Анализ и типы речевых ошибок по русскому языку и культуре речи
Одна из важнейших задач - повышение речевой культуры общества. Особое значение имеет работа над правильностью речи и над устранением речевых ошибок. Без сомнения, для организации эффективной работы по формированию необходимых речевых навыков каждый должен быть знаком со всеми речевыми нарушениями.
Возникает необходимость познакомить студентов с различными типами ошибок, нормами их учета.
В материале представлена развернутая классификация содержательных ошибок (фактические, логические, речевые лексические, речевые лексические), знание которой необходимо для успешного обучения по дисциплине русский язык и культура речи.
Классификация ошибок в содержании
Фактические ошибки (Ф)
Свидетельствуют о том, что пишущий не достаточно знает излагаемую тему и факты, имеющие к ней отношение. К фактическим ошибкам относится следующее:
1) незнание исторических и биографических фактов: Благодаря роману Л. Н. Толстого
«Война и мир » Кутузов стал известным (Кутузов прославил свое имя задолго до появления романа Толстого);
2) незнание авторов, названий произведений, героев художественных текстов: Пушкин написал стихотворение «Чаадаеву » (вместо «К Чаадаеву »);
3) искажение имени, отчества и фамилии автора и неправильное их написание: Автор песни о «О Соколе »- Михаил Горький;
4) ошибки в цитировании: Чин следовал ему- он службу бросил;
5) неверное толкование литературоведческих терминов: Гипербола- это противопоставление;
1) слишком упрощенное или неверное толкование идейно- художественного содержания: Под образом паруса Лермонтов подразумевает себя.
Логические ошибки (Л).
Логическая ошибка связана с нарушением логической связи между частями сочинения, отсутствием логики в рассуждениях в пределах одного абзаца и даже предложения. Например,
1)нарушение соотношения части и целого: а) в композиции текста (отсутствие связи между абзацами текста и предложениями); б) в пределах одного предложения: Герой мог мыслить как философ он был идеалистом
2)неоднородные понятия представляются как однородные и наоборот: Нилова- темная женщина, разбитая непосильным трудом и побоями мужа.
3)несопоставимые понятия сопоставляются: Толстой изобразил как аристократию, так и войну.
4)отожествление смежных, но не тождественных понятий: Пьеса «На дне потрясла всех своей нищетой
5) в качестве подчиненных или соподченненых выступают понятия, которые не входят в объем подчиняющего понятия и неравнозначные между собой: за такие черты характера, как гуманизм, ум, большая сила воли, образ Базарова высоко ценится критиками.
6) нарушение причино- следственной связи: М. Ю. Лермонтов родился в Петербурге, когда его родители были в Москве.
7) пропуск логического звена высказывания, вследствие чего оно становится алогичным и даже абсурдным: Давыдова несколько раз ударили по голове, но амбар остался цел.
8) ошибка в семантизации понятия: Активность - когда в классе рисуют стенгазету; Вкус- это мороженое или конфета.
Речевые лексические ошибки (РЛ)
Задачи писателя, считал Л. Н. Толстой, - «отбирать точные, меткие, отвечающие по смыслу определяемого ими понятия слова». Употребление слова в соответствии с присущим ему в литературном языке значением – важнейшее условие правильной речи. Слова в предложении должны подбираться с надлежащей смысловой и стилистической сочетаемостью. Лексическая сочетаемость определяется семантикой слов, их принадлежностью к тому или иному стилю языка, экспрессивно – эмоциональной окраской, грамматическими особенностями. Выбор слова определяется так же его стилистическими особенностями: учитывается то окружение, в которое попадает слово – в пределах фразы и в более широком контексте.
К неточности в выборе слов и речевым ошибкам ведет употребление пишущим (говорящим) слов, лексическое значение которых он или не понимает, или понимает не вполне правильно.
Речевые лексические ошибки связаны, в основном, с незнанием лексического значения слова, с не различением стилистических и эмоционально-экспрессивных оттенков. К Речевым лексическим ошибкам относятся следующие:
1) незнание лексического значения слова: Маяковский трибуна революции;
2) употребление слова в несвойственном ему значении: Нина не решила уроки и не пошла в школу; Стены в комнате покрыты обоями;
3) неразличение оттенковзначения, вносимых в слово приставкой или суффиксом (в том числе неразличение паронимов): Мой взгляд на эту проблему не поменялся; Были приняты эффектные меры;
4) неразличение синонимичных слов: В конечном предложении автор применяет градацию;
5) употребление слов разной стилистической окраски: Жаль, что фломастеров только шесть, ими не обрисуешься;
6) неуместное употребление эмоционально - окрашенных слов и фразеологизмов: Хлестаков начал подлизываться к городничему; Татьяна на балу выглядела классно.
7) неоправданное употребление просторечных слов: Он думал, что они поскидали все в одну кучу; Оглянулись, а Витьки нету; Автор глазел и глазел на эти деревья;
8) нарушение лексической сочетаемости: На рынке дешевые цены; Он сделал свой экзамен;
9) употребление лишних слов, в том числе плеоназм: В комнату вошел молодой юноша; Эта профессия нужна и необходима; Девочка была радостная, из нее шла и исходила энергия;
10) употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология): Другие хотят читать, чтобы прочитанное рассказывать: Раз охотником случился случай;
11) неоправданное повторение одного итого же слова: Когда я была маленькая, у Ромашки был целый дом. В доме было много вещей; Но один листик все же остался. Один листик маячил желтым огоньком;
12) бедность и однообразие синтаксических конструкций: Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу;
13) нарушение видо-временой соотнесенности глагольных форм: Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь; Она сидит напротив меня и тихо говорила;
14) неудачное употребление местоимений (местоимение должно относится к предыдущему существительному): Серая ворона села на ветку и вдруг подул ветерок, и на нее посыпался снег;
15) смешение лексики разных исторических эпох: Петр I был неприхотлив в одежде: он предпочитал удобные брюки, рубашки, пиджаки.