаковую предельную полезность.
Предельная норма замещения (MRS) — количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться ради получения дополнительной единицы другого блага при неизменном уровне общей полезности.
Предельная полезность — это изменение общей полезности в результате дополнительной единицы блага.
Равновесие потребителя — это состояние, когда потребитель ничего не хочет менять, поскольку потребляет такой набор товаров, который приносит ему максимальную общую полезность при заданном бюджетном ограничении; на графике соответствует точке касания бюджетной линией самой высокой из доступных кривой безразличия.
Товар Гиффена – товар низшего уровня, спрос на который растет при увеличении его цены и падает при ее снижении. Для этого товара кривая «цена–потребление» имеет отрицательный, а кривая индивидуального спроса – положительный наклон.
Товар низшей категории — это товар, спрос на которые изменяется в направлении, противоположном вектору изменения дохода. Чаще всего к товарам низшей категории относят низкокачественные товары — картофель, дешевые вина и т.д.
Товар первой необходимости — это товар, спрос на который растет медленнее, чем доход потребителя.
Товар роскоши — это товар, спрос на который растет быстрее, чем доход потребителя.
Рекомендуемая литература
1. Бомол У.Дж., Блайндер А.С. Экономикс. Принципы и политика: Учеб. / Под ред. А.Г. Грязновой. М.: ЮНИТИ—ДАНА, 2004. С. 63—90. | |
2. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: Учеб. / Г.М. Гукасьян, Г.А. Маховикова, В.В. Амосова. Москва: Эксмо, 2008. С. 184—205. |
3. Кац М.. Роузен Х. Микроэкономика. Минск: Новое знание, 2004. С. 27—67, 114—147. | |
4. Корниенко О.В. Экономическая теория. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. С. 145—175. |
5. Курс экономической теории: Учеб. 6-е изд. / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров: АСА, 2009. С. 88—90. | |
6. Микроэкономика: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. Минск: БГЭУ, 2009. С. 26—58. |
7. Микроэкономика: Учеб. пособие / Под ред. С.А. Константинова, В.А. Воробьева, Л.В. Пакуш, А.М. Филипцова. Минск: ИВЦ Минфина, 2007. С. 41—66. | |
8. Сломан Дж. Экономикс. 5-е изд. СПб.: Питер, 2005. С. 107—139. |
9. Тарануха Ю.В. Микроэкономика: Учеб. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. 2-е изд. М.: Дело и Сервис, 2009. С. 109—170. | |
10. Экономика. Университетский курс: Учеб. пособие / Под ред. П.С. Лемещенко. Минск: Книжный Дом, 2007. С. 110—120. |
11. Экономическая теория: Учеб. / Под ред. Е.Н. Лобачевой. 2-е изд. М.: Высшее образование, 2009. С. 133—154. | |
12. Экономическая теория: Учеб. пособие / Под ред. И.В. Новиковой. — Минск: БГЭУ, 2006. С. 209—218. |