Православная Церковь и экуменизм




Содержание

· Православная Церковь и экуменизм

· Часть 1, Глава 1 Часть 1. Православное учение о Церкви

· Часть 1, Глава 2 Часть 1. Православное учение о Церкви

· Часть 1, Глава 3 Часть 1. Православное учение о Церкви

· Часть 1, Глава 4 Часть 1. Православное учение о Церкви

· Часть 1, Глава 5 Часть 1. Православное учение о Церкви

· Часть 1, Глава 6 Часть 1. Православное учение о Церкви

· Часть 1, Глава 7 Часть 1. Православное учение о Церкви

· Часть 1, Глава 8 Часть 1. Православное учение о Церкви

· Часть 1, Глава 9 Часть 1. Православное учение о Церкви

· Часть 1, Глава 10 Часть 1. Православное учение о Церкви

· Часть 2, Глава 1 Часть 2. Экуменизм

· Часть 2, Глава 2 Часть 2. Экуменизм

· Часть 2, Глава 3 Часть 2. Экуменизм

· Часть 2, Глава 4 Часть 2. Экуменизм

· Часть 2, Глава 5 Часть 2. Экуменизм

· Часть 2, Глава 6 Часть 2. Экуменизм

· Часть 2, Глава 7 Часть 2. Экуменизм

· Часть 2, Глава 8 Часть 2. Экуменизм

· Информация о первоисточнике

Православная Церковь и экуменизм

   

Часть 1, Глава 1 Часть 1. Православное учение о Церкви

Экуменизм — это движение, которое содержит в себе многочисленные проблемы. И все эти проблемы проистекают из одного и сливаются в одном — едином стремлении к Истинной Христовой Церкви. А Истинная Христова имеет и должна иметь ответы на все вопросы и подвопросы, которые ставит экуменизм. Ведь если Церковь Христова не решает вечные вопросы человеческого духа, то Она не нужна. А человеческий дух постоянно изобилует жгучими вечными вопросами. И каждый человек как бы постоянно горит в этих вопросах, сознательно или бессознательно, вольно или невольно. Горит у него сердце, горит ум, горит совесть, горит душа, горит все его существо. И    «нет мира в костях его» (). Среди звезд наша планета является центром всех вечных мучительных проблем: проблем жизни и смерти, добра и зла, добродетели и греха, мира и человека, бессмертия и вечности, рая и ада, Бога и диавола. Человек — это самое сложное и самое загадочное из всех земных существ. И более того — он больше всех подвержен страданиям. Поэтому и сошел на землю, поэтому Он и стал совершенным человеком, да нам как Богочеловек ответит на все наши вечные мучительные вопросы. По этой причине Он и остался весь на земле — в Церкви Своей, которой Он — Глава, а она — Его Тело. Она — Истинная Церковь Христова, Церковь Православная, и в ней присутствует весь Богочеловек со всеми Своими обетованиями и со всеми Своими совершенствами.


Что экуменизм представляет собой по существу, во всех своих проявлениях и устремлениях, мы лучше всего увидим, если его рассмотрим с позиций Единой Истинной Христовой Церкви. Поэтому нужно изложить, хотя бы в общих чертах, основу учения Православной Церкви об Истинной Христовой Церкви — Церкви апостольско-святоотеческой, Церкви Священного Предания.   

Часть 1, Глава 2 Часть 1. Православное учение о Церкви

Целиком и полностью тайна христианской веры заключена в Церкви; вся тайна Церкви — в Богочеловеке; вся тайна Богочеловека — в том, что стал плотию (   «Слово плоть бысть», «Слово стало плотию» — (), вместил в человеческое тело всецело Свое Божество, все Свои Божественные совершенства, все тайны Бога. Все Евангелие Богочеловека, Господа Иисуса Христа, можно выразить в нескольких словах:«Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (). Крошечное тело человека всецело вместило Бога со всеми Его бесчисленными бесконечностями, и при этом Бог остался Богом и тело осталось телом — всегда в едином Лице — Лице Богочеловека Иисуса Христа; совершенный Бог и совершенный человек — совершенный Богочеловек Здесь не одна тайна — здесь все тайны неба и земли, слитые в единую тайну — тайну Богочеловека — в тайну Церкви как Его Богочеловеческого Тела. Все сводится к Телу Бога Слова, к воплощению Бога, к вочеловечению. В этой истине и вся жизнь Богочеловеческого Тела Церкви, и благодаря этой истине знаем, «как должно поступать в доме Божием, который есть Бога живого, столп и утверждение истины ().


    «Бог явился во плоти» — в этом, говорит Златоуст, благовестник Евангелия Христова, — все домостроительство нашего спасения. Воистину, великая тайна! Обратим внимание: Апостол Павел всюду домостроительство нашего спасения называет тайной. И это по праву, ибо она не была известна никому из людей и даже Ангелам не была открыта. А раскрывается она через Церковь, И действительно, велика тайна сия, ибо Бог стал человеком и человек — Богом. Поэтому мы должны жить достойно этой тайны.


Самое большое, что мог Бог дать человеку, Он дал ему, Сам став человеком и навсегда оставшись Богочеловеком и в видимом, и в невидимом мире. Крошечное человеческое существо всецело вместило Бога, невместимого и во всем безграничного. Это свидетельствует о том, что Богочеловек — это самое таинственное существо во всем окружающем человека мире. Святой Иоанн Дамаскин прав, когда говорит, что Богочеловек — это «единственное новое под солнцем». И можно добавить: и всегда новое, такое новое, которое никогда не стареет ни во времени, ни в вечности. Но в Богочеловеке и с Богочеловеком и сам человек стал существом новым под солнцем, существом Божественно важным, Божественно драгоценным, Божественно вечным, Божественно сложным. Тайна Бога неразрывно соединилась с тайной человека и стала двуединой тайной, великой тайной неба и земли. И так начала существовать Церковь. Богочеловек ­­ Церковь. Вто   рая ипостась Пресвятой Троицы, Ипостась Бога Слова, став плотью и Богочеловеком, начала существовать на небе и на земле как Богочеловек — Церковь, Вочеловечением Бога Слова человек как особое богоподобное существо возвеличен Божественным величием, ибо вторая Ипостась Пресвятой Троицы стала его Главой, вечной Главой Богочеловеческого Тела Церкви, Бог Отец Духом Святым поставил Господа Иисуса Христа — Богочеловека «выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ().


Имея Богочеловека своею Главою, Церковь стала самым совершенным и самым драгоценным существом неба и земли. Все Богочеловеческие качества стали ее качествами: все Его Божественные силы и все воскрешающие, все преображающие, все обоживающие силы, все силы Богочеловека — Христа, все силы Святой Троицы, — навсегда стали ее силами. А что самое важное, самое чудесное и самое потрясающее — это то, что сама Ипостась Бога Слова из непостижимой любви к человеку стала Вечной Ипостасью Церкви. Нет такого Божиего богатства, Божией славы и Божиего добра, которые бы не стали навсегда нашими, достоянием каждого человека в Церкви. 

  
Всю непостижимость Своего могущества и человеколюбия Бог особенно показал воскресением из мертвых, Его вознесением на небо над Херувимами и Серафимами и всеми Небесными Силами, основанием Церкви как Его тела, которого Он, воскресший и вознесшийся Вечноживой Богочеловек — Глава. Это безграничное чудо Бог сотворил    «во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ().


Так в воскресшем и вознесенном Богочеловеке осуществлен предвечный план Трисвятого Божества,   «дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (), — осуществлен в Богочеловеческом Теле Церкви. Церковью, Своим Богочеловеческим Телом, Господь соединил в единый вечноживой организм всех: ангельские существа, людей и всех богосозданных тварей. Таким образом, Церковь — это «полнота Наполняющего все во всем» (), то есть полнота Богочеловека Иисуса Христа, который как Бог «наполняет все во всем», а как человек и Вечный Архиерей дает нам, людям, жить всей полнотой в Церкви посредством святых таинств и святых добродетелей. Это воистину полнота всего божественного, всего вечного, всего богоподобного, всего богосозданного. Ибо именно Церковь является вместилищем и полнотой Божественной Истины, Божественной Справедливости, Божественной Любви, Божественной Жизни, Божественной Вечности; полнотой всех божественных совершенств, а также и человеческих совершенств, ибо Господь, Богочеловек, есть двуединая полнота Божественного и человеческого. Это Бого-человеческое единство (Церковь), обретшее бессмертие и вечность тем, что его главою является Сам Вечный Богочеловек, Вторая Ипостась Пресвятой Троицы. Церковь как полнота Богочеловеческого Тела живет бессмертными и животворящими Божественными силами воплощенного Бога Слова. Это чувствуют все истинные члены Церкви, а наиболее полно — святые и Ангелы. Это вместилище Богочеловеческих совершенств Иисуса Христа и есть «надежда призвания Его» и «наследие Его для святых» (). Церковь — это не только цель и смысл всех тварей и вещей, от Ангела до атома, но и их единая высшая цель и высший смысл. В ней нас Бог действительно благословил «всяким духовным благословением» (); в ней Он даровал нам все средства для нашей святой и непорочной жизни пред Богом (); в ней Он нас усыновляет через Сына Своего Единородного (); в ней Он нам открыл вечную тайну Своей воли (); в ней Он соединил время с вечностью (); в ней Он совершил обожение и одухотворение всех тварей (). Поэтому Церковь представляет собой самую великую и самую святую тайну Божию. В сравнении с остальными тайнами она представляет собой всеохватывающую тайну, самую великую тайну. В ней всякое Божие таинство — это благовесте и блаженство, и каждое из них — это рай, ибо каждая из них содержит полноту Сладчайшего Господа, ибо именно Им рай становится раем и блаженство — блаженством; именно Им Бог есть Бог и человек есть человек; именно Им истина становится Истиной и справедливость — Справедливостью; именно Им любовь становится и доброта — Добротою; именно Им жизнь становится Жизнью и вечность — Вечностью.


Основное благовестие, которое содержит всеохватывающую радость для всех существ неба и земли, — это: Богочеловек есть все и вся на небе и на земле, и в нем — Церковь. А главное благовестие — это глава Церкви — Богочеловек Иисус Христос. И действительно,    «Он есть прежде всего, и все Им стоит» (). Ибо Он есть Бог, Творец, Промыслитель, Спаситель, жизней, Существо существ и Существующее над существующим: «все Им и для Него создано» (). Он есть цель всему, что существует, Все Его творения созданы как Церковь и составляют Церковь, а «Он есть глава тела Церкви» (). Это есть Божественное единство и Божественная целесообразность твари под главенством Логоса. Грех отколол от этого единства часть творений и потопил их в безбожной бесцельности, в смерти, в аде, в муках. И потому ради них Бог Слово сходит в наш земной мир, становится человеком и как Богочеловек совершает спасение мира от греха. Его Богочеловеческое домостроительство спасения имеет свою цель: все очистить от греха, обожить, освятить, вновь вернуть в Богочеловеческое тело Церкви и, таким образом, восстановить всемирное Божественное единство и целесообразность твари.


Став человеком и основав Церковь на Себе, Собою — в Себе, Господь Иисус Христос неизмеримо и как никогда возвеличил человека. Он Своими Богочеловеческими подвигами не только спас человека от греха, смерти и диавола, но и вознес его над всеми остальными существами. Бог не стал ни Богоангелом, ни Богохерувимом, ни Богосерафимом, но — Богочеловеком, и этим он поставил человека выше Ангелов и Архангелов, и всех ангельских существ. Господь Церковью покорил человеку все и вся (). Церковью и в Церкви, как в Богочеловеческом теле, человек возрастает до надангельских и надхерувимских высот. Поэтому путь его восхождения дальше, чем у Херувимов, Серафимов и всех Ангелов. В этом заключена тайна над тайнами. Пусть умолкнет всякий язык, ибо здесь начинается неизглаголенная и непостижимая любовь Божия, неизглаголенное и непостижимое человеколюбие воистину Единого Человеколюбца — Господа Иисуса Христа! Здесь начинаются    «видения и откровения Господни» (), которые нельзя выразить никаким языком, не только человеческим, но и ангельским. Все здесь выше ума, выше слов, выше природы, выше всего сотворенного. Что касается тайны, в Церкви заключена великая тайна человека в великой тайне Богочеловека, который есть Церковь и в то же время Тело Церкви и Глава Церкви. И при всем этом человек, включенный в Церковь и являющийся полноправным ее членом, человек, который в Церкви является частью Богочеловека Иисуса Христа, — является частью Святой Троицы, членом Богочеловеческого Тела Христова — Церкви (), самой святой и драгоценной тайны Божией, тайны над тайнами, всеохватывающей великой тайны. Церковь — это Богочеловек Иисус Христос через все века и через всю вечность. Но с человеком и после человека — богозданная тварь: все, что на небе и на земле было создано Богом Словом, — все это входит в Церковь как ее тело, которому глава — Господь Иисус Христос, но глава — это глава тела, а тело — это тело главы; неотделимо одно от другого, полнота одного и другого — «полнота Наполняющего все во всем» (), Становясь через Святое Крещение членом Церкви, всякий христианин становится составной частью «полноты Наполняющего все», и сам наполняется полнотой Божией (), и, таким образом, достигает всесовершенной полноты своего человеческого существа, своей человеческой личности. По мере своей веры и благодатной жизни в Церкви каждый христианин достигает этой полноты через святые таинства и святые добродетели. Это остается в силе для всех христиан всех времен, Все наполнено полнотой Наполняющего все во всем: все в нас, людях, все в Ангелах, все в звездах, все в птицах, все в растениях, все в минералах, все во всех богозданных тварях ибо, где Богочеловеческое Божество, там и Его человечество, там все верные всех времен и всех существ — Ангелов и людей. Именно таким образом мы, члены Церкви, исполняемся «всякой полнотой Божией» (): Богочеловеческая полнота — Церковь, Богочеловек — ее глава, Церковь — Тело Его, а мы на протяжении всего нашего существования полностью зависим от Него, как тело от головы. Из Него, бессмертной Главы Церкви, по всему Телу Церкви струятся благодатные животворящие силы и оживляют нас бессмертием и вечностью, Все Богочеловеческие чувства Церкви происходят от Него и в Нем, и Им. Все святые таинства и святые добродетели в Церкви, которыми мы очищаемся, возрождаемся, преображаемся, освящаемся, становимся частью Богочеловека Господа Иисуса Христа, Совершенного Бога, частью Святой Троицы, и таким образом спасаемся, — происходят от Отца через Сына в Духе Святом, и это благодаря ипостасному единству Бога Слова и нашей человеческой природы в чудесном Лице Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа.
Для чего Богочеловек Господь Иисус Христос, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в Церкви является и всем и вся? Для чего Он — Глава тела Церкви, и Церковь — Его тело? Для того, чтобы все члены Церкви   «истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос... доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (). Это означает: Церковь есть мастерская Богочеловека, в которой каждый человек при помощи святых таинств и святых добродетелей преображается в Богочеловека по благодати, в Бога по благодати. Здесь все совершается Богочеловеком, в Богочеловеке, по Богочеловеку — все в категории Богочеловеческого. Богочеловеческой Своей Господь Иисус Христос охватывает, пронизывает, проникает все и повсюду, где живут человеческие существа; сходит в самые мрачные места земли, в сам ад, в царство смерти; восходит выше всех небес, чтобы Собою исполнить все и вся (;).


Всем в Церкви руководит Господь Иисус Христос. И так растет Богочеловеческое тело. Богочеловек — растет! И это чудо непрерывно совершается ради нас, людей, и ради нашего спасения, Растет Тело Христово — Церковь. Растет с каждым человеком, который становится членом Церкви — составной частью Богочеловеческого Тела Христа. И этот рост каждой человеческой личности в Церкви происходит от Главы Церкви — Господа Иисуса Христа, а также через Его святых — богоносных Его сотрудников. 

  
Человеколюбивый Господь даровал и Апостолов, и пророков, и Евангелистов, и пастырей, и учителей —    «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (). И из Господа Иисуса Христа, как из главы Церкви «все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение» ().


В чем надежда нашего христианского знания? — В соединении нашем с Господом Иисусом Христом, а через Него с теми, кто в Нем, в Его Богочеловеческом Теле — Церкви. А Его тело —    «одно тело» (), тело воплощенное Бога Слова, и дух в этом теле — «один дух» () — Дух Святый. Это Богочеловеческое единство, оно совершеннее и полнее всякого единства. В мире земном не существует более действительного, более всеохватывающего и бессмертного единства, чем единство человека с Богом и с другими людьми и со всеми тварями. А средства для того, чтобы войти в это единство, доступны всем — это святые таинства и святые добродетели. Первое святое таинство есть крещение, первая святая добродетель есть вера. «Одна вера» (), и нет другой, кроме нее, и «один Господь» (;;), и нет другого, кроме Него (); и «одно крещение» (), и нет другого, кроме Него. Только в органическом единстве с Телом Церкви, только как член этого чудесного организма, человек приходит к полному ощущению, осознанию и убеждению, что, в действительности есть только «один Господь» — Пресвятая Троица н только «одна вера»— вера в Пресвятую Троицу (;;); только «одно крещение» — крещение во имя пресвятой Троицы () и только «один Бог и Отец всех, который над всеми, и через всех, и во всех нас» (;;). Святой Дамаскин: «Един над всеми Отец, Который через всех Словом Своим, исходящим из него, и во всех Духом Святым». Это ощущать и этим жить — значит поступать достойно христианского звания (;;;). Словом, это значит — быть христианином.
Через Иисуса Христа все люди: и евреи, и эллины не знающие Бога, — имеют    «доступ к Отцу, в одном Духе», поскольку только через Христа приходят к Отцу (;). Своим домостроительством спасения Богочеловек всем нам открыл доступ к Богу в Троице (;;). В Богочеловеческом домостроительстве спасения все происходит от Отца через Сына в Духе Святом. Это верховный закон в Богочеловеческом Теле Церкви, в жизни каждого члена Церкви. Ибо что такое спасение? — Жизнь в Церкви. А что это — жизнь в Церкви? Жизнь в Богочеловеке. А что такое жизнь в Богочеловеке? — Жизнь в Святой Троице, ибо Богочеловек есть Второе Лицо Пресвятой Троицы, всегда Единосущное и Единожизненное со Безначальным Отцом и Животворящим Духом (;;;;). Таким образом, спасение — это есть жизнь во Святой Троице.


Только в Господе Иисусе Христе человек впервые проявился полностью единым по существу, триединым. И в этом богоподобном триединстве он обрел и единство своего существа, и бессмертную богоподобность, и жизнь вечную, — поэтому вечная жизнь заключается в познании Триединого Бога (). Уподобиться Триединому Господу, исполниться    «всякой полнотой Божией» (;), стать совершенным, как Бог (), — вот наше призвание, и в нем надежда нашего знания — «знания святого» (), «знания небесного» (),«знания Божия» (;;). Только в Церкви Христовой мы ощущаем живо и бессмертно, что мы «призваны к одной надежде нашего звания» (). Одно звание для всех людей, и одна надежда для всех людей. Это звание живет и непосредственно переживается Церковью и в Церкви «со всеми святыми через святые таинства и святые добродетели» (). И мы тогда ощущаем «одно тело и один дух» «со всеми святыми». «Так мы, многие, составляем одно тело во Христе» (), «ибо все мы одним Духом крестились в одно тело,... и все напоены одним духом. Тело же не из одного члена, но из многих... Членов много, а тело одно. И вы — тело Христово, а порознь — члены» (). Надежда, ведомая верой и любовью евангельской, приводит нас к осуществлению и осознанию нашего звания, нашей цели, нашего призвания — богосовершенства. А все это может происходить только в Богочеловеческом Теле Христовом (Церкви) посредством Его Богочеловеческих сил, которыми живут все члены этого единого святого тела, в котором один дух — Дух Святый. «Дух Истины» () — это Соединитель всех душ христиан в одну душу — соборную душу, и всех сердец — в соборное сердце, и всех духов — в один дух — соборный дух Церкви, в одну веру — соборную веру Церкви. Это и есть то соединение и единство тел, и единство духа, в котором все происходит от Отца через Сына в Духе Святом, ибо «один Бог,... производящий все во всех» (;).


    «Так мы, многие, составляем одно тело во Христе» — только во Христе (). Через святые таинства и святую жизнь в святых добродетелях мы становимся членами единого тела Христова, и между нами нет никакой границы, никакого промежутка, все мы сжились между собой и связаны одной жизнью, подобно тому как члены человеческого тела связаны между собой. Мысль твоя, до тех пор, пока находится «во Христе», составляет «одно тело» с мыслями всех святых членов Церкви, и ты действительно мыслишь «со всеми святыми», мысль твоя благодатно, органически соединена с их мыслями. Это же касается и твоих чувств, пока они «во Христе», и твоей воли и твоей жизни, пока они «во Христе». В нашем теле членов много, но одно тело — «так и Христос» (). «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» (), и один Дух нас ведет к одной Истине. В Своем Богочеловеческом Теле, из которого и в котором существует Церковь, Господь Иисус Христос Крестом объединил всех людей (). В этом вечном Богочеловеческом Теле «дары различны, но Дух один и тот же» (); Дух, Который действует через все святые дары и обитает во всех членах Церкви, объединяя их в один дух и в одно тело:
    «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» ().
«Что это — «одно тело»?» — спрашивает богомудрый Златоуст и отвечает: «Верные со всех концов Вселенной, которые сейчас живут, и которые жили, и которые будут жить. Также и те, которые до пришествия Христова угодили Богу, составляют одно тело. Почему? Потому, что и они познали Христа. Откуда это видно? Сказано:    «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел, и обрадовался» () и еще: «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал обо Мне» (). Действительно, они бы не писали о том, о том не знали бы, что сказать, но так как они Его знали, то они Его и почитали как Единого Истинного Бога, По этой причине они и составляют одно тело. Тело не отделяется от духа, иначе оно не было бы телом. Кроме того, о вещах, которые между собой соединяются и имеют прочную связь, мы обычно говорим: они — как одно тело. Также мы в соединении составляем одно тело под единой главой».


В Церкви все Богочеловеческое: Бог всегда на первом, а человек всегда на втором месте. Без Божественной силы христиане не могут жить Богочеловеческой евангельской жизнью, а тем более не могут совершенствоваться. Для всего того, что Богочеловеческое, человеку нужна помощь Божия. Только облекшись    «силою свыше» (;), Божественной силой Святого Духа, люди могут по-евангельски жить на земле. Поэтому-то Спаситель и открыл на Тайной Вечери великую Божественную истину о Духе Святом как Совершителе и Исполнителе человеческого спасения силой Его Божественной деятельности в Богочеловеческом Теле Церкви (;;). Господь Иисус Христос Духом Святым вселяется в человека, обновляет и освящает его, делает его частью Себя (). Без Духа Святого человеческий дух распадается и превращается в бесчисленное множество несуществующих и мнимо существующих элементов, а жизнь человека превращается в бесчисленное множество смертей. Дух Святой ради Христа и Христом пришел в мир и стал душой Тела Церкви; Он только Христом и ради Христа даруется людям. Это означает: Дух Святой только ради Христа и Христом живет в людях. Где нет Богочеловека Иисуса Христа, там нет и Духа Святого; там нет Бога, ибо там нет Бога в Троице. Как Христос Духом Святым в Церкви, так и Церковь Духом Святым во Христе. Христос — Глава Церкви, Дух Святой — душа Церкви.


Божественной силой Своей Дух Святой соединяет всех верных в одно тело, в Церковь:    «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело... и все напоены одним Духом» (). Он Строитель и Созидатель Церкви, По боговдохновенному изречению святого, «Дух Святой созидает Церковь». Духом Святым мы всматриваемся, включаемся в Церковь, становимся частью ее тела, Им мы воплощаемся в Христовом Богочеловеческом Теле Церкви, становимся Его сопричастниками (). Духом Святым не только начало существовать, но и непрестанно созидается святое Богочеловеческое Соборное Тело Церкви, которое всегда едино и неделимо. Нет сомнения: только Духом Святым мы становимся Христовыми через святые таинства и святые добродетели. Ибо, где Дух Святой, там и Христос, а где Христос, там и Дух Святой. Словом, здесь вся Святая Троица. А все из Нее и в Ней. Доказательство: святое таинство крещения — им человек соединяется со Святой Троицей, чтобы в течение жизни посредством евангельских подвигов полностью стать частью Святой Троицы, то есть чтобы жить от Отца через Сына в Духе Святом. Принимая святое таинство крещения, человек облекается в Господа Иисуса Христа, а через Него — в Святую Троицу.


Став через крещение членом Христовой Церкви, этого вечного Богочеловеческого Тела Христова, христианин начинает исполняться святыми Божественными Богочеловеческими силами, которые его постепенно освящают, преображают, соединяют с Богочеловеком в течение всей его жизни и всей его вечности. В нем непрерывно рождаются и созидаются все новые и новые качества, которые суть Христовы, а что Христово, то всегда ново, ибо то всегда бессмертно и вечно. Вечная радость наша заключается в том, что чудесный Господь Иисус Христос не только Спаситель и Вседержитель, и Промыслитель, но и вечный Творец, а потому — вечный Чудотворец. Поэтому Он и говорит:    «Се, творю все новое» (). А первое Его новое творение в Церкви есть наше крещение, наше новое рождение, наше новое существо (;).


Христианин тем христианин, что святым крещением он стал живой, органической частью Богочеловеческого Тела Церкви, ее членом, объятым и проникнутым Богом со всех сторон, снаружи и изнутри, совоплощенным Ему, Его Божественной полноте. Крещением христиане призваны жить в воплощенном Боге и воплощенным Богом, Господом нашим Иисусом Христом, жить в Церкви и Церковью, ибо она    «тело Его» и «полнота Наполняющего все во всем» (). Христианин призван осуществить в себе вечный план Божий о человеке (). И христиане его осуществляют жизнью во Христе и Христом, жизнью в Церкви и Церковью.


В Богочеловеческом Теле Церкви Дух Святой благодатию святых таинств и святых добродетелей удерживает в единстве всех им крещенных верных, которые составляют тело Церкви В Церкви общение и единство каждого члена Церкви со всеми остальными членами опосредствовано Духом Святым, который всегда един (). Все дары в Церкви, все службы, все служители Церкви: Апостолы, пророки, учителя, епископы, священники, миряне, — составляют одно тело — Тело Церкви. Все нужны каждому, и каждый нужен всем. Всех их связывает в одно соборное Богочеловеческое Тело — Дух Святой, Соединитель и Устроитель Церкви. Верховный закон Богочеловеческой соборности в Церкви: каждый служит всем и все — каждому, каждый член живет и спасается помощью всего Тела Церкви, посредством всех членов Церкви: и земных, и небесных; вся жизнь христиан есть не что иное, как жизнь «со всеми святыми» в Духе Святом и Духом Святым; непрестанное служение, непрерывное богослужение всем сердцем, всей душой, всем умом, всем существом. Дух Святой живет в христианах таким образом, что участвует во всей их жизни: они Им ощущают и себя, и Бога, и мир; они Им мыслят и о Боге, и о мире, и о себе; все, что делают, Им делают: Им молятся, Им любят, Им веруют. Им действуют, Им спасаются, Им освящаются, Им соединяются с Богочеловеком, Им становятся бессмертными (). В действительности, в Богочеловеческом Теле Церкви весь подвиг спасения осуществляется Духом Святым. Он Тот, который нам в Иисусе открывает Господа; Он Тот, который через веру вселяет Господа Иисуса Христа в сердца наши; Он Тот, который посредством святых таинств и святых добродетелей соединяет нас со Христом; Он Тот, который наш дух настолько соединяет со Христом, что мы становимся    «одним духом с Господом» (); Он Тот, который нам по Своему Всемудрому Божественному Промыслу разделяет и раздает божественные дары; Он Тот, который нас утверждает и совершенствует в Своих дарах (); Он Тот, который нас через святые таинства и святые добродетели соединяет со Христом и со Святою Троицею, так что мы становимся Их частью. И еще: Он Тот, Которым в человеческом мире осуществляется все, что Христово, все Божественное домостроительство спасения, ибо Он является душой Богочеловеческого Тела Церкви. В этом и заключается причина того, что и жизнь Церкви как Богочеловеческого Тела Христа началась с сошествия Духа Святого и вовек продолжается Его пребыванием в ней, ибо Церковь является Церковью только Духом Святым. Отсюда и Богочеловеческое благовествование святого и богоносного отца Церкви,: «Где Церковь, там и Дух Божий, а где Дух Божий — там и Церковь, и всякая благодать».
Но при всем этом никогда не нужно забывать того, что все, что мы, христиане, имеем от Духа Святого, а также и самого Духа Святого, — все это совершается ради чудесного и человеколюбивого Спасителя нашего, Сладчайшего Господа Иисуса Христа, ибо «Его же ради и Дух Святый в мир прииде» (Акаф. Сладчайшему Господу Иисусу Христу;;;). Его ради Он и продолжает Его спасительное Богочеловеческое дело в Церкви. Ибо если бы Господь Иисус Христос, воистину «Единый Человеколюбец», не пришел в наш земной мир и не совершил бы великий человеколюбивый подвиг спасения, то и Дух Святой не пришел бы в наш мир.   
С явлением Господа Иисуса Христа в наш земной мир и через Его Богочеловеческое домостроительство спасения все Божественное стало человеческим, земным, нашим, и это есть наше «тело», наша самая непосредственная действительность.    «Слово стало плотью» — человеком (), и этим люди получили самый большой и самый драгоценный дар, который только Бог любви может даровать. Что это — «дар Христов» ()? Все, что Господь Иисус Христос как Богочеловек принес миру и совершил ради мира. А принес Он «полноту Божества», чтобы люди участвовали в ней как в Его даре, жили бы в ней и ею, и исполнили бы себя «всякой полнотой Божества» (;;;). И еще даровал Он людям Духа Святого, чтобы они с помощью Его благодатных сил вселили бы в себя полноту Божества. А все это составляет главный дар Богочеловека Иисуса Христа миру, великий дар — Церковь. И в ней все дары Бога в Троице. Вся эта «благодать дана каждому из нас по мере дара Христова» (). Но от нас зависит, от нашей веры, любви, смиренномудрия и остальных подвигов — насколько мы воспользуемся и примем этот дар и насколько будем в нем жить. По безмерному человеколюбию Своему Господь Иисус Христос всем и каждому оставил всего Себя, все Свои дары, все Свои совершенства, всю Свою Церковь. Насколько человек войдет в Церковь, станет частью Церкви, соединится со Христом и станет Его частью, настолько он имеет часть в Его дарах. А главный Его дар — это жизнь вечная. Потому Апостол и благовествует: «Дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» ().


В Богочеловеческом Теле Церкви присутствует вся благодать Бога в Троице, благодать, которая спасает от греха, смерти и диавола, возрождая, преображая, освящая нас, соединяя нас со Христом и Троическим Божеством. Но каждому из нас дается благодать «по мере дара Христова». А Господь Иисус Христос отмеряет благодать по труду нашему (): по труду в вере, в любви, в милосердии, в молитве, в посте, в бдении, в кротости, в покаянии, в смирении, в терпении и в остальных святых добродетелях и святых таинствах евангельских. Провидя Своим Божественным Всеведением, как кто из нас использует Его благодать и дары, Господь Иисус Христос разделяет Свои дары    «каждому по его силе»: одному дает пять талантов, другому — два, третьему — один (). Однако от нашего личного труда и умножения Божественных даров Христовых зависит наше место в животворящем Богочеловеческом Теле Христовом — Церкви, которая простирается от земли и выше всех небес над небесами, Насколько полнее человек живет полнотой Христовой благодати, настолько больше даров Христовых в нем и настолько обильнее произливаются на него как на причастника Христова Богочеловеческие силы Церкви Христовой, тела Христова, — силы, которые нас очищают от всякого греха, освящают, обожают, соединяют с Богочеловеком. При этом каждый из нас живет во всех и ради всех, поэтому радуется дарам своих братьев, когда они больше его собственных.
Ради осуществления Церковью вечного плана Троического Божества о роде человеческом Господь Иисус Христос дал Церкви и Апостолов, и пророков, и Евангелистов, и пастырей, и учителей (). Он их «дал» Церкви, а им даровал все потребные Богочеловеческие силы, с помощью которых они и являются тем, что есть. Дары различны, но один Господь, Который их дает, и один Дух, Который их соединяет. Апостол тем Апостол, что живет, мыслит и действует Богочеловеческой благодатию апостольства, которую получил от Господа Иисуса Христа; то же самое и Евангелист и пастырь, и учитель тем являются, что первый из них живет, мыслит и действует Богочеловеческой благодатию благовествования, второй — Богочеловеческой благодатию пастырства, а третий — Богочеловеческой благодатию учительства, которую получили от Господа Иисуса Христа (;). Ибо Господь Иисус Христос есть и апостольство Апостола, и пророчество пророка, и святительство святителя, и вера верующих, и любовь любящих. Кто такой Апостол? Служитель Церкви. Что такое апостольство? Служение Церкви. Так это,    «по Божию домостроительству», спасение (). Таково Богочеловеческое домостроительство спасения мира, ибо спасение есть служение Церкви. Покорность Господу Иисусу Христу во всем из любви — вот верховный закон богочеловеческой жизни в Церкви.


Для чего Господь дал святых служителей? — Для дела служения,    «для созидания Тела Христова» (). В чем состоит дело служения? — В созидании Тела Христова, Церкви. В этом святом деле Господь вождями и руководителями поставил исключительно святых людей. А христиане? Все христиане призваны освятить самих себя посредством благодатных сил, которые им даются через святые таинства и святые добродетели.
Как осуществляется «созидание Тела Христова»? Увеличением численности членов Церкви: каждый христианин святым крещением встраивается в Тело Христово, Церковь, становится ее сопричастником (), и так происходит увеличение, рост и созидание Церкви. Боговдохновенный Апостол говорит, что христиане суть    «живые камни», из которых устрояется Дух духовный — Церковь (). Но есть еще и другой путь созидания Тела Христова: он заключается в духовном возрастании, совершенствовании, созидании членов Церкви — причастников Тела Церкви. Над созиданием Тела Церкви трудится каждый член Церкви, неся какой-либо евангельский подвиг. Ибо всякий подвиг встраивается, врастает в Церковь, и так растет ее Тело. Растет оно нашей молитвой, нашей верой, нашей любовью, нашим смирением, нашей кротостью, нашим милосердием, нашим молитвенным состоянием, — растет оно всем тем, что евангельское, что добродетельно, что христолюбиво, что христоподобно, что влечет нас ко Христу. Мы духовно растем Церковью, а тем самым и она растет. Поэтому «все да будет к созиданию» (), к созиданию Церкви Христовой, ибо все мы призваны устрояться в жилище Божие Духом (), Кто суть христиане? «Вы Божие строение» (). Каждым своим благодатным даром, каждой своей добродетелью, каждым своим подвигом христианин «Церковь созидает» (). Все мы возрастаем к небу Церковью, и каждый из нас возрастает всеми, и все — каждым. По<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: