Задания к теме «Глобальные проблемы современности»




Часть 1

1. Укажите в нижеприведённом списке проявление разрыва между развивающимися и развитыми странами

1) рост задолженности стран третьего мира Западу

2) уничтожение лесов Африки и Амазонии

3) сокращение запасов нефти и газа в развивающихся странах

4) создание большого числа вредных производств развитыми странами

2. К экологическим проблемам относится

1) опасность распространения ядерного оружия

2) охрана здоровья

3) борьба с международным терроризмом

4) исчезновение многих видов животных и растений

3. К глобальным экологическим проблемам относится

1) бедность некоторых регионов планеты

2) угроза ядерной войны

3) сокращение разнообразия биологических видов

4) увеличение доли пожилых людей в структуре населения

4. К глобальным демографическим проблемам относится

1) неравный доступ к ограниченным природным ресурсам

2) загрязнение природной среды отходами деятельности человека

3) крайняя перенаселённость стран третьего мира

4) сокращение биологического разнообразия

5. Проблема Севера и Юга выражается в

1) истощении природных ресурсов

2) колоссальном разрыве в уровне развития регионов планеты

3) региональных вооруженных конфликтах

4) перенаселённости ряда регионов планеты

6. К экологическим проблемам относится

1) опасность распространения ядерного оружия

2) постепенное истощение природных ресурсов

3) борьба с международным терроризмом

4) упадок нравственных ценностей

7. К экологическим проблемам относится (-ятся)

1) предотвращение распространения наркомании

2) проблемы охраны здоровья

3) предотвращение угрозы новой мировой войны

4) исчезновение многих видов растений и животных

8. Верны ли суждения о глобальных проблемах современности

А. Сегодня существует угроза существованию человечества как биологического вида

Б. В целях выживания человечество должно ограничить рост потребления

1)верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

9. Какие проблемы получили название глобальных

1) проблемы, стоящие перед всем человечеством, требующие коллективных усилий народов для их разрешения

2) проблемы экономического взаимодействия между различными странами

3) проблемы ликвидации последствий чернобыльской аварии

4) проблемы, касающиеся отношений человека и окружающей среды

10. К числу глобальных проблем современности относятся:

1) предотвращение угрозы экологического кризиса

2) предотвращение отрицательных последствий НТР

3) обеспечение человечества необходимыми ресурсами

4) все вышеперечисленное

Часть 2

1. Запишите фразу, пропущенную в схеме:

2. Установите соответствие между глобальной проблемой современности и её проявлением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЯВЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ НАЗВАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

СОВРЕМЕННОСТИ СОВРЕМЕННОСТИ

 

А) парниковый эффект 1) демографическая проблема

Б) стремительный рост народонаселения в Африке 2) экологическая проблема

В) увеличение процентного состава пожилых и старых

людей в развитых странах

Г) опустынивание земель

 

3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано

 

(1) Все знают о движении «зелёных» - защитников окружающей среды. (2) В борьбе за чистоту атмосферы, воды, против ядерной угрозы они делают много полезного. (3) «Зелёные» входят в Европейский парламент. (4) Организация «Гринпис» объединяет десятки национальных движений.

 

Определите, какие положения носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

 

4. Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

А) постепенное истощение запасов нефти и металлов 1) угроза мирового терроризма

Б) активизация деятельности экстремистских групп 2) угроза экологического кризиса

(захват заложников, подготовка и проведение взрывов 3) проблема «Север – Юг»

в местах массового скопления людей)

В) быстрый рост населения в странах Азии, Африки и

Латинской Америки

Г) увеличение разрыва в уровне валового национального

дохода на душу населения между группами стран)

Д) рост заболеваний, вызванных отходов вредных производств

 

5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Понятие «________ (1)» получило распространение с конца 1960-х г.г. Так принято называть проблемы, носящие ____________ (2) характер. Они затрагивают интересы каждого народа и каждого человека, их решение возможно только совместными усилиями людей. От того, в каком направлении будет осуществляться их решение, зависит __________ (3) человечества как биологического вида. В этих проблемах также проявляется ______ (4) социальных и природных основ жизни общества и отдельного человека.

Одна группа проблем связана с отношениями между государствами. Устранение ________ (5) экономического развития, сохранение мира – это одновременно и решение проблемы здоровья людей и проблемы качества освоения природных ресурсов. Остановка ______ (6) также предотвращает загрязнение природной среды в планетарном масштабе»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (или словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) выживание Г) гонка вооружений Ж) общечеловеческий

Б) общественный Д) неравномерность З) динамичность

В) глобальные проблемы Е) глобализация И) неразрывность

 

Часть 3

I. Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.

Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления и господства. Новому пониманию отношения природы и человека соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным учёным Н.И. Моисеевым идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапланированном диалоге…

Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно – партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики.

В этом случае свобода понимается не как выражение проективно – конструктивного отношения к миру, не как создание такого предметного мира, который контролируется и управляется, а как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня. (Важно подчеркнуть, что принятие не означает простого довольствования тем, что есть, а предполагает взаимодействие и взаимоизменение). При этом речь идёт … о свободном принятии, основанном на понимании в результате коммуникации. В этом случае мы имеем дело с особого рода деятельностью. Это не деятельность по созданию предмета, в котором человек пытается запечатлеть и выразить самого себя, т.е. такого предмета, который как бы принадлежит субъекту. Это взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнёров, каждый из которых считается с другим и в результате которой оба они изменяются.

(В.А. Лекторский)

 

С1. Какие две реалии современного общества требуют, по мнению автора, нового понимания гуманистического идеала? В чём он видит сущность этого нового понимания?

 

С2. Приведите любые две фразы, в которых отражается авторское понимание свободы.

 

С3. Объясните, почему гуманистическому идеалу на современном этапе перестал соответствовать антропоцентризм (идея овладения и господства). Приведите три объяснения с опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни.

 

С4. Автор пишет о необходимости «установления равноправно – партнёрских отношений с тем, что находится вне человека». Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, предположите, в чём могут состоять эти отношения с любыми тремя из названных автором партнёров. (Сначала назовите партнёра, с которым устанавливаются партнёрские отношения, а потом выскажите предположение).

 

II. Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.

«Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать свои идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности, христианских традиций… Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства – миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по её законам или создавали их по установленному ею образцу…

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться… В основе её философии всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол – между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации…

Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда её собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится всё строптивее, и усмирять её всё труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не даёт нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь… судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом».

(А. Печчеи)

 

С1. Какие глобальные проблемы современного общества выделены автором текста? Укажите три проблемы.

 

С2. Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не даёт нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два предположения.

 

С3. Проиллюстрируйте тремя примерами утверждение автора: «Развитие цивилизации… сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».

 

С4. Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодоление контрастов между «богатыми» и «бедными» странами? Приведите два аргумента в подтверждение своей позиции.

 

 

С5 (1). Назовите 3 основные глобальные проблемы современности.

 

С5 (2). Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «терроризм»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об этом явлении.

 

С 6. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами третьего мира с проблемой предотвращения новой мировой войны.

С6 (1). Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем современности.

 

С6 (2). Раскройте на трёх примерах глобальный характер экологических проблем современного мира.

 

С7 (1). Сегодня в связи с существованием глобальных проблем современности довольно громко звучат призывы к отказу от научно – технического прогресса, прекращению исследований в области новейших технологий. Разделяете ли вы данную точку зрения? Соответствуют ли эти призывы концепции устойчивого развития? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

 

С7 (2). Выступая на научной конференции, учёный – эколог заявил: «Пора осознать, что человечество идёт к своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти самих себя. Мы обречены». Согласны ли вы с этим мнением? Приведите три аргумента в обоснование своей позиции.

 

С 8.1. Философия. «Хочешь мира – готовься к войне» (латинская пословица)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: