Раздел 2: Примеры толкования сновидений 5 глава




Чувствование не имеет ничего общего со слепой верой; на самом деле, чувствование и трезвость представляют собой разные стороны одной монеты. Постигнув взаимосвязанность всего живого, Линда на собственном опыте поняла, что жизнь не такова, какой кажется, – это значит, что она уже не может оценивать людей и события согласно своему прежнему взгляду на мир. По этой причине единственным, что остаётся делать Линде в отношении незнакомого человека или неизвестной ситуации, – действовать на основе внутреннего ощущения. Именно это понимается под выражением «слушать своё сердце». Прежде Линда реагировала исключительно на основе логических предположений, опирающихся на её взгляд на мир; одним из таких предположений было то, что мужчинам нельзя доверять. Теперь же ей придётся научиться в любой ситуации доверять своему сердцу, своему чувствованию.

Научившись слушать своё сердце, Линда сможет развивать всю свою трезвость, поскольку при этом она будет чутко осознавать самые тонкие и незначительные указания на то, что нечто идёт неправильно. Это совершенно отличается от подозрительности, хотя на первый взгляд может показаться очень похожей на неё. Подозрительность основана на предвзятости, тогда как чуткая внимательность исходит из уверенности в том, что внешнее впечатление обманчиво. Более того, подозрительность представляет собой часть взгляда на мир, а трезвость возникает после того, как человек расстаётся со своим взглядом на мир и его оценки становятся свободными от предвзятости.

Таким образом, становится понятным, что чувствование не является слепой верой или неразборчивым порывом, как его обычно понимают; напротив, это действие, основанное на трезвом выводе. Единственная разница между чувствованием и трезвостью заключается в том, что трезвость опирается на надёжное знание, а чувствование подтверждается только на опыте. Именно поэтому чувствование диаметрально противоположно трезвости. Воины используют трезвость, когда имеют дело с известным, однако, сталкиваясь с непознанным, они определяют направление с помощью чувствования. Позже мы ещё раз вернёмся к концепции чувствования, поскольку этот сложный принцип тесно связан с несколькими другими понятиями.

 

РАССТАВШИСЬ СО СВОИМ ПРИВЫЧНЫМ ВЗГЛЯДОМ НА МИР, ЧЕЛОВЕК ОСОЗНАЁТ, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ БЕСКОНЕЧНОЕ ЧИСЛО РАЗЛИЧНЫХ РЕАЛЬНОСТЕЙ. ПЕРЕХОД В ЭТИ РЕАЛЬНОСТИ ОЗНАЧАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ СНОВИДЕТЬ В НИХ – ТОЧНО ТАК ЖЕ, КАК ЛЮДИ СНОВИДЯТ В МИРЕ СВОЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ.

Англ. Warmth – тепло, теплота, сердечность, сердечное тепло, тёплое отношение, пыл, энтузиазм, горячность, запальчивость. Если данное слово используется только в значении «сердечность», то почему она противопоставляется «устойчивости», «стабильности»? А если это только «энтузиазм», то почему впоследствии это понятие Марез будет сравнивать с любовью? – Прим. ред.

Сновидение порождает энтузиазм, или сердечность *, который, в свою очередь, является диаметральной противоположностью Севера – устойчивости. Сновидение определяется как способность осознанно перемещать или сдвигать точку сборки, чтобы собирать иную реальность. В этом смысле сновидение тесно связано с чувствованием, подобно тому как устойчивость связана с трезвостью. На первый взгляд не так уж легко понять, как могут быть связаны сновидение и энтузиазм, однако ключ к их близости кроется в качествах Запада и Юга, а именно, в чувствовании и энтузиазме.

Рассказ об искусстве сновидения не вошёл в первый том, поскольку для постижения подлинной природы сновидения необходимо понять, что существуют иные реальности, настолько же достоверные, как и та, которая обычно считается единственно реальной. Когда учеников знакомят с техникой сновидения, большинство из них сначала допускает ошибку, предполагая, что всё, что происходит в сновидении, согласуется с их системой отсчёта. Однако это далеко от истины, поскольку сновидение имеет дело с непознанным, а непознанное, по определению, не связано с какой-либо системой отсчёта. Этот факт достаточно ясно описывает взаимодействие между чувствованием и сновидением – оба они связаны с непознанным, тогда как трезвость и устойчивость имеют дело с известным.

Вероятно, самым неприятным в освоении сновидения для новичков является то, что в самом начале как будто бы ничего не происходит. Это естественное следствие уверенности ученика в том, что ему предстоит стать свидетелем чего-то или пережить нечто, с чем он никогда ранее не встречался. При этом ученик забывает, что всё, с чем он встречается во время своих путешествий в непознанное, интерпретируется его рациональным умом, и до тех пор, пока рациональный ум не поймёт, с чем он сталкивается, он просто не способен регистрировать ничего, кроме ощущений. Аналогия вновь поможет нам яснее понять это.

Рациональный разум во всех отношениях представляет собой не что иное, как компьютер, и для выполнения каких-либо функций его, как и любой компьютер, нужно программировать. С самого рождения рациональный разум любого ребёнка запрограммирован на работу с тем, что человек считает реальностью. В этом заключается суть социальной обусловленности, а в самой основе этой обусловленности, или программирования, заключается общепринятый взгляд человека на мир – тот уровень восприятия, который отделяет реальное от нереального. Ещё более важным является то, что, когда человек сталкивается с чем-то, полностью выходящим за рамки той сферы, на работу с которой запрограммирован его рациональный ум, человек вообще не способен заметить происходящее. К примеру, если компьютер не запрограммирован на работу с графическими изображениями, он просто не способен реагировать на команды о работе с графикой. Именно поэтому новичок, осваивающий искусство сновидения, чаще всего возвращается из непознанного совершенно лишённым чего-либо более существенного, чем туманные ощущения.

Однако, как мы уже убедились, такое чувствование жизненно важно для входа в непознанное и для искусства сновидения. Но тем людям, которые всегда полагались на логическую проверку своих чувств, нелегко пользоваться чувствованием, так как они неизменно испытывают искушение относиться к таким чувствам как к попытке принять желаемое за действительное. Прежде чем ученик научится доверять своим чувствам благодаря их постоянному подтверждению, ему необходимо затратить много времени на старательную практику. Самым действенным средством по-прежнему остаётся техника не-делания. Всё это будет более подробно описано в части, посвящённой искусству сновидения, но такой предварительный обзор был необходим для того, чтобы читатель мог лучше понять рассматриваемый сейчас материал.

Вернёмся к свойству энтузиазм, которое является продуктом сновидения. Как уже указывалось в отношении Запада, любая эволюция зависит от свойства чувствование. Если у человека не возникает ощущения, что жизнь представляет собой нечто большее, чем просто скучное существование, он вряд ли когда-либо отправится на поиски лучшей жизни. Аналогичным образом, если бы Бенц не чувствовал, что можно создать самоходное средство передвижения, он никогда не занялся бы этой идеей. Таким образом, именно чувствование всегда ведёт нас в непознанное в поисках знания. Хотя обычный человек не замечает этого, но именно чувствование вызывает все его сновидения. Не имеет никакого значения, к какому именно типу относится такое сновидение – к грёзам среди бела дня, обычным сновидениям во время сна или сновидению Толтеков, во время которого воин сознательно перемещает или сдвигает свою точку сборки.

С технической точки зрения, любая форма сновидения представляет собой отличную от привычной реальность, и, хотя к новому знанию нас направляет чувствование, только искусство сновидения позволяет получить доступ к этому ощущаемому или подозреваемому знанию. Ошибка обычного человека состоит в предположении, что сновидение является не реальностью, а полётом воображения. Однако следует осознать, что единственная разница между выдумщиком и человеком, не способным завязать шнурки, если ему не покажут, как это делать, заключается в том, что так называемый выдумщик достаточно смел, чтобы следовать за своими мечтами, тогда как сражающийся со своими шнурками человек просто не верит в реальность мечтаний.

Люди, готовые последовать за своим чувствованием, позволяют себе, осознают они это или нет, использовать свои потенциальные возможности с помощью искусства сновидения; при этом у них возникает одно качество, которое можно описать как взращивание (от англ. nurture – воспитывать, обучать, выращивать). Такое качество встречается, к примеру, у садовника, который сажает семя с полной уверенностью, что из него вырастет желаемое растение, или у кормящей матери, совершенно уверенной в том, что её ребёнок вырастет сильным, здоровым и счастливым человеком. Характерной особенностью взращивания являются заботливые действия, необходимые для роста, расцвета и благополучия любому живому существу. Без такой заботы и семя, и дитя просто погибли бы. Такая опека вполне буквально означает передающийся при взращивании энтузиазм (сердечность).

Вернёмся к случаю Линды; нетрудно понять, что она всегда мечтала ясно понять, что она собой представляет. Хотя сначала Линда неверно понимала взаимосвязанность всего живого, в стремлении исполнить свою мечту она поднялась на высокую ступень успеха, со всех точек зрения достойную уважения. Очевидно также, что, хотя чувства Линды были отрицательными и опирались на неверные допущения, они являлись также и её побуждениями в попытках воплотить в жизнь свою мечту. Теперь, с помощью своего новообретённого знания и благодаря не-деланию, Линда сможет воспользоваться своими чувствами положительным образом – для того, чтобы постичь и взрастить свою мечту.

Сейчас Линда полностью осознаёт, что, если только она собирается воплотить в жизнь свою мечту, ей следует применить всё, чему она научилась. Посредством перепросмотра она увидела свою жизнь в подлинном свете и пришла к пониманию взаимосвязанности всего живого. Добившись трезвости, она обрела уверенность, необходимую для того, чтобы уважать себя за свои успехи. Теперь же Линда может начать использовать технику не-делания, чтобы обрести устойчивость и научиться слушать своё сердце. Слушая своё сердце, Линда сможет научиться доверять своему чувствованию, когда дело дойдёт до встречи с неизвестным, и всё, что ей останется сделать, чтобы освободиться от прошлого и воплотить свою мечту в жизнь, – взрастить эту мечту. Разумеется, это само по себе является не-деланием, так как делание Линды приводило к тем ситуациям, в которых она всегда могла доказать самой себе, что не получает заслуженного признания.

Безусловно, такое взращивание предполагает, что Линда должна придать своей мечте собственные, особые ценности. Это чрезвычайно важно, так как даже в мечтаниях должна быть полная ясность. Мечты людей чаще всего не становятся реальностью лишь потому, что их намерение слишком туманно и запутанно, – или по той причине, что они лелеют мечту, противоречащую взаимосвязанности всего живого. В этом смысле чудом можно считать даже то, что человеку вообще удаётся достигать каких-либо целей, хотя нередко он достигает их лишь отчасти. Интересно также отметить, как много людей, которые достигают реальных свершений, признаются, что никогда не смогли бы сделать это, если бы не испытываемая ими в детстве внимательная забота и поддержка. Дети так часто осуществляют мечты своих родителей по той простой причине, что родители воплотили в жизнь мечты о будущем своего ребёнка – точно так же, как Бенц воплотил в жизнь мечты о двигателе внутреннего сгорания и автомобиле.

Хотя в целом человек не уделяет особого внимания мечтам, искусство сновидения обладает могуществом, превосходящим все рамки обычного понимания. Однако существует и опасность, заключающаяся в том, что человек взращивает всё, чему уделяет внимание. По этой причине необходимо следить за тем, чтобы не сосредоточиваться на нежелательном, так как сила намерения приводится в действие энтузиазмом. Реальностью, которую можно воплотить в жизнь, являются не только мечты, но и кошмары, и поэтому необходимо добиться полной ясности в отношении искусства сновидения. В случае Линды это в первую очередь относится к не-деланию, поскольку вместо того, чтобы взращивать идеи о том, что она никогда не получит признания, а мужчинам нельзя доверять, Линда должна начать взращивать представления о том, что она достойна уважения, а среди мужчин есть много заслуживающих доверия.

Это означает, что теперь Линда готова принимать во внимание реальность мечты, противоречащей её детским переживаниям. Единственная причина того, что Линда до сих пор не могла осуществить свою мечту, заключалась в том, что во всех своих поступках она придерживалась своего взгляда на мир. Теперь это станет реальностью благодаря взращиванию мечты, – которая, как Линда уже знает, является самой настоящей реальностью, а не попыткой принять желаемое за действительное. Такое взращивание желаемого и является тем, что носит название сновидения будущего или придания будущему формы с помощью намерения.

Благодаря рассказу о четырёх атрибутах воина должно быть понятно, что четыре основные техники не только имеют чрезвычайную важность, но и являются тесно переплетёнными и взаимосвязанными друг с другом. Это справедливо в отношении всего содержания знаний Толтеков, и если ученик терпит неудачу в своих попытках стать воином, то всегда лишь по той причине, что он применяет элементы учений независимо друг от друга. Все техники, принципы и афоризмы подкрепляют друг друга, и потому совершенно невозможно использовать лишь один раздел учений, не обращая никакого внимания на остальные.

В завершение этой главы следует упомянуть о том, что успех на Пути Воина несовместим со страхом или тщеславием. Хотя все, кто вступает на Путь Воина, неизбежно начинают идти по нему со своим собственным взглядом на мир, то есть с ожиданиями, которые основаны на страхе или тщеславии, но рано или поздно эти два качества должны уступить место четырём атрибутам воина. Чтобы прояснить это, вновь обратимся к примеру Линды.

Нет никаких сомнений в том, что основной причиной вступления Линды на Путь Воина стал её страх. Испугавшись того, к чему неуклонно вела её жизнь, Линда осознала, что ей необходимо внести в свою жизнь решительные перемены, иначе ей никогда не найти настоящего счастья. Начнём с того, что с самого начала Линду вёл вперёд страх того, что всё внимание отца сосредоточится на её брате, а позже – честолюбивое стремление побеждать любой ценой. Только после того, как ни страх, ни тщеславие не смогли принести Линде желаемого счастья, Линда оказалась готовой встать на Путь Воина; однако после вступления на него Линде совершенно необходимо подняться выше своего страха и тщеславия.

Решения, принятые на основе страха или тщеславия, можно отменить в любой момент, когда страх проходит, а тщеславие превращается в нечто иное. Единственными бесповоротными решениями являются желания, которые опираются на веру в то, что жизнь должна представлять собой нечто намного большее, чем всё, воспринимаемое в данный момент. Более того, только такие бесповоротные решения способны вызывать реальные перемены в жизни человека, а для того, чтобы обрести четыре атрибута воина, человеку нужно быть готовым полностью изменить всю свою жизнь.

Это возвращает нас к концепциям сновидения и сердечности, которая взращивает мечты. Любому человеческому существу присуща потенциальная способность любить – независимо от того, является ли это любовью к другому существу, к самому себе, к мечте или к жизни. Выражение «любовь к самому себе» не означает эгоизма; это уважение к себе за свои по-настоящему положительные качества. Обычный человек едва ли осознаёт, что подлинной причиной отсутствия в его жизни тех счастья и успеха, которых он жаждет, является ненависть к самому себе. Как это было с Линдой, люди всегда находят способ перенести эту ненависть к себе на другого человека, и потому чаще всего чувствуют себя грудными в общении, непризнанными или нелюбимыми. Однако истина заключается в том, что далеко не все уважают себя и потому всегда оказываются недовольными собой, так как не могут принять и полюбить себя такими, какие они есть.

Необходимо отметить разницу между качествами сердечности и любви, хотя они очень тесно связаны друг с другом. Вообще говоря, человек не имеет ни малейшего представления о подлинной природе любви. То, что обычно понимается под любовью, представляет собой не что иное, как определённый набор условий, которые вызывают у человека ощущение сильного удовольствия. Именно это удовольствие чаще всего путают с любовью; по этой причине, когда человек перестаёт удовлетворять требуемым условиям или его ожидания не сбываются, так называемая любовь может внезапно превратиться в обиду и даже ненависть. Это особенно важно в отношениях с самим собой, так как, хотя людям часто удаётся извлекать пользу из сомнений в отношении других, они почти никогда не способны сделать это в отношении самих себя. В большинстве случаев только фанатики открыто заявляют о своих достоинствах, однако такие заявления опираются не на любовь и одобрение самого себя, а на невежественное предположение о том, что этот человек стоит выше других.

Подлинная любовь совершенно необусловленна, и в этом смысле она является непроизвольным откликом на жизнь, возникающим благодаря полному постижению смысла взаимосвязанности всего живого. Там, где царит подлинная любовь, чувство собственной важности уступает место смирению, а осуждение сменяется пониманием. Любовь есть сила, существующая вне условий и проявляющаяся вопреки ожиданиям. Примером подлинной любви может служить ситуация, когда матери становится известно, что её сын совершил убийство, и, даже признавая, что он должен умереть за преступление, она рыдает перед его казнью, потому что это её сын и она любит его, что бы он ни сделал. В этом случае мать может не испытывать ненависти к тем людям, обязанность которых состоит в справедливом суде над её сыном, и не пытаться помешать отправлению правосудия. В самой глубине своего сердца такая мать способна выразить только отчаянное горе о потере любимого сына и сожалеть о том, что судьба не пощадила ни сына, ни его жертву.

Большинство людей не любят друг друга и, более того, самих себя в подлинном смысле этого слова. Обычно они либо совершенно не осознают истинной природы любви, либо предпочитают не обращать на неё внимания. Более того, по самой своей природе любовь является актом понимания, зависящим как от трезвости, так и от уровня знаний. Любой матери на собственном опыте известно, что это так. В результате социальной обусловленности большинство матерей словно обязаны испытать мгновенную вспышку любви к новорождённому ребёнку, и потому им очень часто стыдно признаваться в том, что с самого начала никакого чувства любви к младенцу у них не возникло. И всё же это вполне естественно, так как для возникновения подлинной любви к совершенно незнакомому человеку нужно время.

По этой причине ошибочным является романтический принцип «любви с первого взгляда»; в случае взрослых людей такая любовь представляет собой чаще всего лишь оправдание сексуального желания. Любовь с первого взгляда просто невозможна. В обычных условиях люди могут испытывать по отношению друг к другу в лучшем случае сердечность. К примеру, отец будет тепло относиться к своему сыну, и эта сердечность взрастит в мальчике те качества и способности, которые его отец больше всего ценит. Такие забота и поддержка, в свою очередь, вызывают у сына сходное чувство сердечности по отношению к отцу. Как только образуется такая основанная на сердечности связь, отношения между отцом и сыном начинают развиваться одним из двух возможных способов, в зависимости от знаний отца.

Если отец не осознаёт подлинную природу любви, он, сам не понимая того, что делает, позволит отношениям между ним и сыном превратиться в обусловленную «любовь». В этом случае сын неизбежно окажется в ситуации, когда ему постоянно приходится исполнять требования отца, если только он хочет сохранить его одобрение и «любовь». С другой стороны, если отец признаёт подлинную природу любви, он со временем научится любить и принимать своего сына таким, каков он есть, – каким бы он ни был. Этот пример справедлив для всех форм взаимоотношений, независимо от того, идёт ли речь о муже и жене, брате и сестре, двух друзьях, матери и новорождённом ребёнке или человеке и окружающем его мире.

Из сказанного должно быть ясно, что сердечность является предвестником подлинной, безусловной любви, и именно по этой причине она чрезвычайно важна для жизни воина, так как путь, по которому он идёт, требует от него постижения подлинного смысла любви. Когда Путь Воина называют путём с сердцем, имеется в виду не романтический идеал, а реальная действительность. Невозможно наделить другое существо успехом или счастьем, внутренним покоем или удовлетворением; эти качества возникают в результате того, что человек научился принимать и любить самого себя. Проблемы Линды заключались не в том, что её отец не любил её, и не в том, что брат посягал на принадлежащее ей. Подлинной причиной было то, что Линда верила, что она хуже брата и потому недостойна любви. Самим же корнем проблемы стало то, что Линда не уважала саму себя и, следовательно, не любила себя. В этом отношении чрезвычайно важно осознать, что ни страх, ни тщеславие никогда не вызывают у человека чувства любви.

 

Глава третья
Четыре природных врага

ЧТОБЫПОЛУЧИТЬ СИЛУ, НУЖНО ЗАЯВИТЬ ПРАВА НА НЕЁ. ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО ПОБЕДИТЬ ЧЕТЫРЁХ ПРИРОДНЫХ ВРАГОВ.

В предыдущей главе мы говорили о четырёх атрибутах воина и узнали, насколько важное место они занимают в его жизни. Однако над желаемым необходимо трудиться, и для того, чтобы сделать свою волю командой Орла, недостаточно просто захотеть этого – это процесс постижения того, как заявить свои права на силу, своё наследие. Повторим, что никто не может наделить человека силой по той простой причине, что сила представляет собой знание, обретаемое на собственном опыте. Таким образом, чтобы получить силу, нужно быть способным выстоять в битве за силу, а до этого момента сама сила постоянно бросает воину вызов.

В жизни встречаются четыре категории сражений, известных как четыре природных врага; в каждой из сменяющихся жизней воину предстоит столкнуться с этими врагами и победить их. У любого проявления жизни есть два возможных последствия – положительное и отрицательное, – и то, каким станет это следствие, зависит от намерения человека. Четыре природных врага являются в действительности просто отрицательными аспектами, или следствиями, четырёх атрибутов воина. Иными словами, враги и атрибуты представляют собой одни и те же силы, проявляющиеся сначала как четыре природных врага, а затем, когда человек побеждает их, – как четыре атрибута воина.

ВСЕ СИЛЫПРИРОДЫПО СУТИ СВОЕЙ НЕЙТРАЛЬНЫ. ОНИ ПРОЯВЛЯЮТ СЕБЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ – В СООТВЕТСТВИИ С НАМЕРЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА. НЕВЕРНОЕ ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ПОСЛУЖИЛО ПРИЧИНОЙ ПОЯВЛЕНИЯ ОШИБОЧНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СВОБОДНОЙ ВОЛЕ. У ВОИНОВ НЕТ СВОБОДНОЙ ВОЛИ. У НИХ ЕСТЬ ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЫБОР: ДЕЙСТВОВАТЬ БЕЗУПРЕЧНО ИЛИ НЕБЕЗУПРЕЧНО. ОТСУТСТВИЕ БЕЗУПРЕЧНОСТИ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ ВОИНА ДОСТОЙНЫМ ВНИМАНИЯ ВЫБОРОМ. И ПОЭТОМУ СВОБОДНАЯ ВОЛЯ ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ НЕГО ЯВНЫМ ПРОТИВОРЕЧИЕМ.

Чрезвычайно полезным для ученика является ведение специального дневника, в котором он отмечает каждый вызов, каждое сражение с четырьмя природными врагами; ученику следует стараться различать, к какой категории относится каждый вызов. Это совсем несложно, однако такие действия дают ученику преимущество ощущения контроля над ситуацией и дисциплинированности, которые необходимы для воспитания правильного расположения духа. Помните, что жизнь воина строго упорядочена; это не хаотическая неразбериха непоследовательных мыслей и запутанных эмоций. У каждой мысли и чувства есть цель, однако эта цель никогда не станет ясной, если мысли и эмоции смешиваются в однородный спутанный клубок.

 

ВНАЧАЛЕ ЛЮБОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРОХОДИТ МЕДЛЕННО, НО СО ВРЕМЕНЕМ ОНО НАБИРАЕТ СКОРОСТЬ И СИЛУ, КАК КАТЯЩИЙСЯ СНЕЖНЫЙ КОМ. ОДНАКО ПОДЛИННОЕ ОБУЧЕНИЕ СОВЕРШЕННО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ОБЫЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЁМ. И ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ УЧЕНИК ОЧЕНЬ СКОРО ОКАЗЫВАЕТСЯ НЕ В ЛАДАХ СО СВОИМИ МЫСЛЯМИ И ЭМОЦИЯМИ. НЕ ИЗУЧАЯ ТОГО, ЧТО, КАК ОН СЧИТАЛ, ЕМУ ПРЕДСТОИТ ИЗУЧАТЬ, УЧЕНИК СТАНОВИТСЯ ЖЕРТВОЙ СОБСТВЕННЫХ СОМНЕНИЙ И ПОДОЗРЕНИЙ, И ЕГО ОЧЕНЬ БЫСТРО ОХВАТЫВАЕТ ИСТОЩАЮЩЕЕ ЧУВСТВО СТРАХА – СТРАХА, С ПУГАЮЩЕЙ СТРЕМИТЕЛЬНОСТЬЮ УСИЛИВАЮЩЕГОСЯ ПО МЕРЕ ТОГО, КАК УЧЕНИК СОСРЕДОТОЧИВАЕТСЯ НА СВОИХ УСИЛИЯХ ПОНЯТЬ ЕГО ПРИЧИНЫ. ДАЖЕ НЕ ОСОЗНАВАЯ ТОГО, УЧЕНИК СТАЛКИВАЕТСЯ С ПЕРВЫМ ПРИРОДНЫМ ВРАГОМ – СТРАХОМ. ПОД ВЛИЯНИЕМ ЭТОГО СТРАХА НАЧИНАЕТ РАСПАДАТЬСЯ ОЩУЩЕНИЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ, ЧТО ВЫЗЫВАЕТ У УЧЕНИКА НЕПРИЯТНОЕ ЧУВСТВО ТОГО, ЧТО ЕГО РАССУДОК ПОД УГРОЗОЙ И ПОДВЕРГАЕТСЯ КАКИМ-ТО АТАКАМ.

Страх представляет собой ужасного врага, которого очень нелегко одолеть по той простой причине, что он имеет множество личин. Не успевает человек победить один аспект страха, как на поверхность поднимается ещё более пугающий аспект. Если ученик хоть раз, пусть даже совсем немного, уступает своему страху, он неизбежно терпит полное поражение, а результатом борьбы немедленно становится полная паника или нечто похожее. Ирония судьбы заключается в том, что каждый раз, когда страх поднимается на поверхность, ученик немедленно ощущает, будто его рациональность подвергается атаке, не осознавая, что на его разум нападают его же сомнения и подозрения. Иными словами, рациональный ум регистрирует атаку, делая выстрел в собственную ногу!

НЕПРЕОДОЛИМЫМ ИСКУШЕНИЕМ ДЛЯ РАЦИОНАЛЬНОЮ УМА ЯВЛЯЕТСЯ ЖЕЛАНИЕ СДАТЬСЯ НА МИЛОСТЬ СТРАХА. НО, ИНДУЛЬГИРУЯ В ЭТОМ ИСКУШЕНИИ, РАЗУМ УБИВАЕТ СЕБЯ.

Временами страх может быть таким неуловимым, что его очень нелегко выявить. В зависимости от конкретной личности, люди боятся самых разных вещей. Важно, однако, осознавать, что победу над человеком не всегда одерживают его самые заметные страхи. Чаще всего человека рано или поздно истощает тщательно скрываемый страх. Именно по этой причине говорят, что отрицание является худшей формой индульгирования. Чтобы объяснить это, будет полезно рассмотреть два различных примера того, как страх обычно проявляется и как следует ему противостоять.

Молодой человек по имени Саймон говорит очень тихо и вежливо. Будучи подростком, он начал сомневаться в том, что является настоящим мужчиной, по причине своей чувствительной натуры. Испугавшись того, что он может оказаться гомосексуалистом, Саймон неосознанно старался избегать гомосексуалистов и очень резко реагировал, если вдруг оказывался в их обществе. Тот же неосознанный страх заставил его заняться боксом. Нельзя сказать, что Саймон очень любил этот вид спорта; он занялся им лишь потому, что в нём крепло желание доказать самому себе и окружающему миру, что он действительно настоящий мужчина. Со временем Саймон убедил себя в собственной гетеросексуальности и даже заставил себя быть вежливым по отношению к гомосексуалистам.

Саймон направил всё своё намерение и силы на «преодоление» страха перед тем, что он гомосексуалист, и вскоре счастливо женился и с радостью помогал жене воспитывать новорождённого сына. Саймон очень любил его, и эта безумная любовь к мальчику заставляла его неограниченно баловать сына при любой возможности. Всё шло прекрасно до тех пор, пока мальчик не стал достаточно большим и в нём не проявились признаки той же чувствительности, что и у отца. Саймону удавалось так хорошо и так долго подавлять свой страх, что к тому времени он уже не мог даже ясно вспомнить о нём. И всё же, совершенно внезапно и, казалось бы, без всяких на то причин, отношения Саймона с сыном начали меняться.

Став раздражительным и вспыльчивым по отношению к сыну, Саймон давал ему резкий отпор при любой попытке мальчика прийти в физический контакт с отцом. Вследствие этого отношения между ними быстро дошли до той точки, когда мальчик вообще не мог угодить отцу, что бы ни делал. Наблюдая за происходящим, жена Саймона не могла понять случившейся в сердце отца перемены по отношению к сыну и в результате стала защищать мальчика. В свою очередь, это привело к бесконечным ссорам между Саймоном и его женой, а их сын тем временем становился всё более замкнутым и сверхчувствительным.

Причиной всех трудностей было то, что Саймон никогда не встречался со своим страхом лицом к лицу и вместо этого старался скрывать его даже от самого себя. Много лет спустя страх вновь поднялся на поверхность, угрожая на сей раз не только Саймону, но и его семье, всему, что было дорого его сердцу. И всё же, если бы его спросили об этом, Саймон вряд ли смог бы выявить причину своих проблем. Саймон сделал себя слепым по отношению к своему страху перед тем, что он не является нормальным мужчиной, и хотя теперь этот страх разрушал его жизнь, Саймон по-прежнему не мог распознать его.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: