Ретик формация ствола мозга. Симпт пораж.




Ретик форм - комплекс нервн кл-к и волокон, расп в центр части покрышки ствола мозга на всем его протяж. Волокна ретик формации достиг передн отделов зрит бугров.К ретик формации подход многочисл коллатерали от осн восход и нисход путей. Кроме того, ретик формация имеет взаимн связи с гипоталамусом, зрит бугром, образ-ями стриопаллид системы, корой больш полуш (особенно с корой лимбич сист), а также с мозжечком, ядрами ствола мозга и сист задн продольн пучка. От ретик форм отход волокна к сп мозгу (ретикулоспинальные пути).

Структ ретик форм участв в деят-ти дых и сосудодвиг центров продолг мозга, центра взора моста.

Симпт пораж: 1) наруш сна и бодрств; 2) с-м нарколепсии (приступы сонлив); 3) измен мыш тонуса; 4) катаплексия (приступообр гипотония, в некот случ может привести к падению, без потери созн-я); 5) с-м Клейне-Левина («периодич спячка», сочет с булимией); 6) вегетативно-висцеральн расстр-ва.

Наруш ф-ции ретик формации и связи ее с др отделами экстрапир сист объясн измен мыш тонуса при акинетико-ригидн с-ме, децеребрационной ригидности, горметонии.

 

27. Гипоталам. Вегетат НС. Симпатич и парасимп НС. Симпт пораж. Методика исслед.

Гипоталамус — часть промежут мозга. Расп с обеих стор от III ж-ка, под таламусом, между зрит перекрестом и ср мозгом.

Ф-ции: участв в регул теплообм, регул ф сна бодрств, регул деят-ти внутр орг, регул м-ц сосуд стенки, нейротрофич ф-ция, регул всех видов обм в-в, регул ф-цию нейроэндокр сист (все жел внутр секр).

Различают эпиталамич (над), субталамич (под), метаталамич обл (между).

Книзу от зрит бугра расп скопл высокодиффер ядер (32 пары). 3 гр ядер: передн, средн, задн.

- Передн отдел (парасимпатика): паравентрик, супрахиазмальн, латеральн и медиальн супраорбитальные ядра. Пораж: несах диабет (полиурия, гипергликемия)

- Средн отдел (вегет иннерв, симпатика): пораж: ожирение, половой инфантилизм, адипозогенитальн дистрофия (гипоганадизм)

- Задн отдел (симпатика): пораж: пониж темпер тела, литаргия (нарколепсия, повыш сонливость, глубок длит сон, на МРТ показ, что ч-к жив).

Грипп, травмы, инфекция — пораж гипоталам

Симпт пораж: 1) наруш сна и бодрств (пароксизм гиперсомния, перманентная гиперсомния, извращ формулы сна, бессонн); 2) вегетативно-сосуд с-м (пароксизмально возник ваготонич или симпатико-адреналовые кризы); 3) нейроэндокр с-м (в осн плюригландулярная дисф-ция; наруш разн видов обмена, эндокр, нервно-трофич расстр-ва (истонч и сухость кожи, язвы, пролежни, нейродермиты, внутритканн отеки, язвы ЖКТ), измен костей (остеопороз, склерозирование), нервно-мыш наруш (периодич пароксизм паралич, мыш слаб, гипот); 4) с-м Иценко-Кушинга («бычий» тип, ожир, повыш АД); 5) адипозогенит дистроф; 6) с-м Лоренса-Муна-Бидля – врожд аномал разв с выраж дистроф гипоталам обл (ожир, недоразв полов орг, слабоум, задерж роста, прогресс сниж зрен); 7) преждевр полов созрев; 8) задержка полов созрев (у мальч); 9) церебр нанизм (замедл или приостан общ разв, карлик); 10) несах диабет.

Вегет НС

ВНС регулир деят-ть внутр орг, эндо- и экзокр желез, кров и лимф сос, гладк и, отчасти, поперечнополос мускул, а также орг чувств и трофику тк. Автономная НС (ВНС) сост из комплекса н-нов. Особенность - 2хнейронн эфферентный апп.

Анатомич ВНС: центр и перифер отделы. Центр отдел — совок-ть нервн кл-к и волок, залож в гол и сп мозге. К периф отд - пограничн симпатич ствол с узлами, вне- и внутриорг сплетения, отдельн кл-ки и их скопл в нервн стволах и сплет-ях. ВНС сост из 2ух частей: симпат и парасимп, кот отлич и в морфол, и в функц отнош.

С-мы пораж ВНС:

- Пораж узлов пограничн ствола: гиперпатия, каузалгия, расстр-ва потоотдел, пиломоторных, рефл-сов, истонч-е, сухость и трофич расстр-ва кожи,

гиперкератоз.

- Пораж крылонебн узла: приступообразн боли в обл корня носа, иррад в гл ябл,

 

слух проход, затыл обл, шею. Наблюд слезотеч, слюнотеч, гиперсекр и гиперем слиз обол нос пол-ти, гиперем склеры.

 

- Пораж ушн узла: боли, локализ кпереди от ушн раков, наруш слюноотд,

иногда герпетич высып.

 

- Пораж нервн сплет: вегетат расстр-ва вследств пораж вегетат волок, вход

в сост нервов. В зоне иннерв соответств нервов - вазомоторн, трофич, секреторн, пиломоторные расстр-ва.

 

- Пораж бок рогов сп мозга

: вазомоторн, трофич, секреторн, пиломоторн

расстр-ва в зоне вегет сегментарн иннерв.

 

- С-мы

пораж гипоталамуса. См. Выше.

Исслед ВНС:

1) Исслед регул тонуса сосудов и серд деят-ти. Возбужд симп НС — суж сосудов, парасимп — расш сос.

- Глазосердечный рефл-с: надавл в теч 20-30 сек на переднебок пов-ти гл ябл. В № пульс замедл на 8-10 в мин. При повыш тонуса симп сист-пульс без измен или учащ, а при парасимп — пульс замедл более чем на 10 в мин.

- Солярный рефл-с: надавл на солн сплет в теч 20-30 сек-сниж АД и замедл пульса на 4-12 в мин.

- Клиностатич проба: при переходе из вертик в гориз полож в № пульс замедл на 10-12 в мин.

- Ортостатич проба: из гориз полож в вертик, в № пульс учащ на 10-12 в мин.

- Фармакол пробы (во взросл практике): р-ция на введ атропина, адреналина.

- Исслед дермографизм: штрих раздраж кожи тупым предм (бел цвет-повыш симпат, красн - парасимп)

2) Регул секреторн деят-ти желёз

3) Терморегул

4) регул обменн проц, ф-ций эндокр сист

5) иннерв гладк мускул

6) адаптационно-трофич влиян на рецепторн и синаптич аппараты

 

28 Лобная доля. Височная доля. Симптомы поражения. Методика исследования.

Лобная доля.

Лобная доля отдел от теменной центр бороздой, от ви­сочной - латер (сильвиевой) бороздой. На наружной пов-­ти лобной доли различают 4 извилины: вертикал (прецентр.) и 3 горизонтальных (верхнюю, среднюю и нижнюю). На нижней (базальной) пов-ти лобных долей различ прямую и орбитальную извилину, котор. образованы обонят и орбитал. бороздами. В глубине обонят. борозды лежат обонятельная луковица и обонятельный тракт. Лобная доля человека составляет 25-28% площади коры.

Центры лобной доли и их поражение:

1. двигательная зона- область прецентральной извилины, в верхней ее трети расположены нейроны, иннервирующие ногу, в средней — руку, в нижней — лицо, язык, гортань и глотку. В случае раздражения этой области может возникнуть судоро­га в изолированной группе мышц (в руке, ноге, ли­це) — Джексоновская эпилепсия, которая затем может перейти в общий судорожный припадок. При сдавлении или разрушении участков прецентральной изви­лины появляются парезы или параличи конечностей противоположной стороны по типу монопареза или моноплегии .поля 6,4,6А

2. центр сочетанного поворота головы и глаз - в средней лобной извилине; двусторонний, осуществляет поворот в противоположную сторону. При раздражении его возникает судорога, начина­ющаяся с поворота головы и глаз в противоположную сторону, судорога может перейти в общий судорож­ный припадок. Если же этот центр сдавливается или разрушается, то возникает парез или паралич взора и больной не может совершить сочетанный поворот головы и глаз в сторону, противополож­ную поражению. При этом голова и глаза повернуты в сторону очага поражения поля 8,9

3. центр моторной речи (центр Брока)- в заднем отделе нижней лобной извилины (у правши слева, у левши справа). При поражении его возникает моторная афазия (нарушение устной речи), которая может сочетаться с аграфией (расстройство письма). Такой больной не способен говорить, но понимает об­ращенную к нему речь. При частичной моторной афа­зии больной говорит с трудом, произнося отдельные слова или предложения. При этом он допускает ошиб­ки— «аграмматизмы», которые замечает. В ряде слу­чаев его речь приобретает «телеграфный стиль», ли­шаясь глаголов, связок. Иногда больной способен только повторять одно слово или предложение (рече­вой эмбол). поле44

4. центр письма (графии) - в задних от­делах средней лобной извилины. При его поражении расстраивается письмо (аграфия). поле 6

Ф-ции: 2) анализатор кинестетических раздраж 4) начало лобно-мозжечкового пути (задние отделы верхней лобной извилины) – координация движения, прямохождение, равновесие; 6 ) Музыкальный моторный центр поле45;

Симптомы поражения:

Передняя центральная извилина - 1) моноплегия; 2) гемиплегия; 3) поражение VII и XII пар черепных нервов по центральному типу; 4) фокальные судорожные припадки (джексоновская эпилепсия).

Задний отдел средней лобной извилины (корковый центр взора) – 1) парез или паралич взора (невозможность сочетанного поворота глазн яблок в сторону противопол очагу); 2) адверсивные судорож припадки, начин-ся с поворота глаз и головы в сторону противопол. очагу; 3) моторная афазия + аграфия; 4) контрлатеральная гемиатаксия; 5) хватательные рефлексы; 6) симптомы орального автоматизма; 7) «лобная психика» (неряшливость, плоские шутки, эйфория, отсутствие критики к своему состоянию, абулия).

Поражение основания лобной доли: 1) синдром Фостера-Кеннеди (атрофия соска зрительного нерва на стороне очага, на противоположной – застой на глазном дне).

Височная доля отделена от лобной и теменной долей сильвиевой бороздой. На наружной пов-ти разл верхнюю, среднюю и нижнюю височные извилины. Ф-ция доли: восприятие слуховых, вкусовых, обонятельных ощущений, анализ и синтез речевых звуков, мех-мы памяти. В глубине сильвиевой борозды расположена закрытая долька, или островок. Островок прикрыт участками лобной, теменной и височной долей, кот сост покрышку. От при­мыкающих соседних отделов островок отделен круговой бороздой остро­вка. Поверхн островка разделена на две части (переднюю и заднюю) продольной центр бороздой островка. Функция островка связана с восприятием вкуса.

Центр слухового анализатора распол в средней части верхней височной извилины, на пов-ти, обращенной к островку (извилина Гешля). Эти образов обес­печ проекцию улитки, хранение и распознавание слуховых образов. поле 41,42,52
Центр вестибулярного анализатора распол-ся в нижних отделах наружной пов-ти височной доли, наход в тесной связи с нижне-базальными отделами ви­сочных долей, дающими начало затылочно-височному корково-мосто-мозжечковому пути. Поля20,21

Центр обонятельного анализатора наход в в крючке и аммоновом роге и обеспечивает проекционную функцию, хранение и распозна­в обонятельных образов. поле 11А

Центр вкусового анализатора - в крючке и аммоновом роге, + в самом нижнем отделе задней центральной извилины, в островке. Центр обеспечивает проекционную ф-цию, хранение и распознавание вку­совых образов. Поле 43
Акустико-гностический сенсорный центр речи (центр Вернике) ло­кализуется в задних отделах верхней височной извилины слева, в глуби­не латеральной борозды - обеспечи­вает распознав. и хранение звуковых образов устной речи (своей и чужой). Рядом сцентром Вернике - центр, обеспечив распознав музыкал звуков, мелодий. Поле 42, 22,47

Симптомы поражения: 1) вестибулярно-корковые головокружения; 2) контрлатеральная атаксия; 3) судорожные припадки со слуховыми, обонятельными, вкусовыми аурами; 4) нарушение памяти; 5) слуховая агнозия; 6) обонятельные, слуховые, вкусовые галлюцинации; 7) гиперсексуальность, булимия, агрессивность.

 

29. Теменная доля. Затылочная доля. Симптомы поражения. Методика исследования.

Теменная доля. Теменная доля отделена от лобной централ борозд, от ви­сочной - сильвиевой бороздой, от затылочной - воображ линией от верхнего края теменно-затылочной борозды до нижнего края полуша­рия. В теменной доле на наружной пов-ти различ вертикал постцентрал извилину и 2 горизонт дольки – верхнее-те­менную и нижне-теменную. Часть нижней теменной дольки, расположена над зад­ним отделом сильвиевой борозды, назыв надкраевой (супрамаргинальной) извилиной, а часть, окруж восход отросток верх­н височной борозды - угловой (ангулярной) извилиной. Ф-ции: 1) центр кожного анализатора (задняя централ извилина, кора верхней теменной области); в задней центральной извилине – тактильная, болевая, температурная чувствительность противоположной стороны тела; в верхних отделах – нога, в нижних – рука); 2) центр стереогнозиса(способность узнавать предметы путем их ощупывания.); 3) центр узнавания собственного тела, пропорций, взаимоположения частей тела; 4) центр праксиса(способн к выполн целенаправл двигател актов) (нижняя теменная долька слева); 5) центр анализатора интероцептивных импульсов внутренних органов и сосудов.

Симптомы поражения: Поражение задней центральной извилины поле 1,2,3 - 1) моноанестезии; 2) гемианестезии; 3) сенсорные джексоновские припадки: онемение, покалывание, жжение; 4) парестезии на противоположной стороне. Поражение центра гнозисаполе7,40,39: 1) астереогноз(невозм опознания - знаком предм при их ощупывании при закр глазах.) 2) нарушение схемы тела; 3) анозогнози(отсут знания о собств болезни при общей хорошей ориентации)

Центр праксиса: апраксия + алексия, акалькулия. Поля 40,39

Затылочная доля. Затылочная доля заним задние отделы полушарий. На наруж­ной пов-ти затылочная доля не имеет четких границ, отдел ее от темен и височ долей. На внутрен пов-ти полуша­рия теменную долю от затыл отграничивает теменно-затылочная борозда. Борозды и извилины наружн пов-ти затыл доли непостоянны и имеют вариабел топограф. Внутренняя пов-ть затыл доли раздел горизонтал шпорная борозда на клиновидную (треугольной формы долька затылочной доли) и язычную извилину. Ф-ция затыл доли связана с восприятием и переработкой зрител информ. На ме­диал пов-ти полушар распол участки коры, входя­щие в комплекс образов, относящ к 2 тесно связан между собой функцион системам – обонятельному мозгу и лимбической системе. Обонятельный мозг состоит из 2 отделов – перифер (обонятельный нерв, обонятельная луковица, первичные обонятельные центры) и централ (извилина гиппокампа, зубчатую и сводча­тую извилины). Периферический отдел обонятел анализ-ра связан с корко­выми областями обоих полушарий. Обонят мозг явл одной из важнейших составных частей лимбической системы, объединяющей, подкорковые струк­туры - хвостатое ядро, скорлупу, миндалевидное тело, таламус, гипота­ламус, многочисленные пути, связывающие эти образования между собой. Лимбическая система находится в тесной функциональной связи с РФ (лимбико-ретикулярный комплекс). Центр зрительного анализатора располагается в затылочной доле. Поле 17 явл-ся проекционной зри­тельной зоной, поля 18 и 19 обеспечивают хранение и распознавание зрительных образов, зрительную ориентацию в непривычной обстановке. На границе височной, затылочной и теменной долей располагается центр анализатора письменной речи поле39, который тесно связан с центром Вернике височной доли, с центром зрительного анализатора затылочной доли, и с центрами теменной доли. Центр чтения обес­печивает распознавание и хранение образов письменной речи.

Симптомы поражения: 1) контрлатеральная гомонимная гемианопсия; 2) метаморфопсия; 3) макро- и микропсия; 4) зрительные галлюцинации; 5) зрительная агнозия; 6) снижение зрительной памяти; 7) контрлатеральная атаксия (затылочно-мосто-мозжечковый путь).

 

30. Праксис и его нарушения. Методы исследования праксиса.

Праксис - способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану в обучении и при выполнении важна речевая сигнализация. Апраксия – утрата навыков. Возникает при поражении теменно-височно-затылачной области доминантного полушария (страдают обе половины тела). При поражении субдоминантного полушария и мозолистого тела - одна сторона (у правшей – левая). Моторная апраксия – больной понимает задание, но не может его выполнить, не повторяет движения. Идеаторная апраксия - не выполняет действия с реальными предметами, подражание сохранено. Автоматические действия. Конструктивная апраксия – выполняет действия по подражанию или устному приказу, но не создает качественно новый двигательный акт, не складывает целое из частей. Для исследования предлагают ряд заданий (присесть, погрозить пальцем, причесаться), задания с воображаемыми предметами (как едят, как звонят по телефону), оценивают подражание, конструирование. Для исследования гнозиса и праксиса – психологические методики: доски Сегена с углублениями разной формы, куда нужно вложить фигуры определенной формы. Методика Косса: кубики разной окраски, из них надо сложить узор по картинке. Куб Линка: нужно из 27 разных по окраске кубиков сложить куб так, чтобы все его стороны были одинакового цвета.

 

31. Гнозис и его нарушения. Методы исследования гнозиса.

Гнозис – узнавание. Складывается из анализа и синтеза потоков сенсорных импульсов и откладывается в системах памяти. Гнозис – процесс непрерывного обновления, уточнения, конкретизации образа, хранимого в памяти, под влиянием повторного сопоставления его с принимаемой информацией. Тотальная агнозия –полная дезориентировка. Зрительные агнозии – при поражении затылочных отделов коры. Видит предмет, но не узнает его. Может быть пространственная дезориентировка, нарушаться зрительная память. Неузнавание букв, цифр, невозможность чтения. предметная не узнает знакомые предметы, портретная не узнает знакомые лица, аперциптивная не узнает части предмета, но может определить целый образ, симультанная узнает предметы, но не может сопоставить. Для исследования зрительного гнозиса используют набор предметов (определить, описать внешний вид, сравнить). Набор картинок цветных, однотонных, контурных. Узнавание сюжетов. Попутно проверяют зрительную память. Слуховые агнозии: возник. при поражении височной доли в области извилины Гешля. Не может узнавать знакомые ранее звуки. Нарушения узнавания музыкальных мелодий – амузия. Сенситивные агнозии(:сложные виды чувствительности)нарушение узнавания тактильных, болевых, температурных, проприоцептивных образов или их сочетаний. При поражении теменной области. Вкусовые и обонятельные агнозии: редко, узнавание запахов связано с опытом человека.

 

32. Афазии. Методы исследования речи.

Афазия – полная или частичная утрата речи, связанная с нарушением уже сформированных центров речи.

Различают моторную, сенсорную, тотальную и семантическую афазии.

Сенсорная афазия (афазия Вернике), или словесная «глухота», возникает при поражении левой височной области (средние и задние отделы верхней височной извилины), выделяет две формы сенсорной афазии: акустико-гностическую и акустико-мнестическую.

Основу дефекта при акустико-гностической форме составляет нарушение слухового гнозиса. Больной не дифференцирует на слух сходные по звучанию фонемы при отсутствии глухоты, в результате чего искажается и нарушается понимание смысла отдельных слов и предложений. Также нарушен контрольза собственной речью. Наблюдается логорея (повышенная речевая активность), парафазии (искажение слов), алексия (нарушение письма), аграфия.

При акустико-мнестической афазии поражается кора средних отделов девой височной области. Основу дефекта составляют нарушения памяти. Больной забывает название предметов амнестическая афазая (заменяет - вербальные парафазии). Грамматическая структура фраз остается правильной, однако трудности речи связаны с подбором нужных слов. Подобные расстройства наблюдаются и в письменной речи, хотя и устную, и письменную речь больной хорошо понимает.

Семантическая афазия обусловлена поражением височно-теменно-затылочной области левого полушария. Основным признаком семантической афазии являются затруднения в понимании сложных логико-грамматических конструкций, особенно таких, которые выражают пространственные отношения. Не различает сходных по звучанию, смыслу слов, переносных понятий При семантической афазии отмечается забывание слов. Однако в отличие от акустико-мнестического варианта сенсорной афазии подсказка первого звука или слога помогает больным воспроизвести все слово.

Моторная афазия (афазия Брока, речевая апраксия) возникает при поражении задней части нижней лобной извилины, что соответствует смежным центрам передней центральной извилины для движений гортани, губ и языка, при посредстве которых совершается артикуляция. Моторная афазия в большинстве случаев характеризуется сочетанным нарушением разговорной речи и письменной речи (аграфия). Больной понимает речь, но не может говорить, он утратил «память приемов произношения». В тяжелых речь выражена в виде бессмысленных звукосочетаний речевые остатки»). В более легких случаях у больного сохраняются только некоторые слова, из которых он строит простые предложения. Предложения очень однообразны. В них преобладают имена существительные и инфинитивные формы глаголов («телеграфный стиль»). Литеральная парафазия, аграмматизмы. В письменной речи особенно страдает письмо под диктовку, написание сложных фраз, также наблюдаются аграмматизмы, литеральная параграфия, вербальные параграфии. Речевой эмбол говорит одно слово.

Тотальная афазия-при обширных поврежд доминант полушар гол мозга. Больной лишается способности употреблять и понимать слова в связи с поражением как сенсорного так и моторного центра речи

Методы исслед:

Устная речь. 1) Импрессивная (сенсорная) речь: понимание смысла слысла прола простых и сложных предложений, сложных инструкций, исследование фонематического слуха.

2) Исследование экспрессивной (моторной) речи:

-артикуляция и отраженная речь (повторяет отдельные буквы, слоги, слова, которые подбирают в соответствии с возрастом. Даются трудные для произношения слова со многими согласными, а также сложные в смысловом отношении: «кораблекрушение», «воздухоплавание», «землетрясение». Затем предлагают повторять короткие и длинные фразы, например: «На траве дрова», «Тридцать три богатыря». При этом устанавливают, в какой мере больному удается повторение букв, слогов, слов, предложений).

-Автоматическая речь. (считает от 1 до 10 в прямом и обратном порядке; перечисляет дни, недели, месяцы, времена года, декламирует стихотворения.)

-Называние предметов. (обозначающая функция речи)

-Разговоpная речь. Обследуемый отвечает на вопросы, рассказывает о событиях в семье, школе и др. При этом определяют словарный запас, грамматический строй речи, структуру слов.

 

33. Нормативы развития речи у детей. Формы нарушений речевого развития. Оценка развития устной речи, чтения, письма.

В 8 месяцев -лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: «ба-ба», «да-да», «па-па» и т.п.

В 9 месяцев ребёнок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в "ладушки".

В 10 месяцев использует в общении как минимум 1-2 "лепетных слова" (типа «ляля», «баба», «дядя»), понятных в конкретной ситуации.

В 11 месяцев использует уже как минимум три "лепетных слова", понятных в конкретной ситуации.

В 1 год ребёнок употребляет уже 3-4 "лепетных слова", понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами.

В 1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 4 - 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

В 1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

Ближе к 2 годам показывает три части тела. Использует фразу из двух слов: "мама, ди!" - "мама, иди!", "дай ляля" - "дай куклу". Словарный запас 20 слов. В 2 года ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), правильно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает «свистящие звуки («с», «з», «ц»), шипящие («ш», «ж», «ч», «щ»), а сонорные («р», «л») он обычно пропускает или заменяет.

В 3 года словарный запас 250-700 слов, дети использует предложения из пяти-восьми слов, овладев множественным числом, существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы: «потому что», «если», «когда». Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без них, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

В осуществлении функции речи участвуют зрительный, слуховой, двигательный, кинестетический анализаторы.

Корковое нарушение моторной речи является речевой апраксией, сенсорной речи —речевой агнозией.

Речевые расстройства в детском возрасте в зависимости от причин их возникновения:

I. Речевые нар, связанные с органическим пораж ЦНС. В зависимости от уровня поражения речевой системы они делятся на:

1) афазии—распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон (ранее говорил);

2) алалии—системное недоразвитие речи вследствие поражений корковых речевых зон в доречевом периоде;

3) дизартрии—нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. Анартрия.

II. Речевые нарушения, связанные с функцион изменен ЦНС:

1) заикание;

2) мутизм (немота) и сурдомутизм.

III. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии - фонетически неправильное произнесение, ринолалия).

IV. Задержки речевого развития различного генеза. (при недоношенности, соматической ослабленности, педагогической запущенности и т. д.).

Алалия— системное недоразвитие речи, возникающее в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде. Алалия отмечается только в детском возрасте при раннем поражении мозга в возрасте до 2—3 лет. Алалии, как и афазии, делятся на моторные и сенсорные.

При исследовании речевой функции отдельно анализируют устную речь, письмо, чтение (у более старших детей).

Устная речь. 1) Импрессивная (сенсорная) речь: понимание смысла слысла прола простых и сложных предложений, сложных инструкций, исследование фонематического слуха.

2) Исследование экспрессивной (моторной) речи:

-артикуляция и отраженная речь (повторяет отдельные буквы, слоги, слова, которые подбирают в соответствии с возрастом. Даются трудные для произношения слова со многими согласными, а также сложные в смысловом отношении: «кораблекрушение», «воздухоплавание», «землетрясение». Затем предлагают повторять короткие и длинные фразы, например: «На траве дрова», «Тридцать три богатыря». При этом устанавливают, в какой мере больному удается повторение букв, слогов, слов, предложений).

-Автоматическая речь. (считает от 1 до 10 в прямом и обратном порядке; перечисляет дни, недели, месяцы, времена года, декламирует стихотворения.)

-Называние предметов. (обозначающая функция речи)

-Разговоpная речь. Обследуемый отвечает на вопросы, рассказывает о событиях в семье, школе и др. При этом определяют словарный запас, грамматический строй речи, структуру слов.

Письмо. Обследуемый списывает буквы, слова, фразы, пишет под диктовку буквы, слова фразы, целые предложения. Рядовое письмо (определяют наличие параграфий.) Написание названий предметов (определяют дефект слов как устной, так и письменной речи). Записи ответов на вопросы..

Чтение. Обследуемый читает вслух буквы, слоги, слова, фразы. При этом определяют темп и характер чтения. Проверяют понимание прочитанного. Обследуемый выполняет задание согласно письменной инструкции.

 

34. Менингеальные симптомы у детей. Методика исследования. Заболевания, сопровождающиеся менингеальными симптомами.

Симптомокомплекс, обусловл пораж мягкой и паутинной обол, вслед повышения внутричерепн давл, воспалит или токсич поражения, субарахноидального кровоизлияния. Раздражение рецепторов сосудов оболочек, хориоидальных сплетений, чувствит окончаний тройничного нерва, блуждающего, симпатических волокон. Головная боль, тошнота, рвота, общая гиперстезия, специфич менингеальная поза, ригидность затылочных мышц, симптомы Кернига, Брудзинского, подвешивания Лесажа, скуловой симптом Беахтерева. Менингеальная поза – запрокинутая голова, вытянутое туловище, ладьевидный втянутый живот, прижатые к груди руки, подтянутые к животу ноги (рефлекторное тоническое сокращение мышц). Ригидность затылочных мышц – сопротивление при попытке пригнуть голову к груди. Симптом Кернига – невозможность разогнуть ногу в коленном суставе, предварительно согнутую под прямым углом в коленном и тазобедренном суставах. Верхний симптом Брудзинского – сгибание ног в коленных суставах в ответ на попытку привести голову к груди. Скуловой симптом Брудзинского – та же реакция в ответ на постукивание по скуловой дуге. Щечный симптом Брудзинского – при надавливании на щеку у больного поднимаются плечи и сгибаются предплечья. Лобковый симптом Брудзинского – сгибание ног в коленных суставах при надавливании на лонное сочленение. Нижний симптом Брудзинского – одновременно с симптомом Кернига – при попытке разогнуть ногу в коленном суставе вторая нога сгибается и приводится к животу. Симптом Гиллена – то же при сдавливании четырехглавой мышцы. Ранний возраст – симптом подвешивания Лесажа – поднятый за подмышки, ребенок подтягивает ноги к животу и сохраняет их в подтянутом положении. Напряжение или выбухание большого родничка – сопутствующее менингиту повышение внутричерепн. давления. Симптом Бехтерева: при перкуссии скуловой дуги усиливается головная боль и непроизвольная Болевая гримаса на соответствующей половине лица. Симптом треножника – поза: ребенок сидит, опираясь на руки позади ягодиц. Симптом Фанкони – невозможность вставать при разогнутых и фиксированных коленных суставах. Симптом «поцелуя в колено» - невозможно прикоснуться лицом к колену. Симптом Мейтуса – при фиксации коленных суставов ребенок не может сесть в постели, спина и разогнутые ноги образуют тупой угол. Наиболее часто наблюдается сочетание гол. боли, рвоты, гиперестезии с регидностью затылочных мышц, с симптомами Кернига, Брудзинского.

Заболевания, сопровождающиеся менингеальными симптомами: ЧМТ, менингит, инсульт, энцефалит, грипп.

 

35. Коматозные состояния. Методика исследования больных в коматозном состоянии.

Кома - степень торможения ЦНС, хар-ся глубокой потерей сознания, отсут рефлексов на внешние раздражители и расстр регул жизненно важных ф-ций орг-ма. Выяснение анамнеза - для выявл следов возможных травм, запаха алкоголя, состояния кожных покровов, костно–суставного аппарата, мышечной системы, внутренних органов, неврологический статус. Клин исслед только при наличии проходимости верхних дыхат путей, если проходимости нет, то - восстановить. Уровень сознанияШкала ком глазго(речь, движения, открывание глаз) - - использ различных стимулов (зрительных, тактильных, словесных, болевых). Наличие спонтанных движений и положения. Спонтанные целесообразные движ свидет о сохранности путей, идущих через ствол мозга. Шкала Глазго: спонтанное открыв глаз – 4 балла, открыв на словесные стимулы – 3, на болевые стимулы – 2, отсут реакций на любые стимулы – 1. Словесный ответ - от 5 до 1: двигат ответ непарализованной стороны – нормальный (выполнение всех команд) – 5 баллов, до 1 балла - отсутствие двигат активности на все виды раздражения. Отмечается характер ответных движений больного (адекватное движение – сохранность проводников, идущих от коры больших полушарий через внутрен капсулу, ствол, спинной мозг; при асимметрии – поражение кортико-спинального пути). Характер дых рас-в: дыхание Чейна-Стокса (периодическое, гиперпноэ, апноэ) при двусторонних глубоких полушарных поражениях, сочетанной дисфункции коры и ствола, при метаболических нарушениях. Централ нейрогенная гипервентиляция – регулярное, глубокое, машинообразное дыхание, наблюд при пораж покрышки мозгового ствола между нижней частью среднего мозга и средней третью моста ГМ, диффузное поражение коры больших полушарий или дисфункция стволовых структур. Нарушение КОС, метаболический ацидоз. Апноэтическое дыхание (удлиненный вдох, сопровождаемый остановкой на выдохе) – поражение моста. Атактическое дыхание (нерегулярное, беспорядочное) и кластерное дыхание (с нерегулярными паузами между несколькими дыхательными движениями) – симптом дисфункции верхней части продолг мозга. Исследование зрачков: величина, симметричность, реакция на свет. Реакция на свет сохранена при метаболических комах (искл-е токсические, лекарственные). Одностороннее расширение зрачка – аневризмы задней соединительной артерии и влияние на глазодвигательный нерв или сдавления ножки мозга полушарной опухолью или гематомой. Исследование положения и движения глазных яблок: содружественное спонтанные движения - сохранность мозг ствола. Диссоциированные движения глаз – дисфункция ствола. Односторонний или двусторонний паралич отведения глаз кнаружи – повышенное ВЧД (массивный очаг в больших полушариях). Мостовое нарушение – глаза смотрят на парализованные конечности. Поворот глаз в противоположную сторону при эпиприпадке. Отсутствие движений при сохраненной реакции на свет – диффузное поражение коры больших полушарий и ствола мозга (метаболические комы). Поворот глаз книзу – поражение таламуса, дисфункция коры больших полушарий и ствола. Нистагм - поражение ствола и мозжечка, сосудистые, инфекционные процессы, опухоли, интоксикации. Двигательно–рефлекторная сфера: снижение мыш тонуса парализованных конечн в острой стадии инсульта, симптом ротированной стопы. На стороне парализован конечностей не полностью сомкнуты веки, сглаженность носогубной складки, опущение угла рта, язык во рту отклоняется в ту же сторону. Асимметрия движений в конечностях. Руки в положении сгибания и аддукции, ноги разогнуты, мышечный тонус конечностей резко повышен – декортикационная ригидность. Опистонус, разгибание рук и ног с внутренней ротацией рук и подошвенной флексией стоп – децеребрационная ригидность. Исследования: КТ, МРТ, ЭЭГ, Б\Х крови, иногда – цереброспинальной жидкости. Развитие комы быстрое (инсульт, эпилепсия, ЧМТ) или медленное (опухоли, метаболические комы).

 

36. Кровоснабжение головного мозга. Симптомы нарушений кровоснабжения в системе внутренней сонной артерии, бассейнах передней мозговой, средней мозговой артерий.

Обеспечивается 2 –мя артер сис-мами: каротидной и вертебральной.

Каротидн: общ сонн арт (2) — внутр и нар сонн — внутр на передн и средн мозговая.

Вертебральн: позв арт — общ сонн арт — задн мозг арт (затыл доли) (с-м Захарченко — пораж задн нижн мозжечк арт)

Связь 2-х арт сис-м осущ благодаря налич артер круга большого мозга (виллизиева круга ). Вертебр арт - Базилярная артерия - 2 задние мозг артерии, кот анастамоз с внутр сон арт с пом з



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: